«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы»





Скачать 115.19 Kb.
Название«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы»
Дата публикации08.10.2014
Размер115.19 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Центр интеллектуального развития «Академия таланта»

Регистрационный бланк для взрослых-участников Всероссийских дистанционных конкурсов

Заполняется отдельный Регистрационный бланк на каждого участника конкурса

Обобщение опыта учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №44»

г .Воркуты Варнавиной Антонины Васильевны по теме:

« Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы».

Так писем не ждут,

так ждут- письма.

Тряпичный лоскут,

Вокруг тесьма из клея.

Внутри словцо.

И счастье-

И это все.

М.И. Цветаева.

Во все времена письма в жизни человека занимали важное место. Владение языком предполагает умение писать письма. Но в наше бурное , сумасшедшее время эпистолярный жанр умирает. Это грустно, не только из-за того, что мы лишаемся литературно-художественных, публицистических свидетельств нашей эпохи, но и просто не умеем общаться между собой. А ведь человеческое общение- это величайшая ценность.

Дошедшие до нас эпистолярные теории говорят о том, что составление писем подчинялось четким стилистическим нормам, разработанным риторикой, и принадлежало к области словесного искусства. Грамматик Артемон назвал письма «половиной диалога» и говорил, что они должны иметь стилистическое сходство с диалогом. Причем учитывалось отличие письма как формы письменной речи от речи разговорной. Письмо связано с определенной ситуацией. Причем учитывалось отличие письма как формы письменной речи от речи разговорной. Большое внимание уделялось прагматической направленности письма, его ориентации на адресата:

«Пусть письмо не будет шутливым, если оно пишется лицу вышестоящему, грубым- ему равному, надменным-если подчиненному, неряшливо написанным- если ученому, невнимательно составленным-если неученому, пусть не будет оно составлено из избитых выражений, если пишется близкому человеку, если не менее близкому, то пусть не будет недружелюбным».

У древних было заведено писать собственноручно тем, кто нам особенно дорог или делать пространную надпись… Приятно добавлять к письму что-либо по-гречески, если это к месту и не очень часто. Весьма удачно вставить какую-либо пословицу, стишок или часть стишка…

Классификация писем зависит от их содержания. В античном письмовнике, приписываемом Деметрию Фалерскому, выделяется 21 вид писем и приводятся образцы каждого вида писем.

В 18-19 веках тоже существовали письмовники, которые представляют собой рекомендации по составлению писем. В письмовниках 1798 года выделялись следующие виды писем: письма просительные, жалобы, одобрительные, дружеские, увещевательные, нравоучительные, купеческие и вообще деловые, поздравительные, контракты, расписки, свидетельства и другие. Почти все названия писем имели свои разновидности. Например, поздравительные имели следующие разновидности: поздравление по поводу женитьбы, поздравления с праздником, по случаю получения чина, продвижение по службе и так далее. Письмовник имел следующие главы: «Слог», «Чистота», «Внятность речи», »Краткость», «Форма писем», «Благопристойность».

Важное внимание уделялось оформлению письма. Надлежит писать письма свои опрятно, без всякой подчистки, на тонкой бумаге; написание в письме так, как поступки в речах. Не должно, чтоб оно досадило глазам читателя, но было б красно, чтоб охотно можно его рассматривать.

Русская культура располагает большим эпистолярным наследием, которое помогает проникнуть в мир общения различных эпох. Изучение этого наследия обусловлено его не переходящим культурно- историческим и языковым значением. Но в лингвистике письмо недостаточно изучено, хотя в настоящее время оно уходит, к сожалению, из нашей жизни., его заменяют часто другие современные средства общения. В литературе тоже мало работ, посвященных эпистолярному жанру. Художественная литература «оглядывается» на бытовое письмо, то вводя его в текст литературного произведения, то воспроизводя его структуру в сочинениях различных жанров и форм.

Искусству время от времени свойственно вспоминать о своих первоистоках. А в словесном искусстве бытовое письмо было прямым предком далеко разошедшихся жанров: эпистолярного романа и литературного манифеста, газетного фельетона и стихотворного послания.

Литературное письмо обособлялось от своего бытового двойника постепенно, вводя то вымышленного адресата, то маску адресатов.

Да и в бытовом письме, стремившемся стать литературным, эти ритуальные черты корреспонденции становятся предметом пародирования: « Умирающий, но еще не умерший Карамзин, хотя еще и слабый, как тень, сердечно желает…» (А.К.Толстой- А.М. Жемчужникову).

Современная литература часто возвращается к форме подлинного бытового письма, с его конкретностью адресации и авторства, минуя традицию литературного письма.

В древнегреческом риторическом сочинении «О слоге» говорится:

-Нужно знать, что для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи. Однако в последующие эпохи «философские письма» и письма к ученому соседу «никого не удивили». Письмо представляло собой запасы тематической и стилевой свободы «болтовни». Эту открытость разным жанрам бытовое письмо передало своим литературным потомкам. Русский эстетик начала 19 века П.Е. Георгиевский разъяснял: « Под желанием подразумевается философское или литературное письмо в стихах. Содержанием его бывает изображение различных чувственных мыслей, а иногда и описание происшествий вообще все, что входит в состав обыкновенных писем. Каждый род стихотворений имеет особенное свойство: ода - торжественность, песня- нежность, басня- простота, сатира-колкость, элегия-уныние и т.д.

В одном только послании (эпистоле) многие ряды смешиваются вместе: ибо оно может быть страстным и поучительным, шутливым, печальным, нередко язвительным.

Различаются следующие виды писем:

-официально-деловые; письма, отражающие не личные, а официально- деловые отношения;

-профессионально ориентированные (переписка ученых);

-публицистические (письма в газету);

-Художественные ( в стиле языка художественной литературы, например, письмо Хлестакова Тряпичкину в «Ревизоре» Н.В.Гоголя);

-частные неофициальные письма, не предназначенные для публикации.

Письмо протоколирует обстоятельства своего написания и сохраняет их для будущего. Полнота даже не эпохи, не года, не дни, а минуты навечно запечатлена в нем:

- А с Черной Грязи ехал без ямщика, потому что он убежал в лес. В самое сия время прогремел гром. Все утро шел дождь, а я хотел ехать к Майкову- Сильный гром. Льет величайший дождь. Остался я. Дождь отнимает силы писать. Где я так переучился врать? Мне много писать важно, а я мелю чепуху.

( М.Н. Муравьев- Н.А. Муравьеву)

Часто письмо содержит в себе замечания о самом себе, например, у пушкинской Татьяны: « Кончаю! Страшно перечесть…» Такое письмо обнажает всю структуру. Мотив переписки и особая идейно-эстетическая нагрузка эпистолярного жанра сохраняет свое значение и в современной литературе: Д.Гранин «Картина», Ю.Бондарев «Берег», »Выбор», С.Залыгин «После бури» и другие. В письме литература видит как бы свою микромодель, ведь основные принципы композиции письма и литературы сходны.

Сокровища родного языка,-

Заметят важные умы,-

Для лепетания чужого

Пренебрегли безумье мы.

Мы любим муз чужих игрушки.

А не читаем книг своих.

А.С. Пушкин.

Частное неофициальное письмо определяется как частное письменное общение лиц, характеризуется достаточной содержательной свободой, наличием стандартных эпистолярных элементов ( обращение, подпись, дата, место написания).

Раньше существовали правила написания писем, они сохранились и в настоящее время, конечно, несколько видоизменились.

1.Слог письма должен воспроизводить в точности правильный ход разговора; он должен быть ясен, прост и сжат.

2.Важно найти верный тон своего письма, который согласовывался бы с теми чувствами и отношениями, в которых находитесь с тем лицом, к кому пишете:

-нужно сообразовываться , во-первых, с возрастом, во-вторых, с уважением, с которым мы должны относиться к женщинам, пожилым людям;

- с душевным состоянием;

-мужчина должен женщине писать в почтительной форме.

3.Не следует ни о ком писать дурного.

4.Если пишешь в гневе, то следует отложить письмо до другого раза. Этим средством можно сохранить дружбу.

5.Если берешься передать письмо, то обязан передать письмо нераспечатанным.

6. Красота почерка не требуется, но писать неразборчиво так же неприлично, как говорить невнятно. Очень невежливо вместо подписи ставить одну букву.

7.Вежливость предписывает не задерживать ответное письмо.

8. Письма пишут на хорошей бумаге.

Помимо частных, интимно-дружеских и художественных писем существуют письма служебные.

Письма – самый распространенный способ обмена информацией учреждениями, предприятиями, организациями. Служебные письма имеют множество видов: сопроводительные, гарантийные, информационные, рекламационные, , претензионные, арбитражные, письма-подтверждения, письма-напоминания, письма-извещения. Служебные письма пишут на специальных бланках учреждения.

Большую ценность представляют сейчас старые письма. Сколько души вложено в каждую строчку, в каждое слово! Авторами этих писем были люди, творившие нашу культуру, науку, историю, политику. Для нас драгоценно каждое их слово, даже самое незначительное. И вдесятеро дороже становится письмо, когда в нем кипят мысли и чувства,- тогда оно превращается в зеркало души. Не случайно письма занимают большое место в жизни известных людей, писателей, поэтов. У С.А. Есенина много стихов, представляющих собой письма, например, «Письмо к женщине», «Письмо к матери» и другие. Его стихи настолько лиричны и музыкальны , что композиторы положили их на музыку. Музыку к «Письму к женщине» написала Анастасия , она же и исполняет эту песню. Вот, что она написала об этом романсе:

-Это фрагмент знаменитого есенинского стихотворения «Письмо к женщине», которое написана от мужского лица, исполняя романс , я заменила в нем две строчки. Я пою его от своего лица, думаю, что от этого стихи Есенина не пострадали. Сколько великолепных сюжетов опирается на письма! «Дети капитана Гранта» Ж. Верна, «Два капитана» В. Каверина. Прекрасный «Почтовый роман» о случайной мимолетной встрече Зинаиды Гинзбург с Петром Петровичем Шмидтом, всего несколько минут в вагоне поезда - и десятки писем, наполненных великим чувством любви. Эти письма находятся в Очакове в музее П.П. Шмидта, в музее на острове Березань, где был казнен лейтенант Шмидт, там же находится его могила.

Многие наши классики вводят письма в свои произведения. Письма отражают характер человека, обнажают некоторые его черты, которые не видны в повседневном обращении, но письма в некотором роде формируют характер или его шлифуют. Ведь в письмах так же, как и в дневнике, человек сосредоточивается, сам себя как бы систематизирует, итожит, сам себя познает, объясняя себе, как и другому. О том, как письмо формирует человеческую личность, интересно и доказательно рассказал Ф.М. Достоевский в раннем романе «Бедные люди»- романе в письмах Прекрасна переписка М.И. Цветаевой и Б.Л. Пастернака. Переписка Цветаевой с дочерью Ариадной. А сколько нежности в письмах И. С. Тургенева к Полине Виардо, которая стала не только любимой женщиной, но и смыслом всей его жизни. Любовь к этой женщине безответная, но он делится с ней своими мыслями, идеями, обсуждает сюжеты новых произведений По письмам Тургенева можно создать роман о любви к Полине Виардо, глубже понять его незащищенную душу, узнать его интересы , замыслы, творчество. Помимо темы любви, в его письмах чувствуется тема дружбы, тема нравственных исканий человеческой души, его отношение к искусству.

Замечательны письма А.С. Пушкина и героев его произведений.

Писатели прошлого рисовали степени героев, пишущих письма. Но сами они тоже много писали писем. Письма А. С. Пушкина в годы из кишиневской ссылки хоть до какой-то степени заменяли дружеские задушевные послания, беседы, сроки которых все откладывались. Даже из отрывков писем нетрудно увидеть, как жадно интересовался Пушкин всем, что происходило в литературном мире, как он томился ссылкой и жаждал перемен. Письма Пушкина - это книга, которую он создал при жизни, а закончилась она 27 января 1837года, всего за несколько часов до роковой дуэли.

Известна переписка Анны Ахматовой и художника Моделиани. Много писали Н.М. Рубцов и В.М. Шукшин.

Для многих личная переписка стала школой творчества. А для нас – это живые уроки «слога».

Я не раз сталкивалась с тем, что современные школьники не умеют писать письма. В красную книгу отечественной культуры скоро запишут некогда процветавшее в России эпистолярное искусство. Современные молодые люди часто,не стесняясь говорят:

-Да мы и не умеем писать письма, да и зачем, когда есть телефон, Интернет. Лучше я по телефону или по скайпу. Утрачено искусство и в праздничные дни сочинять поздравление, удивляешься текстам открыток : кто-то за самого человека уже сочинил стих-поздравление… Писанию писем, к которому приобщается человек с детства («Напиши-ка бабушке письмо, она ждет...», «Давай напишем папе, он без нас соскучился..» и т.д.)-, прекрасная школа грамотности. Да и не только грамотности, но и драгоценного человеческого общения.

Знакомство с письмом начинаю с 5класса, когда изучаю тему «Обращение». Знакомимся с правилами написания письма, пишем письма сказочным героям. Перед тем, как задать письмо сказочному герою , читаю « Письмо трем поросятам от Волка», где много орфографических ошибок на правописание безударных гласных, таким образом, повторяем правописание безударныхт гласных . Дети готовят сообщения о первой марке, конверте (если среди детей есть коллекционеры марок и конвертов, то показывают свои коллекции),о первых почтовых ящиках. Считаю, что работа над письмом учит последовательно излагать свои мысли, образности. Ученики пишут обо всем, что видят и что слышат, о том , о чем хотели бы поделиться с адресатом. Очень жаль, что мало среди школьников детей, которые любят чтение книг.

Переписка заставляет думать над изложенным, над предложениями собеседника. Таким образом, письмо способствует не только развитию речи, но и расширению кругозора. Элементы письма использую на своих уроках и как работе по предупреждению ошибок. В старших классах на уроках литературы обращаюсь к письмам писателей и поэтов с целью расширения кругозора уч-ся, развития интереса к творчеству писателя и глубокому пониманию их биографий и художественного мира, что заставляет уч-ся анализировать, давать свою оценку событий.

Я составила систему уроков по работе над письмом на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах.

На уроках русского языка в 5-7классе обучение письму, знакомство с правилами написания письма, история письма; в 6классе при изучении темы» Причастие» сочинение по картине А. Лактионова «Письмо с фронта», оформление конверта, поздравительной открытки. На литературе на уроках внеклассного чтения «Письма К. Чуковского детям», «Письма А.М. Горького сыну», письма Н.Тихонова о любви к чтению «Всем хорошим я обязан книгам». В 8 классе на русском языке «Письмо ровеснику «Хочу рассказать о родном крае»- при изучении темы « Слова, не связанные с предложением». На уроках литературы при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Н.В. Гоголя при изучении комедии »Ревизор». Даю творческую работу, используя стиль эпохи, написать письмо Хлестакову или городничему. В 8классе провожу внеклассное чтение по роману В.А. Каверина «Два капитана», урок по письмам капитана Татаринова. В качестве творческой работы предлагаю написать сочинение на тему: «Каким я представляю капитана Татаринова по его письмам и дневникам»

В 9классе по русскому языку проводится работа по написанию письма ветерану, а на уроках литературы по работе над письмом обширный материал: работаем над письмами А.С. Грибоедова при изучении биографии, уроки развития речи «Письма А.С. Пушкина и письма в произведениях Пушкина»

Учащиеся готовят сообщения по письмам Пушкина к Н.Н.Гончаровой, А.П.Керн, Осиповым –Вульф ,» дружескоя переписка Пушкина, «Стихи – письма Пушкина», « Письма Пушкина последних трех дней». Внеклассное чтение по книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо» «Письма, пришедшие с войны».

В 10 класс по литературе провожу урок по письмам Ф.И. Тютчева. Творческая работа «Об этом стихотворении хочется рассказать.» «Иван Сергеевич Тургенев-Полине Виардо- «Эпистолярный роман» .Урок внеклассного чтения «Эпистолярное наследие Никола Рубцова», «Роль эпистолярного жанра в жизни героев «Войны и мира» Л.Н. Толстого».

В 11классе урок по письмам М, А. Булгакова «Жизнеописание в документах». Булгаков с самого начала стремился сложить единую композицию эпистолярного цикла, систематизировал письма, нумеруя их, а иным давал заглавия, считая их главами автобиографической повести.

Вкладывая в письма лучшую часть души, писали друг другу письма многие наши предки- интеллигентные русские люди предреволюционной и предвоенной поры Не столько информировали о событиях, сколько раскрывали себя: просили сочувствия или выражали его, собирались с мыслями и силами, шутили не только потому, что одолевала беспричинная веселость, но и затем, чтобы заглушить крик боли или стон разочарования. В письмах жила человеческая душа.

В настоящее время почта России пытается оживить этот умирающий жанр, организуя конкурс « Лучший урок письма». Мои учащиеся постоянно вот уже в десятый раз принимают участие в этом замечательном конкурсе. Были у нас и первые места , принимали участие мы в разных номинациях. Мои методические разработки по обучению письму всегда отмечались , не раз была победителем в этом конкурсе. Я считаю, что сочинения-письма помогут выполнить педагогическую сверхзадачу: не только разовьют умение излагать собственную мысль, но и повысят культуру человеческого общения, которого нам в сегодняшнем быту ощутимо недостает. Воображаемый корреспондент, адресат, конфидент, становится как бы живым и близким человеком , возбуждает и закрепляет в формирующейся личности те самые чувства добрые, о которых всегда неустанно пеклась родная литература. Я считаю , чтобы воспитать в себе культурного, интересного человека, с ранних лет в процессе семейного воспитания надо работать над развитием речи через работу над письмом планомерно, обдуманно, не дать исчезнуть из отечественной культуры ее громадного достояния: древнего, прекрасного, умного искусства человеческого общения- эпистолярного искусства.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы» iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы» iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы» iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы» iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы» icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы» iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы» iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы» icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы» iconПрименение it на уроках русского языка и литературы
Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира
«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы» icon«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне
«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы» iconАнализ работы школьного мо учителей русского языка и литературы....
Работа мо учителей русского языка и литературы в 2013-2014 учебном году была направлена на выполнение следующих задач
«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы» iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы» iconСловарная работа на уроках русского языка
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по...
«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы» iconНикитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы...
«икт на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов»
«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы» iconРазвитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы
В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая...
«Система работа с малыми эпистолярными жанрами на уроках русского языка и литературы» iconТема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и...
Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск