Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие





Скачать 166.52 Kb.
НазваниеУрока русского языка в 3 классе Урок путешествие
Дата публикации30.07.2014
Размер166.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Методическая разработка

урока русского языка в 3 классе

Урок - путешествие

по теме «Имя существительное. Обобщение». (2ч)
Задачи:
Учебные: закрепить, обобщить знания об имени существительном как части речи и его морфологических признаках; проверить умения, приобретенные в процессе изучения имен существительных; формировать навыки связной речи; познакомить с новыми словарными словами, с понятием «Морфология».

Образовательные: развивать связную речь, познавательные интересы, умения работать в паре, группе.
Оборудование: рабочие листы с заданиями в парной работе, в групповой работе, памятка морфологического разбора имени существительного.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Учитель:

Громко прозвенел звонок

начинаю наш урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!
Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Грамотно писать,

Правильно на вопросы отвечать.
II.Погружение в тему урока:

Учитель:

Сегодня, ребята, мы с Вами обобщим знания об имени существительном, познакомимся с новыми словарными словами, с понятием «Морфоло-гия», узнаем что же это такое и какие морфологические признаки есть у слов русского языка.

А для начала послушайте одну грамматическую сказку и попробуйте сами догадаться, что же такое морфология?


Грамматическая сказка

«Как «Морфология» порядок навела».

Учитель:

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха — никакого порядка! Попытались как-то слова построиться. Становились и так и эдак, все плохо получается.

«Без командира нам не обойтись!» - решили слова.

«Позовем-ка мы на помощь Морфологию!»

-Кто из Вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.

«Мы обозначаем предметы!» - ответили одни.

-А какие формы у Вас есть? - спросила Морфология.

«Мы имеем род, изменяемся по числам и падежам»

-А что вы умеете делать?- спросила Морфология

«Быть членами предложения»

-Становитесь под знамя «Имя существительное», - приказала Морфология.

«А мы обозначаем действия предметов, имеем лицо, время, вид, в предложении можем быть сказуемым» - отрапортовали другие слова.

-Становитесь под знамя «Глагол», - приказала Морфология.

«А мы обозначаем признаки предметов, изменяемся по родам, падежам и числам, в предложении являемся второстепенными членами »

-Становись под Знамя «Имя прилагательное»! — скомандовала Морфология.

Потом она собрала и объединила в группы оставшиеся слова.

Так, с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматических и синтетических функций, объединились под свои знамена.

А Морфология стала командиром над всеми частями речи.

-Так как Вы думаете, ребята, что же такое Морфология?
Версии детей. (учитель фиксирует на доске)

-самостоятельная

-главная

-сама по себе

-наука

-раздел

-командир над всеми частями речи
Учитель: Точное определение этому слову мы попробуем сформулировать позже.

III.Развертывание темы.
III.1.Знакомство с новыми словарными словами.

Учитель: Ребята, Вы любите путешествовать?

Дети: да

Учитель:

Сегодня мысленно мы совершим путешествие в СТРАНУ под названием «Морфология». Скажите, а что есть в любой стране, из чего она состоит?

( из городов)

Учитель: Молодцы! Мы отправимся с Вами в путешествие в один из городов этой волшебной страны, а что это за город вы догадаетесь, разгадав синквейн.
Синквейн
2.Самостоятельная, важная

3.бывает, называет, обозначает

4.В предложении подлежащее, либо второстепенный член предложения.

5.название.
( это имя существительное.)

Учитель: Молодцы, это

город под названием «Имя существительное».
Но прежде чем совершить путешествие по этому городу, давайте запишем это сложное слово — путешествие (Запись в тетрадях)

Учитель: Что же это за слово?

(сложное, это слово состоит из двух частей - путь и -шествие)
Учитель: Как называются эти части?

( корни)

Учитель: Это слово образовалось от слов путь и шествовать (идти). Выделите в этом слове корни — пут — шеств.

Сколько слогов в этом слове? (пять)

Учитель: На какой слог падает ударение?

(на третий)

Учитель: Какая безударная гласная?

(е)

Учитель: Проверьте ее

( ее нельзя проверить, это словарное слово)

Учитель: если это словарное слово, значит написание буквы «е» надо запомнить.

Учитель: А кем будем мы, отправляясь в путешествие?

Дети: Путешественниками

Учитель: запишите слово путешественник. Чем оно будет являться для слова путешествие?

(Однокоренным словом).

Учитель: возможно ли подобрать еще однокоренное слово для слова «путешествие»?

(путешественница)

Учитель: произнесите каждое слово по слогам, проставьте ударение и подчеркните букву е, написание которой надо запомнить.
Мы отправляемся в путешествие по городу и необходимо определиться, на чем же будем совершать наше увлекательное путешествие?

А совершать путешествие мы будем на общественном транспорте, а на каком вы догадайтесь, отгадав мою загадку:
Загадка:

Что за чудо — большой дом!

Ребятишек много в нем

Носит обувь из резины

и питается бензином?

(автобус)

Учитель: запишите это слово, разделите на слоги, поставьте ударение.

Как вы думаете, что за слово?

( словарное)

Учитель: написание какой буквы надо запомнить в этом слове?

( а и в , потому как их не проверить)

Учитель: А что вы можете сказать про последнюю букву?

( букву эс можно проверить)

Учитель: Как?

(автобусы)

Учитель: что вы сделали со словом?

(изменили форму)

Учитель: какая это орфограмма?

(парный звонкий и глухой согласный в конце слова)

Учитель: подберите к слову «автобус» однокоренные слова.

(Автобусный)

Учитель: запишите слова, выделите корень.
Учитель: для того, чтобы спокойно ездить в общественном транспорте и не бояться контролеров, что необходимо сделать?

(приобрести билет)

Учитель: Запишите слово «Билет», поставьте ударение, разделите слово на слоги. Кто догадался, что это за слово?

(это тоже словарное слово, надо запомнить написание буквы «И»).

Учитель: Подберите однокоренные слова к этому слову, запишите, выделите корень, поставьте ударение, разделите на слоги.

(билетный, билетер, билетик).
Учитель: мы - путешественники, совершающие путешествие на автобусе, а раз мы едем в автобусе, то кем еще мы являемся?

(пассажирами)

Учитель: Молодцы! Запишите слово «пассажир», что о нем вы можете сказать?

(это словарное слово, написание удвоенных букв эс и двух букв «а» надо запомнить).
Учитель: Запишите однокоренные слова к этому слову самостоятельно: выделите корень, поставьте ударение, разделите слова на слоги и запомните написание этих слов.

Давайте, ребята, немного отдохнем!
Физминутка
Учитель: посмотрите вверх, вниз, направо, налево, напишите глазами свое имя, свою фамилию. Зажмурьтесь и снимите напряжение, считая до 10.
Представьте себе большой круг. Обведите его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

А теперь закройте глаза.

(Дети закрывают глаза)

Учитель: Представьте себе, что нос стал длинным и нарисуйте им автобус, на котором мы совершаем путешествие.

(Дети пытаются «носом» нарисовать автобус)
Учитель: Итак, мы готовы к путешествию по городу под названием

«Имя существительное».

Наш автобус и мы в пути! Мы въезжаем в город. Нам предстоит проехать по улицам этого большого города, но у каждой улицы есть свое название.

А какое название у улиц в этом городе, вы догадаетесь, если вспомните все, что вы знаете об имени существительном.
III.2.Выделение грамматических признаков имени существительного.
Прием Кластер

Дети называют признаки имени существительного, а учитель в это время фиксирует ответы детей на интерактивной доске:




III.3. Путешествие по улицам города.
III.3.1. Улица «Род имен существительных».
Учитель:

Итак, мы въезжаем на улицу под названием

«Род имен существительных».

Чтобы без преград и «пробок» проехать по этой улице, вам предстоит поработать в парах. Но прежде чем Вы начнете работать в парах, давайте вспомним основные правила работы в парах.

Дети:

1.Читаем внимательно задание.

2.Обсуждаем: как будем выполнять, договариваемся.

3.Выполняем.

4.Представляем результат работы.
Учитель: А если в паре возникли разногласия по выполнению заданий?

(внимательно прочитываем задание и стараемся прийти к общему мнению).
Учитель каждой паре раздает лист с заданием, дети начинают выполнять.
Задание в парах:

1.Прочитайте слова.

2.Вставьте пропущенные буквы, докажите правильность написания.

3.Определите род имен существительных.

4.Заполните таблицу.
(?)кно, про(?)ка,з(?)мля,стр(?)на,зм(?)я,(?)тец,глуш(?),ст(?)кло,т(?)пор, с(?)лома, пш(?)ница, зол(?)то, п(?)льто, зерк(?)ло, за(?)ц, г(?)рой, адр(?)с,

увл(?)чение, сам(?)лет, п(?)сьмо, р(?)сунок.

?

?

?

1

1

1

2

2

2









































































После того, как дети в парах справились с заданием, ребята объединяются в четверки, обмениваются своими работами и начинается взаимопроверка работ пар.

Дети каждой пары проверяют и оценивают работу другой пары, если есть ошибки, то ребята указывают на ошибки, объясняя правильность написания, распределения слов (осуществляется взаимопомощь).

После взаимопроверки, учитель подводит итог:

Учитель: Ребята, сколько родов имеет имя существительное?

( 3 рода - мужской, женский и средний.)

Учитель: Как Вы в парах определяли, к какому роду относится то или иное слово?

(подставляли мысленно местоимения он мой (м.р), она моя(ж.р), оно мое(ср.р).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы успешно справились с этим заданием и наш автобус без всяких преград и препятствий проезжает по этой улице и поворачивает на следующую улицу.
III.3.2.Улица «Число имен существительных».

Учитель: Вам предстоит справиться со следующим заданием, чтобы и по этой улице беспрепятственно проехать.

Итак, в каких числах употребляются имена существительные?

(в ед.ч и во мн.ч, некоторые имена сущ. могут быть только в ед.ч, либо только во мн.ч)

Учитель: поиграем в игру «Один — много». Я называю имя существительное в одном числе, вы изменяете форму слова. Будьте внимательны, есть «ловушки!»

Игра- «Один - много»

Дети отвечают хором, где встречаются «ловушки» - объясняют.

ракета -

чашка-

карандаш-

день-

тетрадь-

стриж-

солнце-?

Ножницы-?

Очки-?

Молоко-?

Смех-?

Золото-?

Брюки-?

Дрова-?
Учитель: Молодцы! С этим заданием справились великолепно! Наш автобус продолжает путь и поворачивает на следующую улицу.
III.3.3 Улица «Собственные и нарицательные имена существительные».

Учитель: что же это за улица?

(собственные имена существительные — имена существительные, которые всегда пишем с заглавной буквы - это название рек, озер, городов, имена, фамилии, клички животных …, а все остальные - нарицательные имена существительные).

Учитель: Продолжите предложения, записав в тетради:

Меня зовут -

Моя фамилия-

я живу в городе -

В нашем городе протекает река -

Учитель: С какой буквы записали слова?

(с заглавной.)
Учитель: Я предлагаю немного отдохнуть и дать возможность двигателю автобуса остыть – совершаем парковку.
Физминутка:  

Учитель: Дети, закройте глаза, мысленно глазками напишите слова «Стоянка», «парковка».

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.)

 Ах, как солнце высоко.

(Посмотреть вверх.)

 Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

 В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

Игра - « веришь -не веришь»!

Учитель: Верите ли ВЫ, что

1.что имя существительное - это часть слова?

(нет, это часть речи)

Учитель: верите ли вы, что

2.имя существительное обозначает количество предметов?

(нет,имя существительное обозначает предмет)

Учитель: Верите ли Вы, что

3.Имя существительное отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

(Нет, имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?)

Учитель: Верите ли Вы, что

4.Имя существительное изменяется по числам?

(да)

Учитель: верите ли Вы, что

5.Имя существительное изменяется по родам?

(нет, имя существительное имеет 3 рода: м.р., ж.р., ср.р)

Учитель: верите ли Вы, что

6.Имя существительное изменяется по падежам?

(да)

Учитель: если верите, то докажите изменение имен существительных по падежам на примере слова «остановка»

дети хором изменяют слово по падежам (склоняют)
Учитель: НУ, что ж, молодцы! Немного отдохнули, дали возможность двигателю остыть и снова в путь!
III.3.4. Улица «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».

Учитель: Двигатель остыл, мы отдохнули и в путь! Наш автобус тронулся. Впереди улица одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Приведите свои примеры слов одушевленных имен существительных

(Дети приводят примеры)

Учитель: А теперь неодушевленных:

Учитель: Молодцы!

Мы завершаем наше увлекательное путешествие, поворачивая на улицу «Главный и второстепенный член предложения».

III.3.5. Улица «Главный и второстепенный член предложения».

Учитель: Ребята, Вам предстоит в группах поработать с текстом. А прежде чем начать работу в группах, давайте вспомним правила работы в группах.
Дети:

1.читаем внимательно задание.

2.договариваемся, как будем выполнять.

3.распределяем роли — кто за что отвечает.

4.проверяем

5.представляем результат.

Работа в группах

Каждой группе выдаются рабочие листы с предложениями и заданием.

Задание для группы:

1.Прочитайте внимательно каждое предложение.

2.Сделайте разбор предложений по алгоритму:

Алгоритм работы с предложением:

1.Прочитайте внимательно предложение.

2.Найдите грамматическую основу предложения.

3.Подчеркните главные члены предложения, над словами напишите, какой частью речи выражены.

4.К остальным словам задайте вопросы, определите часть речи, подпишите.

5.У существительных определите падеж.

6.Какими членами предложения являются имена существительные в каждом предложении?
I группа работает над 1 и 2 предложениями;

II группа — над 3 и 4 предложениями;

III группа — над 5 и 6 предложениями;

IV группа — над 7 и 8 предложениями.

Праздник света.

1.Люди считают март радостным праздником света.2.Лучи яркого солнца освещают лесные поляны.3.На синем небе плывут легкие облака.4.На ветках деревьев блестят праздничные сосульки.5.Чуткое ухо охотника ловит весенние звуки.6. На старой ели робко перелетают с ветки на ветку птенцы клестов.7. Из теплых стран летят на родину грачи и скворцы.8.Наступает долгожданная весна.
Группы работают над заданием.

Проверка осуществляется таким образом:

представитель1 группы зачитывает 1 предложение и полностью разбирает, все остальные участники групп проверяют, добавляют, исправляют, если

есть ошибки;

затем представитель II группы разбирает второе предложение, а остальные группы проверяют, добавляют, исправляют, если есть недочеты и т.д

Учитель: какой можно сделать вывод?

(В предложении имена существительные могут быть и главными и второстепенными членами.)
Учитель: закончилось наше увлекательное путешествие по городу под названием «Имя существительное» в стране Морфология, и я возвращаюсь к началу урока, к вопросу - что же такое Морфология? Посмотрите на ваши версии, может после увлекательного путешествия появились еще какие-то мысли по определению этого слова?
Версии детей :(учитель добавляет записи на доске)

Это раздел, который изучает все признаки имени существительного

это что-то главное над существительным.
Учитель: Ребята, мы сегодня вспомнили все признаки имени существительного, так вот: «Морфология» — это раздел грамматики, который изучает части речи, а морфологические признаки — это и есть все то, о чем мы говорили об имени существительном, а чтобы более понятно было Вам, давайте разберем любое имя существительное из текста по морфологическим признакам.
IV.Закрепление изученного:

Фронтальная работа:

У доски работает ученик, все остальные помогают, сидя на своих местах.

На небе — н.ф. Что? Небо., и.сущ., ед.ч., ср.р., неодуш., нариц., П.п.,в предложении — второст.член.

Учитель: такой разбор имени существительного называется морфологическим. Есть морфологические признаки и у других частей речи, но у каждой части речи они свои.

На доске появляется памятка морфологического разбора имени существительного:

слово — н.ф - кто? Что? …,часть речи — и.сущ., число — ед.ч, мн.ч., род — м.р., ж.р., ср.р., одуш. неодуш., собств.-нариц., в каком падеже употреблено,каким членом предложения является.
Учитель: попробуйте самостоятельно выполнить морфологический разбор слов — с ветки; на ветку; на родину; на ели.

Фронтальная проверка.
V.Рефлексия:
я на уроке - путешествовал

познакомился с новыми словарными словами

играл

работал в паре

работал в группе

узнал, что такое морфология

узнал о морфологических признаках имени существительного

разбирал имена существительные по морфологическим признакам

мы в паре - друг другу помогали

друг другу объясняли

определяли род имен существительных

заполняли таблицу

дружно работали
мы в группе — работали над предложениями

разбирали предложения


Комментарий к уроку:

В данной методической разработке представлен Урок — путешествие с применением элементов взаимопроверки, взаимопомощи, с использованием разных способов соорганизации детей (работа в парах, работа в группах, фронтальная работа, индивидуальная работа).Использованы приемы синквейн, кластер., имеют место элементы игры.

Это обобщающий урок по теме «Имя существительное», на котором даны первичные представления о понятии Морфология и морфологических признаках. Урок насыщен разнообразным материалом, охватывает все подразделы данной темы, логично продуман. Высокая вовлеченность детей, связь с жизнью — метапредметные УУД.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие iconУрок русского языка в 5-м классе "Путешествие по стране русского языка"
Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, делать вывод, развивать кругозор
Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие iconПрезентация урока русского языка в 5 классе, проведённого учителем...
Оборудование: выставка материалов об Олимпийских играх (учебник истории, кар- ты, газетные вырезки, открытки, сведения из интернета...
Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие
Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни
Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие iconУрока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема...
Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие iconУрока. Постановка учебной задачи
Урок русского языка в 6 классе по технологии введения нового знания (автор – Л. Г. Петерсон) по теме “Одна и две буквы н в суффиксах...
Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие iconУрок русского языка 5 класс
Тема урока: Путешествие Незнайки в страну Орфографии ( "Безударные гласные в корнях слов")
Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие iconУрок русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Ткачева Н. В
Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определенному слову, правилах его выделения запятыми
Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие iconПриложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой
Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах....
Урока русского языка в 3 классе Урок путешествие iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск