Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка»





НазваниеКнига «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка»
Дата публикации19.07.2013
Размер83.1 Kb.
ТипКнига
100-bal.ru > Литература > Книга





МБОУ СОШ №1 г.Собинка Владимирской области

Книга

«Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка»

Автор- составитель-

учащаяся 10-а

класса Новикова Алёна

2012год

Содержание

  1. Вместо предисловия…

  2. О серьёзном с юмором…

  3. Так что же собой представляет грамматика с точки зрения языкознания?

  4. Части речи. Мифы и суровая правда.

  5. Вместо послесловия…

  6. Источники информации.


Вместо предисловия…

Дорогие читатели!

Каждый из нас владеет бесценным даром и ежесекундно, не замечая этого, пользуется им в своей жизни. Дар этот - наш родной русский язык, удивительное богатство которого поражает и восхищает. Давно замечено, что чем богаче и разнообразнее язык, тем больше загадок он в себе таит. А тайны и загадки языка нас сопровождают постоянно. И раскрыть их под силу человеку, который любит и знает родной язык. Обладаете ли вы такой способностью? Попробуйте ответить на этот вопрос, прочитав эту книгу. Итак, в путь!

Глава 1

О серьёзном с юмором…

Давайте вспомним, как представлял себе грамматику в 18 веке герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка?!

Стародум: Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Г-жа Простакова, Простаков (вместе):

– Всем наукам, батюшка.

– Всему, мой отец. Митрофан. Всему, чему изволишь.

Правдин(Митрофану). Чему ж бы, например?

Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматике.

Правдин(взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?

Митрофан. Каково, мой отец?

Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен.

Глава 2

Так что же собой представляет грамматика с точки зрения языкознания?

« Грамматика как наука о строе слова и строе предложения в их развитии имеет дело с грамматическими категориями, которые обнаруживаются и в законах изменений слов, и в законах сочетания слов в предложениях». В.В.Виноградов.

Откуда же пришло в русский язык это слово? (С греческого – «грамматика» означает «искусство письма». «Грамма»- письменный знак, линия, черта). c:\users\семён\desktop\dzvnmgcdhjrwohowkczjtkwnny.jpg

Мистер Твистер, лёгкий на подъём американец, решил навестить своего друга в Москве. Уже в России, в гостинице, он написал своему другу записку. Переводчика не было, и Твистер воспользовался англо-русским словарём. Приятель получает записку: «Я ты приходить рано утро». Что же это может означать? «Я приду к тебе рано утром»? «Ты приходи ко мне рано утром»? «Я рано утром приходил к тебе»? «Приходить ко мне утром - рано»? Значение предложения не понятно, хотя понятен смысл каждого отдельно взятого слова.

А вот совсем другой случай из книги Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые»: «Сяпала калуша с калушатами по напушке. И увазила бутявку, и волит: - Калушата! Калушата! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оёё! Оёё! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутяквка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: - Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка волит за напушкой: - калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!»

Здесь нет ни одного русского слова, за исключением служебных. Что происходит и с кем - неизвестно. Но кое-что понять можно. Ясна последовательность событий, не сложно выполнить и грамматический разбор: Калуша - существительное ж.р., 1 скл., ед.ч., И.п.; подудонились - глагол совершенного вида, 2 спр., изъявительного наклонения прошедшего времени, мн.числа. И члены предложения тоже легко выделить.

Получается. Что в чём-то все эти «пуськи бятые» понятнее, чем «Я ты приходить рано утро» мистера Твистера, составленное из нормальных русских слов! В первом случае не текст- а засушенный гербарий: названы предметы, действия, признаки, но ничего не происходит. В другом - масса событий, но все- участники, действия, события- играют свою роль инкогнито, так как корни слов придуманные. А ожил этот спектакль благодаря тому, что показатели грамматических форм (окончания и суффиксы) – русские, знакомые и слова в предложении связаны правильно.

Итак, ни лексика без грамматики, ни грамматика без лексики полноценного текста не дают. Слова в языке существуют как бы в одном измерении (лексическом), а их роли в другом (грамматическом). И только вместе лексическое и грамматическое начало создают осмысленный текст. Чтобы это было возможным, грамматический строй языка должен быть в достаточной мере строгим и логичным. Строй этот изучает наука, которая называется грамматикой. Она состоит из двух больших частей: морфологии (от греч. “morphe”- «форма» и “logos”- «слово», «учение»), которая описывает формы изменения слов, и синтаксиса, предмет которого- связи между словами в предложении.

Глава 3

Части речи. Мифы и суровая правда.c:\users\семён\desktop\x_e5d8ef05.jpg

Мальчик- существительное, читает - глагол, бегло - наречие. Не нужно иметь глубоких познаний в лингвистике, чтобы определить, к какой части речи принадлежит слово. И всё же попробуем задуматься: откуда мы это знаем? «Вопрос надо задать»,- ответит любой школьник. Но откуда мы знаем, какой именно вопрос надо задавать? Никто никогда не спросит: « как»- мальчик или «какой»- читает. Получается, мы с самого начала знаем, к какой части речи относится слово и вопрос подгоняем под это значение. Может быть, подсказкой служит значение слова? Нет. А вот вспомним, «бятые». Имеет такое же окончание, как и» молодые», «красивые». А значит, та же форма. То есть «бятые» для нас прилагательное именно потому, что прилагательными являются молодые, красивые и другие слова с таким же набором окончаний. Вот каков механизм, позволяющий нам определить, к какой части речи принадлежит слово.

Слова с одним и тем же набором словоформ и образуют “ЧАСТЬ РЕЧИ”.

Миф о том, что принадлежность слова к части речи зависит от его значения или что она может быть определена по вопросу, уходит корнями в глубокую древность, ко временам первых античных грамматик. В своё время по их образцу были созданы первые русские грамматики, затем этот миф попал в школьные учебники и стал общепринятым убеждением. В лингвистике такой подход считается устаревшим, а новое, строгое понятие частей речи обосновал русский учёный c:\users\семён\desktop\0_4ffd_425955fd_xl.jpg

Филипп Фёдорович Фортунатов (1848-1914).

На его учении выросла Московская фортунатовская школа в языкознании, или Московская лингвистическая школа. Ещё в 1882-83 гг. Ф.Ф. Фортунатов ввёл термин морфология вместо бытовавшей в то время этимологии и разработал учение о форме слова, превратив морфологию в самостоятельную дисциплину об устройстве морфологического яруса языка. Его учение о форме слова опиралось на реально существующее в языке материальное выражение этой формы, т.е. форма слова могла быть установлена только там, где она материально представлена. Это положение не давало возможности фантазировать, рассуждая о языке. Язык, по Фортунатову, -это строгая система, в которой всё взаимосвязано и взаимообусловлено, а её закономерности можно строго обосновать и проверить.

Учение о грамматической форме вызвало в лингвистике шквал плодотворных идей, оно было продолжено учениками Ф.Ф.Фортунатова, так называемым вторым поколением Московской лингвистической школы: Н.Н. Дурново, Д.Н.Ушаковым, М.Н.Петерсоном, А.М. Пешковским, А.А. Шахматовым, А.И. Соболевским, В.К. Поржезинским и другими. ( Помните, в предисловии я вам говорила, что раскрыть тайны языка под силу только тем, кто любознателен и любит свой родной язык? Тогда - в путь! http://dic.academic.ru/).

Фортунатовская морфология, его учение о форме слова заложили фундамент нового лингвистического мировоззрения, нацеленного на поиск внутренних, собственно лингвистических связей, закономерностей в языке. Не случайно ученики учеников Ф.Ф.Фортунатова, молодые последователи его учения, уже третье поколение Московской лингвистической школы - Рубен Иванович Аванесов, Владимир Николаевич Сидоров, Александр Александрович реформатский, Пётр Саввич Кузнецов и другие - явились создателями фонологии, строгой науки, формировавшей лингвистическое мышление 20 века.

Глава 4

Вместо послесловия…

Конечно, много точек зрения на то, как развивалась грамматика, кто её родоначальник, сколько частей речи и по каким принципам делить слова на части речи, но бесспорно одно: если ты дошёл до этой главы, значит, ты человек неравнодушный и сам решишь, какая точка зрения тебе ближе и почему.

Мне же хотелось обобщить всё выше изложенное: мы увидели, что грамматика языка - особый мир, мир отношений, не зависящий прямо от значения конкретных слов. Что включать в грамматику, а что нет, в каждом языке решается по-своему; но общие черты всех грамматик- строгость, обязательность, выражение связей между словами. Красота грамматики - это красота холодной логики и строгой системности.

Мы ещё раз убедились, что любое утверждение о единицах языка или об их свойствах должно быть строго обосновано. Аргументы типа «так принято считать» или «так считали древние греки» к достоверным результатам не приведут. В то же время даже самый строгий научный подход не может сделать грамматику абсолютно прозрачной. Наоборот, чем точнее выбран угол зрения, тем больше тайн в ней обнаруживается. А значит, появляется больше возможностей эти тайны раскрыть.

Источники информации

  1. http://dic.academic.ru/

  2. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

  3. Энциклопедия для детей «Аванта +» том 10. Языкознание. Русский язык. М. Издательский центр «Аванта+» 2001г.

  4. С.И.Львова « Секреты русского языка» М. «Мнемозина»2011г.

  5. http://www.librar.ru/




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» iconУрок русского языка в 10 классе по теме «Обобщающее повторение раздела «Морфология и орфография»
Нелли Михайловна Скрябина, учитель русского языка и литературы моу сош №4 города Костромы
Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» iconСловарная работа на уроках русского языка
С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растёт, с другой...
Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» iconЗнаем все на “5”?
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (словообразование, лексика, фразеология, морфология)
Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать роль русского языка как национального языка русского народа,отражение в языке культуры и истории народа,функции русского языка...
Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» iconВ. В. Виноградов основные этапы истории русского языка
Автор программы: С. А. Виноградова, кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой английского языка и английской филологии
Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» iconЗадачи изучения курса «Культура речи и Деловое общение» в вузе. Связь...
Роль русского языка в современном мире. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального...
Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» iconУрока русского языка в 3 классе Урок путешествие
Учебные: закрепить, обобщить знания об имени существительном как части речи и его морфологических признаках; проверить умения, приобретенные...
Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Морфология». Этот раздел, как вы уже знаете, изучает части речи русского языка. Давайте вспомним, какие части речи существуют в...
Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать о функциях языка, о ведущей роли коммуникативной функции языка, о том, что русский язык – один из развитых языков мира, о роли...
Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» iconН. В. Голдобиной Школы, как и люди: у каждой своё лицо, свой взгляд...
С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором предстоит разобраться, что-то познать и постичь. Школа...
Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Исследовательская деятельность как средство развития творческого мышления на уроках русского языка или как работать над словарными...
Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» iconТесты по разделам: фонетика, словобразование, синтаксис, морфология....
Должность, преподаваемый предмет: учитель русского языка и литературы, стаж работы- 1 год
Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» icon"Этапы русского классицизма (на примере архитектуры)" учитель мхк тырыкина Е. А. Нижний Новгород
План-конспект урока по теме: "Этапы русского классицизма (на примере архитектуры)"
Книга «Этапы большого пути, или Как развивалась морфология русского языка» iconКнига рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей...
Ссср и эмигрантов. Дается подробное описание формирования и боевого пути бригады Каминского, 1-й рна хольмстона-Смысловского, 14-й...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск