Республики Калмыкия Черноземельский район реферат





Скачать 154.94 Kb.
НазваниеРеспублики Калмыкия Черноземельский район реферат
Дата публикации13.11.2014
Размер154.94 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
Министерство образования, науки и культуры Республики Калмыкия

Черноземельский район

Реферат
«Человек – легенда Мазан Батыр»

Автор: ученик 10 класса

Сарульской средней

общеобразовательной школы

Бимбеев Гаря

Руководитель: учитель

калмыцкого языка и литературы

Сарульской СОШ

Аристеева Мария Наминовна
п. Сарул 2010 г.

Оглавление.


  1. Введение.

  2. Практическая часть.

1.Роль легендарного героя калмыцкого народа Мазан нойона в героическом прошлом калмыков.
2. Образ Мазан – Батыра в устном народном творчестве.
а) Песни и гимны (частыр) о Мазан – Батыре.
б) Легенды и сказки о Мазан – Батыре.


  1. Заключение

  2. Выводы.


V. Список, использованной литературы.


  1. Введение


Калмыки – поселенцы России, имевшие самобытную культуру и особую письменность, интересовали многих ученных и исследователей.

Калмыцкий фольклор своеобразен и интересен – не случайно академик Владимирцов назвал Калмыкию второй родиной сказок после Индии. «Рамаяна» - индийский эпос был переведен на калмыцкий язык еще в 17 веке. Но с исчезновением грамотных людей возникла угроза исчезновения письменной литературы и тогда книги стали переходить в память народа.

И сюжеты произведений перешли в фольклор. «Происходило удивительное явление, - заметил Д.Н. Кугультинов. – даже знания из области медицины и других наук народ старался закодировать, «вогнать» в символы, оставить в фольклоре и таким образом передать последующим поколениям» Например, читая в русском переводе калмыцкий эпос «Джангар», известный спортсмен, отец самбо Анатолий Харлампиев обнаружил спрятанное в тексте большое количество неизвестных дотоле болевых приемов.

Таким образом, читая сказку «Мазан баатыр» мы решили расшифровать фразу: «Мазан, сын Очира, воскрешающий, когда загораются все звезды на небе»

Провели исследование, и нашли не только родословную Мазана, но и ратные подвиги реального Мазана нойона. Мы окунулись в события XYIII века и убедились, что в каждой сказке, легенде можно найти связь с реальными событиями прошедших веков.


  1. Практическая часть.

  1. Роль легендарного героя калмыцкого народа Мазан нойона в героическом прошлом калмыков.

В России, достигнувшей больших высот своего могущества, не может быть забыт и калмык, как сын великой страны, для оберегания которой и он проливал свою кровь. На протяжении четырех веков истории участие во всех без исключения войнах, на пограничной службе и в постоянных разведывательных походах. Велика география военной службы калмыков: Сибирь, Средняя Азия, Северный Кавказ, Прибалтика, Западная Европа, вплоть до Парижа.

Героическое прошлое калмыков приковало к себе внимание многих видных историков России: В. М. Бакунина, Н. Н. Ленихина, И. Я. Бичурина (Иакинфа), Н. А. Нефедьева, П. И. Небольсина, А. Т. Позднеева, П. Т. Будкова, Е. Ч. Чонова, А. К. Банова, Д. Ф. Масловского, военного историка генерала Потто и др.

Среди архивных документов есть интересные материалы, касающиеся различных сторон жизни и быта людей того времени, они проливают свет на забытые покрытые дымкой легенд действующие лица истории калмыцкого народа.

Жизнь и действие исторических и легендарных личностей несут приметы своей эпохи и своего времени.

Ознакомившись с трудами исследователей, убеждаешься: ничто не забывается, и добрые дела и злые поступки – все со временем становится достоянием истории, сохраняясь в документах, оставаясь в памяти народной.

В архивных документах, исторических хрониках и публикациях дореволюционных ученых по истории калмыков встречаются упоминания о прототипе героя легенд, Мазан – Баатыре. События, связанные с ним происходят в 1670 –1683 г.г. в один из интересных моментов в истории калмыков.

В 1654 г. началась война с Речью Посполитой (Польшей) из-за Украины. Для успешной борьбы с Польшей необходимо было пресечь враждебные действия крымских татар и турок. Для этих целей русское правительство решило привлечь донских казаков и калмыков. После принятия шерти 9 декабря 1661 г. объединенные силы калмыков, донских и запорожских казаков, совершили поход за Днепр и в Крым, где разгромили крупные силы Крымского хана.

В 1672 г. Турция, раздраженная условиями Андрусовского перемирия, начала войну против Польши. Это угрожало интересам России, поэтому царское правительство выступило союзником Польши.

Летом 1674 г. Аюка вновь выделил 7000 человек, во главе с Мазан – Баатыром и Донаком пошли прямо в Крым под Перекоп, остальные 5000 направились на Дон, где объединенные силы калмыков, 2000 донских казаков и 1000 стрельцов предприняли поход на Азов. Казаки и стрельцы плыли на лодках и стругах, а калмыки шли степью не вдалеке от Дона. За 20 верст до крепости сошлись все вместе. 1сентябряпод Азовом произошел бой с силами гарнизона и прибывшим турецким отрядом, в котором «…Азовцев и турков побили, и стада конские и скотские отогнали многие».

В августе 1675 г. Аюка – хан снарядил в поход 10000 воинов, однако 30 августа они от Дона повернули обратно, поскольку в калмыцких улусах сложилась тревожная обстановка из-за предполагавшегося нападения «дальних калмыков». Поход продолжил лишь Мазан – Батыр с 1000 воинов. Ввиду малочисленности сил отряд повернул на Запорожье, и объединенные силы калмыков и запорожцев совершили удачный поход на крымские улусы за Перекопом, в ходе которых калмыки взяли в плен знатного Мурзу и знамя крымского отряда.

Именно это участие калмыков в защите южных границ России было отмечено в «Полном собрании законов Российской империи», в котором отмечено: «Калмыки в прежних походах боярином и воеводами всегда были вместе до схода неприятелями и до удара, а в отводе от неприятелей и до совершения службы никогда не бывали».

Участие Мазан – Батыра в войнах России того времени не ограничивается одним эпизодом. Он был участником многих сражений на Северном Кавказе и с подданными Турции и Персии, а также отражал набеги казахов, каракалпаков со стороны Средней Азии. Именно эти моменты боевой биографии отразились в легендах о его жизни и гибели. Известны подробности его гибели: «Мазан батыра тяжело ранили и пленили во время вооруженного столкновения с яицкими казаками в конце августа 1683 года, а его улусу нанесли значительный ущерб. И через несколько дней знаменитый воин умер от ран в яицком городке. Труп героя передали его детям. Сын Яман прах отца отправил в Тибет для погребения в одном из монастырей. Людей, исполнявших его поручение, по возвращении обратно, Яман освободил от управления зайсангов, платежа податей и повинностей. Это действительно замечательная личность, оставившая яркий след в калмыцкой и российской истории XVII в. О предках героя и его потомках остались многочисленные свидетельства и документы, дошедшие до наших дней.


  1. Образ Мазан – Батыра в устном народном творчестве.


В Калмыкии широко распространены легенды о Мазане нойоне. Фольклористы собрали много ее вариантов, записав их от старожилов, знатоков устного народного творчества в разных районах республики. Собиратели бытуют повсеместно. При первом же упоминании имени героя люди немедленно откликались, подтверждая, что слышали легенду, и при этом могли назвать того, кто мог бы рассказать ее лучше других. Писатели и поэты собрали немало вариантов легенд о Мазан – Батыре.

В народной памяти до сих пор бытуют песни, сказки, предания о легендарном герое, защитнике Отечества Мазан – Батыре. Неприметный в детстве мальчуган вырос богатырем. Он одерживал победы над коварными и могущественными врагами в преданиях, песнях за освобождение земель от врагов. В одном из преданий говорится: «пришел Мазан – богатырь из калмыцкой земли и видит: плотогоны тянут бечевой огромный плот. «Дайте мне одно бревно в обмен на табун коней» - попросил Мазан. «Надобно тебе бревно, бери любое, на выбор, не жалко – добро купеческое». Мазан выбрал самое толстое и длинное бревно, положил на плечо, как жердочку. Пошел, взошел на степной курган и сделал из бревна лук. Встал Мазан – богатырь у заставы вместе с русскими войнами, защищал границы России. И когда из лука летела стрела, то сразу поражала семь войск …».

Наибольшей выразительностью отличается песня, создающая образ Мазан – Батыра.
Усы у него, как грива верблюда.

Зубы у него подобны клыкам вепря,

Мазан – Батыр могучий

С победой возвращается.

Юрий Лыткин заметил: «Зайсанги Эркетеновского улуса ведут свой род от этого Мазан – Батыра», которого потомки поныне воспевают в своих песнях. До наших времен дошла песнь - баллада о Мазан – Батыре. К. Ф. Галстуцкий дает следующую историческую справку к ней. «Когда Зюнгары начали усиливаться и Батур Хун – Тайджи, кочевавший у Алтая, стал притеснять ойратов и подчинять своей власти князей других поколений, то Хо – Орлюк, вследствие несогласия и нежелания подчиняться влиянию Батура Хун – Тайджи, в 1621 г. выделился из ойратского сейма и в 1628 г. с 6 своими сыновьями из 50000 кибиток перекочевал к берегам Эмбы и Урала, а 1632 г. расположил свою ставку на берегу реки Ахтубы, приток Волги.

Место расположения кочевьев называлось «Ману тохой» и это название до сего времени сохраняется в песне волжских калмыков, в которой восхваляются подвиги Мазан – Батыра.

Ман тоха нутгта

Марлын чикн адута

Мана нойн Мазан Баатр

Дрклср аашдг.
Здесь «Ман тоха нутгта», в переводе звучит, имеющий владения Мантоха. Далее в песне отмечается:

Летние стойбища у него в Ергенях,

Табун его – необъезженные рыжие кони,

Сын его – могучий Яман.

Нойон экетени Мазан – Баатр.

Да будет так!

Данные строки, свидетельствующие, о происхождении Мазан – Батыра, и еще раз подтверждает, то, что был такой легендарный герой, указывая на существование его сына Яман. Мазан – Баатр погиб в молодом возрасте. Но у Мазана осталось 3 сына, старшим был Яман. По документам времен Аюки хана и опубликованным работам В. Бакунина, Н. Пальмова известно, что Яман являлся первым зайсангом Калмыцкого ханства. Все государственные дела находились в руках первого зайсанга. На этом посту Яман находился несколько десятилетий. Он показал себя крупным государственным деятелем, умело руководившим как внутренними вопросами ханства, так и внешней политикой и военными делами.

Описание коня, данного в песне, совпадает во многих легендах о нем:

Табун коней его – «маральи уши»

Конь его – приземистый Рыжко

Наш нойон Мазан – Баатр

С победой возвращается.
В поэтическом пересказе Хасыр Сян - Бельгина сказки «Мазан – Баатр», говорится о победе над Иштек богатырем. Мазан – Баатр не знал, что такое испуг. Когда он после ужина мирно отдыхал, вдруг из-под земли волосатый огромный кулак и сказал:

«Мазан – Баатр, - гин

махнасн гич.». (Угости

мясом, Мазан – Баатр).

Даже тогда он не вздрогнул и спокойно ответил:

«Нооста нудрм чамд бтх,

Нойон Мазн бийднь уга.»

(не то, что тебе волосатой руке давать, не хватает самому Нойону) – с этими словами он накрыл кулак деревянным корытом.

Но вздрогнул и заробел, Мазан – Баатр, когда увидел он полуобнаженный торс своего врага Иштека, хотел незаметно уйти, но не удалось. Иштек останавливает его и говорит о том, что ты направился ко мне, я еже вчера вечером слышал, когда от твоих шагов зашевелились недра Земли. Два богатыря осознают равенство друг друга и договариваются о мирном сосуществовании. Этот эпизод повторяется во всех легендах, Иштек позволяет угнать табун, а через год сам наведывается за его табуном, как и условились. Упрек жены заставил, Мазана нарушить данное слово. Страшно рассердился завидев Мазана Иштек и полный гнева он направил свою лошадь на Мазана. В пересказе Сян Бельгина у Мазан – Баатра был конь Хонhр т.е. Рыжко, о котором поется в песне. В ту пору Мазану исполнилось 17 лет, а Иштеку – 18 лет, значит Иштек становился непобедимым и Мазан видел свое спасение только в хитрости. Легенда о Мазане в исполнении Улюмджи Душана повествует следующее. Черкесский богатырь был в доспехах и неуязвим, Мазан заметил, для верхние пуговицы воротника расстегнуты.

Скача навстречу Ишткин Шор, он все время смотрел вверх и черкесский богатырь подумал: «Что видит он там наверху? Ведь недаром говорят что ему помогают боги.

Неужели он видит их там?» - и невольно поднял голову вверх, чтоб посмотреть на небо.

Мазану это и нужно было. Голова Ишткин Шор слетела с плеч. Далее Мазан – Баатр совершил величайшее святотатство: расчленив суставы у мертвого противника, вынул меч. Сделав это, Мазан осудил свой поступок и его обуял страх, как бы с ним не поступили так же. Легенда заканчивается отмщением сыновей Ишткен – Шора. Они убили Мазан – Баатра расчленили его тело по суставам и разбросали в разные места. Так погиб калмыцкий легендарный богатырь Мазан.

Существуют и «Легенды о необыкновенных приключениях Мазан – Баатра». Вот что поведал член Союза журналистов России Сергей Васькин. Легенды повествуют о принадлежности Мазан – Баатра к племени Меркет.

Меркеты – одно из древнейших племен монголов. Им отведено большое место в «Сокровенном сказании». Чингисхан одержал победу над ними в союзе с вождями других монгольских племен.

Рашид-ад-дин пишет о меркетах, что «это племя имело многочисленное, чрезвычайно воинственное и сильное войско». По его же сообщению, Чингисхан приказал, чтобы никого из меркетов как племя «меркит» не оставлять в живых, так как оно было мятежное и воинственное, и множество раз воевало с ним.

Осколки меркетов подверглись ассимиляции в казахской среде. Они обнаружены в числе родоплеменных подразделений киргизов. У калмыков встречаются четыре группы меркетов, хо (соловые), хар (черные), шар (желтые). Причины деления меркетов по цветовым признакам не выявлены.

Необыкновенные приключения Мазан – Баатра начинаются так. Повелитель потустороннего мира Эрлек-Номин хан приказал шулмусам (бесам) найти Мазан – Баатра, убить его, а душу доставить ему.

В это же время, на земле, владея рядом необычных качеств, одним из них было ясновидение, Мазн готовился к ответным действиям. Ему удается в первый раз прогнать шулмусов, притворившись мертвым. Когда Эрлек хан убедился, что его шулмусы не в состоянии справится с умным и находчивым Мазан – Баатром, решил обратиться за помощью к Лу. По - калмыцки Лу, дракон с грозной небесной силой. Лу в представлении донских калмыков – это живое существо, напоминающее верблюжонка (ботхн), с большими добрыми глазами и с длинной, с изгибом шеей. Во время дождя он шумно носится по синему небу, развлекаясь стрельбой из лука огненными стрелами по белым небесным голубям. Вселенское могущество и силу придает ему мирд. Мирд – это вроде жезла, скипетра украшенного драгоценными камнями, который постоянно находится при нем, в период его активной жизни.

Мазану предстояло сражаться с властелином неба, Лу. По совету своего коня, богатырь первым делает вызов ему, чтоб как-то предсказать действие Лу. Хитростью удается Мазану победить Лу: огненный шар с сильным грохотом прямо несся на него. Мазан – Баатр крикнул своему коню: «Будь начеку! По моей команде «чу» вмиг спрыгивай с горы». Когда Лу приблизился к горе настолько, что уже не смог увильнуть в случае неудачи, нойон подал сигнал коню – конь спрыгнул. Лу врезался туда, где только что они стояли. После сильного удара Лу потерял сознание и скатился с горы. Теперь он лежал у ног Мазан – Баатра. Глядя на беспомощного Лу, богатырь сжалился над ним и решил сохранить ему жизнь.

Мазан – Баатр подошел к Лу и сказал: « Лу, я дарую тебе жизнь, но ты должен дать клятву, что не будешь убивать людей, особенно из племени шар меркет, и что бы ты не забыл мои слова, я оставлю на тебе память о себе». Вплотную подошел к властелину небес и с размаху ударил плетью по спине. Сразу на месте удара вспучилась полоса кожи. Мазан – Баатр срезал эту полоску, сказав при этом: «Мои люди будут во время грозы выкрикивать слова: « Джахо, ясн мини шар меркет».Трижды ударил он Лу и закрепил такие слова «Джахо!» - восклицание не переводится.

«ясн мини – шар меркет» - я из племени желтых меркет

«ора мини – даагн» - на гербе – жеребенок-двухлеток.

«нойн мини - Мазн – Баатр» - мой нойон Мазан – Баатр.

Мазан – Баатр подошел и вернул Лу его мирд. Лу схватил свой мирд, воскликнул «Клянусь!» и взлетел ввысь, в небеса!

С тех пор представители племени меркет глубоко верят в магическую силу выкрикиваемых заклинаний во время грозы.

Во всех версиях легенд чудесным образом переплетается быль и вымыслы. В сказке Мазн – Баатр указывается, «Мазан, сын Очира, оживающий, когда звезды появляются на небе». Габан Шараб и Батур Убаши Тюмень приводят родословную Мазан – Батыра, начиная от общего предка торгоутовских нойонов – кереитского Ван – Хана. Прадед Мазан – Батыра, Цецен – нойон приходился двоюродным братом Хо – Орлюку. Сыном Цецен – нойона был Аралха - Ахуту, у одного из сыновей которого, Очира, имелось пятеро сыновей, старший из них - Мазан – Батыр.

Таким образом, историческое лицо Мазан нойон, храбрый воин, остается в памяти народной. О нем слагают песни, легенды, где народ наделяет своего любимого героя чертами идеального человека.

Основная идея легенд о героя – идея беззаветного служения Отечеству, идея мужской чести, дружбы, верности и единства. По представлениям народа настоящий мужчина должен быть мужественным, проявлять в нужный момент силу воли, презрение к смерти. Вот таким героем в народе является и Мазан – Батыр, отразивший высокие идеалы служения народу и Родине.

  1. Заключение.


Празднование в 2004 году 350 -летнего юбилея калмыцкого народного героя Мазан Баатыра показало, что живо внимание к прошлому Отечества. В п. Комсомольский была проведена научно-практическая конференция с участием общественных деятелей, ученых, учителей и учащихся. На конференцию прибыла и приняла участие потомок рода Мазановых Таисия Тягинова. В основе обостренного интереса к своей истории, лежат стремление знать правду о прошлом, потребность современного поколения в серьезном, правдивом, откровенном рассказе по истории нашей Родины.
IY. Выводы
Соответственно с задачами и целями исследования по теме «Образ Мазан – Батыра в устном народном творчестве нам удалось:

  1. изучить 4 варианта легенды о Мазан – Батыре (У. Душан, С. Васькин, Сян - Белгин Х., Биткеев Н. Ц.), проанализировав их и выявить образ богатыря в устном народном творчестве.

  2. Провести параллель между вымыслом и былью, отметить соответствия с действительными фактами и событиями из жизни прототипа героя легенды – нойоном Мазан.

3. Проанализировать общие места и различия в песнях о Мазан – Батыре (3 варианта песен – Адучиев Ц. Б., Очиров Н. 1909 г., Оконов Б. Б.)

Исследовательская группа нашей школы провела устный опрос местных жителей с целью изучения знаний культурного наследия своего народа. Нами были опрошены 6 жителей поселка Сарул в возрасте от 50-73 лет. В ходе опроса сделаны следующие выводы:

  1. Образ Мазан баатра, в народе сохранен, как образ сказочного героя.

  2. Существует несколько вариантов сказок о Мазане Батыре как о защитнике угнетенного народа


Y. Список использованной литературы.


  1. Бадмаев А. В. «Калмыцкая дореволюционная литература», Элиста, 1984 г.

  2. Батмаев М. М. «Калмыки в XVII – XVIII веках», Элиста, 1993 г.

  3. Калмыцкие народные сказки, Элиста, 1982 г.

  4. Кичиков М. Л. «Образование калмыцкого ханства», Элиста, 1994 г.

  5. Моисеев А. И. «История и культура калмыцкого народа» учебное издание (XVII – XVIII в. в.), Элиста, 2002 г.

  6. Оконов Б. Б. «Песни родной земли», Элиста, 1989 г.

  7. Митиров А. Г. «По следам находок и утрат», Элиста, 1990 г.

  8. Прозрителев Г. Н. «Военное прошлое наших калмыков», Ставрополь, 1990 г.

  9. Биткеев Н. Ц. « Калмыцкий героический эпос «Джангар», Элиста,1990 г.

  10. Церенов В. З. «Эркетени. Земля и люди», Элиста, 1997 г.

  11. Хасыр Сян Белгин «Мазан – Баатр» тууль, журнал «Байр».

  12. Васькин С. «Необыкновенные приключения Мазан – Баатра», газета «Хальмг γнн», 1997 г. 20 июля.

  13. Мукаева О. Д. «Мудрость и духовность народной педагогики», Элиста, 1995 г.

  14. Митиров А. Т. «Легендарный герой, историческая личность», газета «Известия Калмыкии», 2 октября 2004 г.

  15. Шовунов К. «Героическое прошлое калмыков в исторической литературе России», газета «Хальмг γнн», 1992 г. 30 января.



План работы с одаренными детьми

 

В целях выявления одаренных детей и привлечения их в работы

кружков провести следующие мероприятия:



Наименование

сроки

Ответственные

1

 Провести паспортизацию

Сентябрь

 Администрация

Кл.руководители

2

Провести отбор одаренных детей для привлечения     их в работу кружков

Сентябрь

Администрация

Кл.руководители

3

Организовать школьный вокально-инструимен-

тальный  ансамбль

Сентябрь

Администрация

Кл.руководители

4

Организовать школьный хор.

Сентябрь

Администрация

Кл.руководители

5

Организовать школьный драматический театр.

Сентябрь

Администрация

Кл.руководители

6

 Привлекать одаренных детей к участию в школьных праздничных мероприятиях

В теч.года

Администрация

Кл.руководители

7

 Привлекать одаренных детей к участию в районных смотрах-конкурсах

По плану

Администрация

Кл.руководители

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республики Калмыкия Черноземельский район реферат iconПоложение об олимпиаде по вопросам избирательного права и процесса...
Избирательная комиссия Республики Калмыкия при содействии Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия проводит...
Республики Калмыкия Черноземельский район реферат iconРеспублики Калмыкия Национальная библиотека имени А. М. Амур-Санана...
Республика Калмыкия. Календарь знаменательных дат на 2013 г. = 2013 җилин ончта өдрмүдин лит / м-во культуры, образования и науки...
Республики Калмыкия Черноземельский район реферат iconКодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12. 2001г. №195-фз
Калмыкия (за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на оопт федерального значения, расположенных на...
Республики Калмыкия Черноземельский район реферат iconГ. Элиста о проведении Республиканской олимпиады по вопросам избирательного...
В целях правового просвещения учащейся молодежи, разъяснения и пропаганды избирательного законодательства, знакомства с принципами...
Республики Калмыкия Черноземельский район реферат iconГ. Элиста о проведении Республиканской олимпиады по вопросам избирательного...
В целях правового просвещения учащейся молодежи, разъяснения и пропаганды избирательного законодательства, знакомства с принципами...
Республики Калмыкия Черноземельский район реферат iconРеферат. Тема: «Лингвистические аспекты формирования языковой личности учащегося»
Муниципальное учреждение отдел образования администрация муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан Муниципальное...
Республики Калмыкия Черноземельский район реферат iconКалендарь
Республика Калмыкия. Календарь знаменательных дат на 2014год = 2014 җилин өдрмүдин лит / м-во культуры, образования и науки Респ....
Республики Калмыкия Черноземельский район реферат iconДоклад об осуществлении государственного экологического надзора
Республики Калмыкия Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды
Республики Калмыкия Черноземельский район реферат iconИ. Е. Честин «20» апреля 2014 г
Яшкульского и Черноземельского районов Республики Калмыкия, обосновывающие создание государственного природного заказника регионального...
Республики Калмыкия Черноземельский район реферат iconМуниципального района Ишимбайскнй район Республики Башкортостан
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкирская...
Республики Калмыкия Черноземельский район реферат iconФамилия, имя, отчество полностью
«Российский государственный гуманитарный университет» в г. Элисте Республики Калмыкия (Филиал рггу в г. Элисте)
Республики Калмыкия Черноземельский район реферат iconКонспект урока русского языка для 3 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова»
Автор: Меркер Наталья Викторовна, учитель начальных классов мкоу «Веселовская сош», Республика Калмыкия, Городовиковский район, с....
Республики Калмыкия Черноземельский район реферат iconДоклад об экологической ситуации в Республике Калмыкия
Каспийского моря, которое в относительно недавнем прошлом неоднократно покрывало своими водами большую часть нынешней территории...
Республики Калмыкия Черноземельский район реферат icon«06» декабрь 2013 й. №84 «06» декабря 2013 года о праздновании Нового...
Донской сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан и на основании постановления главы Администрации...
Республики Калмыкия Черноземельский район реферат iconРеферат по дисциплине «Математика» на тему: «Функции и окружающий нас мир»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа» мо «Медведевский муниципальный...
Республики Калмыкия Черноземельский район реферат iconПриказ №364 г. Элиста
Утвердить Положение об итоговой аттестации по предметам региональной компетенции выпускников 9, 11 классов общеобразовательных учреждений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск