Скачать 131.33 Kb.
|
МОБУ «Медведевская СОШ №3 им. 50-летия Медведевского района» п. Медведево Республика Марий Эл Реферат по дисциплине: «Окружающий мир» на тему: «Полезные ископаемые» Выполнил: ученик 4 В класса МОУ «Медведевская СОШ №3 им. 50-летия Медведевского района» Алексеев Илья Алексеевич Руководитель: учитель начальных классов МОУ «Медведевская СОШ №3 им. 50-летия Медведевского района» Палушина Ирина Юрьевна. п. Медведево, 2013 г. Содержание Введение……………………………………………………………………...3
Введение Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Одними из них являются полезные ископаемые. Эти природные богатства образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Актуальность работы заключается в том, чтобы правильно применять те или иные полезные ископаемые, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, мы должны знать о них как можно больше. Цель исследования: Почему полезные ископаемые называют «полезными»? Задачи:
Объект исследования: полезные ископаемые Предмет исследования: свойства полезных ископаемых Гипотеза: природные богатства называют полезными ископаемыми, потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные, потому что их использует человек в своей жизни. Этапы исследования: 1. Подготовительный этап – выбор темы, составление плана; 2. Основной этап – анализ литературы по теме, проведение опроса и опытов; 3. Заключительный этап - оформление работы, подготовка выступления. Метод исследования:
В начале своего исследования, я решил провести опрос, в котором предложил ответить на следующие вопросы: • Бывают ли «бесполезные» ископаемые? • Можно ли дома встретить полезные ископаемые? Мною были опрошены 20 ребят. Результаты исследования показали, что никто из ребят не знает, что бывают бесполезные ископаемые. На вопрос: «Можно ли дома встретить полезные ископаемые?» 86% ребят ответили: да, можно; 14% - нет, нельзя.
Прошло много веков, прежде чем наши далекие предки начали осознавать полезность подобранного на берегу реки камня и научились обрабатывать эту свою находку. В течение столетий росло понимание человеком того, какая богатейшая «кладовая» находится у него под ногами. По большому счету нет «неполезных» ископаемых. Фактически все, что находится в земной коре, может стать полезным для человека. Полезные ископаемые делятся на 3 группы:
Песок и глина, которые являются основой многих строительных материалов, металлические руды, из которых выплавляют металлы, уголь, дающий нам тепло, - это твёрдые полезные ископаемые. К жидким полезным ископаемым относятся грунтовые воды и нефть, из которой производят керосин, бензин и пластмассы. Природный горючий газ, который человек провёл по трубам в дома, - это газообразное полезное ископаемое.
Полезные ископаемые окружают нас повсюду. Без глины и песка не построишь дом, без графита (стержень карандаша) не нарисуешь картины. Без полезных ископаемых мы не сможем сделать пластмассу. Ёщё в древности люди добывали камень для строительства крепостей, церквей и дворцов. Камнем мостили улицы больших городов. Среди строительных материалов ценился гранит, отличающийся твёрдостью и прочностью. В наше время человек использует их для фундамента домов, посуды, металла. Полезные ископаемые могут быть и бесполезными, пока человек не придумает, как их использовать. Например, ещё сто лет назад вольфрам считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают все дома на планете.
Глина, осадочная горная порода, состоящая из глинистых минералов. Ей можно придать любую форму. После обжига глина приобретает прочность камня. В глине преобладают частицы меньше 0,01 мм. При увеличении количества более крупных песчанистых частиц глина постепенно переходит в пески. Глины относятся к полезным ископаемым, имеющим большое практическое значение, и добываются в больших количествах. Её используют в сыром виде и для изготовления грубокерамических изделий: посуды, дренажных труб, строительного красного кирпича, черепицы и т.д. Глины широко применяются также для получения керамзита, используемого в качестве наполнителя лёгких бетонов. Пластичные сорта глины применяются также для изготовления гончарных сосудов, фигурок и прочие, для лепки скульпторами оригиналов, которые либо переводятся в другие материалы (бронзу, мрамор, фарфор и др.), либо закрепляются обжигом. Податливость глины, позволяет скульптору создавать удивительные скульптурные произведения.
Каменным углём называют осадочную породу, образующуюся при разложении остатков растений (древовидных папоротников, хвощей и плаунов, а также первых голосеменных растений). Основные запасы каменного угля, добывающегося в настоящее время, образовались в период палеозоя, около 300-350 миллионов лет назад. Каменный уголь добывается уже несколько столетий и является одним из наиболее важных полезных ископаемых. Используется в качестве твёрдого топлива. Каменный уголь состоит из смеси высокомолекулярных ароматических соединений (преимущественно углерода), а также воды и летучих веществ с небольшим количеством примесей. В зависимости от состава угля меняется и количество теплоты, выделяющееся при его сгорании, а также количество образующейся золы. От этого соотношения зависит ценность угля и его месторождений. Для образования полезного ископаемого также необходимо было соблюдение следующего условия: гниющий растительный материал должен был накапливаться быстрее, чем происходило его разложение. Именно поэтому каменный уголь образовывался в основном на древних торфяных болотах, где накапливались углеродные соединения, а доступ кислорода практически отсутствовал. Исходным материалом для возникновения угля является, собственно, сам торф, который также некоторое время использовался в качестве топлива. Каменный уголь возникает при залегании пластов торфа на значительной глубине обычно более 3 км. На более значительной глубине образуется антрацит – высший сорт каменного угля. Однако это не означает, что все угольные месторождения расположены на большой глубине. Со временем под действием тектонических процессов различной направленности некоторые пласты испытывали поднятие, в результате чего оказывались ближе к поверхности. От того, на какой глубине находятся угленосные породы, зависит и способ добычи угля. Если уголь залегает на глубине до 100 метров, то добыча обычно ведётся открытым способом. Так называется снятие верхнего слоя земли над месторождением, при котором полезное ископаемое оказывается на поверхности. Для добычи с большой глубины используется шахтовый метод, при котором доступ к полезным ископаемым осуществляется посредством создания специальных подземных ходов – шахт.
Известняк — осадочная порода, состоящая в основном из минерала кальцита. Известняки образовываются на дне солёных и пресных водоёмов из останков морских животных, которые скапливаются на дне водоёмов. Иногда когда вода высыхает, то известняк оседает подобно соли и гипсу. Самым ярким примером аккумуляции карбоната кальция служат коралловые рифы. В результате волноприбойной деятельности и под влиянием морских течений рифы разрушаются. Известняки бывают разных цветов, включая черный, но чаще всего встречаются породы белого, серого цвета или имеющие коричневатый оттенок. Это мягкая порода, легко царапающаяся лезвием ножа. Известняк имеет слоистое строение. Чистый известняк состоит только из кальцита. Известняк постепенно перекристаллизируется и превращается в мрамор. Известняки встречаются почти на всех материках, за исключением Австралии. Они сформировались в разные геологические эпохи. Мощность пластов варьирует от нескольких сантиметров до сотен метров.. Благодаря широкому распространению, легкости обработки и химическим свойствам известняк добывается и используется больше, чем другие породы. Существует много разновидностей известняка. Ракушечником называют скопления обломков раковин. Если частицы очень мелкие то получается мел которым мы пользуемся каждый школьный день. Оолитовый известняк состоит из мелких, размером с рыбьи икринки шариков. Ядро каждого такого шарика-оолита может быть представлено песчинкой, обломком раковины или частицей какого-либо другого инородного материала. Если шарики более крупные, величиной с горошину, их называют пизолитами, а породу - пизолитовым известняком. Травертин - известняк, образовавшийся на поверхности в результате осаждения карбоната кальция из воды углекислых источников. Если такие отложения очень пористые, их называют известковым туфом. Мергель представляет собой несцементированную смесь карбоната кальция и глины. Литографический известняк - это исключительно плотный, компактный и однородный камень, применяемый в литографии. В России известняки обычны в центральных районах европейской части, а также распространены на Кавказе, Урале и в Сибири. Известняки используются для строительства автомобильных и железных дорог, строительстве зданий, гидротехнических сооружений, в металлургии, в сельском хозяйстве, в медицине, и в многих других областях народной промышленности. Из известняка получают бутовый камень, щебень, гравий, известковую муку, школьный мел, силикатный кирпич, штукатурные и кладочные растворы и т.д. У нас в России, известняк добывается карьерным способом. Из подмосковных мячковских известняков возводились храмы и другие постройки Москвы белокаменной.
Песок - рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зёрен минералов разрушенных горных пород. Состоит главным образом из кварца, полевого шпата слюда и других зёрен минералов, мелких обломков пород и иногда частиц скелетов ископаемых организмов (кораллов и др.). По величине зёрен выделяют пески: грубозернистые, крупнозернистые, среднезернистые и мелкозернистые. Форма зёрен бывает окатанная, полуокатанная, угловатая и остроугольная. По происхождению песок может быть речным, озёрным, морским и донным, а по составу - кварцевым, глауконито-кварцевым, аркозовым, магнетитовым, нефелиновым, слюдистым, полимиктовым и т.д. Чаще всего встречаются кварцевые и полимиктовые пески. Часто пески бывают мономинеральными кварцевыми, и тогда состоят из почти чистого кварца. В зависимости от условий залегания природные пески могут быть речные, морские, горные, овражные. Речные и морские пески имеют округлую форму зёрен, горные пески содержат остроугольные зёрна. Горные пески обычно более загрязнены вредными примесями, чем речные и морские. Добавляют песок в различные строительные растворы для уменьшения осадки при их отвердении. Из песка рисуют картины, делают скульптуры.
Я провёл несколько опытов и узнал некоторые свойства полезных ископаемых
Заключение Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Полезные, потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. Гипотеза: природные богатства называют полезными ископаемыми, потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные, потому что их использует человек в своей жизни, подтвердилась. Список использованных источников
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: Познакомить с понятием «полезные ископаемые», формировать умение узнавать полезные ископаемые по их основным признакам | Реферат по дисциплине «Математика» на тему: «Функции и окружающий нас мир» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа» мо «Медведевский муниципальный... | ||
Реферат На тему: Выделение токсичных веществ автомобилем, и их влияние на окружающий мир На тему: Выделение токсичных веществ автомобилем, и их влияние на окружающий мир | Урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «полезные ископаемые» ... | ||
Реферат по дисциплине «Окружающий мир» на тему: «Самое прекрасное место на земле» Забайкальский край – субъект Российской Федерации, расположенный в восточном Забайкалье и входящий в состав Сибирского Федерального... | Полезные ископаемые Республики Молдовы По этой причине основные ископаемые на территории республики имеют осадочное происхождение. Наиболее важными из них являются месторождения... | ||
Реферат по дисциплине «Окружающий мир» на тему: «Охрана окружающей среды» Наряду с традиционными видами экологических правонарушений, такими как, браконьерство, порубка леса, загрязнение водоемов и воздуха,... | Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России»,... | ||
Реферат по дисциплине «Окружающий мир» на тему: «Съедобные и несъедобные грибы» В тоже время ныне действующими гостами и техническими условиями допущено к заготовке 53 вида. А заготавливается итого меньше, так... | Реферат по предмету окружающий мир на тему «Золотое правило рук» Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов эстетического цикла №21 (моу сош №21) | ||
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального... | Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего... | ||
Конспект урока обобщающее повторение по теме: Южная Америка. Географическое... ... | Реферат по дисциплине «Окружающий мир» на тему: «Вымирающие животные Забайкалья» Мировой список видов, которым угрожает вымирание, растет с угрожающей и беспрецедентной скоростью, в то время как правительства уделяют... | ||
Реферат по дисциплине «Окружающий мир» на тему: «Луна и ее влияние на человека» Луна никого не оставляет равнодушным. И это естественно: ведь не зря говорят, что мы живем в подлунном мире. Мне стало интересно... | Программа окружающий мир плешаков «мир вокруг нас» Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы |