Реферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка»





Скачать 84.73 Kb.
НазваниеРеферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка»
Дата публикации22.11.2014
Размер84.73 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
Московский государственный университет

им. М. В. Ломоносова

Факультет журналистики
Кафедра зарубежной литературы и журналистики


© 2006 «РЕФЕРАТЫ ДЛЯ ЖУРФАКОВЦЕВ»

HTTP://JOURNREF.NAROD.RU
Реферат по истории зарубежной литературы

«Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка»

Студент 3** гр. д/о Moscvitch

Преподаватель Л. Г. Михайлова

Москва – 2006


Метерлинк – самый выдающийся представитель бельгийского символизма. К началу XX века Метерлинк вышел за пределы символизма и стал одним из создателей бельгийской прогрессивно-романтической и реалистической драмы.1 В 1908 году писатель создает одно из центральных своих произведений – «Синюю птицу». Эта феерия, рассказывающая о путешествии детей дровосека, сопровождаемых душами предметов и явлений, в поисках птицы, способной принести счастье людям, наполнена символами и аллегориями.

Перед тем, как приступить непосредственно к анализу символов в пьесе Метерлинка следует обратить внимание на русский перевод ее названия. У нас феерию знают как «Синюю птицу», однако как раз с точки зрения символичности цвета, такое наименование неверно. Вот, что пишет об этом Александр Блок: «Совсем не педантизм с моей стороны – придираться к слову синий и передавать словом голубой французское слово Bleu; по-французски bleu значит и синий и голубой, так же как Blau по-немецки; но дело в том, что за пьесой-сказкой Метерлинка лежит длинная литературная традиция. Метерлинк очень много занимался немцем Новалисом; он переводил его и как бы заново открыл для французов, тесно связан его имя с символизмом; Метерлинк — один из тех, кому мы обязаны установлением тесной литературной связи между ранними романтиками начала века и символистами конца века. Новалис— ранний романтик, один из тех немногих, у кого начало романтизма можно наблюдать в чистом виде, не осложненном позднейшими наслоениями; он еще не сошел с первоначального пути, – и главное произведение его есть неоконченный роман о Голубом Цветке. У нас твердо установился обычай называть этот волшебный сказочный цветок именно голубым, а не синим, значит, нет никакой причины называть метерлинковскую птицу синей, а не голубой. Называя ее синей, мы порываем с традицией; но ведь всякое слово традиционно, оно многозначно, символично, оно имеет глубокие корни; последние тайны нашего сознания заложены именно в корнях языка; потому нам, художникам, нужно бережно относиться к слову; легко растерзать слух чуткого читателя или театрального зрителя, сразу навязав ему ряд ложных ассоциаций. Будем верны слову голубой во всем тексте пьесы; потому что цветок голубой, небо голубое, лунный свет – голубой, волшебное царство – (голубое или лазурное – у Тургенева) и дымка, в которую закутана вся метерлинковская сказка и всякая сказка, говорящая о недостижимом — голубая, а не синяя.2

Для начала следует сказать, что в пьесе присутствуют не только символические образы, но и аллегорические, которые не следует путать. В реферате я расскажу как о первых, так и о вторых.

Первую в сказке символическую деталь мы наблюдаем в самом начале, еще до того, как дети проснулись. В комнате таинственно изменяется сила свет: «Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой». Данное действие символизирует понятие «видеть в истинном свете». В том свете, в котором Тильтиль и Митиль увидят мир после того, как повернется алмаз на шапочке. В том свете, в котором любой человек может увидеть мир, посмотрев на него с чистым сердцем. В этой сцене знакомое нам противоречие слепоты и зрения выступает наружу, переходит из глубинного философского подтекста в драматический сюжет. Именно этот мотив проходит линией через все произведение, является центральным. В связи с этим интересно мнение И. Д. Шкунаевой. Она пишет, что в пьесе Метерлинка присутствует два различных типа превращений. Одно из них, близкое к сказочному, состоит в возвращении явлений к самим себе. Волшебный алмаз Тильтиля не изменяет окружающий мир, а приводит в соответствие знак и сущность. Для этого надо только «открыть глаза», ибо знак несомненно выражает сущность, она легко прочитывается зрячими глазами. Преображение людей, явлений и предметов – следствие открытого взгляда Тильтиля на мир. Широко распространенные народные, сохранившие всю свою метафорическую образность выражения – «видеть в истинном свете» и «смотреть на мир открытыми глазами» - стали основой драматического действия этой пьесы.
Однако что же требуется для того, чтобы глаза действительно раскрылись и мир предстал таким, какой он есть, а не каким он кажется плохому зрению?
Обратим внимание на механизм действия волшебного алмаза. И здесь мы находим символ: традиционное прикосновение волшебной палочки к предмету стало у Метерлинка прикосновением алмаза к «особой шишке» на голове Тильтиля. Изменяется сознание героя – и тогда окружающий его мир преобразуется по законам сказки.3 «Большой алмаз, он возвращает зрение».

Также центральными символами пьесы можно назвать образы самих детей и их родственников-бедняков. Они являлись типичными представителями бельгийского, да и вообще, европейского общества. В начале пьесы, во дворце феи, Тильтиль и Митиль переодеваются в костюмы персонажей сказок, популярных в народе. Именно в силу своей обыденности как залога всеобщности они оказались символом человечества. Тут же надо сказать и о том, почему Метерлинк выбрал в качестве главных героев именно детей. Исследователь Л. Г. Андреев считает, что не могло быть случайностью то, что детям надлежало отправиться в поиски синей птицы, искать счастье в смысл жизни. Как тут не вспомнить о воспетой Метерлинком простоте, о тех преимуществах наивного, непосредственного мировосприятия, о которых он много раз писал, Тильтиль и Митиль для Метерлинка – это не только дети, пережившие необыкновенные приключения, но и тот ключ, с помощью которого можно открыть врата истины и врата рая.4

Другие персонажи феерии также символичны. Среди всех стоит выделить кошку. Тилетта символизирует зло, предательство, лицемерие. Коварный и опасный для детей недруг – такова ее неожиданная сущность, ее загадочная идея. Кошка дружит с Ночью: обе они охраняют тайны жизни. Она и со смертью накоротке; ее старинные друзья — Несчастья. Это она, по секрету от души Света, приводит детей в лес на растерзание деревьям и животным. И вот что важно: дети не видят Кошку в «истинном свете», они не видят ее так, как видят других своих спутников. Митиль любит Тилетту и защищает ее от нападений Тило. Кошка – единственный из путешественников, чья свободная под лучами алмаза душа не совместилась со своим видимым обликом. Хлеб, Огонь, Молоко, Сахар, Вода и Собака не таили в себе ничего чужеродного, были прямым доказательством тождества видимости и сущности. Идея не противоречила явлению, она только раскрывала и развивала его невидимые («молчаливые») возможности. Так Хлеб символизирует трусость, соглашательство. В нем есть отрицательные мещанские качества. Сахар слащав, комплименты, делаемые им, идут не от чистого сердца, его манера общаться театральна. Возможно, он символизирует людей из высшего общества, близких к власти, старающихся всячески угодить правителям, лишь бы «усидеть» на хорошей должности. Однако и у Хлеба, и у Сахара есть положительные черты. Они бескорыстно сопровождают детей. Притом, Хлеб еще и несет клетку, а Сахар отламывает свои пальцы-леденцы и дает их Митиль, так редко кушающей сладости в обычной жизни. Пес воплощает исключительно положительные стороны характера. Он предан, готов пойти на смерть, спасая детей. Однако хозяева не до конца понимают этого. Они постоянно делаю псу замечания, гонят прочь даже тогда, когда он пытается рассказать им правду о предательстве кошки. А в лесу Тильтиль даже согласился на предложение деревьев связать Тило.

Стоит обратить особое внимание на центрального персонажа пьесы – Душу Света. Заметим, что в «Синей Птице» среди путешественников одна лишь Душа Света – образ аллегорический. Но ведь Душа Света — исключение. Это не просто спутник детей, это их «предводительница»; им в ее фигуре олицетворяется символ света — поводыря невидящих. Остальные аллегорические персонажи пьесы встречаются детям на их пути к Синей Птице: каждый из них в наивно-обнаженной форме несет свою мораль — вернее, свою часть общей морали,— каждый преподносит свой особый конкретный урок. Встречи с этими персонажами образуют этапы духовного и душевного воспитания детей: Ночь и Время, Блаженства, самые тучные из которых символизируют богатство, собственность, жадность, и Радости, символизирующие обыденную жизнь простых честных людей, Призраки и Болезни учат Тильтиля и Митиль либо в форме прямого словесного назидания, либо собственным молчаливым примером, либо, создавая поучительные для детей ситуации, из которых можно извлечь житейский урок.5 Душа Света движет внутреннее действие пьесы, так как, повинуясь фее, ведет детей от этапа к этапу их пути. Ее задачи в том, чтобы разматывать клубок событий, переходящих из одного времени в другое, меняющих пространство. Но роль поводыря и в том, чтобы вселять надежду, не дать угаснуть вере.

Особо следует сказать о роли времени в феерии, о его символике. Лицом к лицу мы встречаемся с ним в одной из последних картин феерии, однако и ранее оно то и дело напомяяало нам о себе. Впрочем, не только в далеком Царстве Будущего, но и в первой картине пьесы — в хижине дровосека — перед нами уже появляется олицетворенное время: «прекрасные дамы», танцующие под звуки прелестной музыки, – это «свободные» и «зримые» часы Жизни Тильтиля.

Сон и сновидение — это внешнее, объективное, и внутреннее, субъективное время «путешествия» детей. В сновидении, с помощью памяти и воображения, символически воссоздано качество времени как особой категории реальности — единство и непрерывность его потока. О том, что настоящее содержит в себе и прошлое и будущее, и что его «состав» и есть состав» самой личности, Метерлинк много пишет в своих философских этюдах начала века. Диалектическая взаимосвязь трех сторон времени осуществляется в телесном, душевном и духовном бытии человека: эту мысль Метерлиик стремится доказать и на страницах своей философской прозы и с помощью поэтических образов и символов «Синей Птицы».6

Наконец следует сказать о главном символе феерии – о самой Синей птице. В пьесе говорится, что синяя птица нужна героям «для того, чтобы стать счастливыми в будущем»... Здесь символ птицы пересекается с образом времени, с Царством будущего. Александр Блок высказывает интересную версию, почему символом счастья стала именно птица. «Птица всегда улетает, ее не поймать. Что еще улетает, как птица? Улетает счастье. Птица — символ счастья; а о счастье, как известно, давно уже не принято разговаривать; взрослые люди разговаривают о деле, об устроении жизни на положительных началах; но о счастье, о чуде и тому подобных вещах не разговаривают никогда; это даже довольно неприлично; ведь счастье улетает, как птица; и неприятно взрослым людям гоняться за постоянно улетающей Птицей и пробовать насыпать ей соли на хвост. Другое дело — ребенку; дети могут забавляться этим; с них ведь не спрашивается серьезности и приличий».7 Тут же можно сделать вывод, что дети также символизируют надежду на будущее счастье. Хотя они так и не нашли птицу во время путешествия, а горлица в конце улетела, они не отчаиваются и собираются продолжать поиски синей птицы, то есть – счастья.
Литература:

  1. Л. Г. Сто лет бельгийской литературы. М.: Издательство Московского университета, 1967;

  2. Блок А. А. О «Голубой птице» Метерлинка, 1920 г. // Морис Метерлинк в России Серебряного века, М.: Рудомино, 2001;

  3. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века/Под. ред. проф. Л. Г. Андреева. М.: Высш. Школа, 1978;

  4. Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. Очерки. М.: Искусство, 1973.

1 История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века/Под. ред. проф. Л. Г. Андреева. М.: Высш. Школа, 1978. Стр. 129.

2 Блок А. А. О «Голубой птице» Метерлинка, 1920 г. // Морис Метерлинк в России Серебряного века, М.: Рудомино, 2001. Стр. 147.

3 Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. Очерки. М.: Искусство, 1973. Стр. 143.

4 Андреев Л. Г. Сто лет бельгийской литературы. М.: Издательство Московского университета, 1967. Стр. 344.

5 Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. Очерки. М.: Искусство, 1973. Стр. 146.

6 Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. Очерки. М.: Искусство, 1973. Стр. 152.

7 Блок А. А. О «Голубой птице» Метерлинка, 1920 г. // Морис Метерлинк в России Серебряного века, М.: Рудомино, 2001. Стр. 150.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка» iconПрограмма педагогического фестиваля «Под крылом Синей птицы»
Торжественное открытие фестиваля «Под крылом Синей птицы» в рамках слета победителей конкурса «Учитель года»
Реферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка» iconРеферат по предмету «стория зарубежной литературы»
Реферат по предмету «стория зарубежной литературы» подготовила Анохина М. В., судентка 5 курса скс
Реферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка» iconПояснительная записка данный курс, совмещающий изучение русской и...
Лекционный цикл посвящен хронологически освещаемой истории зарубежной литературы от Античности до 19 века
Реферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка» iconРеферат по истории зарубежной литературы «Оппозиция гуигнгнмы-йэху...
Свифт – крупнейший сатирик в истории мировой литературы. Он отличался от других писателей английского Просвещения тем, что не только...
Реферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка» iconСамостоятельная работа студентов (108 ч.) предполагает освоение ключевых...
Курс зарубежной литературы XX века завершает образовательный процесс по сквозному курсу «История зарубежной литературы». В нем подводятся...
Реферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка» iconПрограмма дисциплины «История зарубежной литературы ХХ века (первая половина)»
Разработана Киричук Е. В., д ф н., профессором кафедры русской и зарубежной литературы
Реферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
Изучение истории зарубежной журналистики – важная составляющая в подготовке будущего журналиста. Знание истории зарубежной журналистики...
Реферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка» iconКонкурса-фестиваля «Мир творчества»
Гбоу дод «Дети синей птицы». Хореографический коллектив «Ерошки» (г. Москва) Танец «Тарантелла». ( II тур – 24 марта 2014г. )
Реферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Задача изучения курсов истории античной литературы, зарубежной литературы средних веков и Возрождения, хvii–хviii вв состоит также...
Реферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка» iconРабочая программа дисциплины «История зарубежной литературы»
Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол №1 от «21» сентября 2013г.)
Реферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка» iconРеферат по истории зарубежной литературы «Этапы развития характера Жюльена Сореля»
Хроника XIX века — гласит подзаголовок к «Красному и черному». Приведя Жюльена Сореля, сына плотника — вчерашнего крестьянина, во...
Реферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы, протокол №4 от 17. 12. 08
Реферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка» iconРеферат по истории зарубежной литературы «Миф в романе Джона Апдайка „Кентавр“»
Таким приемом Апдайк, очевидно, стремился подчеркнуть «извечность» нравственно-этических проблем, поднятых в романе, неизменность...
Реферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка» iconВопросы к экзамену по курсу «история зарубежной литературы»
По курсу «история зарубежной литературы» (литература новейшего времени: от kohцa XIX века до наших дней)
Реферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Реферат по истории зарубежной литературы «Символика „Синей птицы“ Мориса Метерлинка» iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск