МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Спас-Деменска Калужской области
«Рассмотрено»
Руководитель методического
объединения учителей _______________________
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Спас-Деменска
__________/______________/
ФИО
Протокол №___
от «___» ____________2012 г
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Спас-Деменска
__________/_____________/
ФИО «___» ___________2012 г
| «Утверждаю»
Директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Спас-Деменска
______/_______________/
ФИО
Приказ №______
от «___» ____________2012 г
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РИТОРИКЕ
5–6-й классы
Составители программы:
Рзаева Ирина Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы,
I квалификационная категория,
Черкасова Оксана Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
I квалификационная категория.
2012 г
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Школьная риторика» для 5–6 кл. под ред. Т.А. Ладыженской.
Пояснительная записка
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.
Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики, который мы назвали «Риторикой общения», от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания.
Может возникнуть вопрос: что же понимается под эффективным общением (какое общение можно считать эффективным). Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. Например: я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это удается.
В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д.
Характеристика программы
В разработанной программе можно выделить два смысловых блока:
первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.
Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.
Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Для нас это – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.
Нельзя не видеть того, что в каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения) бытуют «свои» речевые жанры. Мы стремились отобрать и сделать предметом обучения в школе наиболее употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Нам важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так мы учим подходам к творчеству.
Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.
Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;
большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.
Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную нами программу мы включаем такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.
В предлагаемой нами программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме). Например:
Твоя речь – бесценное богатство – овладей им!
По речи узнают человека. (Пословица)
Умей благодарить и быть благодарным. (В.А. Сухомлинский)
На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. (Н. Рыленков)
Представляется, что такой компонент программы учитель должен сам уточнять, корректировать, дополнять – в соответствии с особенностями коллектива, своими личными особенностями и велением времени.
Структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе), затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний. Поклассные программы приведены в методических рекомендациях к соответствующему классу (см. пример такой программы для 5-го класса на с. 379).
Линейно-ступенчатый принцип расположения материала по классам отражен в табличной форме программы (см. программы для 5–6-го, 7–9-го, 10–11-го классов).
Программа риторики носит открытый, примерный характер. Учитель может внести свои коррективы и в объем изучаемого, и в расположение материала в каждом классе. Так, возможно и целесообразно перенесение работы над конкретным речевым жанром в первый блок программы. Например, удачно продолжить знакомство со способами правки текста (5-й класс, часть I) работой над письменным пересказом или объявлением (5-й класс, часть II).
Методы и приемы преподавания
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
риторические задачи;
риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:
что сказал говорящий (пишущий);
что хотел сказать (написать);
что сказал (написал) ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Приведем некоторые формулировки заданий для риторического анализа:
восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего;
каким ты представляешь себе по тексту задания личность коммуниканта;
что ты можешь сказать об авторе этого речевого произведения;
являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения;
может ли быть несколько правильных решений этой задачи;
какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить его коммуникативные намерения.
Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
кто говорит – пишет (адресант);
почему (причина, мотив);
для чего, зачем (задача высказывания);
что – о чем (содержание высказывания);
как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.
Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
ПРОГРАММА ДЛЯ 5-го КЛАССА
В данной публикации приводится в качестве примера полная поклассная программа для 5-го класса, в которой указываются риторические идеи курса и умения (У–1; У–2). Далее для 5–6 классов даны программы в табличной форме, в которых указываются только понятийные и инструментальные знания.
Идеи курса:
Учиться вежливой речи – учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.
Выражать собственные мысли собственными словами – одна из самых больших радостей (ценностей) жизни.
Основные умения (два типа):
Первый тип (У–1). Умение анализировать и оценивать общение, в частности:
• степень эффективности общения;
• уровень владения языком;
• корректность поведения.
Второй тип (У–2). Умение общаться – как минимум в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», в частности, умения:
• ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата (аудиторию);
• формулировать явно (вслух – письменно) или для себя (неявно) свое коммуникативное намерение;
• определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РИТОРИКЕ
5 класс
№
урока
| Наименование темы урока
| Количество
часов
| Сроки
|
| ОБЩЕНИЕ
| 2
|
| 1
| Как люди общаются? Собеседники , партнёры, коммуниканты.
| 1
|
| 2
| Речевая (коммуникативная ) задача, цель, намерение.. Как ты её решаешь?
| 1
|
|
| ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
| 2
|
| 3
| Сколько нас общается. «Разговор без слов»
| 1
|
| 4
| Жесты, мимика. Интонация. Что ты об этом знаешь?
| 1
|
|
| ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ ДЕМОСФЕНА
| 2
|
| 5
| Что говорит голос о тебе. Тренируем голос.
| 1
|
| 6
| Подышим? Подышим! Скороговорки и докучные сказки.
| 1
|
|
| РЕЧЬ ПРАВИЛЬНАЯ И ХОРОШАЯ
| 4
|
| 7
| Речь правильная, но хорошая ли она?
| 1
|
| 8
| Речь богатая и бедная. Повторы – это хорошо или плохо? Богатая ли у тебя речь?
| 1
|
| 9
| Что такое точность речи? Фактическая и речевая точность.
| 1
|
| 10
| Приблизительно и точно. У кого точнее?
|
|
|
| УЧИМСЯ ПИСАТЬ-РЕДАКТИРОВАТЬ
| 1
|
| 11
| Способы правки: первый, второй, третий.
| 1
|
|
| БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫ
| 2
|
| 12
| Вежливая речь и вежливое поведение. Вежливо-невежливо-грубо. Чтобы твою просьбу выполнили. Как просить вежливо.
| 1
|
| 13
| Просить-умолять-клянчить. Просить-требовать-командовать. Как сделать отказ вежливым? Какие бывают отказы.
| 1
|
|
| УЧИМСЯ СЛУШАТЬ
| 1
|
| 14
| Чем отличается глагол слышать и слушать. Правильно ли мы слушаем? Два основных правила слушания.
| 1
|
|
| УЧИМСЯ ЧИТАТЬ
| 1
|
| 15
| Чему учится человек, читая книгу? Как определить умеем ли мы читать. Советы Риторика читающему.
| 1
|
|
| РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
ТЕКСТ
| 3
|
| 16
| Что ты знаешь о тексте? Что такое текст? Сильные позиции текста. Ключевые слова. Типы заголовков.
| 1
|
| 17
| Что такое тема и микротема? Что шире, а что уже: тема или микротема? Необычный текст. Учусь анализировать текст.
| 1
|
| 18
| Что я могу сказать о тексте. Мой текст о тексте.
| 1
|
|
| ВТОРИЧНЫЕ ТЕКСТЫ
| 1
|
| 19
| Когда быть вторым совсем не обидно.
| 1
|
|
|
|
|
|
| ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ
| 1
|
| 20
| Что такое комплименты? Комплимент комплименту-рознь.
| 1
|
|
| ОБЪЯВЛЕНИЯ
| 1
|
| 21
| Что такое объявление? Попробуем сами. Афиша-объявление. Афиши на заказ.
| 1
|
|
| «ЧТО ПРОИЗОШЛО ХОТЬ РАЗ»
| 3
|
| 22
| Понятие о рассказе. Анализ рассказов. Мы учимся рассказывать.
| 1
|
| 23
| Структурные части рассказа. Адресат рассказа и рассказ.
| 1
|
| 24
| Конкурс на лучшего рассказчика. Письменный пересказ.
| 1
|
|
| СПОРИТЬ ИЛИ ССОРИТЬСЯ
| 1
|
| 25
| Когда спор переходит в ссору? Как можно избежать ссоры?
| 1
|
|
| СОЧИНИТЕ СКАЗКУ
| 6
|
| 26
| Сказочная страна.
| 1
|
| 27
| Конкурс рассказов «По сказочной стране».
| 1
|
| 28
| Рассказы ребят о путешествии по сказочной стране.
| 1
|
| 29
| Волшебный мир сказки
| 1
|
| 30
| Помогите сказочным героям!
| 1
|
| 31
| Конкурс на лучшего сказочника
| 1
|
|
| НАЧАЛО МОЕЙ БИОГРАФИИ
| 2
|
| 32
| Я родился, мои первые воспоминания.
| 1
|
| 33
| Мать и отец. Родословная
| 1
|
| 34
| Обобщающий урок «чему учит риторика? Интересно вам было?»
| 1
|
| |