Скачать 310.3 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА Трофимова О.В. КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ СМИ Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов 2 курса ОДО (4 семестр) специальности Журналистика Тюменский государственный университет 2010 УДК 811.161.1′367 (073) ББК Ш 141.2 – 22 р Т 761 Трофимова О.В. КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ СМИ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 2 курса ОДО (4 семестр) специальности 030602.65 Журналистика. Тюмень, 2010. 21 стр. Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы лекций и семинарских занятий, вопросы к зачету, темы рефератов, рекомендуемую литературу. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Современный русский язык. Синтаксис [электронный вариант]/ Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедры русского языка. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Купчик Е.В., д.ф.н.,профессор кафедры русского языка ТюмГУ РЕЦЕНЗЕНТЫ: Н.А. Аксарина, к.ф.н., доцент кафедры русского языка ТюмГУ, Т.Н. Рацен, к.ф.н., доцент кафедры общего языкознания ТюмГУ © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2010. © Трофимова О.В., 2010.
Цели и задачи дисциплины Цель курса – опираясь на знания, полученные студентами при изучении разделов курса «Современный русский язык», сформировать концептуальное представление о когнитивном и дискурсивном аспектах изучений речевых произведений, в частности, текстов современных СМИ. Задачи курса:
Место дисциплины в учебном процессе Рабочая программа предназначена для студентов 2 курса (четвертый семестр), обучающихся по специальности 030602.65 – Журналистика, получающих квалификацию Журналист. Данная программа разработана для курса ОПД.В Когнитивно-дискурсивный анализ СМИ, который базируется на знаниях, полученных студентами в предваряющих данный разделах общего курса русского языка (Фонетика. Лексика. Словообразование. Морфология. Синтаксис). Практические занятия проводятся с учетом теоретического характера профессии будущих журналистов и предполагают анализ как классических образцов журналистской прозы, так и фрагментов опубликованных и неопубликованных публицистических текстов разной жанровой природы, созданных самими студентами. Индивидуальная работа включает в себя синтаксический анализ каждым студентом его собственных опубликованных статей. Автор программы исходит из следующих формулировок ГОС: Требования ГОС: Текст как высшее коммуникативно-синтаксическое единство. Способы передачи чужой речи. Количество учебных часов по дисциплине
3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Объект, цели и задачи курса. Язык и культура. Текст и дискурс. Тексты СМИ в контексте культуры Язык и культура как семиотические системы. Критерии общности: направленность на отражение мировоззрения человека, диалогичность, субъектность, нормативность, историзм, антиномичность в оппозиции «динамика – статика». Понятие языковой функции. Коммуникативная, мыслительная, познавательная, номинативная, регулятивная функции языка. Культура как фундаментальное понятие социально-гуманитарного познания. Направления в исследовании культуры: описательный, ценностный, деятельностный, функционистский, герменевтический, нормативный, духовный, диалогический, информационный, символический, типологический. Антиномичность культуры. Понятие цивилизации. Антиномия «цивилизация – культура». Понятие мультикультурализма как объективного явления современной цивилизации. Взаимосвязь языка и культуры в коммуникативных процессах, в онтогенезе (формировании языковых способностей человека), в филогенезе (формирование общественного человека). Гомоморфность (структурное подобие) культуры языку. Два подхода к пониманию соотношения языка и культуры: 1) «философский»: язык как отражение культуры (с изменением действительности и культурно-национальных стереотипов меняется и язык: функциональная стилистика, социолингвистика); 2) с позиций «гипотезы лингвистической относительности» (гипотеза Э. Сепира и Б. Уорфа: языки различаются «языковыми картинами мира»). Текст, контекст (конситуация) и дискурс. Текст в момент его создания как дискурс автора; текст в момент его восприятия как дискурс реципиента. Соотношение в дискурсе как коммуникативном событии вербальных и невербальных составляющих, проявление социальных характеристик автора и ориентированность на специфику адресата. Тема 2. Становление, развитие, взаимодействие языков. Их «следы» в текстах СМИ Дискуссии о происхождении языка. Образование языков и языковых семей. Возникновение наций и национальных языков. Возможности классификации языков. Сравнительно-исторические исследования в лингвистике. Генеалогическая и типологическая классификации языков. Эволюция и взаимодействие языков и диалектов в разные исторические эпохи. История русского литературного языка. Становление и развитие публицистического стиля русского литературного языка. Лингвокультурная ситуация: взаимодействие литературного языка, диалектов и просторечия – элитарной культуры, народной и «третьей» («культуры для народа») (Н.И. Толстой). Арго как профессиональная субкультура. Лингвистическая география. История языков народов Тюменского региона. Национально-языковая политика. СМИ на национальных языках. Тема 3. Основные понятия когнитивной лингвистики. Языковая картина мира и её отражение в СМИ Проблематика и терминология когнитивной лингвистики. Языковая картина мира. Картина мира как результат переработки информации и среде и человеке. Пространственные, временные, количественные, этические и др. параметры картины мира. Структура национальной языковой картины мира как лексической системы. Лексический массив национального языка как совокупность имен реальных объектов материального мира и имен концептуальных артефактов национального языкового сознания (абстрактные логические понятия, субъективно-оценочные категории, мифические категории) (О.А. Корнилов). «Языковая картина мира» как распространенная научная метафора. Теория языковых гештальтов Дж. Лакоффа. Идея «языкового мировидения» В. Гумбольдта. «Смысловое поле» и «пятое квазиизмерение» А.Н. Леонтьева. Наивная картина мира обыденного сознания. Концептуальная картина мира. Национальные языковые картины мира и научные картины мира. Языковые картины мира национальных языков и национальные менталитеты. Факторы, формирующие национальную языковую картину мира. Роль эмоционально-оценочного и нравственно-ценностного компонентов обыденного сознания в формировании национальной языковой картины мира. «Когнитивная модель дискурса и русский порядок слов» (концепция О.Б. Йокояма). Типология СМИ в аспекте типологии картин мира. Тема 4. Языковая личность и субъект медиа-пространства Понятие субъекта речи и языковой личности (ЯЛ). Вербально-семантический, когнитивный и прагматический структурные уровни ЯЛ (концепция Ю.Н. Караулова). Ценностный, культурологический и личностный компонент в содержании ЯЛ. Понятие исходных ценностных признаков ЯЛ. Различные подходы к изучению языковой личности: полилектная и идиолектная ЯЛ (В.П. Нерознак), этносемантическая (С.Г. Воркачев), элитарная (О.Б. Сиротинина, Т.В. Кочеткова), русская (Ю.Н. Караулов), диалектная (В.Д. Лютикова), словарная (В.И. Карасик), эмоциональная ЯЛ (В.И. Шаховский), ЯЛ западной и восточной культур (Т.Н, Снитко) и т.д. Противопоставление человека говорящего – собственно ЯЛ – речевой личности – коммуникативной личности в концепции В.В. Красных. Гендерный аспект ЯЛ. Субъект речи и субъект медиа-пространства. Языковая личность журналиста и редактора в их взаимодействии. Тема 5. Структура коммуникации. Модель речевого жанра и её отражение в СМИ Понятие коммуникации в лингвистическом аспекте. Соотношение понятий «общение» и «коммуникация». Ритуальный, манипулятивный и гуманистический типы общения. Функции общения. Коммуникация как «социально обусловленный процесс обмена информацией различного характера и содержания, передаваемой целенаправленно при помощи различных средств и имеющей своей целью достижение взаимопонимания между партнерами и осуществляемый в соответствии с определенными правилами и нормами» (А.П. Садохин). Коммуникативная компетенция и культурная компетенция. Три варианта отношений участников коммуникации: 1) субъект-субъектное отношение (диалог равноправных партнеров), 2) субъектно-объектное (реципиент как средство достижения целей коммуникатора в сфере управленческой деятельности), 3) объект-субъектное (реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания). Межличностная, внутригрупповая, массовая, межкультурная коммуникация. Теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э. Холла. Теория культурных изменений Г. Хофштеде. Теория культурной грамотности Э. Хирша. Аккультурация в межкультурной коммуникации. Формы и способы освоения чужой культуры. Вербальная коммуникация. Типы диалога (информативный, прескриптивный, обмен мнениями, праздноречивый) и монолога (драматический и информативный). Стили вербальной коммуникации (прямой и непрямой, искусный и сжатый, инструментальный и аффективный). Невербальная коммуникация (кинесика, такесика, сенсорика, проксемика, хронемика). Паравербальная коммуникация (скорость, громкость речи, артикуляция, высота голоса, режим речи). Коммуникативные задачи (речевые интенции) говорящего: информировать, высказать и доказать свое мнение, побудить к действию, обсудить проблему для обнаружения истины, выразить понимание добра и зла, получить удовольствие от процесса общения, выразить и возбудить эмоции. Соответствующие им типы речевого акта и тип речи: сообщение (информирующий), убеждение (аргументирующий), побуждение (агитирующий), поиски смысла (эвристический), оценка (эпидейктический), игра (гедонистический, или диатрибический), эмотив (поэтический). Понимание тактики текста как комплекса языковых и речевых приемов построения текста, анализом текста и выявляемых. Текстовая стратегия как совокупность замысла, позиции, мировосприятия, отношения автора к предмету и поставленной им проблеме, его прагматических интересов. Учение о речевой тактике и стратегии как способ обнаружения коммуникативной компетентности личности, способной воспринимать и порождать тексты всех функциональных стилей («дискурсивная деятельность» в концепции К.Ф. Седова). Коммуникативные стратегии речевого поведения: репрезентативная, или изобразительная, и нарративная, или аналитическая. Лингвистическое изучение речевых жанров (генристика), прагматическое изучение (жанроведение), изучение речевых жанров как средства формализации социального взаимодействия (коммуникативная генристика). Диалогичность, смена субъекта речи, устойчивость, наличие в запасе у говорящих готовых высказываний, предполагающие стереотипность речи, в разной степени явно выступающую в различных сферах общения, как существенные черты речевого жанра. Вопрос о разграничении первичных и вторичных речевых жанров. Имена речевых событий и жанры русской речи. Сложные и простые речевые события в теории В.Е. Гольдина (конференция, совещание, зачет, консилиум, вечеринка, митинг; рассказ, беседа, объяснение и др.). Факторы коммуникативной цели, образа автора, образа адресата, диктума, фактора прошлого, фактора будущего, формальной организации и языкового воплощения в концепции Т.В. Шмелевой. Понятие коммуникативной неудачи. Языковые, смысловые и этнокультурные неудачи. |
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию | Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию | ||
Программа по дисциплине «Концептуальные основы домоведения» Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ | Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию Методы обследования и функциональная диагностика в терапии (73 вопроса) | ||
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных и экономических специальностей | Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит" | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Министерство образования и науки РФ федеральное агентство по образованию Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков... Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию | ||
Методические указания разработаны кандидатом экономических наук,... Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение... | Министерство образования и науки РФ федеральное агентство по образованию Закон РФ «Об образовании» №122-фз в последней редакции от 22 августа 2004 года с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17... | ||
Министерство образования и науки россиской федерации федеральное... Рабочая программа послевузовского профессионального образования по дисциплине «Типология» для специальности 10. 02. 20 – сравнительно-историческое,... | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... М. М. Разумовской, доктора филологических наук, профессора П. А. Леканта, рекомендованного Министерством образования и науки Российской... | ||
Министерство образования и науки федеральное агентство по образованию Л. В. Шилова, О. И. Радыгина. Немецкий язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности... | Информационное сообщение министерство образования и науки Российской... ... |