Программа элективного курса «Риторика»





Скачать 354.15 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Риторика»
Дата публикации08.12.2014
Размер354.15 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа

Программа элективного курса «Риторика» для учащихся профильных классов

 

Михайлова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Комсомольская СОШ № 1»

 

1 часть. Введение.

1.1 Актуальность разработки курса.

Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения. Элективный курс « Риторика» призван сформировать у учащихся представление о месте и роли риторики в современном обществе, основных законах, правилах и приемах публичного речевого воздействия, а также сформировать у них практические риторические навыки успешного публичного выступления.

 

1.2 Особенности программного материала.

Курс «Риторика» создан с учетом личностно – ориентированного фактора. Его новизна состоит в том, что он включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах и преподается как практический курс, то есть упор делается на развитие практических риторических навыков. Курс не предполагает сочинений, письменных работ, письменной подготовки и проверки учителем письменных текстов.

 Важное значение имеет практикум по публичному выступлению.

 

1.3 Роль и место дисциплины (курса).

Изучение данного курса выполняет несколько важнейших функций:

- обобщающая – развивающую (развивают память, внимание, вырабатывают умение воспринимать информацию);

- коммуникативную (вырабатывает умения и навыки группового и межличностного общения);

- развлекательную (создают благоприятную атмосферу на занятиях и в коллективе в целом);

- релаксационную (снимает эмоциональные перегрузки).

 

1.4 Адресат.

 Курс предназначен для учащихся 10 классов (профильных).В дальнейшем может использоваться в повседневной жизни (в общении со сверстниками, при выборе будущей профессии), при изучении различных дисциплин кратко, четко, логично излагать свои мысли.

 

1.5 Требования к знаниям у умениям обучающихся (результаты прохождения программы).

 После окончания изучения предмета учащиеся должны знать:

понятия риторика, публичное выступление, речевое воздействие, аргументация, реферат, дискуссия;

виды публичных выступлений ;

общие требования к публичному выступлению;

общие правила аргументации;

приемы эффективной аргументации;

требования к речевой форме публичного выступления;

виды информационных выступлений;

общие правила подготовки информационных выступлений;

основные виды убеждающих выступлений, правила подготовки воодушевляющих, агитационных и собственно убеждающих выступлений;

После окончания изучения предмета учащиеся должны уметь:

объяснить важность развития риторики в России;

осуществить подготовку к публичному выступлению на заданную или свободно избранную тему (определить тему, определить содержание и структуру будущего выступления, подготовить и правильно использовать конспект, психологически и физически подготовиться к выступлению);

правильно вести себя в ходе выступления (внешний вид, манера выступления, расположение и движение в аудитории, позы, жесты, взгляд, громкость, темп, интонация);

справляться с волнением в ходе выступления;

захватить внимание аудитории и поддерживать внимание аудитории в ходе выступления;

привести доказательные аргументы к защищаемому тезису;

донести главную мысль выступления;

использовать современные информационные технологии в публичном выступлении;

адекватно завершить выступление.

 

1.6 Целевая установка.

            В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса – обучать эффективному (результативному) общению.

 

1.7 Формы организации учебного процесса.

            Программа предусматривает как теоретические, так и практические занятия, экскурсии, встречи, практикумы.

 

1.8 Взаимосвязь коллективной и индивидуальной работы обучаемых.

            Особое место в овладении данным курсом отводится домашней, самостоятельной работе по использованию на практике полученных на занятиях знаний, умений и навыков.

 

1.9 Итоговый контроль.

            Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью:

            компьютерных проектов, тестов , практических занятий по составлению текстов, анализов.

 

10 Объемы и сроки обучения.

            Программа элективного курса риторики общим объемом 35 часов изучается в течение года по 1 часу в неделю в профильных классах.

 

2 часть Тематический план

 

Наименование темы

всего

лекции

практика

Риторика как наука и искусство

1

1

-

Предмет,объект,цель изучения деловой риторики

1

1

-

Деловое общение и его виды

1

1

-

Язык,речь,речевая деятельность

2

2

-

Текст как результат речевой деятельности

2

1

1

Основы культуры речи

1

1

-

Публичное выступление

6

2

4

Риторика и современные информационные технологии

8

2

6

Служебный диалог

1

1

-

Деловая беседа

2

1

1

Интервью

4

1

3

Дискуссия

3

1

2

Пресс-конференция

3

1

2

 

 

 

 

 

35

 16

 19

 

 

 

 

 

Часть 3 Содержание программы

 

Тема 1 и 2. Риторика как наука и искусство

Риторика как наука об искусстве публичного выступления. Публичное выступление как официальное выступление оратора (в основном - монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.

Эффективность устной речи по сравнению с письменной.

История риторики. Риторика в Древней Греции и Риме. Риторика в средние века. Риторика нового времени. Исчезновение риторики в 19-м веке. Возрождение риторики в ХХ веке.

Риторика как раздел науки о речевом воздействии. Причины возникновения науки о речевом воздействии в ХХ веке: социально-политические, психологические, коммуникативные, экономические.

Риторика и демократия. Важность риторических навыков для демократического общества. Отсутствие риторических традиций в политической и деловой жизни в России. Важность развития риторики в России.

 

Тема 3.Деловое общение и его виды

Устные виды делового общения : монологические и диалогические. Монологические: приветственная речь; реклама ; информационная речь; доклад (на заседании, собрании). Диалогическая речь: разговор; беседы; интервью; переговоры; дискуссия; совещание (собрание) ; пресс-конференция. Письменные виды делового общения : деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и другие.

 

Тема 4 ЯЗЫК, РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Понятие о языке и речи. Культура речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Техника звучащей речи

 

Тема 5 ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие о тексте. Типы текста. Композиция текста. Стили текста

 

Тема 6 ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Понятие о литературном языке. Речевая культура. Речевой этикет

 

Тема 7 и 8 ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ .Риторика и современные информационные технологии

Виды публичных выступлений по цели: информационное, протокольно-этикетное, развлекательное, убеждающее.

Виды публичных выступлений по форме: доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа

Общие требования к публичному выступлению: решительное начало выступления, драматизм, сдержанная эмоциональность, краткость, диалогичность, разговорность, установление и поддержание контакта с аудиторией, понятность главной мысли, решительный конец.

Подготовка к публичному выступлению. Обдумывание выступления. Выбор темы и определение содержания будущего выступления. Структура публичного выступления. Обозначение структурных частей выступления. Место важной информации. Подготовка конспекта выступления. Как пользоваться конспектом. Выработка уверенности в себе. Репетиция выступления. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.

Начало выступления. Организационный момент в аудитории. Вступление, его виды и функции. Приемы захвата внимания аудитории. Поведение оратора в аудитории. Восприятие оратора аудиторией. Ораторская индивидуальность. Риторические позиции оратора в ходе выступления. Внешний вид оратора. Манера выступления. Расположение в аудитории. Движение. Взгляд. Позы и жесты. Громкость, темп, интонация. Индивидуальность оратора. Приемы борьбы с волнением. Реакция оратора на помехи в ходе выступления. Неполадки в деятельности оратора.

Поддержание внимания аудитории в ходе выступления. Факторы, влияющие на внимание слушателей. «Чтение» оратором аудитории. Периоды внимания. Приемы поддержания внимания. Донесение главной мысли выступления. Соблюдение регламента.

Завершение публичного выступления. Функции концовки выступления. Варианты концовок. Как не надо заканчивать выступление. Ответы на вопросы аудитории.

Аргументация как процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником. Тезис как главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать. Аргументы как доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, которые могут подтвердить тезис.

Общие правила аргументации: определить тему, сформулировать основной тезис, подобрать аргументы в поддержку тезиса, привести аргументы в систему (расположить их в определенной последовательности), опровергнуть противоположный тезис, сделать вывод.

Способы аргументации: нисходящая и восходящая; односторонняя и двусторонняя; опровергающая и поддерживающая; дедуктивная и индуктивная.

Помехи восприятию аргументации: противоречие информации ранее воспринятой, избыточные повторы информации, злоупотребление оратором иностранными терминами, речевые ошибки, отступления от норм культуры речи, обилие деталей и аргументов, узнаваемость источников информации оратора.

Приемы эффективной аргументации: применение ИКТ, проектных технологий, эмоциональность, отсутствие логического давления, обращение к жизненно важным для слушателей фактам, персонификация идей, отвлечение в изложении, использование парадоксальных аргументов, демонстрация компетентности, лаконизм, опережающее обсуждение возражений, ссылка на авторитеты, использование наглядных примеров, цифр, опора на наглядность, использование юмора.

Работа над речевой формой выступления. Разговорность стиля. Простота изложения. Конкретность лексики. Разнообразие номинативных средств. Риторические фигуры. Передача графических знаков в устной речи. Выразительность речи.

 

Тема 9 СЛУЖЕБНЫЙ ДИАЛОГ

Типы речевых актов в деловом общении

 

Тема 10 ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА

Цель и задачи деловой беседы. Этапы подготовки и проведения деловой беседы

 

Тема 11 Интервью

Цели и задачи общения с представителями прессы. Этапы подготовки и проведения интервью

 

Тема 12 ДИСКУССИЯ

Дискуссия как вид спора. Этапы подготовки и проведения дискуссии. Правила ведения спора. Анализ дискуссии.

 

Тема 13 ПРЕСС – КОНФЕРЕНЦИЯ

Поводы устройства пресс – конференции. Этапы подготовки и проведения пресс – конференции.

 

Рекомендуемая литература:

 

  1. Аннушкин В.И История русской риторики. Хрестоматия. М.. 1998.

  2. Аннушкин В.И. Риторика. Пермь, 1994.

  3. Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль, 1997.

  4. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1984.

  5. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2001.

  6. Далецкий Ч. Практикум по риторике. Москва, 1996.

  7. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. Екатеринбург, 1999.

  8. Купина Н.А., Матвеева Т.В. Русское красноречие. Хрестоматия. Екатеринбург, 1997.

  9. Лазуренко Е.Ю., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения.7 класс. Книга для учащихся. / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2002 г. 138 с.

  10. Лапотько А.Г. Риторика: методические указания. Воронеж, 1992.

  11. Михальская А.К. Основы риторики. М, 1996.

http://www.ranker.ru/scripts/rcounter.dll?id=8594&image=316toplistсводная статистика портала

Программа элективного курса по русскому языку
«Основы стилистической грамотности»

Выполнила:

Полубарьева Татьяна

Станиславовна,

учитель русского языка и

литературы.

Чебоксары 2010.

Программа элективного курса для учащихся.
«Основы стилистической грамотности»
Пояснительная записка.

Стилистика – учебная дисциплина, исследующая один из коммуникативных аспектов языка.

Основной задачей курса стилистики является развитие способностей не только к правильной, но и выразительной речи.

Творческой частью ЕГЭ является сочинение – рассуждение по заданной проблеме. Наиболее уязвимой стороной письменной работы является стиль сочинения, единство смысла и слова. Задачей данного курса является формирование навыков коррекции стилистических недочётов в письменной и устной речи учащихся, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, связи между синтаксическими единицами, умение подбирать грамматические анонимы к данным формам и конструкциям.

Цели курса: 1) научиться пользоваться экспрессивными стилистическими средствами языка при написании творческих работ.

2)показать образцах из художественных произведений умение употреблять выразительные средства.

Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитания у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности, а также интерпретировать семантическую и композиционную структуры художественного текста.

Программа предусматривает рассмотрение и изучение элементов лингвистической стилистики. В «Программе» обеспечена связь с Программой средней общеобразовательной школы по русскому языку, касающейся стилистики языка, функциональной и практической стилистики.

Объектом стилистики языка являются средства языка с точки зрения их экспрессивной и функциональной выразительности; она изучает выразительные средства языка на всех его уровнях.

Функциональная стилистика изучает универсальные закономерности функционирования языка в различных сферах человеческой деятельности и общения, т.е. рассматривает язык в плане реализации его потенциальных стилистических возможностей в зависимости от целей и задач общения.

Теоретический материал «Программы» и раздел «Практическая стилистика» имеют своей целью не только вырабатывать у учащихся языковое чутьё, чувство уместности и целесообразности того или иного слова и выражения в определённой ситуации общения, но и научить их свободному владению стилистическими нормами русского языка, являющимися разновидностями общеязыковой нормы, более высоким её уровнем. «Программа» предлагает широкое использование активных форм обучения, различных видов творческой самостоятельной работы учащихся: написание рефератов, статей и сочинений на заданную или свободную тему; редактирование и стилистическая правка текстов; изготовление обобщающих таблиц, подбор иллюстрированного материала; работа со словарями; анализ словарных статей, сопоставительное комментирование стилистических текстов.

Методика организации занятий.
Определение объема стилистической темы (отмечается, какие вопросы будут разбираться на практических занятиях).

Ознакомление с теоретическим материалом по учебным пособиям на лекции.

Сбор фактического материала, иллюстрирующего основные положения темы.

Практические занятия по темам. Анализ фактического материала методом стилистического эксперимента. Стилистический анализ материала по определённой теме. Лингвистический эксперимент стилистической направленности. Трансформация текстов.

Методы оценивания уровня подготовленности: творческие работы, контрольные тесты, семинарские занятия.

Учащиеся должны уметь:

— создавать высказывание на тему, соблюдая ее границы;
— отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;
— излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
— правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;
— строить высказывания в определенном стиле (научном, публицистическом, разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, конференции, собрании, экскурсии и т.д.);
— отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;
— оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных слов.

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.

Содержание программы

Введение. (2ч)

Знакомство учащихся содержанию элективного курса, задачами, стоящими перед ними, с учебной литературой. Понятие стилистической структуры языка. Общеязыковая и стилистическая норма. Разновидности стилистических ошибок и недочетов.

Функциональная стилистика. (4ч)

Понятие о стилях речи и об основных сферах использования языка. Особенности стилей и речи. Различные типы текстов как выражение функционально-стилевого расслоения языка. Жанровые вариации функциональных стилей
Выработка практических умений и навыков:
Овладение приёмами стилистической организации текстов различных стилей, овладение способами нормативно-стилевого анализа текстов.

Изобразительно-выразительные средства языка как предмет стилистики (2ч)

Понятие «тропа». Стилистические фигуры. Употребление экспрессивной и эмоционально-окрашенной лексики в стихах различных стилей.

Сопоставительный анализ текстов с экспрессивно-окрашенной и нейтральной лексикой
Выработка практических умений и навыков:
Выработка умений использовать в своей речи стилистически окрашенные экспрессивные средства языка, умение находить стилистически нейтральные синонимов. Выбор грамматических синонимов и определение уместности их употребление в различных речевых ситуациях в зависимости от выполняемых ими стилистических функций и их эмоционально-экспрессивной окрашенности. Научить сущности стилистического анализа.

IV. Стилистические средства лексики и фразеологии. (3ч)

Правильное и уместное использование слов соответствии с их значением . Лексические повторы как средство связи. Стилистическая классификация лексики русского литературного языка. Стилистическая характеристика характеров различных лексических пластов. Стилистическая окрашенность фразеологизмов.
Выработка практических умений и навыков:
Обучение производить синонимические замены художественных и публицистических текстах, определять роль и уместность употребления в текстах различных стилистически окрашенных единиц. Выработка умений находить и определять значение фразеологизмов в предложенных текстов

V. Грамматическая стилистика. (4ч)

Стилистическая окрашенность грамматических категорий и форм частей речи. Стилистическая вариативность грамматических форм существительных, глаголов, прилагательных, местоимений. Стилистические варианты суффиксов существительных. Синонимия полных и кратких прилагательных. Синонимия наклонений глагола, возвратных и невозвратных форм. Варианты окончаний при склонении существительных
Выработка практических умений и навыков:
Выработка практических умений правильного употребления форм существительных в различных падежах. Находить особенности склонения существительных и словосочетаний. Правильное употребление форм степеней сравнения прилагательных. Правильное употребление форм глагола. Предупреждение ошибок в употреблении местоимений и вариантов форм причастий и деепричастий.

Стилистический синтаксис простого предложения. (8ч)

Экспрессивно-стилистическая окраска синтаксических единиц.

Стилистическое значение порядка слов в предложении.

Стилистика согласования подлежащего со сказуемым.

Стилистическая вариативность грамматических норм согласования определений.

Стилистика управления падежных форм.

Стилистические функции вводных слов и однородных членов.
Выработка практических умений и навыков:
Проведение лингвистических исследований с целью правильного употребления согласования подлежащих со сказуемым, предупреждение ошибок в управлении падежными формами существительных.

Редактирование стилистически неудачно построенных синтаксических конструкций. Конструирование предложений и их компонентов (различных оборотов) для получения определенной стилистической окраски.

Стилистика сложного предложения. (5ч)

Синонимия сложносочиненного и сложноподчиненного предложения.

Стилистическое использование функций вставных конструкций.

Параллельные синтаксические конструкции.

Лингвостилистическая характеристика способов передачи чужой речи.
Выработка практических умений и навыков.

Выработка у учащихся различать тонкие нюансы стилистических особенностей синтаксических конструкций. Умение использовать синонимичные компоненты в синтаксических конструкциях. Предупреждение ошибок в построении предложений при передачи чужой речи. Варианты передачи чужой речи.

Практическая стилистика. (4ч)

Лексическая сочетаемость слов.

Нарушение лексической сочетаемости.

Речевые ошибки и их классификация

Логические ошибки.
Выработка практических мнений и навыков:

Научиться распознавать разновидностей ошибок, находить в тексте все отступления от норм литературного языка, подбирать наиболее удачную замену синтаксических конструкций.

Комплексный анализ художественных текстов на материале произведений из курса русской литературы.

Систематизация и обобщение изученного в курсе стилистики (2ч)

Теоретический семинар, тестирование.

Учебно-тематический план курса



Тема занятия

Кол-во часов

Вид деятельности

1-2

Введение. Стилистическая структура языка. Общая языковая и стилистическая норма.

2

Лекция. Работа с текстами из художественной литературы ( И.А.Бунин «Антоновские яблоки». И.С.Тургенев «Бежин луг»)

3-4

Функциональные стили языка

2

Лекция. Беседа по систематизации знаний. Рефераты по практическим аспектам функциональной стилистики

5

Практикум

1

Редактирование текстов различных стилей и жанров.

6

Творческая работа

1

Написание статей про определенной проблеме в различных стилевых жанрах.

7-8

Изобразительно-выразительные средства языка как предмет стилистики

2

Лекция. Практический анализ текстов художественной литературы с целью нахождения экспрессивных средств языка.

9-10

Стилистические средства лексики и фразеологии

2

Лекция. Работа с публицистическими и художественными текстами с целью нахождения экспрессивной лексики.

11

Практикум

1

Исследовательская работа по фразеологизмам.

12

Стилистическая окрашенность грамматических категорий и форм различных частей речи

1

Лекция. Эвристическая беседа.

13

Употребление форм имен существительных, имен прилагательных, числительных и местоимений

1

Тестовые упражнения на нахождение грамматических ошибок, учебные тренажеры.

14

Синонимия употребления видовых форм глагола, наклонений и времен глагола.

1

Работа с текстом, нахождение грамматических ошибок.

15

Лингвистический эксперимент

1

Редактирование ученических сочинений

16-17

Экспрессивно-стилистическая окраска синтаксических единиц. Стилистическое значение порядка слов в предложении

2

Лекция. Анализ текстов художественной литературы. Исследовательская работа с составлением докладов

18

Стилистика согласования подлежащего со сказуемым

1

Работа с учебными тренажерами.

19

Вариативность грамматических норм согласования определений

1

Работа с учебными тренажерами

20

Стилистика управления падежных форм

1

Работа с учебными тренажерами

21

Стилистические функции вводных слов и однородных членов

1

Практические упражнения по теме

22-23

Стилистические особенности сложных предложений

2

Лекция. Практический анализ текста

24

Параллельные синтаксические конструкции

1

практикум

25

Лингвистическая характеристика способов передачи чужой речи

1

Лекция. Эвристическая беседа

26

Практикум

1

Работа по учебным тренажерам

27

Практическая стилистика. Грамматические ошибки и их классификация

1

Лекция. Эвристическая беседа

28

Практикум

1

Работа по учебным тренажерам

29-30

Творческая работа

2

Составление текстов сочинений-рассуждений по заданной проблеме

31

Анализ творческих работ

1

Взаимопроверка работ

32

Комплексный анализ текста

1

Творческая работа

33-34

Систематизация и обобщение изученного материала

1

Теоретический семинар с исследовательскими работами. Контрольный тест.


приложение

Памятка для учащихся


Публицистический cтиль
Особенности:

Логичность, образность, оценочность, эмоциональность, призывность, страстность, доступность.
Жанровые особенности:

Статья, заметка, путевой очерк (дорожные впечатления: зарисовки быта, людей, природы).

Портретный очерк (личность человека, его характер).

Проблемный очерк (поднимается какая-то социально значимая проблема, например, экологическая, анализируются пути её решения).
Лексические средства выразительности:

Общественно-политическая лексика, обозначающая понятия…(морали, этики, медицины, экономики, психологии).

Средства эмоционального воздействия (лексические повороты, градация, фразеологические обороты, пословицы, поговорки, использование языковых средств сатиры, юмора, иронических вставок, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.
Средства художественной выразительности:

Эпитеты, сравнения, метафора, метонимия, олицетворения, гипербола, аллегория, литота, перифраза, синекдоха.
Морфологические средства выразительности:

Использование существительных в родительном падеже в роли несогласованных определений(голоса мира; страны ближнего зарубежья);

глаголы в повелительном наклонении;

возвратные глаголы.
Стилистические фигуры:

Анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчание, эллипсис, эпифора.
Стилистические средства выразительности:

Использование однородных членов,

вводные слова и предложения,

причастные и деепричастные обороты,

сложные предложения.
Художественный стиль
Общие особенности

Образность, использование изобразительно-выразительных средств языка.
Жанровые особенности

Рассказ; притча; лирическое стихотворение; фрагменты из повести, романа.
Лексические средства выразительности:

Слова высокого, поэтического стиля; книжная лексика и просторечная; диалектизмы; профессионально-деловые обороты речи и лексики публицистического стиля; синонимы; антонимы; паронимы; омонимы; архаизмы; старославянизмы; неологизмы.
Средства художественной выразительности:

Эпитеты; сравнения, метафоры, олицетворения, метонимия, гипербола, литота, перифраза, синекдоха.
Средства словесной инструментовки:

Аллитерация (повторение согласных звуков) – с целью усиления изобразительного текста.
Морфологические средства выразительности:

Насыщенность текста глаголами (интенсивность действия, движение, динамичность действия),

безглагольность,

наличие инфинитивов придаёт тексту отвлечённый, вневременной, неличностный характер,

большое количество причастий – образное описание предмета и представление его признаков в динамике,

время и наклонение,

экспрессивное использование разных категорий падежа (конструкции с Твор. падежом придают живописность, непринуждённость описаниям – петь щеглёнком ),

употребление кратких прилагательных

особая экспрессия текста достигается при помощи местоимений (личные и притяжательные – придают оттенок искренности, взволнованности; неопределённые определяют события и предметы).
Синтаксические средства выразительности:

Преобладающие в этом тексте типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные),

полные /неполные предложения,

двусоставные /односоставные (экспрессия односоставных особенно назывных),

типы связей частей сложного предложения.
Научный стиль.

Особенности текста:

Логичность изложения, точность, отвлеченность и обобщенность .
Жанровые особенности текста:

Статья, монография.

Лексические средства:

Однозначность слова; отсутствие речевых средств выразительности; стилистические нейтральные (общеупотребительные) слова; общенаучные слова и термины (узкоспециальные) слова.

Морфологические средства выразительности:

Преобладание существительных; употребление существительных среднего рода; преобладание местоимений третьего лица; широкое употребление формы несовершенного вида.

Синтаксические средства выразительности:

Прямой порядок слов; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частное употребление причастных и деепричастных оборотов; широкое использование словосочетаний существительное = существительное в родительном роде.

Учебные тренажёры.
Упражнение 1. Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание; мотивируйте свой выбор.

На месте небольшого завода … (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть … (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в октябре фермер стал … (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила … (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух … (большой, крупный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в … (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство наладилось. Уже … (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров … (продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). 6. Известно … (любому, всякому, каждому), что даже самые … (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) … условия работы еще не … (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 7. В этом произведении автору удалось … (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) трагические события в жизни … (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 8. Этот … (недостаток, порок, дефект) в детали можно … (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. 9. Победителю конкурса … (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 10. В новом отеле … (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее,
Упражнение 2. Сравните предложения, определите характер ошибок, устраненных редактором (алогизм, подмена понятия, неоправданное расширение или сужение понятия, употребление отвлеченного существительного вместо конкретного, неясность или нелогичность высказывания вследствие неправильного словоупотребления). Приведите свои варианты стилистической правки предложений.

1. Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака.

1. Возникает ситуация, напоминающая те ситуации, которые описал Бальзак в своих ранних романах.

2. Необходимо сравнить результаты, полученные при третьем обследовании, с предыдущими обследованиями.

2. Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих.

3. Клейковина этих гибридов в отличие от пшеницы имеет более темный цвет.

3. У этих гибридов клейковина более темная, чем у пшеницы.

4. Применение березового гриба рассматривается как общеукрепляющее средство.

4. Настой березового гриба применяется как общеукрепляющее средство.

5 Низкую температуру в служебных помещениях стремятся компенсировать всевозможными обогревательными приборами.

5. Служебные помещения настолько плохо отапливаются, что приходится пользоваться всевозможными обогревательными приборами.

6. Окончание курсов в правовом отношении не приравнивается к высшим и средним учебным заведениям.

6. Окончание курсов не может быть юридически приравнено к окончанию высших и средних учебных заведений.

7. Парк паровозов заменился тепловозами, и с их вводом значительно уменьшилось количество топлива и воды.

7. Паровозы заменили тепловозами, что значительно уменьшило расход топлива и воды.

8. Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.

8. Композитор в своем творчестве опирается на лучшие традиции русской музыки.

9. Те, кто обладают детьми и внуками, знают, что дети любят больше смотреть телевизор, чем читать книги.

9. Те, у кого есть дети и внуки, знают, что ребята больше любят смотреть телепередачи, чем читать книги.
Упражнение 3. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку. Какие логические и лексические ошибки заметил и устранил редактор? Приведите свои варианты правки, если редакторский вариант нуждается в доработке.

1. Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно.

1. Сегодня мы узнаем наших чемпионов: они играют превосходно.

2. Если правильно вырастить и посадить рассаду картофеля, можно получить не уступающий нормальному способу посева урожай картофеля.

2. Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не уступающий урожаю, получаемому при обычном способе посадки клубнями.

3. Подобно многим другим произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет.

3. Идею этой картины, как и многих других произведений, художник вынашивал не один год.

4. Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде.

4. Вырубка деревьев по берегам рек наносит ущерб природе: реки мельчают и высыхают.

5. На Дальнем Востоке вальдшнепы зимуют в Индии, Иране, на острове Шри-Ланка и в Китае.

5. Вальдшнепы, обитающие на Дальнем Востоке, зимуют в Индии, Иране, на острове Шри-Ланка и в Китае.

6. Источником пневматического воздуха служит компрессор.

6. Для нагнетания воздуха используется компрессор.

7. Владелец «Москвича» Гуляев оказался на улицах города с неисправными тормозами и поврежденным крылом.

7. Гуляев выехал в город на своем «Москвиче» с неисправными тормозами и поврежденным крылом.

8. Группа инструкторов уделяет постоянное внимание колхозному стаду, после проведенных заседаний коровы стали давать больше молока.

8. Группа инструкторов внимательно следит за организацией работ на ферме, в результате удойность коров повысилась.

Упражнение 4. Укажите речевые ошибки, отредактируйте предложения.

1.Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 3. Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески. 4. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 5. Выпас собак запрещается. 6. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов. 7. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки. 8. Продается пожилой дом. 9. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг. 10. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 11. В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.

Упражнение 5. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку. Какие ошибки заметил и устранил редактор? В случае несогласия с редактором дайте свои варианты правки.

1. Если взглянуть на город с птичьего полета, то дома представятся как светлые островки среди зелено-голубого моря.

1. Если взглянуть на город с высоты птичьего полета, то дома покажутся светлыми островками среди зелено-голубого моря.

2. Размеры контрольной плоскости должны быть больше подготавливаемой плоскости.

2. Контрольная плоскость должна быть больше, чем подготавливаемая.

3. Сравним последние экономические показатели работников фабрики «Лайма» с предыдущими годами.

3. Сравним последние экономические показатели работы фабрики «Лайма» с показателями, которых достигало предприятие в предыдущие годы.

4. Объем чистой продукции может и обычно выражается в денежном измерении.

4. Объем чистой продукции может быть выражен и обычно выражается в денежном измерении.

5. Три гостиницы возникнут на пересечении с Ленинградским, Ярославским и Каширским шоссе.

5. Три гостиницы будут построены на пересечении кольцевой дороги с Ленинградским, Ярославским и Каширским шоссе.

6. На Сиреневом бульваре временно запрещена остановка транспорта на участке от дома 62 до 16-й Парковой улицы.

6. На Сиреневом бульваре временно запрещена остановка транспорта на участке от дома 62 до пересечения с 16-й Парковой.

7. Когда-то развлекательные фильмы собирали зрителей, равных прекрасному залу Дворца съездов.

7. Когда-то развлекательные фильмы собирали так много зрителей, что они могли бы заполнить огромный зал Дворца съездов.

8. В одном из концертов я дирижировал программой из произведений С. Прокофьева - исполнялась Классическая симфония и оратория «Иван Грозный».

8. В одном из концертов я дирижировал оркестром, исполнявшим Классическую симфонию и ораторию «Иван Грозный» С. Прокофьева.

9. Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства, так и зернобобовым культурам.

9. Белки злаков по биологической ценности уступают белкам как продуктов животноводства, так и зернобобовых культур.

10. Коллектив Солнцевского отделения милиции является лучшим отделением милиции в районе.

10. Солнцевское отделение милиции - лучшее в районе.

Упражнение 6. Укажите логические ошибки в речи, абсурдность высказывания, возникшие в результате неправильного словоупотребления, нарушения лексической сочетаемости, пропуска слов и т.д. Исправьте предложения.

Художник как бы проник во внутреннее состояние души цветка: оно родственно человеческой душе, дарящей добро людям. 2. Наша индустрия почти догнала уровень США по количеству выпускаемых изделий. 3. Взаимодействие ПТУ с другим обучением изучается социологами. 4. Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не допускаются (объявление в аэропорту). 5. Прошу обеспечить моих родителей, проживающих на территории совхоза, кормами и сеном. 6. Для домашних насекомых в магазине ничего нет. 7. Кто не выполняет правил безопасности, может поплатиться руками, ногами, а главное - жизнью! 8. Подростки ориентируются на местности, самостоятельно принимают решения: маршруты, место для бивуака, приготовление пищи. 9. Упал с забора в травматологическое отделение (из объяснительной). 10. Борьба с гриппом - очень важное мероприятие, сокращающее здоровье работников фирмы.

Упражнение 7. Укажите разные виды речевой избыточности. Отредактируйте предложения, если плеоназм и тавтологию следует устранить.

Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. 2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями. 3. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов. 4. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки. 5. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов. 6. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. 7. Четко и организованно работали все бригады, использовались все имеющиеся барабанные сушилки. 8. Она плакала и не спешила вытирать свои слезы. 9. Какой же судья захочет быть подсудимым? (Заголовок газетной статьи.) 10. Предполагаемый район лесозаготовки изобиловал болотами, несметным количеством комаров. 11. Развивается автоматизм, но это автоматизм сознательный, где каждым движением оператора управляет ум, интеллект, мастерство. 12. В июне уровень выполнения заказов снизился до 96%, а в июле еще ниже - до 95%. 13. Юноша научился уважать труд, честно трудиться, дорожить рабочим временем, любить технику, машину. 14. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью… Катерина заранее предчувствует свою гибель… Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души. 15. В прошедшие дни прошли снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополнительные трудности при проведении нынешней гонки. 16. Про Блока говорили: «Он умер от смерти». О Высоцком можно сказать: «Он умер от жизни». Он надрывался, жизнь в нем била через края, он перенапрягался… (Евт.)

Упражнение 8. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку, укажите, какие ошибки в выборе лексических средств устранил редактор [неоправданное использование экспрессивной лексики в нейтральном стиле, неуместное употребление разговорных (сниженных) или книжных (высоких) слов, терминов, канцеляризмов; смешение стилей, псевдонаучность изложения, немотивированный пафос речи]. В случае несогласия с редактором дайте свои варианты правки.

1. Красив рабочий, управляющий станком, строитель, орудующий краном, тракторист, поднимающий жирные пласты земли.

1. Красив человек в труде: рабочий - у станка, строитель - управляющий краном, тракторист - поднимающий пласты земли.

2. На объекте работали укрупненные бригады. Так был обретен новый опыт работы крупных коллективов.

2. На объекте работали укрупненные бригады. Так был получен опыт организации труда в крупных коллективах.

3. Идет час за часом, скоро уж и смена к концу, и, хотя чувствуется усталость, движения владычицы электрокрана несуетливы, строго рассчитаны, точны.

3. Идет час за часом. Скоро уже и конец смены. И хотя чувствуется усталость, но движения крановщицы несуетливы, точны.

4. Вот и сейчас, в морозные, студеные дни, фермеры вершат свое благородное дело.

4. Вот и сейчас, несмотря на мороз, фермеры продолжают напряженно работать.

5. Это достаточно надежный плацдарм для движения к глубинным резервам экономики России.

5. Это надежная основа для дальнейшего развития экономики России.

6. Многие считают для себя зазорным приобретать для детей книги, которыми кто-то пользовался ранее.

6. Многие родители не хотят покупать подержанные детские книги.

7. Проводится огораживание лесных посадок до того времени, когда верхушки деревьев выходят за пределы досягаемости мордой зверя.

7. Вокруг лесных посадок ставят изгородь на то время, пока деревья так малы, что звери могут объедать их листья, молодые побеги.

Упражнение 9.

1.Четыре только что выстроенные восьмиэтажные дома уже заселены. 2. Две недавно отремонтированных комнаты сдаются в наем. 3. Мне хочется прочитать исторические роман или повесть. 4. Мы живем на даче последних пять лет. 5. Прошедший год был для актера плодотворным: сыграно три новых роли. 6. Четыре девятиэтажные здания будут собраны целиком из крупных блоков. 7. Созданы новые программы для начальной и средней школ. 8. Сначала слышался веселые говор и хохот, а потом все стихло. 9. Престарелый отец и мать нуждаются в поддержке. 10. На пьедестал почета поднимаются спортсмены, занявшие первых три места. 11. Массовая печать, в частности газеты, надеется на помощь правительства. 12. Наш геоботанический отряд отъехал от поселка Тугая километров на восемьдесят. 13. Четыре остальных шахматных партии закончились вничью. 14. Маршрут похода протяженностью более двух тысяч километров пролегает по рекам Сейм, Десна, Днепр. 15. В русском языке различаются глаголы действительного и страдательного залогов, совершенного и несовершенного видов. 16. Война в Чечне в 1994-1996 годах нанесла огромный ущерб нашей экономике. 17. У станции Тайги мы пересели в вагон с дощечкой «Москва - Томск». 18. Застраиваются берега реки Ока от города Серпухов до городов Таруса и Алексин.

Упражнение 10. Укажите недочеты, стилистические ошибки в построении сложных предложений, отредактируйте их. В случае необходимости упростите конструкцию, заменив сложное предложение простым.

1.Вопрос к господину Закаеву, который не может не волновать россиян… 2. Вначале, когда я стала работать на трикотажной фабрике, мне было трудно, но мне помогли мои товарищи по работе, которые имеют больше знаний и опыта, которые дружески посоветовали мне учиться дальше, в школе рабочей молодежи, в которой я раньше занималась. 3. Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделено много средств и внимания, которое находится в бывшем гараже. 4. Если бы эти мероприятия были бы проведены, эпидемия бы не разразилась. 5. Агапов вошел в контору с видом такого работника, полностью выполнившего поручения. 6. Необходимо, чтобы знания и навыки, которые приобретают учащиеся в средней школе, могли бы быть впоследствии применены ими в жизни. 7. Очень важно, чтобы каждый воспитанник школы-интерната, покидая на длительное время свою семью и вступая в новый коллектив, нашел бы в этой школе свой второй дом. 8. Многие считают, что будто завод не в состоянии выполнить заказа. 9. Докладчик просил, чтобы ему была бы предоставлена возможность выступить на собрании слушателей первого и второго курсов отделения газетных работников. 10. Наша победа в Лилленхаммере - это фундаментальность отечественной системы высшего спортивного совершенствования и организационной деятельности, доведенная до высокой степени профессионализма: школа, детская спортивная школа, училище олимпийского резерва, школа высшего спортивного мастерства, сборная команда, и надо во весь голос сказать - этот задел кончается, потому что редкие талантливые имена - это не система, а «золотая рыбка», выловленная на наших просторах.

Список литературы

Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (Стилистика декодирования). - Л., 1981.

Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963.

Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. - М., 1980.

Долинин К.А. Интерпретация текста. - М., 1985.

Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М.,1982.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993.

Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили. - М., 1982.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987.

Человеческий фактор в языке: языковые механизмы экспрессивности. - М., 1991.Апресян Ю.Д. Коннотации как часть прагматики слова. // Апресян Ю.Д. Избранные труды: Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.,1995.

Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. - М., 1976.

Виноград Г.Г. Изменения в стилистической маркированности слов в русском языке новейшего времени // НДВШ. Филологические науки. 1987. № 1.

Виноградова В.Н. Стилистические средства словообразования. // Стилистические исследования. - М., 1972.

Винокур Т.Г. Нужна ли нормативному толковому словарю помета “просторечное”? // Словарные категории: Сб. статей. - М., 1988.

Гальперин И.Р. О понятиях “стиль” и “стилистика”. // Вопросы языкознания. 1973. № 3.

Говердовский Г.И. Коннотация как предмет изучения стилистики // Проблемы функционирования языка в его разновидностях. - Пермь., 1981.

Горбачевич К.С. Словарь литературного языка и язык художественной литературы // Словарные категории: Сб. статей. - М., 1988.

Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982.

Кожина М.Н. О соотношении стилистической окраски, стилеобразующих средств и стиля. // Исследования по стилистике. Вып. 4. - Пермь, 1974.

Какорина Е.В. Новизна и стандарт в языке современной газеты. // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. - М., 1996.

Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996. (Ч. 3: Функционально-коммуникативный аспект культуры речи.).

Лукьянова Н.А. Экспрессивность как семантическая категория. // Языковые категории в лексикологии и синтаксисе. - Новосибирск, 1991.

Петрищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. - М.,1984.

Поликарпов А.А., Курлов В.Я. Стилистика, семантика, грамматика: опыт анализа системных взаимосвязей (По данным толкового словаря) // ВЯ, 1994, N1.

Скляревская Г.Н. Лексикографическая стилистика // Словарные категории: Сб. статей. - М., 1988.

Скляревская Г.Н. Новый академический словарь: Проспект. - СПб.,1994.

Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. Ред. А.Н. Кожин. - М., 1987.

Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. - М.,1986.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Риторика» iconПрограмма курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители
Курс «Школьная риторика» является необходимым в формировании социально активной личности. Риторика помогает научить общаться, сотрудничать,...
Программа элективного курса «Риторика» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Программа элективного курса «Риторика» iconРабочая программа элективного курса «Культура русской речи»
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Программа элективного курса «Риторика» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса «Риторика» iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса «Риторика» iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса «Риторика» iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Программа элективного курса «Риторика» iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Программа элективного курса «Риторика» iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Программа элективного курса «Риторика» iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Программа элективного курса «Риторика» iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Программа элективного курса «Риторика» iconПрограмма элективного курса по химии
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...
Программа элективного курса «Риторика» iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Программа элективного курса «Риторика» iconПрограмма элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов)
...
Программа элективного курса «Риторика» iconПрограмма элективного курса «Энергия будущего»
Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих...
Программа элективного курса «Риторика» iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск