Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе?





НазваниеИсследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе?
Дата публикации20.07.2013
Размер230 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Литература > Исследовательская работа



Исследовательская работа



Тема:

Популярен ли народный танец

в современном обществе?


INCLUDEPICTURE "http://www.slavyanskaya-kultura.ru/images/dance1-800x600.jpg" \* MERGEFORMATINET


Исполнитель:

Постникова Вероника, 3 «Г» класс, МАОУ «Гимназия № 31» г. Перми

Руководитель:

Скакун Ирина Вячеславовна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 31» г. Перми

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………...……..3
Глава 1. Понятие, эволюция, виды народного танца …………………………………..……… 5
Глава 2. Исследование популярности народного танца

в современном обществе на примере г.Перми….…………………………………………...…..12

2.1. Методы исследования

2.2. Анализ результатов исследования
Заключение ………………………………………………………………....................................16
Список использованной литературы ……………………………………………………….........17
Приложение № 1…………………………………………………………………………………...18
Приложение № 2…………………………………………………………………………………...19
Приложение № 3…………………………………………………………………………………...20
Приложение № 4…………………………………………………………………………………...21

Введение

      "Я не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусства, чем народный танец. Он с детской непосредственностью раскрывает свои чувства, вовлекает в свое веселье..."
Игорь Моисеев
(хореограф, балетмейстер, артист балета)
Хотелось бы с уверенностью сказать, что народный танец - это самый распространенный вид танцевального искусства на земном шаре. Именно он подтверждает, как никакой другой вид, известную метафору: "Жизнь - это танец".

Нет ни одной народности, какой бы мелкой она ни была, которая не имела бы присущей только ей движенческой культуры, имеющей большее значение, чем только бытовое предназначение. Танцевальное искусство некоторых стран популярно только в пределах границ страны, а у других завоевало весь мир. Никто не станет отрицать, что вряд ли найдется равнодушный зритель, например, танца "Фламенко" (национальный танец испанских цыган) или грузинского танца с ножами.

Однако, если задать этот вопрос первому встречному россиянину, знает ли, любит ли он песни и танцы родного края, которые исполнялись по праздникам на Руси, то вероятнее всего ответ на этот вопрос вызовет затруднение.

Вот и я, занимаясь народным танцем уже не первый год, часто задаю себе вопрос: «Почему я выбрала для занятий танцами ансамбль народного танца?» Отвечаю себе – «Русский народный танец - это настоящее искусство, самый распространенный вид танцевального искусства! Когда слышишь народную, заводную музыку, видишь яркие сарафаны, расписные кокошники не вольно хочется пританцовывать!»

Возник интерес, насколько мое мнение о народном танце совпадет с мнением окружающих. В связи с чем, решено проверить обозначенную гипотезу путем проведения данного исследования.

Цель исследования: определить степень популярности народного танца в сравнении с современным танцем и определить его миссию в современном обществе на примере г. Перми.

Задачи исследования:

- на основе изучения и анализа имеющейся литературы по проблеме изучить историю народного танца, определить основные понятия и термины по теме, обозначить виды народного танца;

- сбор фактических данных с помощью методов исследования;

- анализ полученных данных и разработка вариантов решения проблемы.

Методы исследования: с помощью анкетирования изучить интерес к народному танцу, причины его наличия/отсутствия, выявить степень владения информацией о наличии на территории г. Перми ансамблей народного танца, определить способы популяризации народного танца.

Думается, что вопрос о месте и роли традиционного народного танца, и соответственно, традиционной культуры, в современном обществе представляется необычайно интересным и важным. Что происходит с народными обычаями, верованиями, ритуалами, обрядами, и, соответственно, с народным танцем, в котором они присутствуют как неотъемлемая часть в современном обществе? Отмирают ли они полностью, сохраняются в качестве реликтов прошлого или обретают новую жизнь и смысл, удовлетворяя актуальные духовные потребности людей?

Практическая значимость работы заключается в возможном ее употреблении для повышения популярности народного танца у современного поколения, его массовости, а также для изучения учащимися понятия и природы народного танца, его истоков и видов.

Глава 1. Понятие, эволюция и виды народного танца.

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.

Вселенная танца огромна, неизмерима. Танцев неисчислимое множество, условно которые можно разделить на бальные, народные, постановочные и реконструированные (средневековые, античные и т.п.). Но именно народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец.

    1. Понятие, эволюция.

Что касается понятия народного танца, то можно привести ряд характеристик, которые встречаются в отечественных справочных изданиях и теоретических работах по танцу. Среди них народных танец определяется как первооснова всех видов хореографии, один из древнейших видов народного искусства, уходящий корнями в древние ритуальные пляски, народные празднества, свадебные и другие обряды. Это танец, который рождается и совершенствуется в процессе развития того или иного народа.

Но в то же время следует заметить, что до сих пор нет четкого определения данного феномена. Очертание понятия «народный танец» все еще допускает множественность трактовок, что создает определенные трудности при работе с ним.

В различных исследованиях данный термин применяется либо как синоним танца фольклорного, либо, напротив, для того, чтобы от фольклорного танца отмежеваться, обозначая народным танцем более поздние слои танцевальной культуры, с обрядом не связанной.

Предлагаются и иные возможности – включить в это понятие весь спектр разнообразных реалий народной танцевальной культуры, в той или иной степени восходящих к культуре традиционной. Помимо танца собственно фольклорного, сюда могут быть отнесены и явления бытовой танцевальной культуры, приобретшие относительную устойчивость в народной традиции.

Мы, в свою очередь, согласны с мнением тех исследователей танца, которые определяют народный танец как танец определенной национальности, народности или региона.

Народные танцы являются формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций, характеризуются собственным хореографическим языком и пластической выразительностью.

Как отмечается в литературе, народный танец не имеет никаких фиксированных правил или установлений. Эта традиция передается из поколения в поколение практическим путем. Сила, которая за этим стоит, есть влечение сердца.

Чтобы понять природу народного танца, нужно заглянуть в историю...
Существуют древние трактаты о танцах, в которых зафиксированы танцевальные традиции. Первоисточником народного танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусом и ногами. Мимика - первый язык человечества, была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того, все движения природы и человека в древние времена назывались танцами. Танец - это одновременно и способ почитания Природы, и способ благожелательного влияния на Природу.

Как танцевали древние люди? Для первобытного человека танец был составной частью обрядов и занимал важнейшее место в жизни человека.

В первобытном обществе существовали самые разнообразные виды плясок: охотничьи, военные, обрядовые. Поводы к пляскам и сюжеты этих плясок диктовались самой жизнью. Любой танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в их жизни: рождение потомства, охота, война, смерть.

Основная форма исполнения - круг, который являлся, с одной стороны, наиболее удобной формой исполнения массового обрядового танца, а с другой стороны, имел символический, магический смысл, связанный с культами Солнца и Луны.

Хороводные танцы имеют конкретное значение, определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени. Самое распространенное движение здесь - топанье, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку. В первобытных обществах распространены танцы на корточках; танцующие любят кружиться, дергаться и скакать.

Танцующие обычно не носят одежды, зато носят маски, сложные головные уборы и часто раскрашивают свое тело. В качестве аккомпанемента используются топанье, хлопки в ладоши, а также игра на всевозможных барабанах и дудках из природных материалов. У первобытных племен нет регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяет танцующим полностью отдаваться танцу и плясать с абсолютной самоотдачей, вплоть до исступления. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке.

Радость телесной свободы выражается в гавайской хуле, исполняемой под рокот барабанов. Сначала хула была священным танцем, в котором человек отождествлял себя с природными силами. Извиваясь всем телом, люди призывали богов и молили их о плодородии. Когда-то хула исполнялась только жрицами. С приходом белых завоевателей танец был запрещен, но не забыт. Хула исполняется и ныне в ночных клубах как прекрасное выражение непосредственной радости жизни.

Русские народные танцы – веселье, пляски, гуляния, юмор, красивые национальные костюмы. Яркий и от всей души танец под веселую и заводную музыку - это характеристика русского человека.

Первое официальное упоминание о русском народном танце относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров ряженых медведями и четыре медведя, одетых танцорами. После окончания обеда согласно повелению князя медведей было велено отпустить на все четыре стороны, а танцоров казнить. Как выяснилось позже, подслеповатый Князь Олег принял танцоров за послов Северян, задолжавших ему несколько сотен шкурок куницы. Так зародился знаменитый танец с медведями.

В древности на Руси большой популярностью пользовались танцы на плотах. Так, в старинном сказании о царстве Моравском гусляр-рассказчик упоминает о плотах на озерах, где собирались молодые люди, "водили хороводы да играли кругами". Трудно судить, что именно за танцы исполнялись древними русичами на неустойчивых плотах, скромный гусляр не приводит живописных деталей тех праздников и игрищ. Но принято считать, что их исполняли в ночь на Ивана купала, а по реке пускали венки с зажженными свечами, различные поделки из цветов и соломы. Этот вид танца также является своего рода ритуальным, так как именно в эту ночь девушки искали себе жениха. Они пускали на воду венки плетенные своими руками и кто из мужчин выловит венок и считался ее женихом.

А вот как хранители традиций рассказывают о рождении самого знаменитого в мире движения «в присядку» в русском народном танце.

В 1113 году в Киеве от неприятной болезни скоропостижно скончался великий князь Святополк. Наступило обычное для Киева время неразберихи, грабежей и погромов. Каменщик Петро Присядка не ходил по чужим дворам и лавкам, а много работал сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги.

Владимир Мономах, приглашённый киевлянами на царство, чтобы унять беспредел, проезжал вечером со своей свитой по городу. Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин. Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве. В 1126 году, когда Мономах умер, Пётр вернулся к своим обычным обязанностям и мозолям. Он умер глубоким стариком, став ещё при жизни нарицательным именем.

Пляс в присядку был унаследован и советской армией, плясали его на праздниках и на фронте. Это была не только тренировка тела и повторение способов боя, трудно переоценить воздействие музыки и пляски на боевой дух бойцов. Прадедовская традиция превращала измученных солдат в чудо богатырей, зажигала в сердцах бесстрашие и задор.

Принято считать, что всевозможные трюки и прыжки традиционного русского танца ("Коза", "Разножка", "Чёрт", "Пистолет", "Кольцо", "Бочёнок", "Щучка", "Бедуинский") были придуманы народом для того, чтобы согреться, так как в основном все русские праздники проходят зимой или осенью, когда народ справился со всеми земельными работами. И изобретательный народ придумал такой выход из ситуации.

Начиная с Ивана Грозного, царя, известного своим скверным характером и любовью к искусству, стало принято держать при дворе шутов, певцов, гусляров и плясунов. Когда царю надоедало шоу, все артисты отправлялись в солдаты или в острог. В связи с чем, танцорам Ивана Грозного целыми днями приходилось выдумывать новые трюки и постановки, а остальное время репетировать. Именно придирчивый Иван Грозный издал указ, запрещающий танцовщикам выступать в одном платье разные номера программы, а музыкантам использовать фонограммы.

Со временем веселые заводные хороводы, народные гуляния стали широко применялись на различных ярмарках, увеселительных программах, праздниках по всей России. Веселые и зажигательные народные танцы стремительно распространялись, набирая популярность.

Расцвет и популярность народного танца в СССР способствовали возникновению новой сценической формы — ансамблей народного танца. В 1937 был создан Ансамбль народного танца СССР, под управлением Игоря Моисеева - лучший в мире академический ансамбль, исполняющий народные танцы.

Со временем народные танцы изменялись, но это в основном относилось к танцам в крупных городах и населенных пунктах и практически не повлияло на народные танцы в изолированных деревнях, поэтому даже сейчас в отдаленных селеньях еще можно видеть танец таким, каким он был много лет назад.

    1. Виды народных танцев:

Народный танец столь же разнообразен, как разнообразна жизнь и культура разных народов. «Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий, народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своём танце, у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение, отражающиеся в танце; народ климата пламенного оставил в своём народном танце ту же негу и страсть…» (Н. В. Гоголь).

Несмотря на различия исторического характера, народные танцы разных стран имеют много общего в ритмическом строении и рисунке движений. У многих народов танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики часто держат в руках (кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка) или танец исполняются под живую музыку оркестра народных инструментов. Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок, шляпа, блюдо, пиала, чаша). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русской и грузинской танцовщицы помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском и венгерском мужском танце — отбивка по полу кожанами сапогами.

Упомянутые различия иногда обусловлены географическими условиями. Например, танцы горцев одной страны могут быть в большей степени похожи на танцы горцев других стран, чем на танцы обитателей равнин в той же стране.

Танец рил американского штата Виргиния близок хороводным танцем многих других стран. Мазурка с ее характерной трехдольностью воплощает польский характер, в то время как полька с ее отрывистым ритмом – дух чешского народа. Чардаш, состоящий из двух частей – медленного кругового танца мужчин и огненного парного танца – соответствует общему представлению о венгерском характере, с его безотчетной тоской и бурными страстями. Альпийская форма шуплаттлера, танца ухаживания, распространена в Баварских и Австрийских Альпах. Этот интересный народный танец состоит в притопывании ногами, прищелкивании каблуками и в хлопках по бедрам и коленям; кроме того, в этом танце мужчина перепрыгивает через присевшую партнершу, а та кружится под его рукой.

Среди самых известных видов народных танцев можно назвать следующие.

Аттан – традиционный национальный танец Афганистана.

Варс — чешский танец.

Гопак (от укр. гоп — восклицание, произносимое во время танца; отсюда же глаголы гопати — топать, гопкати — прыгать) — национальный украинский танец.

Жок (молд. joc — игра, танец) — массовый молдавский народный танец.

Зика — чеченский народный танец. Исполняется только мужчинами.

Классические индийские танцы: Бхаратанатьям, Одисси, Мохиниаттам, Кучипуди, Манипури, Сатрия, Катхакали, Катхак.

Шотландские танцы — собирательное название танцев, связанных с шотландской культурой.

Краковяк — быстрый танец польского происхождения. Исполняется весело, темпераментно, с горделивой осанкой.

Кочари́ — азербайджанский танец.

Лезги́нка - распространён среди всех кавказских народов.

По́лька — быстрый, живой среднеевропейский танец.

Танец живота — западное название пластичной танцевальной техники, распространённой на Ближнем Востоке и в арабских странах.

Танцы цыган — танцы, созданные различными группами цыган.

Трепа́к — старинный русский народный танец. Основные движения — дробные шаги и притоптывания. Пляска импровизировалась исполнителем.

Ча́рдаш — традиционный венгерский народный танец.

Тарантелла - стремительный и темпераментный итальянский народный танец, исполняемый одной или несколькими парами в сопровождении гитары, тамбурина, кастаньет.

Не поддаётся счёту, сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России.

Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются ("Камаринская", "Сени"), иногда по количеству танцоров ("Парная", "Четвёрка"), иногда название определяет картину танца ("Плетень", "Воротца"). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Классифицируя русский народный танец, определяя его виды, мы берем за основу не исполнение танца по определенным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, их устойчивые признаки. Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.

Русские хороводы, украшая собою нашу семейную жизнь, представляются столько же древними, сколько древня наша жизнь. Жили ли предки в домах, они занимались играми, плясками, хороводами; были ли они на побоище, они воспевали родину в своих былинах.

Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников. Хоровод - это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней.

Участники хоровода держатся, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами.

Хороводы исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах. Но в различных районах России существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанных с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей, и в ритме, и в содержании песен, под которые идет хоровод, и в манере исполнения, присущей только данной местности. На исполнение хороводов сказывается и разнообразие в костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга и подчас весьма далеки от общепринятого «русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене.

Большое значение при постановке хороводов отводится фигурам. Фигуры могут образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены.

В связи с чем, наряду с хороводами, большой популярностью в народе стали пользоваться пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.

Среди таких танцев широко известны следующие: "Барыня", "Веселуха", "Топотуха", "Казачий пляс", "Городецкие ворота", "Балалайки", "Чеботуха", "Сибирская потеха", "Полянка", "Журавель", "Гусачок", «Тимоня", "Валенки", "Во саду ли", "Круговая-плясовая", "Матрёшки", "Северные заковырки", "Полька" и другие.

Пляскам-импровизациям парни и девушки "учатся" с малых лет. Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие - отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов.

Форма плясок-импровизаций, плясок-соревнований в наше время получила дальнейшее развитие. Они стали динамичнее, появились острые ритмы, сложные танцевальные элементы, разнообразные комбинации. Девушки пляшут смелее, энергичнее, как равные соревнуясь в мастерстве с парнями.

Особое место принадлежит пляскам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы ("метелица", "пурга"), либо о каких-либо животных или птицах ("Бычок", "Дергач", "Медведь).

Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера. Но это не просто изображение птицы, а в данном случае игра-пляска, где условием ее является подражание птицам, соревнование-перепляс, в котором торжествуют ловкость, выдумка и мастерство.

В завершение можно сказать, что развитие народного танца тесно связано со всей историей своего народа, через изучение народного танца можно изучить историю создавшего его народа, его характер, привычки и традиции.

Утратить все эти богатства - значит нанести большой ущерб не только национальной культуре нашей страны, но и общему культурному фонду человечества.

Глава 2. Исследование популярности народного танца в современном обществе на примере г. Перми.

2.1. Методы исследования

На первом этапе данного исследования людям различных возрастных категорий было предложено заполнить анкету, в которой было необходимо отдать предпочтение народному или современному танцу, а также указать причины своего выбора (образец анкеты в Приложении №1).

На втором этапе внимание исполнителя было обращено к статистическим данным информационных порталов сети интернет о наличии танцевальных коллективов в городе Перми, обучающих современному или народному танцу, с целью проведения сравнительного анализа.

Кроме того, исполнителем настоящего исследования были проведены беседы по обозначенной теме, в результате которых необходимо было получить ответ на вопрос: где сейчас чаще всего Вы встречаетесь с народным танцем?

2.2. Анализ собранного материала

В анкетировании приняли участие 104 человека различных возрастных категорий. Общий подсчет голосов привел к следующему результату, который показан на диаграмме № 1: современному танцу отдали предпочтение 61 % опрашиваемых, народному танцу – 39 % голосов (Приложение № 1).

Запрос информации на сайте http://spravka.properm.ru танцевальных коллективов выдает о наличии в г. Перми 139 танцевальных коллективов. Обобщая полученную информацию сети интернет, приходим к выводу, что танцевальных коллективов из числа представленных на территории г. Перми, обучающих народно-сценическому танцу только 17 (семнадцать), что значительно меньше, чем коллективов современного танца (см. диаграмму № 2 (Приложение №2).

Причем только 9 (девять) коллективов обучают русскому народному танцу, а именно:

  1. Ансамбль народного танца «Задоринка»

  2. Народный ансамбль уральского танца «Камушка»

  3. Ансамбль народного танца «Весляна»

  4. «Народно-эстрадный танец»

  5. Народный ансамбль песни и танца «Ярмарка»

  6. Образцовый ансамбль народного танца «Рябинушка»

  7. Народный хореографический ансамбль «Солнечная радуга»

  8. Ансамбль народного танца «Топотушки»

  9. Ансамбль народного танца и песни «Уральский хоровод»

Из оставшихся восьми один коллектив обучает испанскому народному танцу фламенко, один – индийским танцам, остальные 6 (шесть) - школы восточного танца.

2.3. Выводы:

Посмотрим, как распределилась степень популярности народного танца по сравнению с современным танцем, учитывая возрастные категории.

Соотношение популярности по возрастным категориям в процентном отношении отражено в диаграмме № 3 (Приложение №3).

Полученные результаты позволяют утверждать следующее.

Молодое поколение с (9 до 20 лет) выбирает современные стили и направления, степень популярности народного танца мала. Это объяснимо: на подростка оказывает большое влияние массовая молодежная культура. Занятие народно-сценическим танцем не является показателем признания в среде одноклассников.

Ребята же этой возрастной категории, которые, отвечая на вопросы анкеты, отдали предпочтение народному танцу, – это непосредственные танцоры народного танца. Являясь участниками образцовых коллективов народного танца г. Перми «Камушка», «Задоринка», «Солнечная радуга», они утверждают, что получают огромное удовольствие от занятий в ансамбле, от бесконечных повторений связок и переходов перед предстоящим фестивалем или конкурсом, от «выразительности русской музыки, от яркости костюмов».

В процессе взросления меняется и отношение к народному танцу. Здесь уже можно наблюдать предпочтение народного танца современному танцу. При этом причины выбора созвучны от анкеты к анкете: в народном танце присутствует «мелодичность и душевность музыки, плавность и разнообразие движений, яркость, зажигательность, веселье, задор и широта русской души».

Что привлекает каждого из опрошенных в выбранном им танце? Вот наиболее популярные ответы: костюм, движения, эмоциональность, музыка, ритм (см. диаграмму №4 в приложение №4).

Из полученных результатов видно, что единственной причиной популярности современного танца является - отражение духа современности, «некая модность».

Причины же выбора народного танца намного глубже, совпадают с его природой, которые отличают его от других танцевальных направлений:

- элементы народного костюма и быта;

- патриотизм;

- характерность музыки;

- сопровождение танца народными инструментами;

- разнообразие движений, фигур;

- жизнерадостность, оптимистичность.

Тем не менее, анализируя ответы на вопрос, как часто в повседневной жизни Вы встречаетесь с народным танцем?

Ответ однозначен: увидеть народные танцы можно теперь, разве что, в дни национальных праздников или на концертах художественной самодеятельности, на свадьбах, на корпоративных праздниках в качестве отдельных номеров. Попутным становится использование народных мотивов дизайнерами при создании своих коллекций одежды (яркий пример – одежда для олимпийской сборной России).

И конечно только с помощью народного танца мы можем представить Россию, нашу многонациональную страну, за границей. Думается, что при открытии Олимпиады в SOCHI-2014, пальма первенства будет отдана народному танцу.

Однако говорить о 100-процентной популярности народного танца в современном обществе не приходится. Что же необходимо сделать для популяризации народного танца в современном обществе? Вот та окончательная задача, которую хотелось решить исследователем в настоящей работе.

Проведенные исследования позволяют предложить следующие способы популяризации народного танца среди современного поколения:

* доступность обучения народному танцу путем организации бесплатных дополнительных занятий в школе, бесплатных кружков как для детей, так и для более старшего поколения;

* пропаганда на ТВ, а именно: трансляция фестивалей-конкурсов народного танца, особенно детских творческих коллективов на центральных каналах, многочисленных детских каналах по аналогии с детским Евровидением, детской Новой волной. Реализация шоу-программ уровня «Танцы со звездами», где соревноваться в мастерстве будут ансамбли народной пляски;

* поскольку народный танец в нашей стране наиболее популярен во многом благодаря многочисленным ансамблям танца, организация коллективами народного танца дней открытых дверей, мастер-классов на общественных мероприятиях также будет способствовать повышению заинтересованности этому направлению танцевальной культуры;

* привлечение на народных гуляниях к выступлению в народном танце всех желающих, а не только мастеров народного танца.

Так, например, благодаря проекту «Самая длинная в мире кадриль» в рамках фестиваля «Живая Пермь» 12 июня 2010 года на ул. Ленина города Перми вышли танцевать кадриль сотни детей со своими родителями под живую музыку десятков гармонистов, предварительно изучив танец на репетициях. Участвуя в этом проекте, уверена, что как минимум 1/100 часть жителей города Перми полюбили кадриль на всю жизнь.

5 июня 2011 года в Астрахани на Набережной Волги, около Большого фонтана, самого популярного места отдыха астраханцев состоялся танцевальный флэш-моб, организованный астраханским отделением движения «Россия Молодая». В этом мероприятии приняли студенты всех астраханских высших учебных заведений. Зрители могли увидеть казахский, грузинский, еврейский, татарский, и, конечно же, русский народный танец. Быстрые переходы между различной музыкой не сбивали танцоров, и они свободно могли передать красоту и задор танцев народов, живущих в Астраханской области. Вот пример, когда простые активисты и студенты наглядно продемонстрировали прелесть народной культуры. И, естественно, русский танец, который девушки исполнили под «Калинку-малинку», не только феерически завершил флэш-моб, но и заставил многих зрителей пуститься в пляс.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что мода и течение времени не смогли повлиять на народный танец, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

З аключение

 В заключение отметим, что, из десяти человек, которые занимаются танцами, восемь посещают занятия в школах и студиях современной хореографии. Дети, подростки и молодежь стремятся выглядеть модными в глазах своих сверстников, поэтому  останавливают выбор на современном танце. И только лишь два человека из десяти юных танцоров будут по-настоящему увлечены классическим или народным танцем.

Но как видно из проведенного исследования, увлечение современным танцем бывает мимолетным. Да и некоторые популярные направления танцев не отличаются смысловой глубиной, возникая как стихийное дополнение новых музыкальных стилей.  Освоив несколько элементов из современных направлений для того, чтобы блистать на дискотеках и в клубах, молодые люди часто никогда вновь не возвращаются в балетный класс.

Этого нельзя сказать о поклонниках народного танца. Полюбив его и став частью народного ансамбля, артисты надолго связывают свою жизнь с танцем, даже если хореография – это лишь увлечение после учебы или работы. Все творчество коллектива связано единой нитью – сохранения культурных традиций народностей, проживающих на его родной территории.

 Люди, которые сегодня занимаются народным танцем, исполняют в обществе важную миссию, сохраняя и развивая народное творчество. Вот только та малая толика глобальных задачи, которые решает сегодня народный танец:

        • - пропаганда и популяризация народно-сценического танца,

        • - обучение истории, культуре, быту различных народов;

        • - сохранение национальных культурных ценностей;

        • - передача исторического наследия будущим поколениям;

        • - воспитание уважения к прошлому своего народа.

Кроме того, народный танец развивает физическую силу и выносливость, помогает углубить знания истории и культурологи, наглядно рассказывает об истории костюма и его эволюции, развивает духовность, бережливое  и трепетное отношение к прошлому.

Народный танец, наверно, самый интересный для исполнителей танец, ведь это чудо перевоплощения в свободолюбивых цыган или страстных испанцев. Изучая народные танцы мира, Вы сможете постичь колорит и особенности любой национальности: широту души русского танца, легкость ирландского танца, удаль украинского и азарт молдавского танца, философию китайского и японского танца.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Это прекрасная возможность побывать в любой точке земного шара, не выходя из зала...

Список использованных источников


  1. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988.

  2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.

  3. Барток Б. Зачем и как собирать народную музыку. М., 1959.

  4. Богданов Г. Урок русского народного танца. – М., 1995.

  5. Иноземцева Г.В. Народный танец, М., Знание, 1978

  6. Климов А. Не иссякает красота и мудрость народа. Советский балет 4/88

7. Князева О.Н. Танцы Урала, Свердловск, 1962

  1. Народный танец (Проблемы изучения). СПб.: Наука, 1991.

  2. Проблемы наследия в хореографическом искусстве: сб. ст. - М.: ГИТИС, 1992. – 63 с.

  3. Ткаченко Т.С. Народный танец. М.: Искусство, 1954.

11. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сборник статей / Сост. и ред. А.Поптсдинер.- Л.: Музыка, 1980.- 104 с.

12. Телегина Л.А. Народно-сценический танец: учеб.-метод. пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. – 96 с.

  1. Устинова Т. Избранные русские народные танцы. - М., 1996. – 478 с.

  2. Философский эстетический словарь – М.: ИНФРА – М, 2002. – 576 с.

  3. Эльяш Н. Образцы танца, М., Знание, 1970

16. http://spravka.properm.ru

17. http://www.barynya.com/index.htm

Приложение № 1
Диаграмма №1



Приложение № 2
Диаграмма №2


Приложение №3
Диаграмма № 3


Приложение №4
Диаграмма № 4



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе? iconИсследовательская работа Народный танец как основа современных танцевальных...
Народный танец как основа современных танцевальных направлений. Роль танца в жизни человека
Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе? iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе? iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе? icon«Наука в современном информационном обществе» Оргкомитет международной...
Фгос спо по специальности 080014 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Министерством образования и науки РФ...
Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе? iconТребования к итоговым государственным экзаменам по специальности...
Итоговым государственным экзаменам по специальности 071302. 51 «социально-культурная деятельность и народное художественное творчество»...
Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе? iconРабочая программа по дисциплине «Конфликтология» для специальности «связи с общественностью»
Тема Конфликты в современном обществе 8 Тема Социологическая традиция изучения конфликтов 9
Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе? iconРабочая программа по дисциплине «Конфликтология» для специальности «связи с общественностью»
Тема Конфликты в современном обществе 10 Тема Социологическая традиция изучения конфликтов 11
Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе? iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе? iconНациональные танцы в Португалии. Фолия
Фолия (португальское folia, буквально шумное веселье), в 15 16 вв португальский народный танец и песня
Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе? iconИсследовательская работа на тему
Тема дуэли в русском обществе и литературе почти не изучена, поэтому она представляет для меня интерес и я решила исследовать эту...
Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе? iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе? icon«Суррогатное материнство как социально-нравственное явление в современном обществе»
Тема: «Суррогатное материнство как социально-нравственное явление в современном обществе»
Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе? iconМолодёжь в современном обществе.(Учитель-никулина в. В. Урок по учебнику...
Тема: Молодёжь в современном обществе.(Учитель-никулина в. В. Урок по учебнику кузовлева в. П. 10 Класс)
Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе? iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе? iconЛитература приложения Введение Танцевальный коллектив «Реверанс»
«Реверанс», позволяющая обучать детей основам танцевального искусства, знакомить их с некоторыми хореографическими жанрами, как классический,...
Исследовательская работа Тема: Популярен ли народный танец в современном обществе? iconВеселова Ирина Николаевна Тема: «Куда ведёт нас танец?» Цель урок
Развивать умение определять тот или иной танец в балете и опере, слышать его образное содержание


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск