Скачать 105.56 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа» МО «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл РЕФЕРАТ по дисциплине «Математика» на тему: «Функции и окружающий нас мир» Выполнил: Солоницын Александр Руководитель: учитель математики Старикова Галина Александровна пгт Краснооктябрьский 2012 Оглавление 1. Введение……………………………………………………………… 4 2.1 Из истории развития функции…………………………………….. 5 2.2 Способы задания функций………………………………………….8 2.3 Виды функций и их свойства………………………………………9 2.4 Класс реальных событий, описываемых функциями …………… 9 3. Заключение………………………………………………………….. 13 4. Литература…………………………………………………………… 14 «Природа разговаривает с нами на языке математики» (Галилей). 1.Введение. Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, все более внедряется в традиционно далекие от нее области. Мы изучили на уроках тему «ФУНКЦИИ». Учитель убеждал, что функции пришли в нашу жизнь, в предмет математика из потребностей человека. Мне стало интересно как же функции описывают реальные процессы в окружающем нас мире, я захотел больше и глубже понять функциональную работу на службе человека. Я стал изучать различную литературу по вопросам изучения свойств функций и их применения. Из просмотренной литературы я отметил следующее: функции описывают реальные процессы в окружающем нас мире. Очень образно заметил великий Галилео Галилей (1564 – 1642 гг.), «Книга природы написана на математическом языке, и ее буквы – математические знаки и геометрические фигуры, без них невозможно понять ее слова, без них тщетно блуждание в бесконечном лабиринте» И именно функция является тем средством математического языка, которое позволяет описывать процессы движения, изменения, присущие природе. Поэтому я выбрал тему своей работы «Функции и окружающий нас мир», поставив перед собой задачи: понять и изучить способы действия функций для описания и объяснения событий в окружающем нас мире. Сформулировал гипотезу «Функциональная зависимость существует во всех сферах нашей жизни» и решил ее проверить. 2.1. Из истории развития функции. Впервые функция вошла в математику под именем «переменная величина» в знаменитом труде французского математика и философа Рене Декарта «Геометрия» (1637 г.), и ее появление послужило, по словам Ф. Энгельса, поворотным пунктом в математике. Без переменных величин И.Ньютон не смог бы выразить законы динамики, описывающие процессы механического движения тел – небесных и вполне земных, а современные ученые не могли бы рассчитывать траектории движения космических кораблей и решать бесконечное множество технических проблем нашей эпохи. С развитием науки понятие функции уточнялось и обобщалось. Сейчас оно стало настолько общим, что совпадает с понятием соответствия. Таким образом, функцией в общем понимании называется любой закон (правило), по которому каждому объекту из некоторого класса, области определения функции, поставлен в соответствие некоторый объект из другого (или того же) класса – области возможных значений функции. Но мы не рассматриваем понятие функции в столь общем понимании, а считаем, что как независимая, так и зависимая переменные – это величины. Таким образом функцией называется зависимость, связывающая с каждым значением одной переменной величины (аргумента) из некоторой области ее изменения определенное значение другой величины (функции). Если аргумент обозначить через х, значение функции - через у, а саму зависимость – функцию – символом f, то связь между значениями функции и аргументом запишется так: y=f(x). Вопросами изучения различных функций занимались многие ученые. Над аналитическим определением функции работал Готфрид Вильгельм фон Лейбниц. Он так описывал функциональную зависимость. Аналитические определение функции Функция – отрезок, длина которого меняется по какому - нибудь определенному закону. – впервые ввёл термины «константа» и «переменная» Готфрид Вильгельм фон Лейбниц Иоганн Бернули ввел основные понятия:
- впервые сделал подход к описательному определению аналитической функции Иоганн Бернули (1667-1748гг.) Леонард Эйлер Леонард Эйлер работал над совершенствованием функциональной терминологии: вывел окончательную формулировку определения функции Рене Декарт и Ферма Пьер ввели понятия «переменная величина», «прямоугольная система координат» Рене Декарт и Франсуа Виет. Заслугой этих ученых является единая буквенная математическая символика: x, y, z, a, b, 2.2.Способы задания функции. Существуют три основных способа выражения зависимостей между величинами: табличный, графический и аналитический («формульный»). Табличный способ важен потому, что является основным при обнаружении реальных зависимостей и может оказаться к тому же единственным средством их задания (формулу не всегда удается подобрать, а порой в ней и нет необходимости). К табличному заданию функции часто переходят при выполнении практических расчетов, с ней связанных: например, применение таблиц квадратов. С математической точки зрения, табличное задание зависимостей всегда неполно и дает лишь информацию о значениях функции в отдельных точках. Графический способ представления зависимостей также является одним из средств их фиксации при изучении реальных явлений. График - наглядная картина, дающая возможности анализа и прогнозирования изучаемой проблемы. Использование графического способа задания функции позволяет делать различные «самопишущие» приборы, такие, как сейсмограф, электрокардиограф, осциллограф и т.п., изображающие информацию об изменении измеряемых величин в виде графиков. Но если есть график, то значит, определена и соответствующая ему функция. В таких случаях говорят о графическом задании функции. Однако графический способ задания функции неудобен для расчетов; к тому же, подобно табличному, он является приближенным и неполным. Аналитическое (формульное) задание функции отличается своей компактностью, легко запоминается и содержит в себе полную информацию о зависимости. Функцию можно задать с помощью формулы, например: y=2x+5, S=vt. Эти формулы можно вывести с помощью геометрических или физических рассуждений. 2.3 Виды функций и их свойства. К элементарным функциям относятся практически все функции, встречающиеся в школьном учебнике. Прежде всего, имеется достаточно представительный набор широко известных и хорошо изученных функций, которые называются основными элементарными функциями. Это функции: y=C, называемая константой, У=кх прямая пропорциональность У=кх+в линейная функция У=х2 квадратичная У=х3 кубическая 2.4 Класс реальных событий, описываемых функцией. Применение функции для расчёта количества обоев. Задача 1. Пусть длина стены 10м, а высота 2,5м. В практических задачах высота стены может меняться. Значит площадь будет зависеть от высоты. Поэтому для расчета площади с постоянно изменяющейся высотой удобно обозначить ее переменной х, и вычисления площади стены проводить по формуле, S(х)=10∙х- прямая пропорциональность. Тогда и количество рулонов можно посчитать по формуле S/10 - количество рулонов. А вот другая задача! Задача 2. Пусть нужно покрыть плиткой - мозаикой ванную. Длина стены которой х(м), а высота 3м. Площадь одной плитки-мозаики 5м2, то S(х)= 3∙х. S/5-количество плиток. Вывод: и здесь нам помогает функция – прямая пропорциональность! Задача 3. Для строительства коробки дома на 1 стену требуется 500 шт. кирпича. Вычислить количество кирпича для выкладывания Х стен Y(x)=500x(без учета окон). Посмотрим другую ситуацию. Применение функции для вычисления объема Объем куба равен кубу его ребра. V=H3 V - объем куба H - высота ребра куба Задача 4. Вычислим объём воды для заполнения бассейна в форме куба, если длина бассейна 20м, то V=203, и опять если учитывать, что размеры бассейна могут быть разными, то количество воды помогает считать кубическая функция. Если задать длину бассейна переменной х, то V(x)= x3 Применение функции для вычисления площади. Рабочие привезли линолеум и хотели его постелить в комнате, имеющей форму квадрата. Так как пол комнаты имел форму квадрата, значит его стороны равны,то было достаточно было измерить одну сторону. Длина одной стороны равна 3м; значит, другие стороны тоже будут 3м; Так как пол комнаты квадратный, то будет удобнее количество линолеума по формуле y=x². А вот и до квадратичной функции дело дошло! Применение функции для вычисления пройденного пути Мотоциклист находится от пункта А на расстоянии 20 км. На каком расстоянии от п. А он будет находится через t ч, если скорость мотоциклиста 50 км/ч? S-? S=50t+20, где t>0. В этой ситуации работу ведет линейная функция. Функции нам помогают и для изучения различной информации, требуемой для решения жизненных вопросов. Таблица стоимости поезда. Представлена таблица стоимости проезда в пригородном транспорте, где n – номер зоны; m – стоимость проезда. n зависит от m или m от n? Так как чем больше номер зоны, тем больше проезд, то n независимая переменная, а m – зависимая. Здесь прямая пропорциональность. Функции помогают анализировать различные процессы. Рассмотрим демографическую ситуацию нашего поселка. Я ею заинтересовался , потому что в нашей школе нет спортивного зала. Речь идет о необходимости строительства новой школы, но будут ли для нее ученики! Изучая статистику по численности населения (граф.2) и естественный прирост населения нашего поселка (граф.1),в котором я живу, работая с цифровой информацией, я с уверенностью могу сказать, что новое здание будет востребовано! Информацию я задал графиками. Рис. 1 Рис. 2 Анализ информации, заданной графиками, говорит о том, что численность населения поселка уменьшается, а рождаемость растет. Но, исследуя вопрос, я проводил опрос руководителей нашей администрации. Выясняется, что данные по уменьшению количества населения верны только по постоянно прописанным жителям поселка, а с временной регистрацией населения много и люди едут в поселок в поисках работы. Значит, можно сделать вывод о том, что и жилье в поселке тоже надо строить. Радуются люди, вот недавно сдали под ключ новый дом, есть жилье у погорельцев! Но, конечно, этого мало. Вот как советует решать вопросы в жизни графическая интерпретация исследуемой проблемы. Функции применяются и для изучения различных вопросов народного хозяйства. Рассмотрим вопрос изучения потребительского спроса на продукцию. X-количество покупателей 200 рублей - цена 1-ой пары лыж. Р(х)=200 ∙ х Отследить анализ потребительского спроса нам поможет прямая пропорциональность. Чем больше выручка, тем больше спрос на указанную продукцию. Заключение. Заканчивая свою работу, я увидел, что каждая из изученных функций решает, описывает, дает определенную информацию о каком-то реальном процессе, происходящем в нашей с вами жизни. А график является портретом функции, поэтому функцию можно назвать поистине красавицей. Функции и их свойства, особенности – это набор инструментов, который необходим в познании окружающего мира. И этим инструментом необходимо владеть в совершенстве, чтобы познавать, развивать и изменять нашу жизнь. Я должен был доказать, что функциями описываются многие события в жизни. Проверяя гипотезу, я научился анализировать изучаемую информацию, делать выводы, и, поэтому, могу объяснить смысл, причины и важность изучения функций и их свойств в школьном курсе математики. Я открыл для себя область интересов по изучению, чтению информации, заданной различными способами. Естественно, занимаясь описанными вопросами, у меня повысилась математическая культура, я ответственнее стал относится к изучаемым вопросам математики. Список литературы. Коганов Э.Д. 400 самых интересных задач. Москва. 1997. 278 с. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Москва. 2000 . 199 с. Токарчук Н.П. «Красавицы функции и их графики». Москва. 1900 г. 47 с. http://www.bymath.net/studyguide/fun/sec/fun9.htm http://www.ok-interiordesign.ru/ http://www.svetliygrad.ru/ |
Программа окружающий мир плешаков «мир вокруг нас» Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы | Учебный курс «Окружающий мир» Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир... | ||
Реферат по дисциплине «Окружающий мир» на тему: «Луна и ее влияние на человека» Луна никого не оставляет равнодушным. И это естественно: ведь не зря говорят, что мы живем в подлунном мире. Мне стало интересно... | Учебник «Окружающий мир» А. А. Плешакова Тема нашего урока пока держится в секрете. Узнаете её, когда отгадаете кроссворд. А для этого надо отгадать загадки. Кто быстрее... | ||
Рабочая программа «Окружающий мир» А. А. Плешакова «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») (Концепция и программы для начальных школ. Школа России. Рук проекта А. А. Плешаков.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информация – это сведения об окружающем нас мире. Окружающий нас мир – это мир информации | ||
Плешаков А. А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2007 Плешаков... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова "Окружающий мир", утвержденной... | Реферат На тему: Выделение токсичных веществ автомобилем, и их влияние на окружающий мир На тему: Выделение токсичных веществ автомобилем, и их влияние на окружающий мир | ||
Реферат по дисциплине «Математика на тему «Это удивительное число семь» Среди тайн особое место занимают тайны чисел, их возникновение и влияние на людей. Мы сталкиваемся с числами на каждом шагу, они... | Реферат по дисциплине «Окружающий мир» на тему: «Самое прекрасное место на земле» Забайкальский край – субъект Российской Федерации, расположенный в восточном Забайкалье и входящий в состав Сибирского Федерального... | ||
Реферат по геометрии: «Симметрия в природе» Что же такое симметрия? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир? | Реферат по дисциплине «Окружающий мир» на тему: «Охрана окружающей среды» Наряду с традиционными видами экологических правонарушений, такими как, браконьерство, порубка леса, загрязнение водоемов и воздуха,... | ||
Реферат по дисциплине: «Окружающий мир» на тему: «Полезные ископаемые» Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Одними из них являются полезные ископаемые. Эти природные богатства... | Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,... | ||
Урок (математика и окружающий мир 2 класс. Умк «Планета знаний).... Незнайка; карточки с заданиями для работы в группах и минигруппах, карточки с заданиями для вывешивания на доску, кроссворд на ватмане... | Реферат по дисциплине «Окружающий мир» на тему: «Съедобные и несъедобные грибы» В тоже время ныне действующими гостами и техническими условиями допущено к заготовке 53 вида. А заготавливается итого меньше, так... |