Скачать 435.31 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» № 1 г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор ДШИ №1 г. Грайворона ____ Козлова С. Н. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» Г. ГРАЙВОРОН 2009 ГОД Рабочая программа одобрена на заседании педагогического совета протокол №____ от « » _______2009 года программа составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся. Составитель: Г.А. Гаврисенко – преподаватель теоретических дисциплин .Грайворонской ДШИ Рецензент: преподаватель БГМК С. А. Дегтярёва Арушаньян Н. А ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа составлена на основе программы «Музыкальная литература» составители А. И. Лагутин и Э. С. Смирнова. Поводом к написанию послужили современные требования к образовательному процессу. Цели и задачи данной программы:
Программа адресована учащимся детских музыкальных школ, рассчитана на 4 года обучения, в 4-7 классах (по 7-летнему сроку обучения) и во 2-5 классах (по 5-летнему сроку обучения). Занятия проводятся один раз в неделю. продолжительность урока 1 учебный час (45 минут). МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Музыкальная литература- это одна из основных дисциплин в процессе музыкального образования. На уроках музыкальной литературы дети получают необходимые навыки музыкального восприятия как классической, так и современной музыки. Изучение лучших образцов мировой музыкальной культуры формирует эстетический вкус учащихся. Музыкальная литература как дисциплина тесно связана с другими предметами, изучаемыми в музыкальной школе. Знание музыкальных форм, стилей, жанров, биографических сведений о композиторах, помогают учащимся на уроках по специальности. Прослушивание и анализ музыкальных произведений побуждает учащихся к совершенствованию своих исполнительских навыков. Курс «Музыкальной литературы» рассчитан на 4 года. На 1-м году обучения учащиеся изучают различные музыкальные жанры, начиная с простых (песня танец, марш), заканчивая сложными (опера, балет, сюита, симфоническая музыка), знакомятся с выразительными средствами музыкальной речи, с музыкальными инструментами и другими темами общепознавательного характера. Ряд уроков знакомит учащихся с программно-изобразительной музыкой. На 2-м году обучения учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством крупнейших западноевропейских композиторов 18-19 веков. Темы расположены в хронологической последовательности. Подробно изучаются стилистические особенности музыкальных направлений барокко, классицизм и романтизм. Учащиеся слушают и разбирают такие формы как сонатно-симфонический цикл, сюита, вариаций, рондо, простые и сложные 2-х и 3-х частные формы, полифонические произведения. 3-й и 4-й год обучения освещают музыкальное наследие русской отечественной культуры 19-20 веков. Каждая монографическая тема включает небольшое введение, и обзор творчества композитора, разбор наиболее значительных произведений разных жанров, которые затем прослушиваются в звукозаписи. Музыкальный материал подобран с учетом возрастных и познавательных возможностей подростков, а также количества уроков, отводимых на изучение каждой темы согласно тематическому плану. Занятия проводятся в форме комбинированного школьного урока. Задания на дом ограничены повторением и закреплением материала, пройденного в классе. Аттестация учащихся осуществляется по текущему опросу и на четвертных контрольных уроках, включая результаты музыкальных викторин по пройденным темам. Уроки «Музыкальной литературы» делятся на несколько типов:
Вступительное занятие проводится в форме опроса-беседы с целью знакомства с группой, выявления их общеэстетического кругозора в различных областях искусства (литература, живопись, театр, музыка), этот урок является введением в курс «Музыкальной литературы». Занятия обзорного типа обычно проводятся перед изучением творчества композиторов, живущих в переломную эпоху. Учащиеся должны познакомиться с общеисторическими и социальными характеристиками эпохи, культурными традициями страны, в которой жил композитор, объяснить появление направлений и стилей в музыке. Урок биографического типа не является основным, на него отводится 1 учебный час при изучении творчества композитора. Цель урока: подробно осветить основные факты из жизни композитора, дать полную характеристику его личностным качествам, его вкусам, взглядам, отношению с окружающим миром, душевным переживаниям, отразившимся в его произведениях. Рассказ должен сопровождаться иллюстрациями музыкальных произведений. В заключительной части биографического урока необходимо поговорить о новаторстве и традициях его творчества. Урок по изучению музыкальных произведений является основным в курсе «Музыкальной литературы». Знакомство с произведением включает характеристику его жанровых и стилистических особенностей, подробный разбор (форма, жанр, тональный план, строение мелодии гармонические особенности, ритмический рисунок). КОНТРОЛЬ И УЧЁТ УСПЕВАЕМОСТИ. Основной формой работы является урок. Он включает в себя опрос учащихся, объяснение новой темы домашнее задание. Контроль и учет успеваемости должен производиться на каждом уроке. Проверка знаний проводится в следующих формах:
В конце курса «Музыкальной литературы» учащиеся пишут рефераты. Примерные темы рефератов:
. Критерии оценки деятельности учащихся на уроках «Музыкальной литературы»:
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
|
Рабочая программа по предмету музыкальный инструмент Составитель – Вернигора Ю. Н., преподаватель по классу духовые инструменты мбоудод – дши №1 г. Грайворона Белгородской области | «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) программа Составитель: Ю. Н. Вернигора – преподаватель по классу гитары моу дод дши №1 г. Грайворона | ||
«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской... | «согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской... | ||
«утверждаю» Директор гбоу сошно №410 /Паршикова Н. Ф. «01» сентября 2012г. «Принято» Во исполнение приказа департамента образования Белгородской области «О допуске предметной комиссии гэк к проверке работ участников... | Сочинение «За что я благодарю своих родителей» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»... | ||
Главы администрации вейделевского района белгородской области Федерации»,закона Белгородской области от 24. 09. 2007 года №150 «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской... | Отчет о проведении самообследования 2013 год Утверждаю: Директор мбоу дод «Сатинская дши» Школа самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с настоящим Уставом и лицензией | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской... | Российская Федерация Белгородская область департамент здравоохранения... «Формирование здорового образа жизни у населения Белгородской области на 2011-2012 гг.» и постановления губернатора Белгородской... | ||
Пояснительная записка примерная рабочая программа составлена на основе... А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык. 10 – 11 класс», закона Белгородской области от 06. 2009 года №82 «О внесении изменений... | Администрация Белгородской области Белгородская и Старооскольская... Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также... | ||
Работа по повышению профессионального мастерства педагогических кадров Часть 1 Н. М. Рухленко, директор Орликовской школы Чернянского района Белгородской области | Информационное сообщение о проведении конкурса департамент экономического... Белгородской области – заместителя председателя правительства | ||
Тема: Изобразительное искусство Белгородской области в новой форме и по согласованию с территориальной экзаменационной комиссией Белгородской области в 2012-2013... | Сводка о происшествиях в Белгородской области за прошедшие сутки Белгородской области произошло четыре дорожно-транспортных происшествия, в которых травмы получили шесть человек |