ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10-11 КЛАССЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 10 класса предусматривает изучение русского языка на базисном уровне. Она создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Воспитание гражданской позиции, культуры межнационального общения; формирование отношения к русскому языку как к духовной, нравственной ценности;
Развитие познавательной активности, коммуникативных способностей, речи и мышления на межпредметной основе, навыков самообразования и самоорганизации, использования языка в различных сферах и ситуациях общения, умения пользоваться всеми видами лингвистических словарей;
Усвоение знаний о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего(полного)общего образования;
Закрепление и углубление знаний о языке как системе, разных языковых уровнях, единицах языка и их взаимодействии между собой, языковых нормах, функционально-стилистической системе языка;
Расширение знаний о тексте; совершенствование навыков конструирования текста;
Овладение умениями распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления, оценивать их в соответствии с нормами русского языка, различать варианты и нарушения норм языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
Применение полученных знаний, умений и навыков на практике, лингвистических знаний и умений на уроках литературы, при анализе литературного произведения; повышение уровня речевой культуры;
Формирование навыков орфографической и пунктуационной грамотности, индивидуально-речевого стиля учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать, понимать:
Основные уровни языка и языковые единицы, предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
Взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
Роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
Имена выдающихся учёных-лингвистов;
Типы языковых норм(орфоэпические,акцентологические,лексико-фразеологические,грамматические,стилистические,орфографические,пунктуационные);
Источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно-выразительные средства(тропы и синтаксические фигуры);
Лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и её компоненты, культура речи).
Учащиеся должны уметь:
Говорение и письмо
Создавать высказывания на лингвистическую тему;
Передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различныхформах(план,конспект,тезисы,доклад,сообщение,реферат,аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
Соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
Оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
Выявлять подтекст;
Владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
Создавать тексты различных публицистических жанров(очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);
Писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
Принимать участие в диспуте, дискуссии;
Составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;
Аудирование и чтение
Владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
Извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная,справочная,художественная литература,средства массовой информации);
Анализ текста и языковых единиц
Выполнять все виды разбора(фонетический,лексический,морфемный,словообразовательный,морфологический,синтаксический,орфографический,пунктуационный,речеведческий,анализ художественного текста);
Анализировать особенности употребления основных единиц языка;
Анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.
При изучении русского языка на базовом уровне развиваются общеучебные умения:
Коммуникативные(базовые умения использования языка во всех сферах общения);
Интеллектуальные(синтез, обобщение, сравнение и сопоставление, противопоставление, оценивание, классификация);
Информационные(извлечение информации из различных источников);
Организационные(осуществление контроля и самоконтроля).
Контроль за результатами обучения осуществляется в следующих направлениях;
Речевые умения и навыки(формы контроля: доклад, устное сообщение);
Умение выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся лингвистических знаний(формы контроля: комплексный анализ текста, фонетический, морфемный и словообразовательный,морфологический,синтаксический,орфографический и пунктуационный разборы);
Умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм(формы контроля: контрольный диктант, изложение с творческим заданием
(с элементами сочинения),подробное и сжатое изложение);
Умение создавать текст того или иного функционального стиля, типа речи, жанра(формы контроля: сочинения разнообразных жанров, реферат).
Место предмета
На изучение предмета в 10 классе отводится 1 час в неделю, итого 36 часов за учебный год; в 11 классе – 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс ( 1 час в неделю, 36 часов)
№
| Тема урока
| Элементы содержания
| Основные требования к УУД
| Кол-во часов
| Критерии
ЕГЭ
| 1.
| Русский язык в современном мире.
| Русский язык как национальный язык и средство межнационального общения. Русский язык среди мировых языков. Богатство русского языка.
| Знать: функции русского языка в современном мире; имена выдающихся ученых-лингвистов и их научные труды.
Уметь: выделять микротемы текста и членить его на абзацы; определять основную мысль высказывания; пользоваться словарями; расставлять знаки препинания в соответствии с пунктуационными нормами.
| 1
|
| Работа с текстом ( 3 часа)
| 2.
| Стили и типы речи
| Функциональные стили русского языка и их особенности: функции, сфера применения, задачи речи, языковые средства(лексические и грамматические). Типы речи. Культура работы с текстами разных типов, стилей, жанров.
| Знать: отличительные признаки функциональных стилей речи; типы речи.
Уметь: правильно и доказательно определять стилистическую принадлежность текста и тип речи; создавать тексты разных типов и стилей речи.
| 1
| А 27, А 29
| 3.
| Проблема текста
| Понятие «проблема текста». Типы проблем. Способы выявления проблемы. Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. Критерии оценивания содержания ответа на задание С ( К 1).
| Знать: понятие проблемы текста, знать способы выявления и формулирования проблемы.
Уметь: определять характер проблемы, выявлять и формулировать проблему текста публицистического и художественного стилей речи.
| 1
| Часть С К 1
| 4.
| Позиция автора
| Понятие «авторская позиция». Средства выражения авторской позиции. Авторская позиция в художественном тексте, различение понятий автор художественного текста и рассказчик (повествователь) . Типовые конструкции(клише) для выражения авторской позиции. Критерии оценивания содержания ответа на задание С ( К 3).
| Знать: понятие авторской позиции текста, языковые средства выражения авторской позиции, особенности выражения авторской позиции в публицистическом и в художественном текстах.
Уметь: выявлять авторскую позицию, соотносить проблему и позицию автора как вопросно-ответное единство, различать понятия автор художественного произведения и рассказчик.
| 1
| Часть С К 3
| Лексика (1 час)
| 5.
| Лексика
| Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления. Многозначные слова и их употребление. Употребление синонимов, антонимов, омонимов, заимствованной лексики, устаревших слов и неоло-гизмов. Тропы и фигуры речи как выразительные средства языка. Словари русского языка.
| Знать: основные понятия лексики, фразеологии, лексикографии.
Уметь: выполнять лексический разбор слов; редактировать текст, устраняя нарушения лексических норм; различать слова-паронимы; определять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейного звучания текста.
| 1
| А 2,
А 12, А 30
| Орфоэпия ( 1 час)
| 6.
| Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.
| Ударение. Допустимые варианты произношения и ударения. Основные нормы современного литературного произношения(произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных, особенности произношения иноязычных слов)
| Знать: основные понятия орфоэпии; основные нормы современного литературного произношения.
Уметь: применять орфоэпические нормы в практике речевого общения.
| 1
| А 1
| Морфемика. Словообразование .Орфография (6 часов)
| 7.
| Употребление ь и ъ
| Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме и для обозначения грамматических форм. Разделительные ь и ъ.
| Знать: условия выбора разделительных ь и ъ; функции ь.
Уметь: писать слова с ъ и ь в соответствии с орфографическими нормами.
| 1
| А 16
| 8.
| Состав слова. Основные способы образования слов.
| Основные понятия морфемики и словообразования. Морфемы корневые и аффиксальные. Морфемный разбор слов. Словообразование. Морфологический и неморфологический способы словообразования. Основные способы формообразования в русском языке.
| Знать: основные понятия морфемики и словообразования.
Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; образовывать формы слова; различать однокоренные слова и формы слова.
| 1
| В 1
| 9.
| Правописание гласных в корне слова.
| Орфограмма. Гласные и согласные звуки. Морфемы. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Чередующиеся корни. Условия чередования корней. Правописание гласных после шипящих и ц
| Знать: условия выбора проверяемых гласных в корне слова; обязательный минимум слов с непроверяемыми безударными гласными; классификацию чередующихся корней и условия выбора гласных в них; алгоритм проверки орфограммы «Буквы о и е после шипящих и ц»;условия выбора гласных и и ы после шипящих и ц.
Уметь: различать проверяемые и чередующиеся безударные гласные в корнях слов; правильно писать слова с орфограммами-гласными в корне.
| 1
| А 14
| 10.
| Правописание приставок. Международные словообразовательные элементы.
| Неизменяемые на письме приставки. Буквы з и с на конце приставок. Правописание приставок пре- и при-. Буквы ы и и после приставок на согласный. Международные словообразовательные элементы. Правописание согласных на стыке приставки и корня.
| Знать: условия выбора букв з и с на конце приставок, гласных ы и и после приставок на согласный; правило правописания приставок пре- и при-; основные международные словообразовательные элементы; особенности сочетания согласных на стыке приставки и корня.
Уметь: писать приставки в словах в соответствии с орфографическими нормами; использовать толковые и этимологические словари; выполнять морфемный разбор слов.
| 1
| А 15
| 11.
| Правописание сложных слов. Правила переноса слов.
| Слитные, раздельные и дефисные написания. Привила переноса слов.
| Знать: основные правила переноса слов; условия выбора слитного, раздельного и дефисного написания.
Уметь: правильно писать сложные слова; переносить слова в соответствии с существующими нормами; выполнять морфемный разбор слов.
| 2
| А 19
|
| Полугодовая контрольная работа
|
|
| 2
|
| Морфология (14 часов)
| 12.
| Имя существительное.
| Имя существительное как часть речи. Род и число существительных .Правописание е и и в окончаниях существительных в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа. Именительный падеж множественного числа существительных. Правописание существительных в форме множественного числа. Не с существительными. Правописание суффиксов существительных. Правописание сложных существительных.
| Знать: лексический, морфологические и синтаксические признаки имени существительного; условия выбора гласных в суффиксах и окончаниях существительных; условия слитного и дефисного написания сложных существительных.
Уметь: выполнять морфологический разбор существительных; писать существительные в соответствии с орфографическими нормами; создавать устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.
| 1
| А 3,А 11, А 17,В 2
| 13.
| Имя прилагательное.
| Имя прилагательное как часть речи. Основные лексико-грамматические разряды прилагательных(качественные,относительные,притяжательные).Употребление прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени, в краткой форме. Правописание суффиксов и окончаний прилагательных. Не с прилагательными.
| Знать: лексический, морфологические и синтаксические признаки имени прилагательного; основные лексико-грамматические разряды прилагательных; степени сравнения прилагательных; условия выбора гласных в суффиксах и окончаниях прилагательных; условия слитного и раздельного написания сложных прилагательных.
Уметь: выполнять морфологический разбор прилагательных; писать прилагательные в соответствии с орфографическими нормами; создавать монологическое высказывание в форме отзыва; анализировать изобразительно-выразительные средства в тексте.
| 1
| А 3,А 11, А 13, А 17, В 2
| 14.
| Имя числительное
| Имя числительное как часть речи. Основные лексико – грамматические разряды числительных. Правописание и употребление числительных.
| Знать: лексический, морфологические и синтаксические признаки имени числительного; основные лексико-грамматические разряды числительных; особенности склонения и употребления числительных; написания ь в середине и на конце числительных.
Уметь: выполнять морфологический разбор числительных; писать числительные в соответствии с орфографическими нормами.
| 1
| А 3, А 11, В 2
| 15.
| Местоимение
| Местоимение как часть речи. Основные лексико-грамматические разряды местоимений. Особенности употребления местоимений. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. Не и НИ в местоимениях.
| Знать: лексический, морфологические и синтаксические признаки местоимения; основные лексико-грамматические разряды местоимений; стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Уметь: выполнять морфологический разбор местоимений; писать местоимения в соответствии с орфографическими нормами.
| 1
| А 3, А 11, А 17, А18, В 2
| 16.
| Глагол
| Глагол как часть речи. Спряжение глаголов. Особенности употребления глаголов хотеть, бежать, ехать, жечь, чтить. Правописание безударных личных окончаний и суффиксов глаголов, глаголов повелительного наклонения. Употребление ь в глаголах. Не с глаголами.
| Знать: лексический, морфологические и синтаксические признаки глагола; правила правописания суффиксов и окончаний глаголов; условия употребления ь в глаголах.
Уметь: выполнять морфологический разбор глаголов; определять способы словообразования и формообразования глаголов; писать глаголы в соответствии с орфографическими нормами.
| 2
| А 3, А 11, А 16, А 17, В 2
| 17.
| Причастие
| Причастие как особая глагольная форма. Признаки прилагательного и глагола у причастия. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. НЕ с причастиями.
| Знать: лексический, морфологические и синтаксические признаки причастия; признаки глагола и прилагательного у причастия; способы образования причастий; правила правописания суффиксов причастий; особенности перехода причастий в прилагательные и существительные; условия написания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Уметь: выполнять морфологический разбор причастий; образовывать действительные и страдательные причастия; писать окончания и суффиксы причастий в соответствии с орфографическими нормами.
| 2
| А 3, А 11,А 13, А 16, А 17, В 2
| 18.
| Деепричастие
| Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Значение и употребление деепричастий. Переход деепричастий в наречия и производные предлоги. Морфологический разбор деепричастий. НЕ с деепричастиями.
| Знать: лексический, морфологические и синтаксические признаки деепричастия; способы образования деепричастий и особенности их перехода в наречия и производные предлоги.
Уметь: выполнять морфологический разбор деепричастий; образовывать от глаголов все возможные формы деепричастий; определять типы и формы сказуемых.
| 2
| А 11, А 17, 18, В 2
| 19.
| Наречие
| Наречие как часть речи. Лексико-грамматические разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
| Знать: лексический, морфологические и синтаксические признаки наречия; лексико-грамматические разряды наречий; условия слитного, раздельного и дефисного написания наречий; условия выбора гласных на конце наречий; правило правописаний наречий на шипящую.
Уметь; выполнять морфемный, словообразовательный и морфологический разбор наречий; писать наречия в соответствии с орфографическими нормами.
| 1
| А 3, А 11, А 13, А 17, А 18 А 19
| 20.
| Предлоги
| Предлог как служебная часть речи. Виды предлогов. Особенности употребления предлогов. Правописание предлогов.
| Знать: морфологические признаки предлога; виды предлогов; особенности употребления предлогов; условия слитного, раздельного и дефисного написания предлогов.
Уметь: выполнять морфологический разбор предлогов; писать предлоги в соответствии с орфографическими нормами.
| 1
| А 5, А 11,А 19, В 2
| 21.
| Союзы
| Союз как служебная часть речи. Сочинительные союзы и их виды. Подчинительные союзы и их группы. Союзы и союзные слова. Правописание союзов.
| Знать: морфологические признаки союза; виды сочинительных и подчинительных союзов; разницу между союзами и союзными словами. Уметь: выполнять морфологический разбор союзов; писать союзы в соответствии с орфографическими нормами.
| 1
| А 3, А 5, А 11, А 19,
А 20, А23, А 25, А 26
В 2, В 7
| 22.
| Частицы
| Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Правописание не со словами разных частей речи. Различение частиц не и ни.
| Знать: морфологические признаки частицы; разряды частиц.
Уметь: выполнять морфологический разбор частиц; различать формообразующие, отрицательные и модальные частицы; писать частицы в соответствии с орфографическими нормами.
| 1
| А 3, А 11, А 17, В 2
| Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простое предложение. (5 часов)
| 23.
| Синтаксис и пунктуация простого предложения с однородными членами, с обобщающим словом. Пунктуация в простом и сложносочиненном предложении с союзом И
| Однородные члены предложения и их отличительные признаки. Виды сочинительных союзов ( соединительные, противительные, разделительные). Знаки препинания при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
| Знать: отличительные признаки однородных членов предложения, сложносочиненного предложения, виды сочинительных союзов; правила постановки знаков препинания между однородными членами, при обобщающих словах; правила постановки знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.
Уметь: различать простые предложения с однородными членами с сочинительными союзами и сложносочиненные предложения с этими же союзами, расставлять знаки препинания при однородных членах и в сложносочиненных предложениях в соответствии с пунктуационными нормами.
| 1
| А 5, А 20, А 23, В 3
| 24.
| Пунктуация в простом предложении с обособленными определениями.
| Понятие об обособлении .Обособленные определения. Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями, прилагательными, приложениями.
| Знать: отличительные признаки обособления; условия обособления определений, выраженных причастиями, прилагательными и приложениями.
Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными определениями в соответствии с пунктуационными нормами; выполнять синтаксический разбор простых осложненных предложений.
| 1
| А 6, А 21, В 5
| 25.
| Пунктуация в простом предложении с обособленными обстоятельствами и дополнениями
| Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами. Обособление дополнений.
| Знать: отличительные признаки обособления; условия обособления обстоятельств.
Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами в соответствии с пунктуационными нормами; выполнять синтаксический разбор простых осложненных предложений.
| 1
| А 4, А 21, В 5
| 26.
| Пунктуация в простом предложении со вставными конструкциями
| Понятие о вводных словах. Группы вводных слов. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения ( вводные слова и словосочетания, вставные конструкции).
| Знать: основные группы вводных слов; условия постановки знаков препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях.
Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения, в соответствии с пунктуационными нормами.
| 1
| А 22
| 27.
| Синтаксические нормы построения словосочетания и простого предложения. Типы подчинительной связи.
| Понятие о словосочетании и предложении. Основные признаки словосочетания и предложения. Типы подчинительной связи в словосочетании. Классификация простых предложений по наличию главных членов.
| Знать: основные признаки словосочетания и предложения; типы подчинительной связи в словосочетании, типы односоставных предложений.
Уметь: выполнять синтаксический разбор словосочетаний и простых предложений; определять виды словосочетаний по типу подчинительной связи в них, типы простых предложений по наличию грамматических основ; опознавать основные типы односоставных предложений.
| 1
| В 3, В 4
|
| Годовая контрольная работа
|
|
| 2
|
|
| Анализ годовой контрольной работы
|
|
| 1
|
|
|