На правах рукописи
НУРУЛЛИНА ГУЗЕЛЬ МИННЕЗУФАРОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ (ТАТАР) ПРИ ИЗУЧЕНИИ
КАТЕГОРИИ РОДА РУССКОГО ЯЗЫКА
Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания
(русский язык) АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Казань – 2010
Работа выполнена на кафедре русского языка и методики преподавания ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор
Закирова Рушания Юсуповна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Анисимов Геннадий Александрович доктор педагогических наук, доцент
Скиргайло Тамара Осиповна
Ведущее учреждение – ГОУ ВПО «Башкирский государственный
университет»
Защита диссертации состоится «29» сентября 2010 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.078.01 при ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» по адресу: 420021, г.Казань, ул. Татарстан, д. 2.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет».
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет». Режим доступа: www.tggpu.ru.
Автореферат разослан «25» августа 2010 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов приобретает все большее значение в методике преподавания русского языка в школе с родным (нерусским) языком обучения. Согласно образовательному стандарту основного общего образования, «русский язык в школе с родным (нерусским) языком обучения выполняет специфические цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа в рамках тем, сфер, ситуаций общения, соответствующих опыту, интересам учащихся основной школы и обеспечивающих их готовность к диалогу русской и родной культур», что должно обеспечиваться представлением о единицах языка с национально-культурным компонентом значения; опознаванием их в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе, объяснением их значения; употреблением единиц языка с национально окрашенным компонентом значения; осознанием особенностей русского речевого этикета в сопоставлении с речевым этикетом родного народа; овладением нормами русского речевого этикета.
Лингвокультурологическая компетенция предполагает развитие у учащихся-билингвов необходимых знаний учебного культурологического материала; владение минимумом общелитературной лексики, знание языковых средств (лексических, грамматических), позволяющих вступать в процесс общения; построение своей жизнедеятельности в соответствии с духовно-нравственным, морально-этическим и эстетическим потенциалом развернутой в языковом сознании концептосферы национальной культуры.
Вопрос об изучении категории рода имен существительных нашел отражение в целом ряде кандидатских диссертаций (О.Б.Алтынбекова, 1989; А.Д.Ладария, 1999; С.М.Хапачева, 2000; М.Л.Стоянова, 2005; Н.В.Шульдешова, 2007 и др.). Однако анализ научных работ по проблеме исследования показывает, что на сегодняшний день еще нет диссертаций, монографий, посвященных не только формированию лингвокультурологической компетенции учащихся на материале категории рода, но и методике обучения учащихся-татар роду имен существительных как культурологической категории вообще.
Следовательно, актуальность диссертационного исследования определяется следующими факторами:
1. Необходимостью формирования лингвокультурологической компетенции учащихся при изучении грамматической категории, в частности категории рода.
2. Недостаточной разработанностью вопросов методики обучения роду имен существительных в лингвокультурологическом аспекте.
3. Трудностью усвоения содержательно-смысловых, логико-грамматических и культурно-ассоциативных особенностей категории рода существительных русского языка, отсутствующей в родном (татарском) языке учащихся.
Анализ существующего состояния теории и практики обучения категории рода имен существительных в национальной (татарской) школе позволил выявить противоречие между необходимостью разработки методически обоснованной системы формирования лингвокультурологической компетенции учащихся при изучении категории рода и отсутствием концептуальных исследований в этой области.
Целью настоящей работы является разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной методической системы формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов (татар) на материале категории рода существительных.
Объектом исследования является процесс обучения категории рода имен существительных в национальной (татарской) школе.
Предмет исследования – методическая организация работы по формированию лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов (татар) при изучении категории рода существительных.
Гипотеза исследования: формирование лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода имен существительных может быть успешным: 1) если оно строится с учетом рассмотрения языка как культурного явления, а грамматической категории – как лингвокультурологического концепта; 2) если в основу формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов будет положена лингвометодическая система, включающая а) лингвокультурологические знания о рассматриваемой категории (знания учебного культурологического материала, владение минимумом общелитературной лексики, освоение языковых единиц с национально-культурным компонентом семантики как источников экстралингвистической информации в русле диалога родного и изучаемого языков и культур и т.д.); б) языковые умения, базирующиеся на использовании разнообразных приемов, предполагающих деятельностную актуализацию полученных лингвокультурологических знаний, в частности знаний о категории рода; в) способы деятельности с языковыми явлениями (освоение обучающимися разных способов мыслительной и речевой деятельности, приобретение навыков коммуникативно целесообразного поведения, освоение речевого этикета, национальных стереотипов речевого поведения); 3) если при отборе содержания обучения будут учтены описательный, ценностный, деятельностный, нормативный, духовный, диалогический, информационный, символический, типологический критерии; 4) если оно строится с учетом особенностей грамматической системы родного языка учащихся.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и дать содержательную характеристику понятия «лингвокультурологическая компетенция».
