Г. Спас-Деменска Калужской области





Скачать 140.43 Kb.
НазваниеГ. Спас-Деменска Калужской области
Дата публикации10.10.2014
Размер140.43 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Спас-Деменска Калужской области



«Рассмотрено»

Руководитель методического

объединения учителей _______________________

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Спас-Деменска

__________/______________/

ФИО

Протокол №___

от «___» ____________2012 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Спас-Деменска

__________/_____________/

ФИО
«___» ___________2012 г

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Спас-Деменска

______/_______________/

ФИО

Приказ №______

от «___» ____________2012 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РИТОРИКЕ

5–6-й классы

Составители программы:

Рзаева Ирина Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы,

I квалификационная категория,

Черкасова Оксана Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

I квалификационная категория.

2012 г

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Школьная риторика» для 5–6 кл. под ред. Т.А. Ладыженской.

Пояснительная записка

Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.

Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.

Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики, который мы назвали «Риторикой общения», от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания.

Может возникнуть вопрос: что же понимается под эффективным общением (какое общение можно считать эффективным). Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. Например: я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это удается.

В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д.

Характеристика программы

В разработанной программе можно выделить два смысловых блока:

первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;

второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».

Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.

Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.

Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.

Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Для нас это – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.

Нельзя не видеть того, что в каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения) бытуют «свои» речевые жанры. Мы стремились отобрать и сделать предметом обучения в школе наиболее употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Нам важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так мы учим подходам к творчеству.

Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.

В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.

Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;

  • большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);

  • понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.

Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:

первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);

вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.

Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.

Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную нами программу мы включаем такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.

В предлагаемой нами программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме). Например:

Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!

По речи узнают человека. (Пословица)

Умей благодарить и быть благодарным. (В.А. Сухомлинский)

На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков)

Представляется, что такой компонент программы учитель должен сам уточнять, корректировать, дополнять – в соответствии с особенностями коллектива, своими личными особенностями и велением времени.

Структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе), затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний. Поклассные программы приведены в методических рекомендациях к соответствующему классу (см. пример такой программы для 5-го класса на с. 379).

Линейно-ступенчатый принцип расположения материала по классам отражен в табличной форме программы (см. программы для 5–6-го, 7–9-го, 10–11-го классов).

Программа риторики носит открытый, примерный характер. Учитель может внести свои коррективы и в объем изучаемого, и в расположение материала в каждом классе. Так, возможно и целесообразно перенесение работы над конкретным речевым жанром в первый блок программы. Например, удачно продолжить знакомство со способами правки текста (5-й класс, часть I) работой над письменным пересказом или объявлением (5-й класс, часть II).

Методы и приемы преподавания

Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.

Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;

риторические задачи;

риторические игры.

Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:

что сказал говорящий (пишущий);

что хотел сказать (написать);

что сказал (написал) ненамеренно.

Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.

При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.

Приведем некоторые формулировки заданий для риторического анализа:

восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего;

каким ты представляешь себе по тексту задания личность коммуниканта;

что ты можешь сказать об авторе этого речевого произведения;

являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения;

может ли быть несколько правильных решений этой задачи;

какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить его коммуникативные намерения.

Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

кто говорит – пишет (адресант);

почему (причина, мотив);

для чего, зачем (задача высказывания);

что – о чем (содержание высказывания);

как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.

В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.

Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.

ПРОГРАММА ДЛЯ 5-го КЛАССА

В данной публикации приводится в качестве примера полная поклассная программа для 5-го класса, в которой указываются риторические идеи курса и умения (У–1; У–2). Далее для 5–6 классов даны программы в табличной форме, в которых указываются только понятийные и инструментальные знания.

Идеи курса:

Учиться вежливой речи – учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.

Выражать собственные мысли собственными словами – одна из самых больших радостей (ценностей) жизни.

Основные умения (два типа):

Первый тип (У–1). Умение анализировать и оценивать общение, в частности:

• степень эффективности общения;

• уровень владения языком;

• корректность поведения.

Второй тип (У–2). Умение общаться – как минимум в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», в частности, умения:

• ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата (аудиторию);

• формулировать явно (вслух – письменно) или для себя (неявно) свое коммуникативное намерение;

• определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РИТОРИКЕ

5 класс




урока

Наименование темы урока

Количество

часов

Сроки




ОБЩЕНИЕ

2




1

Как люди общаются? Собеседники , партнёры, коммуниканты.

1




2

Речевая (коммуникативная ) задача, цель, намерение.. Как ты её решаешь?

1







ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

2




3

Сколько нас общается. «Разговор без слов»

1




4

Жесты, мимика. Интонация. Что ты об этом знаешь?

1







ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ ДЕМОСФЕНА

2




5

Что говорит голос о тебе. Тренируем голос.

1




6

Подышим? Подышим! Скороговорки и докучные сказки.

1







РЕЧЬ ПРАВИЛЬНАЯ И ХОРОШАЯ

4




7

Речь правильная, но хорошая ли она?

1




8

Речь богатая и бедная. Повторы – это хорошо или плохо? Богатая ли у тебя речь?

1




9

Что такое точность речи? Фактическая и речевая точность.

1




10

Приблизительно и точно. У кого точнее?










УЧИМСЯ ПИСАТЬ-РЕДАКТИРОВАТЬ

1




11

Способы правки: первый, второй, третий.

1







БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫ

2




12

Вежливая речь и вежливое поведение. Вежливо-невежливо-грубо. Чтобы твою просьбу выполнили. Как просить вежливо.

1




13

Просить-умолять-клянчить. Просить-требовать-командовать. Как сделать отказ вежливым? Какие бывают отказы.

1







УЧИМСЯ СЛУШАТЬ

1




14

Чем отличается глагол слышать и слушать. Правильно ли мы слушаем? Два основных правила слушания.

1







УЧИМСЯ ЧИТАТЬ

1




15

Чему учится человек, читая книгу? Как определить умеем ли мы читать. Советы Риторика читающему.

1







РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

ТЕКСТ

3




16

Что ты знаешь о тексте? Что такое текст? Сильные позиции текста. Ключевые слова. Типы заголовков.

1




17

Что такое тема и микротема? Что шире, а что уже: тема или микротема? Необычный текст. Учусь анализировать текст.

1




18

Что я могу сказать о тексте. Мой текст о тексте.

1







ВТОРИЧНЫЕ ТЕКСТЫ

1




19

Когда быть вторым совсем не обидно.

1



















ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ

1




20

Что такое комплименты? Комплимент комплименту-рознь.

1







ОБЪЯВЛЕНИЯ

1




21

Что такое объявление? Попробуем сами. Афиша-объявление. Афиши на заказ.

1







«ЧТО ПРОИЗОШЛО ХОТЬ РАЗ»

3




22

Понятие о рассказе. Анализ рассказов. Мы учимся рассказывать.

1




23

Структурные части рассказа. Адресат рассказа и рассказ.

1




24

Конкурс на лучшего рассказчика. Письменный пересказ.

1







СПОРИТЬ ИЛИ ССОРИТЬСЯ

1




25

Когда спор переходит в ссору? Как можно избежать ссоры?

1







СОЧИНИТЕ СКАЗКУ

6




26

Сказочная страна.


1




27

Конкурс рассказов «По сказочной стране».

1




28

Рассказы ребят о путешествии по сказочной стране.

1




29

Волшебный мир сказки

1




30

Помогите сказочным героям!

1




31

Конкурс на лучшего сказочника

1







НАЧАЛО МОЕЙ БИОГРАФИИ

2




32

Я родился, мои первые воспоминания.

1




33

Мать и отец. Родословная

1




34

Обобщающий урок «чему учит риторика? Интересно вам было?»

1




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Спас-Деменска Калужской области iconГ. Спас-Деменска Калужской области
Заместитель директора по увр мкоу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Спас-Деменска
Г. Спас-Деменска Калужской области iconДоклад об итогах реализации долгосрочной целевой программы «Содействие...
Калужской области (далее – министерство) в соответствии с распоряжением Губернатора Калужской области от 13. 08. 2010 №104-р и утверждена...
Г. Спас-Деменска Калужской области iconПриказ № Об утверждении административного регламента по предоставлению...
Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных...
Г. Спас-Деменска Калужской области iconМероприятия Сроки, место проведения
Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных...
Г. Спас-Деменска Калужской области iconПлан работ научного исследования
Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных...
Г. Спас-Деменска Калужской области iconРазработка управленческого решения Фондовая лекция №7
Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных...
Г. Спас-Деменска Калужской области iconМкоу «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Спас-Деменск Калужской области
День знаний – это праздник книг, цветов, друзей, улыбок, света! Учись прилежно, ученик – главней всего сегодня это!!!
Г. Спас-Деменска Калужской области iconОбщество с ограниченной ответственностью Туристическое бюро «Северное ожерелье»
Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных...
Г. Спас-Деменска Калужской области icon«Конституционное право России» для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»
Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных...
Г. Спас-Деменска Калужской области iconДень науки, труда и искусства 2012 1 сеанс 12-15 – 12-45
Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных...
Г. Спас-Деменска Калужской области iconСценарий мультимедийного урока. Тема урока: «Что изучает физика?»
Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных...
Г. Спас-Деменска Калужской области icon16 октября – день рождения Оскара Уайльда, английского философа,...
Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных...
Г. Спас-Деменска Калужской области iconМодели и методы идентификации нелинейных искажений в электрических...
Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных...
Г. Спас-Деменска Калужской области iconАнализа иерархий бескорсый Н. С. научный руководитель д-р физ мат...
Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных...
Г. Спас-Деменска Калужской области iconСборник информационно-методических материалов для работающей молодежи
Калужской области «Трудяга». На его страницах Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Областной молодежный центр»...
Г. Спас-Деменска Калужской области iconАркадий иванович свидригайлов: Внешность «Человек этот был уже немолодой,...
Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск