Рассмотрено на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор БОУ «Плосковская ООШ»
БОУ «Плосковская ООШ» _________________Л.В.Девятилова
Протокол №____от________ Приказ №____от________
Бюджетное образовательное учреждение
Грязовецкого муниципального района Вологодской области
«Плосковская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по музыке
для 2 класса
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна
П. Плоское
2012 г
Раздел 1. Пояснительная записка Данная рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Программа «Музыка» для 1—4 классов общеобразовательных школ развивает концепцию Д.Б. Кабалевского массового музыкального воспитания, направлена на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (нового поколения) и учитывает рекомендации примерной программы по музыке. Цели и задачи учебной программы «Музыка»
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников. Личностное развитие обучающихся направлено на:
• реализацию их творческого потенциала;
• выработку готовности выражать свое отношение к искусству;
• формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности;
• проявление ценностно-смысловых ориентации и духовно-нравственных оснований;
• становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательное развитие обучающихся связано с:
• активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии;
• формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
• познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров;
• осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие школьников определяет:
• умение слушать, уважение к мнению других;
• способность встать на позицию другого человека;
• готовность вести диалог;
• участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
• продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Социальное развитие растущего человека проявляется:
• в формировании у него целостной художественной картины мира;
• в воспитание его патриотических чувств;
• в сформированности основ гражданской идентичности;
• в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе;
• в овладении социальными компетенциями.
Эстетическое развитие учащихся направлено на:
• приобщение к эстетическим ценностям;
• формирование эстетического отношения к действительности;
• развитие эстетических чувств;
• развитие потребности жить по законам красоты;
• формирование эстетических идеалов и потребностей;
• воспитание художественного вкуса;
• выработку стремления быть прекрасным во всем — в мыслях, делах, поступках, внешнем виде. Процесс восприятия и познания музыки второклассниками осуществляется (так же, как и в 1 классе) в разных формах общения с ней: слушании и размышлении, исполнении музыки по нотно-графической записи, пении с текстом и с ориентацией на нотную запись, в музыкально-ритмичных движениях, игре на музыкальных инструментах.
В программу включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Д.Д. Шостаковича, С.С Прокофьева, И.О. Дунаевского, Г.В. Свиридова, Д.Б. Кабалевского, М.В. Коваля, В. Салманова, С Чернецкого, М. Блантера, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, Ж. Визе, И.С Баха, Р. Шумана, Ф. Шуберта.
В ней представлены 23 песни (7 народных и 16 композиторских). Среди авторов: Я. Дубравин, Г. Струве, В. Шаин-ский, Т. Попатенко, Ю. Чичков, С. Соснин, А. Филиппенко, А. Жаров, Б. Савельев, Д. Львов-Компанейц, В. И Ванников, А. Спадавеккиа, В. Кикта.
Учебную программу 2 класса, органично связанную с содержанием программы 1 класса, также пронизывает идея связи музыки с жизнью. Однако границы этой связи расширяются через проникновение учащихся в особенности музыки как вида искусства, осознание ее как звучащего искусства.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
слушание музыки и размышление о ней;
— наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней;
— воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;
— разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений;
— игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
— импровизации в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. В качестве главных методов программы избраны:
• метод музыкально-педагогической драматургии (тематическое построение, выстроенное в системе от «простого к сложному», естественность и логичность «погружения» в искусство, драматургическая логика развития интриги, связанная со степенью «погруженности», главных героев в музыкальное искусство);
• метод забегания вперед и возвращения к пройденному (выстраивание воспитательных и образовательных линий — патриотической, поликультурной, традиционно-календарной, музыкально-теоретической, композиторской, исполнительской; неоднократное возвращение к произведениям одного и того же композитора по разным основаниям и с разными целями, к специальным прикладным понятиям и терминам, к разным жанрам песенного творчества и пр.);
• метод проблемно-поисковых ситуаций (создание условий для самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, для поиска исполнительского плана произведения и конкретных приемов исполнения, для активного творческого участия в музыкальных играх и постановках музыкальных спектаклей).
Для реализации программного содержания используются:
Литература: 1. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 2класс Учебник /Академкнига
2. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 2класс Методическое пособие для учителя / Академкнига Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут. Раздел 2. Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу «Музыка» к концу второго года обучения • развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; • понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл; • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности); • развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.); • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных); • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
Раздел 3. Учебно-тематический план.
№ п/п
| Содержание
| Количество
часов
|
| «Три кита» в музыке: песня, танец и марш»
| 9
|
| «О чем говорит музыка»
| 7
|
| «Куда ведут нас «три кита»
| 10
|
| «Что такое музыкальная речь?»
| 8
|
| Итого:
| 34
| |