2. Определить содержание и структуру категории рода имен существительных как лингвокультурологического концепта.
3. Разработать методическую систему работы по формированию лингвокультуро-логической компетенции учащихся-билингвов при изучении категории рода.
4. Обосновать и экспериментально доказать эффективность разработанной методической системы работы по формированию лингвокультурологической компетенции учащихся при изучении категории рода.
Теоретической основой исследования являются: концепция взаимосвязи языка и культуры (В.Гумбольдт, Э.Сепир, Б.Уорф); теория межкультурной коммуникации (К.Леви-Строс, В.И.Вернадский, А.Брюккер, В.В.Иванов, Н.И.Толстой, В.В.Красных, Т.Г.Грушевицкая и др.); лингвокультурологический аспект исследования языковых единиц (В.В.Воробьев, В.А.Маслова, Т.Н.Волкова, С.В.Иванова, Р.Р.Замалетдинов); философская и языковая концепция общественной природы языка, многообразия его функций (Е.М.Верещагин, В.Г.Костомаров, Л.Б.Никольский, А.Д.Швейцер, И.Г.Яковенко); теория языковой картины мира (Н.Д.Арутюнова, Г.В.Колшанский, О.А.Корнилов, Е.С.Кубрякова); концепция специфики вербального моделирования мира в разных национальных культурах (Г.Д.Гачев, В.А.Звегинцев, В.Н.Телия); теория речевого отражения этнического поведения (Ю.А.Сорокин); теория концепта (В.И.Карасик, Н.Д.Арутюнова, Т.В.Булыгина, А.Д.Шмелев, Г.Г.Слышкин, Ю.С.Степанов, Ю.Д.Апресян, Е.М.Перелыгина, Е.С.Яковлева); гендерный подход в семантическом содержании категории рода (М.А.Кронгауз, В.А.Маслова, М.В.Ласкова, А.В.Кирилина); метафоризация категории рода (Я.И.Гин, Г.А.Хайрутдинова).
Методологической основой исследования являются: теория деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев); современная концепция гуманизации и гуманитаризации образования (З.Г.Нигматов, Р.А.Валеева, Г.В.Мухаметзянова); теория развития языка и речи, теория общения и двуязычного образования (Л.З.Шакирова, А.Ш.Асадуллин, Г.А.Анисимов, В.Ф.Габдулхаков, Н.Б.Экба, Ф.Ф.Харисов и др.); методика формирования культуроведческой компетенции (М.В.Бабкина, Л.И.Новикова, Н.Н.Григорьева); культуроведческий аспект обучения русскому языку (Е.А.Быстрова, А.Д.Дейкина, В.Г.Костомаров, С.И.Львова, Л.Г.Саяхова, Л.И.Скворцов, Л.А.Ходякова).
Методы исследования: теоретический (изучение и анализ лингвистической, лингвометодической и методической литературы по проблеме исследования); описательный (наблюдение и классификация эмпирического материала); сопоставительно-билингвальный; метод наблюдения над языковым материалом; социально-педагогический (анализ программ и учебников по русскому языку для татарских школ); методико-экспериментальный; статистико-комбинированный.
Экспериментальная база исследования – татарская гимназия № 2 им. Ш.Марджани, татарская гимназия № 18 с углубленным изучением английского языка, СОШ № 133 г.Казани, факультет филологического образования и факультет физико-математического образования ТГГПУ. В экспериментальной работе принимали участие учителя: Ф.Г.Мингазетдинова, Р.Р.Зарипова, Х.Х.Халиуллина, Р.М.Шарапова, Л.И.Сайфутдинова, И.В.Смирнова, О.А.Устинова.
Этапы исследования:
I этап (2006-2007 гг.) – изучение лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; анализ школьных программ и учебников по русскому языку для татарской школы; определение исходных теоретических позиций; разработка методики проведения констатирующего эксперимента, отбор языкового материала для него; проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня лингвокультуро-логической компетенции учащихся.
II этап (2007-2008 гг.) – сопоставительно-билингвальное и контрастивно-типологическое описание изучаемого материала, основанное на выявлении сходства и различия исследуемых единиц; статистическая обработка данных констатирующего эксперимента; определение основных направлений работы по формированию лингвокультурологической компетенции учащихся-татар; разработка комплекса упражнений, способствующих реализации лингвокультурологического принципа при изучении категории рода; выявление воспитательного потенциала грамматической темы «Род имен существительных» как важного фактора формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов.
III этап (2008-2009 гг.) – завершение педагогического эксперимента; статистическая обработка данных обучающего и контрольного экспериментов; разработка методической системы по формированию лингвокультурологической компетенции учащихся-татар с определением основных принципов в работе по формированию лингвокультурологической компетенции учащихся при изучении рода имен существительных; разработка комплекса упражнений, способствующих реализации лингвокультурологического принципа при изучении категории рода; обобщение результатов исследования.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Выявлены и раскрыты структура и содержание категории рода имен существительных как лингвокультурологического концепта, на базе которых формируется лингвокультурологическая компетенция учащихся-билингвов (татар).
2. Выработано уточненное понятие «лингвокультурологическая компетенция» по отношению к грамматической категории (роду имен существительных), а также определены ее содержание и структура: а) осознание реалий языка и культуры, специфики понятийного членения грамматической системы изучаемого языка, особенностей коннотаций, метафорики, ключевых слов-концептов, символов, образной системы; б) овладение обучающимися разными способами мыслительной и речевой деятельности, приобретение навыков коммуникативно целесообразного поведения, национальных стереотипов речевого поведения.
3. Обоснована целесообразность включения в процесс изучения русского языка в национальной (татарской) школе сведений о лингвокультурологическом фоне грамматической категории, в частности рода имен существительных, с учетом типологических различий между грамматическими системами русского языка и родного (татарского) языка учащихся.
4. Разработаны специальные приемы по формированию лингвокультурологической компетенции учащихся при изучении рода имен существительных для анализа комплекса информативно насыщенных текстов, подобраны соответствующие задания и упражнения.
5. Выявлен воспитательный потенциал грамматической темы «Род имен существительных» как важного фактора формирования лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов (татар).
Теоретическая значимость исследования заключается в описании лингвокультурологических особенностей категории рода в русском языке, рассмотрении в сопоставительно-типологическом плане категории рода имен существительных в русском языке и выражения родового признака в татарском языке как основы билингвального обучения; в научном обосновании предлагаемой методической системы обучения учащихся-билингвов категории рода на основе лингвокультурологии и когнитивной лингвистики в условиях двуязычия, диалога культур русского и татарского народов. Результаты исследования позволяют выявить мировоззренческий, языковедческий и воспитательный потенциал категории рода в формировании лингвокультурологической компетенции учащихся татарских школ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные теоретико-методологические положения диссертации, разработанные упражнения, программа факультативного курса по русскому языку были экспериментально применены на практике и дали положительные результаты; они могут быть использованы при создании школьных программ и учебников, пособий для учителей, а также в вузовском курсе методики преподавания русского языка, на курсах повышения квалификации учителей школы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются вариативностью методов опытно-экспериментальной работы, их соответствием цели и задачам, предмету исследования, ведением научных исследований в единстве с практической деятельностью, научной апробацией основных идей исследования, применением методов математической статистики при обработке экспериментальных данных, а также непосредственным участием автора в экспериментальной работе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основа формирования лингвокультурологической компетенции учащихся при изучении грамматической категории – рассмотрение категории рода имен существительных как лингвокультурологического явления.
2. Исследовательская процедура выявления ошибок учащихся, связанных с трудностью усвоения содержательно-смысловых, логико-грамматических и культурно-ассоциативных особенностей категории рода существительных русского языка, отсутствующей в родном (татарском) языке учащихся.
3. Целостная методическая система формирования лингвокультурологической компетенции при изучении грамматической категории, базирующаяся а) на учете при отборе содержания обучении лингвокультурологических критериев: описательного, ценностного, духовного, диалогического, информационного, символического, типологического и др.; б) на использовании специальных приемов обучения (анализ изобразительно-выразительных средств языка, символов, эквивалентной и безэквивалентной лексики, внутренней формы слова, речевого поведения, речевого этикета и др.) и форм обучения (урочной, факультативной); в) на учете при построении системы упражнений принципов коммуникативности, функциональности, этнокультуро-логической направленности, культуросообразности, учета особенностей родного языка.
|