Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию





Скачать 310.3 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки федеральное агентство по образованию
страница1/3
Дата публикации07.11.2014
Размер310.3 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая учебная программа
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

Трофимова О.В.

КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ СМИ

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа для студентов 2 курса ОДО (4 семестр)

специальности Журналистика
Тюменский государственный университет

2010
УДК 811.161.1′367 (073)

ББК Ш 141.2 – 22 р

Т 761

Трофимова О.В. КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ СМИ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 2 курса ОДО (4 семестр) специальности 030602.65 Журналистика. Тюмень, 2010. 21 стр.

Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы лекций и семинарских занятий, вопросы к зачету, темы рефератов, рекомендуемую литературу.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Современный русский язык. Синтаксис [электронный вариант]/ Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедры русского языка. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

Купчик Е.В., д.ф.н.,профессор кафедры русского языка ТюмГУ
РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Н.А. Аксарина, к.ф.н., доцент кафедры русского языка ТюмГУ,

Т.Н. Рацен, к.ф.н., доцент кафедры общего языкознания ТюмГУ

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2010.

© Трофимова О.В., 2010.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цели и задачи дисциплины

Цель курса – опираясь на знания, полученные студентами при изучении разделов курса «Современный русский язык», сформировать концептуальное представление о когнитивном и дискурсивном аспектах изучений речевых произведений, в частности, текстов современных СМИ.

Задачи курса:

  1. Культурологическая.

  2. Историко-этимологическая.

  3. Антропологическая (с учетом достижений современной антропологической лингвистики).

  4. Семантико-грамматическая.

  5. Пропедевтическая (предваряющая изучение дисциплины «Лингвистический анализ публицистического текста»).

Место дисциплины в учебном процессе

Рабочая программа предназначена для студентов 2 курса (четвертый семестр), обучающихся по специальности 030602.65 – Журналистика, получающих квалификацию Журналист. Данная программа разработана для курса ОПД.В Когнитивно-дискурсивный анализ СМИ, который базируется на знаниях, полученных студентами в предваряющих данный разделах общего курса русского языка (Фонетика. Лексика. Словообразование. Морфология. Синтаксис).

Практические занятия проводятся с учетом теоретического характера профессии будущих журналистов и предполагают анализ как классических образцов журналистской прозы, так и фрагментов опубликованных и неопубликованных публицистических текстов разной жанровой природы, созданных самими студентами.

Индивидуальная работа включает в себя синтаксический анализ каждым студентом его собственных опубликованных статей. Автор программы исходит из следующих формулировок ГОС:

Требования ГОС: Текст как высшее коммуникативно-синтаксическое единство. Способы передачи чужой речи.
Количество учебных часов по дисциплине



Виды учебных работ

Количество часов

1.

Лекции

17

2.

Семинарские занятия

17

3.

Самостоятельная работа

54




Всего

88



  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Наименование

темы

Количество часов

Формы

контроля

Лекции

Семинарские занятия

Самостоят. работа

1.

Объект, цели и задачи курса. Язык и культура. Текст и дискурс. Тексты СМИ в контексте культуры

2

1

5

Тест на лекции, опрос на семинаре

2.

Становление, развитие, взаимодействие языков. Их «следы» в текстах СМИ.

2

2

5

Тест на лекции, опрос на семинаре

3.

Основные понятия когнитивной лингвистики. Языковая картина мира и её отражение в СМИ

2

2

5

Тест на лекции, опрос на семинаре

4.

Языковая личность и субъект медиа-пространства

2

2

5

Тест на лекции, опрос на семинаре

5.

Структура коммуникации. Модель речевого жанра и её отражение в СМИ

2

2

5

Тест на лекции, опрос на семинаре

6.

Текст СМИ в аспекте теории имплицитности

2

2

5

Тест на лекции, опрос на семинаре

7.

Этнолингвистика и лингвокультурология в свете СМИ

2

2

5

Тест на лекции, опрос на семинаре

8.

Политическая лингвистика и анализ СМИ

2

2

5

Тест на лекции, опрос на семинаре

9.

Компьютерная лингвистика и анализ СМИ

1

2

5

Тест на лекции, опрос на семинаре

10.

Реферат







9

Проверка




ИТОГО

17

17

54

Зачет



3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Объект, цели и задачи курса. Язык и культура. Текст и дискурс. Тексты СМИ в контексте культуры

Язык и культура как семиотические системы. Критерии общности: направленность на отражение мировоззрения человека, диалогичность, субъектность, нормативность, историзм, антиномичность в оппозиции «динамика – статика».

Понятие языковой функции. Коммуникативная, мыслительная, познавательная, номинативная, регулятивная функции языка.

Культура как фундаментальное понятие социально-гуманитарного познания. Направления в исследовании культуры: описательный, ценностный, деятельностный, функционистский, герменевтический, нормативный, духовный, диалогический, информационный, символический, типологический. Антиномичность культуры. Понятие цивилизации. Антиномия «цивилизация – культура». Понятие мультикультурализма как объективного явления современной цивилизации.

Взаимосвязь языка и культуры в коммуникативных процессах, в онтогенезе (формировании языковых способностей человека), в филогенезе (формирование общественного человека). Гомоморфность (структурное подобие) культуры языку. Два подхода к пониманию соотношения языка и культуры: 1) «философский»: язык как отражение культуры (с изменением действительности и культурно-национальных стереотипов меняется и язык: функциональная стилистика, социолингвистика); 2) с позиций «гипотезы лингвистической относительности» (гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа: языки различаются «языковыми картинами мира»).

Текст, контекст (конситуация) и дискурс. Текст в момент его создания как дискурс автора; текст в момент его восприятия как дискурс реципиента. Соотношение в дискурсе как коммуникативном событии вербальных и невербальных составляющих, проявление социальных характеристик автора и ориентированность на специфику адресата.
Тема 2. Становление, развитие, взаимодействие языков. Их «следы» в текстах СМИ

Дискуссии о происхождении языка. Образование языков и языковых семей. Возникновение наций и национальных языков.

Возможности классификации языков. Сравнительно-исторические исследования в лингвистике. Генеалогическая и типологическая классификации языков. Эволюция и взаимодействие языков и диалектов в разные исторические эпохи.

История русского литературного языка. Становление и развитие публицистического стиля русского литературного языка. Лингвокультурная ситуация: взаимодействие литературного языка, диалектов и просторечия – элитарной культуры, народной и «третьей» («культуры для народа») (Н.И. Толстой). Арго как профессиональная субкультура.

Лингвистическая география. История языков народов Тюменского региона. Национально-языковая политика. СМИ на национальных языках.
Тема 3. Основные понятия когнитивной лингвистики. Языковая картина мира и её отражение в СМИ

Проблематика и терминология когнитивной лингвистики. Языковая картина мира. Картина мира как результат переработки информации и среде и человеке. Пространственные, временные, количественные, этические и др. параметры картины мира.

Структура национальной языковой картины мира как лексической системы. Лексический массив национального языка как совокупность имен реальных объектов материального мира и имен концептуальных артефактов национального языкового сознания (абстрактные логические понятия, субъективно-оценочные категории, мифические категории) (О.А. Корнилов).

«Языковая картина мира» как распространенная научная метафора. Теория языковых гештальтов Дж. Лакоффа. Идея «языкового мировидения» В. Гумбольдта. «Смысловое поле» и «пятое квазиизмерение» А.Н. Леонтьева. Наивная картина мира обыденного сознания. Концептуальная картина мира. Национальные языковые картины мира и научные картины мира. Языковые картины мира национальных языков и национальные менталитеты. Факторы, формирующие национальную языковую картину мира. Роль эмоционально-оценочного и нравственно-ценностного компонентов обыденного сознания в формировании национальной языковой картины мира.

«Когнитивная модель дискурса и русский порядок слов» (концепция О.Б. Йокояма).

Типология СМИ в аспекте типологии картин мира.
Тема 4. Языковая личность и субъект медиа-пространства

Понятие субъекта речи и языковой личности (ЯЛ). Вербально-семантический, когнитивный и прагматический структурные уровни ЯЛ (концепция Ю.Н. Караулова). Ценностный, культурологический и личностный компонент в содержании ЯЛ. Понятие исходных ценностных признаков ЯЛ.

Различные подходы к изучению языковой личности: полилектная и идиолектная ЯЛ (В.П. Нерознак), этносемантическая (С.Г. Воркачев), элитарная (О.Б. Сиротинина, Т.В. Кочеткова), русская (Ю.Н. Караулов), диалектная (В.Д. Лютикова), словарная (В.И. Карасик), эмоциональная ЯЛ (В.И. Шаховский), ЯЛ западной и восточной культур (Т.Н, Снитко) и т.д. Противопоставление человека говорящего – собственно ЯЛ – речевой личности – коммуникативной личности в концепции В.В. Красных. Гендерный аспект ЯЛ.

Субъект речи и субъект медиа-пространства. Языковая личность журналиста и редактора в их взаимодействии.
Тема 5. Структура коммуникации. Модель речевого жанра и её отражение в СМИ

Понятие коммуникации в лингвистическом аспекте.

Соотношение понятий «общение» и «коммуникация». Ритуальный, манипулятивный и гуманистический типы общения. Функции общения.

Коммуникация как «социально обусловленный процесс обмена информацией различного характера и содержания, передаваемой целенаправленно при помощи различных средств и имеющей своей целью достижение взаимопонимания между партнерами и осуществляемый в соответствии с определенными правилами и нормами» (А.П. Садохин). Коммуникативная компетенция и культурная компетенция.

Три варианта отношений участников коммуникации: 1) субъект-субъектное отношение (диалог равноправных партнеров), 2) субъектно-объектное (реципиент как средство достижения целей коммуникатора в сфере управленческой деятельности), 3) объект-субъектное (реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания).

Межличностная, внутригрупповая, массовая, межкультурная коммуникация. Теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э. Холла. Теория культурных изменений Г. Хофштеде. Теория культурной грамотности Э. Хирша. Аккультурация в межкультурной коммуникации. Формы и способы освоения чужой культуры.

Вербальная коммуникация. Типы диалога (информативный, прескриптивный, обмен мнениями, праздноречивый) и монолога (драматический и информативный). Стили вербальной коммуникации (прямой и непрямой, искусный и сжатый, инструментальный и аффективный). Невербальная коммуникация (кинесика, такесика, сенсорика, проксемика, хронемика). Паравербальная коммуникация (скорость, громкость речи, артикуляция, высота голоса, режим речи).

Коммуникативные задачи (речевые интенции) говорящего: информировать, высказать и доказать свое мнение, побудить к действию, обсудить проблему для обнаружения истины, выразить понимание добра и зла, получить удовольствие от процесса общения, выразить и возбудить эмоции. Соответствующие им типы речевого акта и тип речи: сообщение (информирующий), убеждение (аргументирующий), побуждение (агитирующий), поиски смысла (эвристический), оценка (эпидейктический), игра (гедонистический, или диатрибический), эмотив (поэтический).

Понимание тактики текста как комплекса языковых и речевых приемов построения текста, анализом текста и выявляемых. Текстовая стратегия как совокупность замысла, позиции, мировосприятия, отношения автора к предмету и поставленной им проблеме, его прагматических интересов.

Учение о речевой тактике и стратегии как способ обнаружения коммуникативной компетентности личности, способной воспринимать и порождать тексты всех функциональных стилей («дискурсивная деятельность» в концепции К.Ф. Седова). Коммуникативные стратегии речевого поведения: репрезентативная, или изобразительная, и нарративная, или аналитическая.

Лингвистическое изучение речевых жанров (генристика), прагматическое изучение (жанроведение), изучение речевых жанров как средства формализации социального взаимодействия (коммуникативная генристика).

Диалогичность, смена субъекта речи, устойчивость, наличие в запасе у говорящих готовых высказываний, предполагающие стереотипность речи, в разной степени явно выступающую в различных сферах общения, как существенные черты речевого жанра.

Вопрос о разграничении первичных и вторичных речевых жанров. Имена речевых событий и жанры русской речи. Сложные и простые речевые события в теории В.Е. Гольдина (конференция, совещание, зачет, консилиум, вечеринка, митинг; рассказ, беседа, объяснение и др.). Факторы коммуникативной цели, образа автора, образа адресата, диктума, фактора прошлого, фактора будущего, формальной организации и языкового воплощения в концепции Т.В. Шмелевой.

Понятие коммуникативной неудачи. Языковые, смысловые и этнокультурные неудачи.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconПрограмма по дисциплине «Концептуальные основы домоведения»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Методы обследования и функциональная диагностика в терапии (73 вопроса)
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки федеральное агентство по образованию
Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных и экономических специальностей
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит"
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки РФ федеральное агентство по образованию
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМетодические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМетодические указания разработаны кандидатом экономических наук,...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение...
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки РФ федеральное агентство по образованию
Закон РФ «Об образовании» №122-фз в последней редакции от 22 августа 2004 года с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17...
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки россиской федерации федеральное...
Рабочая программа послевузовского профессионального образования по дисциплине «Типология» для специальности 10. 02. 20 – сравнительно-историческое,...
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
М. М. Разумовской, доктора филологических наук, профессора П. А. Леканта, рекомендованного Министерством образования и науки Российской...
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки федеральное агентство по образованию
Л. В. Шилова, О. И. Радыгина. Немецкий язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности...
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию iconИнформационное сообщение министерство образования и науки Российской...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск