4. Личные соображения Владимира





Название4. Личные соображения Владимира
страница1/51
Дата публикации26.11.2014
Размер5.34 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА.

Причины принятия христианства.

 1. Политические предпосылки. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.

 2. Международные факторы. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к варварам.

 3. Социальные факторы. Нараставшая социальная неоднородность, а также меняющиеся духовные запросы элиты обществасоздавали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе.

 4. Личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Кроме того, принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора.

 Ход христианизации. Церковная иерархия. Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить огнем и мечем. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых

 Во главе русской церкви был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, что свидетельствовало о ее определенной зависимости от Византии. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священники- т.н. белое духовенство.

 Долгое время церковь существовала за счет десятины - десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в ее пользу. Постепенно у нее появились собственные села и земли, в основном за счет дарений князей, а позже и бояр, надеявшихся таким способом искупить свои грехи. Первые известные историкам вотчины принадлежали церкви.

 Значение принятия христианства.

 

1. Оно помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу русской государственности.

 2. Христианская церковь осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества.

 3. В целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека.

 4. Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания.

Начало формы

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019-1054).

Время Ярослава - это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы, быстро догонявшим передовые страны в социально-политическом и культурном отношении.

Политика Ярослава Мудрого

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Расцвет государства. Киев соперничал с Царьградом (Константинополем), по дошедшим сведениям, в городе было около 400 церквей, 8 рынков.

Положение князя. Подобно византийским императорам, Ярослав именуется царем.

Строительство. В период княжения Ярослава в Киеве было развернуто широкое строительство храмов, оборонительных сооружений. Строительство велось и в других городах Руси.

Просвещение. Были открыты школы, в том числе и женская, велись переводы книг на русский язык. Сам Ярослав владел несколькими иностранными языками. Уровень грамотности на Руси был достаточно высок.

Церковь. Усиление государства позволило Ярославу Мудрому поставить на митрополию первого митрополита из русских - Иллариона.

Право. В первом дошедшем до нас письменном источнике русского права _ "Русской Правде" были обобщены нормы обычая и практика княжеского суда.

При Ярославе Мудром Киевская Русь выходит на европейскую международную арену. Династическими браками русские князья были связаны с крупнейшими королевскими дворами Европы.

Несколько раз Ярослав отражал набеги печенегов. В 1036 году под Киевом он разбил их наголову, после чего печенеги перестали беспокоить Киев.

Ярослав воевал с финнами, ятвягами, литовцами. В 1030 году он ходил на чудь, утвердил свою власть на берегу Чудского озера и построил там город Юрьев.

Во время княжения Ярослава произошло последнее столкновение Руси с Византией. Причиной которого стало убийство русского купца в ссоре с греками. Не получив должного удовлетворения за обиду, киевский князь в 1043 году послал к Византии большой флот, который рассеяла буря. Русским, правда, удалось истребить посланный для их преследования греческий флот, но воевода Вышата был окружен и взят в плен при Варне. В 1046 году Русь и Византия подписали мир, скрепив его браком сына Ярослава с византийской принцессой.



«РУССКАЯ ПРАВДА».

Наряду с ПВЛ источником, в котором можно найти сведения о социально-политической истории Древней Руси, является Русская Правда.

Категории населения, упоминаемые в "Русской правде"

1. Община и свободные общинники. Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники - люди (в единственном числе - людин, отсюда - простолюдин). В Древней Руси и в Х1 в. земледельческая община - вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством, владела землей, которую периодически распределяла между семьями, платила дань князю.

2. Князь и дружина. Русь в конце 10 начале 12 века представляла собой раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский князь, ему в управлении помогали совет бояр и дружинников. Города-государства управлялись княжескимипосадниками. В сельской местности управляли бояре-вотчинникиДружина подразделялась на старинную и младшую. В старшую входили бояре и мужи. Они осуществляли суд, сбор дани управление земельными делами. В младшей дружине состояли люди менее знатные и более молодые.

3. Зависимое население.

Основной группой крестьянства были смерды, жившие общиной, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Зависимость от феодала могла быть большей или меньшей, но главным образом она проявлялась в обязанности платить подати, отбывать феодальные повинности. Жизнь и имущество смердов охранялось по закону в значительно меньшей мере по сравнению с феодалами. Согласно «Русской правде» за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как и за холопа, а свободного общинника- людина - 40 гривен.

Другую категорию населения составляли закупы — смерды, попавшие в тяжелое экономическое положение, взявшие в долг (купу) имущество у своего господина и гарантировавшие его возврат как бы самозакладом. Закуп работал в хозяйстве господина и не мог его покинуть, пока не возвращал долг (иначе его переводили в полного, «обельного» холопа). Но закуп имел некоторые права и защиту закона.

Существовала такая категория, как рядовичи - смерды, заключившие с землевладельцем договор ("ряд") об условиях своей работы на него или пользования его землей и орудиями труда. Диапазон использования их труда был очень широким - от пашни (ролейные холопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане).

Были и другие категории населения — изгои, люди, вышедшие из общиныпрощенники — это попавшие под так называемое «покровительство», патронат церкви, монастырей, светских феодалов, и обязанные работать в их хозяйстве.

Наряду с феодально-зависимым население господствующие классы эксплуатировали и рабов (холопов). Русская Правда называет их еще и челядью. Наиболее древними источниками холопства являлись плен и рождение от рабыни. Но Русская правда указывала и другие: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны, ключники), «без ряду» (то есть без всяких оговорок), банкротство.

По мере развития ремесла и торговли возникали города, увеличивалась численность городского населения, из которого выделялась богатая верхушка — люди «лутчие». Городское население было свободнее крестьянства. Жизнь и имущество горожан защищались нормами, относившимися к полноправным свободным людям. Русская Правда с уважением называет «гридинов», «купчин», ремесленников, ростовщиков.

Различные формы и степени зависимости, существующие в древнерусском обществе, значительное преобладание в нем свободных людей свидетельствует о его сложном переходном характере.


ПЕРЕХОД К УДЕЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ.

"Очередной" порядок престолонаследия. Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название "очередного" или "лествичного" (от слова "лестница"). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.

  Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам.

  Любечский съезд. Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей Всеволода в соответствии с лествичным порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113). Новый князь не сумел справиться с усобицами, противостоять половцам. Более того он был человеком корыстолюбивым, очень неразборчивым в средствах укрепления власти. Так, при нем широко велась спекуляция хлебом и солью, процветало бесконтрольное ростовщичество.

  Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип "Каждо да держит отчину свою". Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда.

  Внешний фактор, а именно необходимость отиора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 половецких вторжений с середины XI до начала ХШ в.

  Владимир Мономах. После смерти Святополка II в 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113-1125).

  Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще одной частью "Русской Правды". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.

  Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил "ворошить летописцы", часто обращался к княжению Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.

  Сыну Владимира Мономаха Мстиславу I Великому(1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.

ПРИЧИНЫ РАЗДРОБЛЕННОСТИ.

Феодальная раздробленность - закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений. Под феодальной раздробленностью чаще всего понимают политическую и экономическую децентрализацию государства, создание на территории одного государства практически независимых друг от друга, самостоятельных государственных образований, формально имевших общего верховного правителя (на Руси период XII - XV вв.).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

4. Личные соображения Владимира iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям
4. Личные соображения Владимира iconСодержание
Известно, что гражданское право выделяет два вида отношений: имущественные и личные неимущественные. Личные неимущественные отношения,...
4. Личные соображения Владимира iconВладимира Маканина «Кавказский пленный»
«Рассказ Владимира Маканина «Кавказский пленный» в контексте новых принципов, методов, черт современной литературы»
4. Личные соображения Владимира iconИнформация о муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении г. Владимира
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа №21» основана в 1950 году...
4. Личные соображения Владимира iconМир духовности
Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот
4. Личные соображения Владимира iconУрок русского языка, тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Название, форма учебной работы (проектная, классно-урочная, факультативная и т д.): урок русского языка, тема: «Понятие о местоимении....
4. Личные соображения Владимира iconКонкурс номинации Участники Сроки Времена года: «В гости к нам пришла весна!»
Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот
4. Личные соображения Владимира iconThe psychology of human destiny эрик Берн Люди, которые играют в игры
Первая. Общие соображения Что мы говорим после того, как сказали "Здравствуйте"? 1
4. Личные соображения Владимира iconДоклад о результатах деятельности моу мыльджинская основная общеобразовательная...
Моу мыльджинская основная общеобразовательная школа имени Владимира Николаевича Ляшенко
4. Личные соображения Владимира iconРешение или «пережидание»
Ниже приведены ориентировочные темы магистерских диссертаций, которыми я хотел бы (п. I) или был бы готов (п. II) руководить. Соображения...
4. Личные соображения Владимира iconНекоторые соображения по поводу биополя
Около 20-ти лет тому назад, кажется, осенью 1989 года, я смотрел по тв передачу об информационных полях живых организмов. Меня эта...
4. Личные соображения Владимира iconКак писать эссе??
Эссе (с французского еssai — «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее...
4. Личные соображения Владимира iconДоклад о результатах деятельности гбоу нпо санкт-Петербургского профессионального...
Боу нпо санкт-Петербургского профессионального лицея №130 имени Владимира Широкова (далее Лицей) в 2011-2012 учебном году содержит...
4. Личные соображения Владимира iconИнформационная карта Муниципального общеобразовательного учреждения...
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №38 г. Владимира с углубленным изучением предметов...
4. Личные соображения Владимира icon«попытка, проба, очерк» прозаическое сочинение небольшого объема...
Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический,...
4. Личные соображения Владимира iconДидактический аспект поучения Владимира Мономаха (реферат)



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск