Скачать 472.77 Kb.
|
Управление образования Администрации города Губкинского Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Губкинский»
Рабочая программапо искусству для 9 класса 1час в неделю (всего 35 часов) Составитель: учитель МБОУ «СОШ №5» изобразительного искусства Цыганова Розалия Кафиевна 2013 – 2014 уч. год I. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год. В соответствии учебным планом в 9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Программа состоит из пяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин ), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. ). Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих и музыкальных способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отмеченное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается пред школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Задачи программы:
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве. Отличительные особенности программы Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Художественный материал, рекомендованный программой, подчинен принципу концентричности и дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла. На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них. Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». Наряду с уроком в учебном процессе активно используются внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, культурные центры, в театры, кино, концертные залы. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися имеют информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы; Формы контроля знаний, умений, навыков. Программой предусмотрено проведение контроля знаний, умений, навыков (текущего, итогового): Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Рабочая программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика). II.Учебно тематическое планирование.
III . Требования к уровню достижений обучающихся В результате изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» ученик должен знать: - специфику музыки как вида искусства; - значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества; - возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; - основные жанры народной и профессиональной музыки; - богатство музыкальных образов и способов их развития; освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа; - знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства; - устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры. - основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объём, ритм, композиция); - выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; - наиболее крупные художественные музеи России и мира; - значение изобразительного искусства в художественной культуре. уметь - эмоционально-образно воспринимать и характеризовать произведения искусства; узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов; - выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний; - различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; - устанавливать взаимосвязь между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; - применять художественные материалы и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности; - анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, композиция); - ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; использовать nриобретённые знания и умения в nрактической деятельности и повседневной жизни для: - восприятия и оценки произведений искусств; самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера). Размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; - музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время; выражения своих личных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий. IV. Содержание программы |