Г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона





Скачать 435.31 Kb.
НазваниеГ. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона
страница1/4
Дата публикации09.12.2014
Размер435.31 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детская школа искусств» № 1

г. Грайворона Белгородской области
«Утверждаю»

директор ДШИ №1

г. Грайворона

____ Козлова С. Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Г. ГРАЙВОРОН

2009 ГОД


Рабочая программа

одобрена на заседании

педагогического совета

протокол №____

от « » _______2009 года

программа составлена в

соответствии с государственными

требованиями к минимуму содержания

и уровню подготовки учащихся.





Составитель: Г.А. Гаврисенко – преподаватель теоретических дисциплин .Грайворонской ДШИ

Рецензент: преподаватель БГМК С. А. Дегтярёва Арушаньян Н. А


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы «Музыкальная литература» составители А. И. Лагутин и Э. С. Смирнова. Поводом к написанию послужили современные требования к образовательному процессу.

Цели и задачи данной программы:

  • Формирование художественного и эстетического вкуса, привитие интереса и любви к музыкальному искусству.

  • Развитие образного мышления, расширение музыкального кругозора учащихся.

  • Знакомство с различными форами и жанрами музыки.

  • Знакомство с творческим наследием зарубежных и русских композиторов – классиков.

Программа адресована учащимся детских музыкальных школ, рассчитана на 4 года обучения, в 4-7 классах (по 7-летнему сроку обучения) и во 2-5 классах (по 5-летнему сроку обучения). Занятия проводятся один раз в неделю. продолжительность урока 1 учебный час (45 минут).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
Музыкальная литература- это одна из основных дисциплин в процессе музыкального образования. На уроках музыкальной литературы дети получают необходимые навыки музыкального восприятия как классической, так и современной музыки. Изучение лучших образцов мировой музыкальной культуры формирует эстетический вкус учащихся.

Музыкальная литература как дисциплина тесно связана с другими предметами, изучаемыми в музыкальной школе. Знание музыкальных форм, стилей, жанров, биографических сведений о композиторах, помогают учащимся на уроках по специальности. Прослушивание и анализ музыкальных произведений побуждает учащихся к совершенствованию своих исполнительских навыков.

Курс «Музыкальной литературы» рассчитан на 4 года.

На 1-м году обучения учащиеся изучают различные музыкальные жанры, начиная с простых (песня танец, марш), заканчивая сложными (опера, балет, сюита, симфоническая музыка), знакомятся с выразительными средствами музыкальной речи, с музыкальными инструментами и другими темами общепознавательного характера. Ряд уроков знакомит учащихся с программно-изобразительной музыкой.

На 2-м году обучения учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством крупнейших западноевропейских композиторов 18-19 веков. Темы расположены в хронологической последовательности. Подробно изучаются стилистические особенности музыкальных направлений барокко, классицизм и романтизм. Учащиеся слушают и разбирают такие формы как сонатно-симфонический цикл, сюита, вариаций, рондо, простые и сложные 2-х и 3-х частные формы, полифонические произведения.

3-й и 4-й год обучения освещают музыкальное наследие русской отечественной культуры 19-20 веков.

Каждая монографическая тема включает небольшое введение, и обзор творчества композитора, разбор наиболее значительных произведений разных жанров, которые затем прослушиваются в звукозаписи. Музыкальный материал подобран с учетом возрастных и познавательных возможностей подростков, а также количества уроков, отводимых на изучение каждой темы согласно тематическому плану.

Занятия проводятся в форме комбинированного школьного урока. Задания на дом ограничены повторением и закреплением материала, пройденного в классе. Аттестация учащихся осуществляется по текущему опросу и на четвертных контрольных уроках, включая результаты музыкальных викторин по пройденным темам.

Уроки «Музыкальной литературы» делятся на несколько типов:

  • Вступительное занятие

  • Занятие обзорного типа

  • Урока биографического типа

  • Урок по изучению музыкальных произведений


Вступительное занятие проводится в форме опроса-беседы с целью знакомства с группой, выявления их общеэстетического кругозора в различных областях искусства (литература, живопись, театр, музыка), этот урок является введением в курс «Музыкальной литературы».
Занятия обзорного типа обычно проводятся перед изучением творчества композиторов, живущих в переломную эпоху. Учащиеся должны познакомиться с общеисторическими и социальными характеристиками эпохи, культурными традициями страны, в которой жил композитор, объяснить появление направлений и стилей в музыке.
Урок биографического типа не является основным, на него отводится 1 учебный час при изучении творчества композитора. Цель урока: подробно осветить основные факты из жизни композитора, дать полную характеристику его личностным качествам, его вкусам, взглядам, отношению с окружающим миром, душевным переживаниям, отразившимся в его произведениях.

Рассказ должен сопровождаться иллюстрациями музыкальных произведений. В заключительной части биографического урока необходимо поговорить о новаторстве и традициях его творчества.
Урок по изучению музыкальных произведений является основным в курсе «Музыкальной литературы». Знакомство с произведением включает характеристику его жанровых и стилистических особенностей, подробный разбор (форма, жанр, тональный план, строение мелодии гармонические особенности, ритмический рисунок).
КОНТРОЛЬ И УЧЁТ УСПЕВАЕМОСТИ.
Основной формой работы является урок. Он включает в себя опрос учащихся, объяснение новой темы домашнее задание. Контроль и учет успеваемости должен производиться на каждом уроке. Проверка знаний проводится в следующих формах:

  • устный индивидуальный или фронтальный (общий) опрос

  • музыкальная викторина

  • письменные тесты- опросы (в том числе кроссворды).

В конце курса «Музыкальной литературы» учащиеся пишут рефераты.

Примерные темы рефератов:

  1. Жизнь и творчество П. И Чайковского

  2. М.И. Глинка - основоположник русской музыкальной культуры

  3. Оперы - «сказки» Н. А Римского- Корсакова.

  4. Творческий путь Ф. Шопена.

  5. Король вальсов – И. Штраус.

  6. Танцы разных народов.

.

Критерии оценки деятельности учащихся на уроках «Музыкальной литературы»:

  • умение различать стилистические и жанровые особенности музыкальных произведений

  • умение размышлять и выражать свои эмоциональные впечатления о знакомых и неизвестных произведениях

  • способность эмоционально воспринимать разнообразные явления в области культуры и искусства, стремление к познанию и изучению предмета.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ




урока

Название темы

Кол-во

часов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16



Музыка в нашей жизни

Музыкальные инструменты

Средства музыкальной выразительности

Диапазоны человеческого голоса

Музыкальные жанры «три кита–песня, танец и марш»

Песня, романс.

Маршевая музыка

Танцевальная музыка

Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»

Опера М, Глинки «Руслан и Людмила»

Балет П. Чайковского «Щелкунчик»

Программно-изобразительная музыка

Музыка для детей

Народная музыка в творчестве русских композиторов

Оркестровая музыка

Музыкальные формы. Период, двух и трёх частные формы, рондо, вариации.

Контрольные уроки

1

2

3

1

1

1

1

5

1

4

3

1

2

1

1

1
4




Всего уроков

33


2 ГОД ОБУЧЕНИЯ


урока

Название темы

Кол-во

часов

1
2


3

4

5

6

7

8

8

Старинная западноевропейская музыка

Барокко.

И. С. Бах. Обзор жизни и творчества. Полифонические произведения. Органная токката и фуга ре минор. Клавирные произведения: ХТК, инвенции, сюита до минор.

Стиль- классицизм

Й. Гайдн, обзор жизни и творчества. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 103 , соната ми минор

В. Моцарт Биография. Характеристика творчества.

Симфония № 40, соната ля мажор, опера «Свадьба фигаро», реквием, фантазия ре минор

Л. Бетховен Биография. Краткий обзор творчества.

Симфония № 5, сим \фония №9 4 ч., соната № 8, соната №14, увертюра «Эгмонт», К Элизе.

стильРомантизм,

Ф. Шуберт. Биография. Краткий обзор творчества. Песни, вокальные циклы, фортепианные произведения, симфония №8 «Неоконченная».

Контрольные уроки

3
5


1

4

6

6

1

5

4




Всего урока

33


3 ГОД ОБУЧЕНИЯ


урока

Название тем

Кол-во

часов

1
2

3

4
5
6

7
8
9

10


11
12
13



Ф. Шопен. Обзор жизни и творчества. Мазурки, полонезы, прелюдии, этюды , вальсы.

Музыка зарубежных композиторов романтиков 2-й половины 19 века. Дальнейшие пути развития европейской музыки конца 19-начала 20 веков.

Ф. Мендельсон краткий обзор творчества. Концерт для скрипки с оркестром №2, музыка к к спектаклю «Сон в летнюю ночь», песни без слов.

Ж. Бизе. Опера «Кармен» фрагменты

Д. Россини опера «Севильский цирюльник» фрагменты

Дж. Верди оперное творчество. Фрагменты из опер «Риголетто», «Травиата»,

И. Брамс. Р. Шуман, А. Дворжак. Обзор творчества

Стиль импрессионизм в искусстве.

К. Дебюсси музыка для фортепиано

Обобщающий урок по кусу зарубежной музыкальной литературы 18-19 вв

Русская музыкальная культура конца 18 - начала 19 веков.

Обзор творчества композиторов Алябьева, Варламова, Гурилёва. ГЛомакина Романсы и песни.

М. И. Глинка, биография и обзор творчества, Опера «Иван Сусанин». Произведения для симфонического оркестра «Вальс-фантазия», «Камаринская». Романсы и песни.

А. С. Даргомыжский. Краткий обзор жизни и творчества. Опера «Русалка». Романсы и песни.

А. П. Бородин. Биография и обзор творчества. Опера «Князь Игорь». Симфония № 2 «Богатырская». романсы и песни

Контрольные уроки.


4
1

2

1
1
1
1

1
1
1
6


4
5

4




Всего уроков

33


4 ГОД ОБУЧЕНИЯ



урока

Название тем

Кол-во

часов

1

2

3


4

5

6

7
8

М. П. Мусоргский. Биография и краткий обзор творчества. Опера «Борис Годунов». Песни. Фортепианный цикл «Картинки с выставки»

Н. А Римский-Корсаков. Краткий обзор жизни и творчества. Опера «Снегурочка». Симфоническая сюита «Шехеразада».

П. И. Чайковский. Биография. Обзор творчества. Опера «Евгений Онегин». Симфония №1. фортепианные циклы «Времена года», «Детский альбом». Первый концерт для фортепиано с оркестром

Русская музыкальная культура конца19- начала 20 века

А. К. Лядов. Краткий обзор творчества

А. Скрябин Краткий обзор творчества

С. В. Рахманинов Краткий обзор жизни и творчества. романсы. концерт для фортепиано с оркестром №2

И. Ф. Стравинский. Обзор творчества.

С.С. Прокофьев. Биография и характеристика творчества. Симфония №7. балет «Ромео и Джульетта». Балет «Золушка». Кантата «Александр Невский».

Контрольные уроки


6
5

7


1

1

1

2
1

5

4




Всего уроков

33
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона iconРабочая программа по предмету музыкальный инструмент
Составитель – Вернигора Ю. Н., преподаватель по классу духовые инструменты мбоудод – дши №1 г. Грайворона Белгородской области
Г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона icon«музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) программа
Составитель: Ю. Н. Вернигора – преподаватель по классу гитары моу дод дши №1 г. Грайворона
Г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона icon«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской...
Г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона icon«согласовано» «утверждаю» Методический совет Директор моу дод моу...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской...
Г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона icon«утверждаю» Директор гбоу сошно №410 /Паршикова Н. Ф. «01» сентября 2012г. «Принято»
Во исполнение приказа департамента образования Белгородской области «О допуске предметной комиссии гэк к проверке работ участников...
Г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона iconСочинение «За что я благодарю своих родителей»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...
Г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона iconГлавы администрации вейделевского района белгородской области
Федерации»,закона Белгородской области от 24. 09. 2007 года №150 «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской...
Г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона iconОтчет о проведении самообследования 2013 год Утверждаю: Директор мбоу дод «Сатинская дши»
Школа самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с настоящим Уставом и лицензией
Г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Православная культура» в общеобразовательных учреждениях в Белгородской области осуществляется в соответствии с Законом Белгородской...
Г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона iconРоссийская Федерация Белгородская область департамент здравоохранения...
«Формирование здорового образа жизни у населения Белгородской области на 2011-2012 гг.» и постановления губернатора Белгородской...
Г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона iconПояснительная записка примерная рабочая программа составлена на основе...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык. 10 – 11 класс», закона Белгородской области от 06. 2009 года №82 «О внесении изменений...
Г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона iconАдминистрация Белгородской области Белгородская и Старооскольская...
Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также...
Г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона iconРабота по повышению профессионального мастерства педагогических кадров Часть 1
Н. М. Рухленко, директор Орликовской школы Чернянского района Белгородской области
Г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона iconИнформационное сообщение о проведении конкурса департамент экономического...
Белгородской области – заместителя председателя правительства
Г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона iconТема: Изобразительное искусство
Белгородской области в новой форме и по согласованию с территориальной экзаменационной комиссией Белгородской области в 2012-2013...
Г. Грайворона Белгородской области «Утверждаю» директор дши №1 г. Грайворона iconСводка о происшествиях в Белгородской области за прошедшие сутки
Белгородской области произошло четыре дорожно-транспортных происшествия, в которых травмы получили шесть человек


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск