Скачать 216.71 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЖУРНАЛИСТИКИ «Утверждаю» Проректор по учебной работе _________________ Т.Ю. Стукен «____» ___________________ 2010г. Программа дисциплины «История русской литературы (рубеж веков)» цикл ГОС ВПО ОПД входит в число обязательных дисциплин к следующей образовательной профессиональной программе специалистов
г. Омск – 2010 Программа дисциплины «История русской литературы (рубеж веков)» разработана Ветелиной В.Г., доцентом кафедры современной русской литературы и журналистики. Программа утверждена на Совете факультета (протокол № ___ от «__» ___________ 2010 г.) Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по следующим специальностям: 520300 Филология, степень: специалитет филологии по направлению 031000.62 . Декан филологического факультета Мисюров Н.Н.
3 курс, 5 семестр
Общая трудоемкость дисциплины - 84часа. Формы контроля: промежуточный – индивидуальные консультации, проверка тетрадей для лекций и самостоятельной работы; сдача прочитанных текстов; итоговый – экзамен.
Цель преподавания данной дисциплины – формирование профессиональных качеств будущих специалистов – филологов, умеющих свободно ориентироваться в литературном и культурном процессе означенного периода, изучение литературы рубежного периода (конец ХIХ - начало ХХ века). Знакомство с множественными течениями, направлениями и школами модернизма (символизм, акмеизм, футуризм, неореализм, импрессионизм), с общими тенденциями и закономерностями культурно-исторической и литературной жизни означенного периода. Задачи изучения дисциплины заключаются в выявлении основных этапов развития общественной, философской и литературной жизни рубежного периода, в умении соотносить общее и частное, в знакомстве с общими тенденциями в истории литературной мысли, с персоналиями конкретных авторов. Студенты должны владеть информацией по данному курсу, уметь соединить прочитанный материал (источник) с научной мыслью (научная литература, критика) и собственной оценкой. К требованиям по данной дисциплине относится регулярное посещение лекционного курса и семинарских занятий, активное участие на семинаре, знакомство с необходимыми литературными произведениями и научно-критической библиографией, подготовка тем для самостоятельного изучения. III. Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)
IV. Содержание дисциплины. Лекция № 1. Специфика и периодизация курса русской литературы рубежного периода (конец ХIХ-ХХ вв). Различие художественных методов – реализм, модернизм, литературный авангард. Общественно-политическая и литературная динамика. Культурологическая и философская мысль Серебряного века. Жанрово-стилевые искания. Лекция № 2. Символизм и его эстетические установки. История возникновения, генеалогия. Западноевропейский символизм, его влияние на формирование русского символизма. Русский символизм и его неоднородность. «Старшие» и «младшие» символисты, различие эстетических установок и принципов. Споры о сути метода и предназначении символа. Программные статьи. Литературная теория и практика. Лекция № 3. Акмеизм и его программа. Манифесты. Полемика с символизмом. Поэтика акмеизма. Три круга акмеистов. Лекция № 4. Футуризм – авангардное течение модернизма. Направление, манифесты, поэтика. Отличие русского футуризма от итальянского. Футуристические группы. Лекция № 5. Неореализм. Творчество М.Горького 1890-1900 гг. Проблематика. Своеобразие творческого метода. Типология героя. «Романтические» и «босяцкие» рассказы. Лекция № 6 Творчество И.А. Бунина. Основные мотивы. Крестьянская тема, судьба России и поместного дворянства («Деревня», «Суходол»). Обличение буржуазного мира («Господин из Сан-Франциско»). Философия жизни и смерти в рассказах Бунина («Сны Чанга», «Легкое дыхание», «Братья»). Художественные и стилистические особенности его произведений. Лекция № 7. Творчество А. И.Куприна. Рассказы и повести 1890-1900-х гг. Армейская тема и ее новизна («Поединок», «Штабс-капитан Рыбников»). Тема любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»). Лекция № 8. Творчество Л. Андреева. Мотив «рока» и его влияния на человека («Большой шлем», «Жили-были», «Жизнь Василия Фивейского»). Своеобразие творческого метода Андреева, споры о нем в критике. Символизм, экспрессионизм и «условный реализм» в творчестве писателя («Красный смех», «Рассказ о семи повешенных»). Трагедия человеческого бытия в драматургии Андреева («Жизнь человека). V. Темы для самостоятельного изучения
Творчество А.Серафимовича. Рассказы и очерки начала 900-х годов. Тема собственности в повести «Пески». VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ: 1. История русской литературы ХХ века. В 4 кн. / Под ред. Л. Ф. Алексеевой. Кн. I. 1910-1930 гг. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2005. Кн. II. 1910-1930 гг. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2005. 2. История русской литературы конца ХIХ - начала ХХ века: Учебное пособие для студ. Высш. учебн. заведений. В 2 т. / Под ред. В. А. Келдыша. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 120 экз. 3. История русской литературы. 20 век: Серебряный век / Под ред. Ж. Нива, И. Серман и др. М., 1995. 4. Русская литература рубежного периода. В 2 кн. М., 2007. 5. Серебряный век в России. Избранные страницы. М., 1993. 6. Русская литература 20 века. Школы, направления, методы творческой работы. - М.: Издателство «Logos», 2000. 7. Русская литература 20 века. Дооктябрьский период: Учебник для вузов / Под ред. И. Т. Крука, Н. Е. Крутиковой. Хрестоматия. 4-е изд-е. - Л.: 1985. Дополнительная литература: 1. Библиотека русской критики. Критика русского символизма. Т.1-2. М.: Издательство «Олимп», 2002. 2. Библиотека русской критики. Критика русского постсимволизма. Т.3. М.: Издательство «Олимп», 2002. 3. Литературные манифесты: От символизма до Октября: Сборник /Сост. Н.А. Бродский. – М.: 2001. 4. От Нестора до Бродского. Литературный словарь. В 3 кн. - М.: 2007. 5. Русская литература 20 века. Библиографический словарь. В 2 ч. - М.: 1998. 6. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - М.: 2001. 7. Керлот Х. Э. Словарь символов. - М.: 1994. 8.Русская литература 20 века. Литературоведческий словарь. Изд-е 2. В 2 т. -М.: 2000. 9. Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов.- М.: 2003. 10. Русская литература и журналистика начала 20 века: 1905-1917: Буржуазно-либеральные и модернистские издания. - М.: 1984. Литература к лекционным темам Тема 1 Основная 1. История русской литературы. 20 век: Серебряный век /Под ред. Ж. Нива, И. Серман и др. М., 1995. 2. Серебряный век в России. Избранные страницы. М., 1993. 3. Русская литература 20 века. Школы, направления, методы творческой работы. М., 2000. 4. Русская литература и журналистика начала 20 века: 1905-1917: Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1984. 4. Келдыш В. А. Русский реализм начала 20 века. М., 1975. 5. Долгополов Л. К. На рубеже веков. Л., 1985. 6. История русской литературы. 20 век: Серебряный век / Под ред. Ж. Нива, И. Серман и др. М., 1995. 8. Русская литература 20 века 1890-1910. (в 2 кн.) / Под ред. проф. С. А. Венгерова. М., 2000. 9. Серебряный век в России. Избранные страницы. М., 1993. 10. Басинский П. В., Федякин С. Р. Русская литература конца 19 – начала 20 века и первой эмиграции: пособие для учителей. М., 2000. Тема 2 Основная. 1. И. Г. Минералова. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. Учебное пособие. - М.: Издательство «Флинта», «Наука», 2004. 1. История русской литературы. 20 век: Серебряный век / Под ред. Ж. Нива, И. Серман и др. М., 1995. 2. Русская литература 20 века. Школы, направления, методы творческой работы. М. 2000. 3. А. Ф. Лосев. Проблема символа и реалистическое искусство. - М. : 1976. 4. Гаспаров М. Л. О русской поэзии. СПб., 2001. 5. Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. СПб., 2001. 6.Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: 1977. 7. Ханзен-Леве А. А. Русский символизм. - М., 1999. 8. Пайман А. История русского символизма.- М., 2000. 9. Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма. - М., 1989. 10.Мочульский К. А. Блок, А. Белый, В. Брюсов. - М., 1997. 11.Эллис. Русские символисты. - Томск, 1998. 12.Бейли Г. Потерянный язык символов. - М., 1996. 13. Барковская Н. В. Поэзия Серебряного века. - Екатеринбург, 1993. Дополнительная.
Тема 3 Основная
Лекманов О. А. Акмеисты: поэты круга Гумилева //Новое литературное обозрение, 1996. №№ 17, 19, 20. 4. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. 5. Павловский А.И. Анна Ахматова. М., 1991. 6. Гаспаров М. Л. О русской поэзии. СПб., 2001. 7. Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. СПб., 2001. 8. Баскер Майкл. Ранний Гумилев; путь к акмеизму. СПб., 2000. 9. Гумилев Н. С. Письма о русской поэзии. М., 1990. 10. Панкеев И. А. Николай Гумилев. М., 1995. 10. Слово и судьба. Осип Мандельштам. М., 1990. Дополнительная. 1. Жизнь Николая Гумилева. Воспоминания современников. Л., 1991. 2.Лукницкая В. К. Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л., 1990. 3. Pro et contra: Личность и творчество Николая Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 2000. Тема 4 Основная
8. Русский футуризм: Теория. Практика. Воспоминания. М., 2000. 9. Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970. Дополнительная
Тема 5 Основная
Дополнительная:
Тема 6 Основная 1. Бунин и русская литература начала 20 века. М., 1995. 2. Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. М., 1991. 3. Мальцев Ю. Иван Бунин. М., 1994. 4. Выготский Л. С. Легкое дыхание. // Выготский Л. С. Психология искусства. Изд-е 3. М., 1986. 5. Пращерук Н.В. Художественный мир прозы И.А. Бунина: язык пространства. Екатеринбург, 1999. 5. Иван Бунин. Литературное наследство. М., 1973. Т. 84. Кн. 1-2.
Дополнительная: 1.Иван Ильин. О тьме и просветлении. Бунин. Ремизов. Шмелев. М., 1991. 2. Муромцева-Бунина В.Н. Беседы с памятью. М., 1983.
7. Сливицкая О.В. Бунин и Восток (к постановке вопроса). Воронеж, 1971. 8. Солоухина О. О нравственно-философских взглядах И.А. Бунина.//Русская литература. 1984. № 4 Тема 7 Основная
Дополнительная: 1. Куприна-Иорданская М. К. Годы молодости. - М.: 1966. Тема 8 Основная
Дополнительная
С П И С О К Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Х Т Е К С Т О В ПО КУРСУ I. Программные статьи и манифесты:
II.Художественные тексты:
VIII Вопросы к экзамену. 1.Символизм как литературное направление рубежа ХIХ-ХХ веков. Литературно-эстетическая концепция. Старшие и младшие символисты. Кризис идей. 2. Акмеизм и его литературная программа. Связь с символизмом и отличия. Манифесты акмеистов. Поэтика. 3. Футуризм как авангардное течение в русской литературе ХХ века. Манифесты. Основные группы. 4. Урбанистические мотивы ранней поэзии В. Маяковского. Образ лирического героя, своеобразие поэтики. 5. Раннее творчество М.Горького. Своеобразие художественного метода. Романтические рассказы. Типология героя. 6. Цикл «босяцких рассказов» в творчестве М.Горького. Герой и его эволюция. 7.Социально-философская проблематика пьесы М.Горького «На дне». Споры о правде и человеке в пьесе. Позиция автора и оценка критики. 9. Публицистика М.Горького («Мои интервью», «В Америке»). Приемы сатирической типизации. Оценка зарубежной действительности. 10. Крестьянская тема в творчестве И.А.Бунина («Деревня»). Итоги и прогнозы Бунина о судьбе России. 11. Взгляд на буржуазный мир в творчестве И.Бунина («Господин из Сан-Франциско», «Братья»). Социально-философский аспект. 12. Концепция любви в творчестве И.Бунина («Легкое дыхание», «Сны Чанга», «Митина любовь»). 13. Проблема героя и среды в повести А.И.Куприна «Поединок». Духовная драма Ромашова. 14. Тема любви в творчестве А.И.Куприна. Мастерство Куприна-новеллиста. 15. Ранняя лирика А. Блока. Символизм и отход от него («Стихи о Прекрасной Даме», «Город», «Страшный мир»). 17. Тема родины в лирике А.Блока. Метафоризация образа России. История и современность в цикле «На поле Куликовом», 18. Творческий путь Н.Гумилева. Поэтические сборники мотивы и образы. 20. Сатирическая проза начала ХХ века. Творчество А. Аверченко. 21. Ранняя лирика А.Ахматовой («Четки», «Вечер», «Белая стая»). Лирический сюжет и характер героини. 22. Своеобразие художественного метода Л.Андреева. Споры в литературной критике. «Красный смех» и оценка рассказа в критике. 23. Рок и судьба в произведениях Л. Андреева. Экзистенциальные мотивы («Большой шлем», «Жизнь Василия Фивейского», «Жили-были»). 24. Трагедия человеческого бытия в драматургии Л. Андреева («Жизнь человека»). Новаторский характер и своеобразие его драмы. 25. Духовные искания русской интеллигенции в повестях В. Вересаева («Без дороги», «Поветрие», «На повороте»). 26. Эго-футуризм И.Северянина. Ирония и «грезоффарс» как основные приемы его поэтической системы. 27. В.Брюсов и русский символизм. Основные мотивы ранней поэзии. Поэтические сборники и мотивы. Литературные манифесты. 28. Романы А. Н. Толстого («Чудаки», «Хромой барин» - по выбору). Сатира в изображении уездно-поместного дворянства. 29. Сатирическая поэзия Саши Черного. Основные мотивы и образы. Художественно-поэтические приемы, жанры. 30. Тема собственности в повести А.Серафимовича «Пески». IХ Методические рекомендации преподавателю Необходимо сформировать у студентов ясное представление о литературе изучаемого периода, акцентировав внимание на основных тенденциях в развитии литературного процесса рубежа веков. Студентам наиболее подходящие пособия, научить работать с первоисточниками и научной библиографией, осуществлять необходимый контроль за тем, как студенты работают с литературой. Преподаватель излагает теоретический базовый материал (лекционный курс), предлагает темы для самостоятельного изучения, включая форму докладов и реферирования. Проводит консультации, где диалог преподавателя и студента звучит более активно. Необходимо осуществлять текущие формы контроля – коллоквиумы, промежуточные зачеты, письменные задания, тестирования, доклады и рефераты, которые готовят студенты. Основные формы и методы обучения – лекции по теоретическому курсу, индивидуальные консультации, самостоятельная работа. Методические рекомендации студентам. Студенты должны посещать занятия и активно воспринимать учебный материал. Лекции следует конспектировать, проясняя непонятные места и задавая вопросы по ходу лекции или во время встреч с преподавателем на консультациях. Необходимо систематически готовиться к экзаменам, осмысливать и закреплять лекционный материал. При подготовке к лекциям и разработке самостоятельных тем необходимо проработать предложенную преподавателем научную и художественную литературу, законспектировав в тетрадях основные положения. Необходимо вести рабочие тетради по лекционному курсу, и подготовке тем для самостоятельного изучения, куда включается научная библиография и ответы на предлагаемые вопросы и задания, где прорабатываются темы, предложенные на самостоятельное изучение. А также читательские дневники, где фиксируется необходимый материал по прочитанным художественным текстам и первоисточникам (авторские статьи, прочитанное произведение, стихи для заучивания наизусть). В процессе изучаемой дисциплины необходимо изучить самостоятельно определенную часть материала по предложенным преподавателям темам, выступая с докладами, сообщениями, рефератами, получив предварительно необходимую консультацию у преподавателя. Студентам следует следить за своей письменной и устной речью, памятуя о таких понятиях, как «филологическая культура». Во время занятий следует правильно, грамотно и аргументировано излагать свои мысли, отстаивая свою точку зрения и корректно воспринимая мнение оппонента, принимая активное участие в коллективных обсуждениях данной темы или при индивидуальном ответе. |
Ю. А. Матвеева История русской литературы Ю. А. Матвеева История русской литературы XIX – XX веков. Планы семинарских занятий для студентов I курса дневного обучения по специальности... | Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления:... С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры особое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических... | ||
Программа дисциплины опд. Ф. 10 История средних веков цели и задачи... Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами-юристами... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сборник «Серебряный век русской литературы» выходит в серии книг «Три века русской литературы». Называние веков русской литературы... | ||
Российской федерации Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.) В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении... | Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Задача изучения курсов истории античной литературы, зарубежной литературы средних веков и Возрождения, хvii–хviii вв состоит также... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература» Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература» Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... | Рабочая программа дисциплины Спецсеминар «Поэтические системы первой трети ХХ века» «История» 1), «Философия» 2), «Иностранный язык» 3)), общепрофессиональных и профессиональных дисциплин: «Введение в литературоведение»... | ||
В. А. Звегинцев история языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях Кафедра русской классической литературы и теоретического литературоведения Елецкого государственного университета | «история русской литературы» Кубасов А. В., доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы | ||
Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления... «Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается... | Программа дисциплины «Правила чтения: техники понимания и интерпретации... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... |