Скачать 1.75 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского факультет филологии и медиакоммуникации кафедра русской и зарубежной литературы «Утверждаю» Проректор по учебной работе _______________ Т.Ю. Стукен «_____» _____________ 20__ г. Рабочая программа дисциплины «История зарубежной литературы» цикл ФГОС ВПО Б3. Б. 04 входит в число обязательных дисциплин федерального компонента к следующим образовательным профессиональным программам подготовки бакалавров
г. Омск – 2013г. Программа дисциплины «История зарубежной литературы» Разработана: Профессор кафедры современной русской литературы и журналистики, д.ф.н. Н.Н. Мисюров Профессор кафедры русской и зарубежной литературы, д.ф.н. Е.В. Киричук Доцент кафедры русской и зарубежной литературы, к.ф.н. Е.В. Беликова Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол № 1 от «21» сентября 2013г.) Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки: Заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы С.А. Демченков Декан факультета филологии и медиакоммуникации О.С. Иссерс
Общий трехлетний курс по истории зарубежной литературы состоит из пяти частей, соответствующих пяти крупнейшим литературным эпохам: «Античная литература», «История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение», «История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.», «История зарубежной литературы 1 половины XIX в.», «История зарубежной литературы 2 половины XIX в». Цель курса – формирование у студентов целостного представления об истории зарубежной литературы от античности до XIX в., рассмотрение основных литературных явлений этого периода с учетом их историко-культурного контекста и эстетического своеобразия. В ходе освоения дисциплины необходимо познакомить студентов со спецификой художественного сознания и образных представлений, рожденных разными культурными эпохами, дать разностороннюю оценку вклада всех изучаемых периодов в развитие мировой литературы. Студенты, изучающие зарубежную литературу, должны знать основные исторические процессы и общекультурные тенденции эпох, иметь хорошее представление о мировоззренческих основах творчества зарубежных поэтов и писателей и особенностях поэтики их произведений. В основе построения программы лежит принцип преемственности в изучении мировой литературы, позволяющий видеть генетические связи литературных процессов и их эволюцию в разные культурные эпохи. Особое внимание уделяется дискуссионным аспектам изучения ряда теоретических проблем курса, их пониманию в современной науке. Курс рассчитан на лекционное изложение материала, закрепление наиболее важных разделов в ходе практических занятий, дополнение и расширение знаний в процессе самостоятельной работы.
Данная дисциплина связана со всеми дисциплинами литературоведческого и культурологического циклов, прежде всего она соотносится с историей русской литературы, теорией литературы, теорией и историей искусства, эстетикой, культурологией, историей, семиотикой и философией. Соотнесенность с курсом по истории русской литературы дает возможность показать место и роль зарубежной литературы в развитии отечественной словесности. Дисциплина фиксированно изучается на 1-3 курсах в 1-5 семестрах.
Общая трудоемкость дисциплины – 11 зачетных единиц (396 ч.): ауд. 180 часов; СРС – 108 часов и СРСЭ - 108 часов. Часть I курс 1, семестр 1
Целями освоения дисциплины «История зарубежной литературы. Античная литература» являются изучение глубинных основ современной мировой (европейской) цивилизации через изучение ее базового культурного компонента – античного художественного наследия. Эта культурная почва породила гуманизм и демократию, философию и филологию; античные эстетические и гражданские ценности, философия искусства и законы творчества сформировали сам образ мышления и картину мира современного европейского человека. Значение дисциплины не ограничивается ее изначальными историко-литературными задачами (введение в мировую культуру), поскольку основополагающие методы и классические принципы научного мышления и исследования, терминологический аппарат многих теоретических и прикладных наук так или иначе связан с античностью, с достижениями эллинистической мысли. Обширный комплекс художественных шедевров античности, доставшихся в наследие европейской культуре, «школа великого, благородного и прекрасного» имеет безусловную ценность не только для каждого человека, но и для всего человечества.
Данная дисциплина открывает собой целый цикл последовательного изучения истории зарубежной литературы на протяжении нескольких семестров обучения. Классическая филология основана на давних фундаментальных традициях изучения греческого и латинского языков, древнегреческой архаики и классики, римской литературы от ранней, республиканской эпохи и до «серебряного» и «золотого» ее веков. Это неизменные от эпохи Возрождения общеевропейские основы гуманитарного образования. Значительны достижения российской науки в деле философского, культурологического, эстетического и историко-литературного, педагогического и этического освоения античного наследия. Университетский комплекс знаний немыслим без этого краеугольного камня в основании мировой культуры и важнейшего компонента современной учености. Основные философско-эстетические и литературоведческие концепции литературы и литературного творчества исходят из античных сочинений Платона и Аристотеля. На протяжении веков «наука поэзии» прочно связывается с именами Горация, полушутливая «наука любви» Овидия, апологетика дружбы и застольного веселья – Анакреонта, поэтика любовного чувства – овеянным легендами именем Сапфо, воспитательная сила величественных примеров гражданских доблестей – с именами Плутарха и римлянина Тита Ливия. Памятники античной литературы считались образцами литературных достижений в течение веков, классицизм придал им значимость непререкаемого авторитета, канона. Романтизм оживил в них мифологический дух, разглядел народные корни. Модернизм заострил внимание на неисследованной «обратной стороне» подсознания; не уменьшилось их значение и в наши дни. Система жанров европейской литературы с ее четким разделением литературных родов (на эпос, лирику и драму) развилась из системы жанров античной литературы; классификация приемов, различение метафор, метонимий и т.п. точно также выработаны античной риторикой. Важна роль дисциплины в освоении многих других дисциплин из смежных областей гуманитарного знания (культурологии и эстетики, юриспруденции и политологии, этики и социологии). Тем самым устанавливаются связи данной дисциплины с другими дисциплинами учебного плана, а также указывается перечень разделов (или темами), усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины: «Философия», «Этика», «Правоведение», «Социология», «Введение в культурологию» и др. Семестр, в котором изучается дисциплина, фиксируется в самом начале обучения, он может изменяться в зависимости от индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Среди дисциплин учебного плана, теоретический и практический материал которых базируется на материале данной дисциплины, есть не только филологического цикла, но и другие: «Введение в литературоведение», «Основы теории литературы», «История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение», «История зарубежной литературы XVII-XVIII века», «История русской литературы XVIII века», «Мировая художественная культура», «История театра», «История литературной критики», «Логика», «История философии».
Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (72 ч.): ауд. 36 часов; СРС - 36 часов.
Формы контроля: текущий контроль в форме опроса студентов в ходе практического занятия, поверки конспектов практических занятий, зачета по текстам, проведения контрольных работ. Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета.
Тематика лекций и вопросы практических занятий, а также проблемы, выносимые как темы сообщений и рефератов на коллоквиумы, охватывают почти все аспекты университетского изучения античности – преимущественно филологический компонент его. «Греческое чудо» - наглядный пример того, как сложно познание цивилизации. «Дух естественности» и эстетическое совершенство античного литературного наследия определены тем, что греки были «нормальными детьми», и обаяние их искусства ни в коей мере не находится в противоречии с той исходной общественной ступенью, на которой оно выросло. За архаическим «детством человечества» последовала эпоха аттической классики, затем - эпоха эллинизма (маньеризма, по определению современных исследователей). Греческая литература стала достоянием обширного в своих географических и культурных границах эллинистического мира. Великодержавный Рим усвоил, переработал греческое наследие, обогатил иными, специфически римскими элементами. Традиционализм античной литературы и риторики был закреплен римскими поэтами и ораторами, комедиографами и историками. Значимость римского вклада в античность оказалась в силу ряда обстоятельств не столь принципиальной и масштабной в сравнении с греческой первоосновой. Мифологическая сокровищница сюжетов и образов – сплав древнегреческих мифов и преданий римского народа – была плодотворно использована европейской культурой нового времени. Христианство не противостояло античности, тем более не было причиной ее кризиса; важнейшие философско-этические и художественно-эстетические достижения греко-римской античности были восприняты и переосмыслены апостолами новой веры, евангелистами, «отцами» Церкви. Сформировалась иная по духу литература – христианская, но традиции латинской учености надолго останутся определяющими культурный уровень Средневековья. Деятели Возрождения сохраняли для потомков, коллекционировали и изучали античные тексты. Синтез новозаветных религиозно-этических интонаций и аттического красноречия, причудливое соединение несоединимых, казалось бы, противоположностей – принципиальной простоты вероисповедания и античного культа красоты – станет мерой всех вещей, универсальным образом творчества вообще. Античности мы обязаны всем тем, что имеем в философии и эстетике, в филологии и библиотечном деле, историографии и истории мировой культуры. Лекционный курс Лекция 1. Античность в контексте историко-культурного наследия человечества, ее значение для понимания общего хода мировой истории, судеб человечества и развития цивилизации. Античность как «сопряженная гармония» мира и человека» «нормальное детство человечества», возникновение полисного общества и становление философии – рационалистической мысли. Космогония мифа и классический канон логоса; аристотелевская теория катарсиса и классицистический мимесис как основа всякого творчества. Лекция 2-3. Боги, демоны и герои древнегреческого мифа; проблема «доисторической бессмыслицы»; миф как архетип; орфические гимны, дионисийские истоки театра и пифагорейская мудрость. Философский дуализм и социокультурный смысл мифа. Олимпийские боги как «образы возможного совершенства»; упорядоченный хаос космогонии и драматическая напряженность теогонии. Эпическая героика «мифологической библиотеки»; троянская война как ключевой сюжет дошедших до нас литературных памятников; «гомеровский вопрос». Лекция 4. Театр и общественная жизнь афинского полиса; проблематика и сюжеты аттической драмы. Античная трагедия как отражение борьбы «сущностных сил природы»; драматургический агон и его корифеи, общественный характер постановок, роль хора; литературный генезис трагедии как жанра, структура драматургической трилогии. «Отец трагедии» Эсхил и его младшие современники, оппоненты и продолжатели; проблема «тенденциозности», творческая индивидуальность художника, его религиозные взгляды и гражданские идеалы; судьба творческого наследия; «Орестейя» как поэтическое отражение диалектики и метафизики. «Антигона» - характерный образец драматургии Софокла, «честного гражданина» и любимца современников, причисленного к лику героев; «Царь Эдип» - шедевр драматургического мастерства, трагедия о величии и бессилии человека. Еврипид – «философ на сцене» и его трагедии страстей человеческих. Комедии Аристофана, «последнего великого поэта»; мастерство сатирика. Лекция 5. Литература эллинистической эпохи. Всемирная держава – наследство Александра Македонского, воспитанника Аристотеля. Эллинизм как эпоха маньеризма, противостоящая эпохе классики, культ крайностей вместо культа гармонии, культ индивидуальности в противоположность культу общей нормы; «самовластный индивидуализм» софистики и синкретизм новой религии. Динамика художественных форм; глубокая противоречивость действительности и контрасты ее литературного отображения, эффект бурных эмоций в сочетании с холодной аналитичностью и рассудочностью. Феномен александрийской школы; буколики как поэтическая традиция. Греческий любовный роман и проблемы его интерпретации. «Человеколюбец» Менандр и его «новая» комедия. Лекция 6. Мир античной лирики: политическая борьба, эротика, «застольные песни», Олимпийские игры и римские юбилеи. Мелос и его происхождение, синкретическое единство слова и музыки; текстологические проблемы, последствия «школьного отбора» и др. Школы древнегреческой поэзии, дошедшие до нас легендарные имена поэтов; «темный» Пиндар и судьба хоровых форм греческой поэзии. Алкей – поэт и политический деятель эпохи полисной демократии. Сапфо – героиня литературного предания и ее «сапфическое» наследие. «Злые ямбы» Архилоха, изгнанника и воина; голос личности и переоценка родовых ценностей. Анакреонт и последующая анакреотика. Элегики, классики и новаторы «золотого века» Августа. Лекция 7. Начала римской истории, культуры и словесности. Этрусская «загадка», вклад греческих колоний в формирование римской культуры. Эней – прародитель римского народа, легендарная история Вечного Города. Первые римские поэты и драматурги, «ученичество» у греков, отношение к греческим образцам и эллинистическому наследию в целом; фольклорные корни римской комедии. Социальные установки и художественные – типично римские – особенности комедий Плавта; литературная деятельность Теренция, гуманистическая направленность творчества; «опереточные» черты жанра, тип «трогательной» комедии. Римская литература эпохи гражданских войн; государство и общество; роль ораторского искусства в политической борьбе. Новые веяния в культуре, изменившееся отношение к «отеческим» традициям и новые умонастроения просвещенных кругов высшего общества. Литература как средство выражения неординарных личностей; расцвет политической публицистики, памфлеты; автобиографические сочинения и мемуары; историография (Катон Старший и «младшие анналисты») и юриспруденция. Синтез римской и греческой культуры и его литературное воплощение в речах и др. сочинениях Цицерона; многогранность его творчества и разносторонний характер образованности. Записки Цезаря, выдающегося политического и военного деятеля, одаренного писателя и блестящего стилиста. Историографические сочинения Саллюстия. Лекция 8. Деяния римского народа и нетленное «дело народное» как основополагающая тема классической литературы блистательного века Августа и ностальгический мотив поздней римской литературы эпохи «плохих императоров» (идеология и гражданская этика римского эстетического чувства). Литература как словесность: о роли риторического и воспитательного аспектов в римской античности. Любовная поэзия Катулла в контексте литературной полемики эпохи (кружок неотериков и их взаимоотношения с читателями). Классицистический характер поэзии Горация, горацианская традиция последующего времени. «Славное детище» Вергилия: «Энеида» - новаторское переосмысление гомеровской эпической традиции и поэтическое завещание потомкам. Поэтическое наследие Овидия, последнего поэта эпохи и всей Античности. Лекция 9. От Рима к миру: культура и литература времен Империи. «Новый стиль», его философские основания; хронологические границы и эстетическая сущность «серебряного века» римской литературы; проникновение риторики в поэзию, господство декламационного стиля в драме, разрыв театра с литературой. Литературный дилетантизм как тенденция и мода высших кругов общества, феномен успеха провинциалов в среде литературных деятелей. Сенека и его сочинения, трактаты, драмы. Нравственные письма безнравственной эпохи (популярность эпистолярного жанра). Новая басня. Ювенал, его «бич» сатиры, эпиграмматический жанр в творческом развитии Марциала. Сатирический роман нравов. |
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы, протокол №4 от 17. 12. 08 | ||
Программа дисциплины «История зарубежной литературы ХХ века (первая половина)» Разработана Киричук Е. В., д ф н., профессором кафедры русской и зарубежной литературы | Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Поэтические системы первой трети ХХ века» «История» 1), «Философия» 2), «Иностранный язык» 3)), общепрофессиональных и профессиональных дисциплин: «Введение в литературоведение»... | ||
Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое обазование»... | Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»... | ||
Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»... | Решение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная... Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Филологическое образование»... | ||
Рабочая программа Наименование дисциплины История зарубежной литературы | Рабочая программа Наименование дисциплины История зарубежной литературы | ||
Рабочая программа Наименование дисциплины История зарубежной литературы | Самостоятельная работа студентов (108 ч.) предполагает освоение ключевых... Курс зарубежной литературы XX века завершает образовательный процесс по сквозному курсу «История зарубежной литературы». В нем подводятся... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Вопросы к экзамену по курсу «история зарубежной литературы» По курсу «история зарубежной литературы» (литература новейшего времени: от kohцa XIX века до наших дней) | ||
Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»... | Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления... «Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается... |