Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.»





Скачать 330.69 Kb.
НазваниеРеферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.»
страница1/2
Дата публикации24.12.2014
Размер330.69 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2


Одинцовский муниципальный лицей № 2

Реферат
Тема: «Современная бард-рок поэзия.

Маргарита Анатольевна Пушкина.»
Исполнитель: Шевченко Максим Игоревич, 11Т класс
Научный руководитель – Михно Лариса Федоровна


г. Одинцово
2007 г.

Оглавление


1

Введение (часть 1)

3

2

Введение в эпоху

4

2.1

Рок-поэзия

-

2.2

Бард-рок

-

2.3

«…держаться корней!»

5

3

Введение (часть 2)

9

4

Пушкина Маргарита Анатольевна

10

5

Лирика

13

5.1

История и легенды в лирике

-

5.2

Тема «Добра и Зла» в лирике

21

5.3

Тема любви в лирике

23

6

Заключение

26

7

Список использованной литературы

27


ВВЕДЕНИЕ

(часть 1)
Тема моей работы – «Современная бард-рок поэзия». Я считаю, что эта тема в настоящие дни актуальна как никогда, т.к. рок-музыка набирает все большую популярность среди подростков. Большинство родителей считают это направление творчества агрессивным, бессмысленным, анархическим действом.
Проблема исследования

Непонимание и невосприятие современной бард-рок поэзии основной массой старшего поколения людей. Исследования тематического содержания рок-песни. Несет ли рок-поэзия только протест и только негатив? О чем рассказывают музыканты-поэты подросткам, т.е. своим слушателям?

Примечание: хочу обратить внимание читателя на то, что подобные исследовательские работы ранее проводились людьми старшего возраста, и указанная проблема никогда не раскрывалась от лица подростка. Именно потому моя работа может считаться в своем роде уникальной и экспериментальной.
Объект исследования

Песни Маргариты Анатольевны Пушкиной – поэтессы, работающей с популярными среди молодежи рок- и металл-группами («Ария», «Мастер», «Кипелов», «Сергей Маврин», «Катарсис» и др.).
Предмет исследования

Тематика песен. О чем стихи? Что они дают слушателю? К каким действиям побуждают?
Цель исследования

В своей работе я хочу рассказать и показать на ярких примерах, что бард-рок поэзия является огромным и ценным пластом человеческой культуры современности в целом и песенной поэзии России в частности.
Задача исследования

Раскрытие перед читателем яркого и образного литературного мира бард-рок поэтов.
Введение в эпоху

(знакомство с понятием «бард-рок», тематика стихов в понимании старшего поколения)
«РОК-ПОЭЗИЯ»

На рубеже 50-60-х гг. ХХ века в России распространилась «песенная поэзия». Полутора десятилетиями позже по соседству с ней возникла рок-поэзия. Между ними не столь уж просто провести границу. Принадлежность к року определяется не словами и не музыкой, а общим отношением к жизни. Как считают многие, в самой основе рок-поэзии лежит убеждение: мир по своей природе бесчеловечен и жесток. Характерные для рок-музыки визжащие, скрежещущие и воющие звуки оправданы именно тем, что рок — крик человека, вброшенного в чудовищный, лишённый Бога мир. Это вообще не «наш», а «их» мир. Кто такие «они»? Мещане, «средние люди», «начальники». Главное, что герой рок-песен здесь посторонний:

Ночь коротка, цель далека.

Ночью так часто хочется пить.

Ты выходишь на кухню, но вода здесь горька

Ты не можешь здесь спать,

Ты не хочешь здесь жить.

Виктор Цой. «Последний герой»

Он может только спрятаться — уйти в музыку, мистику, наркотики, алкоголь (Борис Гребенщиков пел: «Кому-то милей портвейн, кому милей трава»). Или в любовь. Тесное пространство, что объединяет влюблённых, — островок человечности в бесчеловечном мире. Правда, и эта надежда часто обманывает.
«БАРД-РОК»

Отечественный рок вначале существовал полулегально. Для властей он был в лучшем случае бессмысленным кривлянием, в худшем — идеологической диверсией. Между тем «диверсанты» ни о политике, ни об идеологии не задумывались, они просто хотели играть любимую музыку. Но постепенно, накапливая энергию противостояния, делали свои тексты все более резкими.

Андрей Вадимович Макаревич (родился в 1953 г.) и его группа «Машина времени» решительно изменили соотношение музыки и текста, выдвинув слово на первое место. Их стиль впоследствии стали называть «бард-роком» (по созвучию с хард-роком). Макаревич многому научился у бардов, в первую очередь у Булата Окуджавы.

Макаревич заговорил об общественных и нравственных проблемах.

Вот, например, песня «Старый корабль»— о паруснике, который стоит на приколе у берега, «тешит зевак и украшает пляж»:

...Любой сюда войдёт за пятачок,

Чтоб в пушку затолкать бычок

И в трюме посетить кафе

И винный зал,

А также сняться на фоне морской волны

С подругой, если нет жены,

Одной рукой обняв ее,

Другой обняв штурвал.

Когда слушатель проникнется омерзением к такому издевательству (ведь корабль — традиционно романтический образ), делается вывод: «Чтобы не стать этаким вот «музеем», / В нужный момент лучше пойти ко дну». «Картинка с натуры» оборачивается притчей.

Песни Макаревича звучали повсюду, от пионерских лагерей до ресторанов. После Макаревича прямое копирование западных образцов было для уважающей себя группы уже невозможным.

Поэт, как в зеркале, отражает человеческую жизнь и позволяет увидеть то, что без зеркала незаметно — например, досадные ошибки, которые люди вновь и вновь совершают.

Как думали, что мчимся на коне,

А сами просто бегали по кругу.

Как думали, что главное придёт,

Себя считали кем-то из немногих

И ждали, что вот-вот произойдёт

Счастливый поворот твоей дороги.

------------------------------------------------

Но век уже, как будто, на исходе

И скоро, без сомнения, пройдёт.

А с нами ничего не происходит

И вряд ли что-нибудь произойдет.
«…ДЕРЖАТЬСЯ КОРНЕЙ»

В начале 80-х гг. по стране разлетелись записи новых ленинградских групп: «Аквариума» — лидер Борис Гребенщиков, он же Гребень, он же Боб, он же БГ, и «Зоопарка» — лидер Михаил Науменко, он же Майк. Чуть позже за ними последовали «Алиса» — лидер Константин Кинчев, «Кино» — лидер Виктор Цой и другие группы.

Их песни разительно отличались от всего, что играли и пели тогда в России. «Бард-рок» всё время противостоял давлению властей. Гребенщиков и Науменко этого давления демонстративно не замечали. Новое поколение рок-музыкантов не питало иллюзий насчёт природы советского строя, на перемены не рассчитывало, а жить «по правилам» не желало. «Поколением дворников и сторожей» назвал его Гребенщиков. И действительно, художники, композиторы и поэты шли в дворники, сторожа, истопники... Эти должности обеспечивали свободу от надзора властей и оставляли свободное время для творчества.

Записи питерских групп представляли собой не просто набор песен, а то, что в рок-музыке называется «концептуальными альбомами», а в поэзии — циклами: поэтическая и музыкальная тема развивается от одной песни к другой. Новым был и язык. Впервые в отечественных рок-песнях зазвучала живая речь. В ней смешивались интеллигентская начитанность с жаргоном — молодёжным, музыкальным, уголовным, вплоть до непечатных слов. К «питерской» волне относится и лидер группы «ДДТ» Юрий Юлианович Шевчук (родился в 1957 г.), начинавший в Уфе и позже переехавший в Ленинград. У многих его песен — сатирический или обличительный оттенок:

Девять подъездов, давясь, пропускают

Тысячи тонн живой биомассы.

«Нам лучше не надо», — это считают

Передовые рабочие классы...

«Дом»

По мнению многих, Борис Борисович Гребенщиков (родился в 1953 г.) — первый настоящий поэт в русском роке. Есть и такие, кто ругает его на чём свет стоит; но в рок-культуре это явление обычное. Ведь рок — бунт против авторитетов, в том числе и своих собственных. Не только мировоззрение, но и образы отличают песни Гребенщикова от «бард-рока». Вместо традиционно-романтических символов садов, кораблей, мчащихся коней — пришёл быт непризнанных поэтов и художников — с грязью, пьянством и безалаберностью, но реальный:

Он живёт на Петроградской

В коммунальном коридоре

Между кухней и уборной,

И уборная всегда полным-полна.

И к нему приходят люди

С чемоданами портвейна,

И проводят время жизни

За сравнительным анализом вина...

«Иванов»

А рядом проступал иной мир, полный загадочных знаков и персонажей: «Помни, что кроме семи, / Никто не вышел из дома / Той, кто приносит дождь...» («Кад Годдо»). В таких песнях собственный опыт автора смешивался с мотивами христианской и восточной мистической литературы, а также с образами, навеянными чтением сказочной фантастики (фентэзи). И вдобавок — откровенная насмешка над здравым смыслом, игра словами, то весёлая, то жутковатая:

Но сгнили их конкретные умы

В процессе потребления продукта.

Что им с того, что твой кузен-кондуктор —

Наследный принц Уфы и Костромы?

«Сарданапал»

Тексты БГ пронизаны цитатами. Только в песне «Электрический пёс» встречаются «стареющий юноша» из стихотворения Блока «Двойник», строчка из «Гренады» Светлова, изменённая фраза из «Гамлета» и слова из песни Окуджавы «На ясный огонь». Гребенщиков цитирует западные рок-группы, индийские и китайские религиозно-мистические тексты, Апокалипсис, стихи Ломоносова и французского поэта Гийома Аполлинера... Все ли узнают во фразе «Всё равно Владимир гонит стадо к реке» эпизод крещения Руси? Все ли знают, кто такой Жан-Поль Сартр? Всем ли известны группы «Сантана» и «Уэзер Рипорт», мелодии которых «играет порой на баяне» персонаж одной из песен «Аквариума»?

И даже Вергилий, который «живёт во втором этаже», — всем ли понятен? А ведь бывает, что персонажи вводятся ещё сложнее: «...И начальник заставы поймёт меня, и беспечный рыбак простит…». Имеется в виду апостол Пётр, но сразу ли это осознаётся? «И душа, — как та леди, — верхом в неглиже...» Многие ли помнят легенду о леди Годиве? Такая усложнённость — не причуда. Гребенщикову приходится решать те же проблемы, которые стояли перед поэтами в начале XX столетия: как выразить понятия нездешнего мира, если для них не существует слов? И решает БГ эти проблемы примерно так же, как почти на целое столетие раньше их решал Блок. Слова вырываются из привычных словосочетаний («губы стали как ртуть»), а наиболее важные символы (рука, вода, звезда) повторяются с почти навязчивой частотой. Некоторые понятия не называются прямо, а подменяются: не «смерть», а «та, что стоит за левым плечом», не «ангелы», а «небесный ОМОН» и т.п.

Песни Гребенщикова строятся на нескольких более или менее внятных формулах: «Чтобы стоять, я должен держаться корней»; «Я начинаю движение в сторону Весны»; «Всё, что я хочу, это ты...». При желании и некотором усилии, расшифровывается (хотя бы частично) и остальное. Лидеру «Аквариума» на протяжении всего творческого пути сопутствует репутация этакого небожителя, не снисходящего до земных проблем. Кроме того, его считают всецело ориентированным на западную культуру. Тем более удивительно, что именно он дал несколько превосходных характеристик и советского образа жизни («Здесь вполголоса любят, тихо кричат...»), и преодоления его («Эта земля была нашей./ Пока мы не увязли в борьбе./Она умрет если будет ничьей.../ Пора вернуть эту землю себе»). Стихи того «гражданина мира» вдруг зазвучали есенинскими интонациями.

Гребенщиков повел рок музыку на учебу в высшую школу Серебряного века и авангарда. Михаил Васильевич (Майк) Наумемко (1959-1992), напротив, сделал, кажется, всё, чтобы отдалить свои песни от всего поэтического

И кто-то, как всегда, нес чушь о тарелках

И кто-то, как всегда, проповедовал дзэн.

А я сидел в углу и тупо думал: с веем и где

Ты провела эту ночь, моя Сладкая N?

«Сладкая N»

Тарелками здесь названы неопознанные летающие объекта, о которых ходило немало пустых слухов. Таким образом, высокая культура (дзэн-буддизм) смешана с «низкой», повседневной.

Многое из того, что содержали песни Майка, русской литературой уже было испробовано – и в 20-х, и в 60-х гг. XX в. Англоязычному року и описания богемного быта, и жаргон, и крепкие выражения тоже давно не в новинку. Это так, но впечатление «Зоопарк» всё равно произвел ошеломляющее.

Простота Науменко — кажущийся грубым и «неправильным» язык не от неумения, а от нежелания говорить иначе. У Гребенщикова «низкий» быт рисуется только в некоторых песнях, и даже в них нередко открывается Окно в иную реальность. Hayменко окунает слушателя в этот быт с головой. И тогда обнаруживается, что мир, который сперва так шокировал, не столь уж сильно отличается от привычной действительности, а если и отличается, то не всегда в худшую сторону. А лирический герой Майка, несмотря на грубость и цинизм, очень часто говорит о настоящей любви:

Когда твой отец прогонит тебя с порога,

Когда твой любимый вернётся к своей жене,

Когда ты будешь кричать: «Караул!» но не придёт подмога —

Может быть, в этот день ты придешь ко мне.

«В этот день»

Любовь, как бы утверждает Майк, может существовать только в неприглядной и мучительной повседневности, а не вне её. У Науменко немало сатирических песен, и они зачастую вовсе не обличительны. Например, в «Песне простого человека» описание нелепой и жалкой жизни героя заканчивается неожиданно:

Вы меня спросите: «А где здесь мораль?»

Я направлю свой взгляд в туманную даль,

Я отвечу: «Как мне ни жаль,

Но, ей богу, не знаю, в чем здесь мораль.

Просто так мы живём, так жили и так будем жить,

И если мы все живём вот так —

Значит, так надо!

С концом советской власти рок из полузапретного искусства вдруг превратился в модную музыку (а значит, и в ходкий товар). Бунтовать было уже не так интересно, и даже уход в себя сразу стал не общественно значимым поступком, а частным делом. К такому повороту событий рок не был готов. По мнению известного рок-музыканта А. Липницкого, к самому концу XX в. возникла слабая надежда, что славная эра российской рок-музыки и рок-поэзии не уйдёт окончательно в прошлое: с появлением группы «Мумий Тролль» из Владивостока (лидер Илья Лагутенко) в концертные залы начала возвращаться молодёжь.
ВВЕДЕНИЕ

(часть 2)
Вашему вниманию выше была представлена немного исправленная и дополненная критико-историческая статья из энциклопедии русской литературы. Думаю, что у каждого из читателей осталось свое впечатление от прочитанного. И каждый сам (в меру своего воображения) представил себе эпоху «рок-поэзии».

Лично у меня, после прочтения этой статьи, сложилось следующее мнение: автор абсолютно не знал, о чем он пишет. Уровень его знаний ограничивался плакатами и кассетами в комнате сына или дочери. Невозможно рассматривать эпоху рок-поэзии в столь узком направлении, сводить всё к банальной теме протеста, принесенной в нашу страну с Запада. Особенность нашей нации заключается в том, что она никогда не копирует целиком и полностью какое-либо явление – русский человек всегда предлагает что-то новое. Так и рок-поэзия.

Сейчас тема протеста, тема «житейского быта» - не являются главными в этом литературном направлении. К сожалению, во всех источниках, найденных мною, рок-поэзия характеризуется примерно так же, как и в статье, приведенной выше.

Задача моей работы – показать рок-поэзию с позиции не взрослого человека, а с позиции молодежи, людей возраста от 14 до 20 лет. Я попытаюсь показать ту широту тематики, ту глубину мысли, что заключены в современных моему поколению бард-рок произведениях. Конечно, прекрасно понимая, что мне невозможно рассказать читателям об эпохе на примере многих музыкантов (мои знания, вне сомнений, ограничены), я решил выбрать для примера одного рок-поэта, с творчеством которого я знаком чуть ли не с младенческого возраста. Этим поэтом стала – Маргарита Анатольевна Пушкина.

ПУШКИНА МАРГАРИТА АНАТОЛЬЕВНА

(краткая биография, творческий путь)
Рок-литератор, журналистка, издатель, переводчица, общественный рок-деятель. Родилась 22 января 19... (точный год рождения поэтесса предпочитает не называть) в г. Тбилиси. Отец - Пушкин Анатолий Иванович, летчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза, кавалер ордена Жукова. Мать - Родина Зоя Петровна, домохозяйка, женщина с ярко выраженными художественными и артистическими наклонностями. Серьезное влияние на формирование личности Маргариты оказала ее средняя сестра - археолог, кандидат исторических наук, сторонница норманнской теории возникновения русского государства - Тамара Анатольевна Пушкина.

Образование - высшее, преподаватель (по диплому) испанского и английского языков. Значительное влияние на формирование личности Маргариты оказали ее переезды: она жила в Литве, Латвии, Венгрии, Малаховке, Валентиновке, Тбилиси, Москве, Гаване. Бывала и в Праге (чуть позже в этот замечательный город вошли советские танки – 1968 год). Рок-музыку слушает со школьных лет. Первыми группами были The Beatles и The Rolling Stones.

Стихи начала писать в детстве. Серьезным стимулом для стихосложения стала кубинская революция 1959 года.

Первый песенный текст был написан в 1970 году - появилась песня А. Кутикова «Каждому из нас когда-то надо выловить по солнцу из воды». Тот же А. Кутиков привел Маргариту в 1976 году в группу «Високосное лето». С этого момента начинается плотное сотрудничество Пушкиной с рок-музыкантами. В силу своего характера Маргарита отдает предпочтение «тяжелой» музыке, хотя были моменты, когда она сочиняла тексты для откровенно «попсовых» исполнителей.

Основные моменты, с точки зрения Маргариты Анатольевны, в предлагаемом песенном музыкальном материале - красивая (лучше всего - экзотическая) мелодия, проникающая в самые потаенные глубины души, и яркая индивидуальность исполнителя.

Первый занимательный факт биографии - 27 октября 1967 года - знакомство с молодым музыкантом А. Градским, исполнение которым любимой пушкинской «The House Of The Rising Sun» окончательно определило рок-ориентацию в жизни Маргариты.

Второй занимательный факт - сотрудничество с культовой хэви-металлической группой страны «АРИЯ», начавшееся в 1986 году и продолжающееся по сей день.

На уже пройденных этапах творческой жизни Маргарита Пушкина работала:

а) с группами - «Високосное лето», «Виктория», «Автограф», «Ария», «Мастер», «Рондо» (эпохи «Турнепса»), «ЭВМ», «Карнавал», «Рок-Ателье», «Кураж», «Лига Блюза», «Крематорий», «Новый Завет», «Треф», «Раунд», «СС-20», «Маврин + Кипелов», «Кипелов», «Родмир», «Маврик», «Крематорий», «Артерия», «Катарсис» и др.;

б)с композиторами - А. Градским, А. Кутиковым, А. Клевицким, К. Кельми, Л. Величковским, В. Векштейном, А. Максимовым, Е. Ваниной, П. Подгородецким, Г. Матвеевым;

в) с исполнителями - О. Дзусовой, И. Броневицкой, М. Хлебниковой, А. Резниковой, Э. Кригером (Эстония), М. Лянник (Эстония), О. Кормухиной, А. Барыкиным, А. Кальяновым, Е. Марценковской, Азизой («Клеопатра»), И. Селиверстовым, А. Максимовым, Savva (Ириной Нижегородцевой), А. Беклешовым;

Важнейшими своими произведениями М.А. Пушкина считает:

- рок-оперу «Стадион» (либретто и стихи написаны совместно с А. Градским, муз. А. Градского);

- создание песни-гимна «Замыкая круг», исполненной самыми популярными рок-музыкантами по Центральному ТВ (муз. К. Кельми);

- создание авторских альбомов с группой «АРИЯ», вошедших в классику российского хард-н-хэви;

- создание альбома «По ту сторону сна» с группой «МАСТЕР», который положил начало серьезному отходу от обычной схемы работы над рок-материалом;

- издание собственного рок-журнала «Забриски Rider» (с небольшой помощью друзей), культового, совершенно некоммерческого и уникального (о рок-музыке, литературе, кинематографе, жизни и пр.).

Премии:

1980 г. - группа «Автограф», исполняющая песни на стихи М. Пушкиной, занимает почетное 2-е место на рок-фестивале «Весенние ритмы» в г. Тбилиси;

1987 г. - международный фестиваль в г. Сопот (Польша). Песня «Step by Step» (муз. А. Ситковецкого) в исполнении группы «Автограф» (англ. текст М. Пушкиной) получает 2-ю премию;

Также с песнями, написанными на стихи М. Пушкиной, на различных фестивалях в лидеры выходили такие исполнители, как:

Е. Легкоступова («Если метель...», муз. К. Кельми), Э. Кригер - «Маугли», «Тайный Париж» - О. Дзусова).

Яркие даты:

организация и проведение вместе с А.Градским и В.Векштейном (первый директор группы «Ария») вопреки общей анти-рок-н-ролльной политике двух грандиозных фестивалей в Москве (при посильной помощи комсомольских нон-конформистов из Гагаринского РК ВЛКСМ):

Рок-панорама-1986 г. (16 групп, 3 певца, ЦДТ)

Рок-панорама-1987 г. (Лужники, Москва, с 7 по 13 декабря, 49 групп).

СПИСОК СОЧИНЕНИЙ:

- Сборник стихов «Заживо погребенная в роке» - независимое издательство «Independent Press Crematorium», 1990 г. (рис. автора);

- Сборник «Слезай с моего облака!» , издательство «АРОКС», 2000 г.;

- «АРИЯ. Легенда о динозавре ( с ископаемых времен)», издательство «ЛЕАН», 2000 г. ( в соавторстве);

- «Ария Маргариты», ООО «Нота-Р», Москва, 2002 г. Книга содержит «расшифровку» тем и образов отдельных песен групп «Арии», «Маврика». «Мастера»;

- Участие в подготовке сборника «Поэты русского рока», Санкт-Петербург, издательство «Азбука-классика», 2005 г.

- постоянное сотрудничество с газетой «Московский комсомолец» («Звуковая дорожка»);

- статьи в журналах «ОМ» (1996, о Джерри Гарсиа), «Рокада», «Забриски Rider».

Под редакцией Маргариты вышли следующие книги:

«Germany Rocks!» - специальное издание, посвященное германскому хард-энд-хэви (автор И. Грачев);

«Страх и отвращение в Лас-Вегасе» Хантера С. Томпсона, (перевод А. Керви);

«Дорз. Лирика» - первый том, посвященный творчеству американской культовой рок-группы «Дорз». В книгу включена и поэма «American Prayer» в переводе М. Пушкиной;

«Ангелы Ада» Хантера С. Томпсона, (перевод А. Керви);

В качестве редактора и переводчика Маргарита выступает в таких книгах, как собрание песен групп «Jethro Tull» и «Deep Purple», в «Блюдце, полное секретов, или Одиссея Пинк Флойд» Николаса Шеффнера.

Для книги «Легенды русского рока» (из серии «История отечественной рок-музыки») написала две главы «Дурман «Високосного лета» и «Забытый «Автограф».

ЛИРИКА

(тематика произведений)
Итак, творческое наследие Маргариты Анатольевны, как вы уже можете представить, огромно. Почти за 40 лет своей работы поэтесса оставила столько произведений, что хватило бы на издание солидной библиотеки.

Для многих людей имя Пушкиной ничего не значит, т.к. направление ее творчества - это тексты песен для рок- и металл-исполнителей. Значительное число людей считаю всё и всех, связанных с «металлистами» или «рокерами», злом и анархией. Они пребывают в глубокой уверенности, что всем музыканты и поэты этих направлений - полнейшая бездарность и необразованность. Я же попробую доказать обратное на примере произведений Маргариты Анатольевны.

Композиторы и поэты, живущие рок-музыкой, в основной своей массе – образованные, обладающие широким кругозором, романтичные и абсолютно адекватные люди. И тематика их творчества обширна…
История и легенды в лирике
Принято считать, что рок-поэзия несет в себе протест – протест против всего (против политического режима, против родителей, против законов и т.д.), но это мнение ошибочно. Рок-поэты очень часто обращаются к темам истории, мифов, легенд.

К примеру, песня «Баллада о древнерусском воине» (1989 год) рассказывает о «Ледовом побоище».

5 апреля 1242 года произошла битва между Орденом тевтонцев и русскими войсками под предводительством Александра Невского… Русские одержали победу.
БАЛЛАДА О ДРЕВНЕРУССКОМ ВОИНЕ

Музыка - В.Холстинин, В.Дубинин

Слова - М.Пушкина
Вдаль мчались стаи зимних птиц,

Дым гнал их прочь быстрей лисиц,

Дым плыл над всей землей.

Лютый сброд закатил пир горой,

Где тот воин, что крикнет им:

«Стой!»
Запад катился волной на Восток,

На спинах и на сердце крест.

Копья тевтонцев целились в Солнце,

Запах гари нес черную весть.

Филин, Волк и Орел потешались игрой,

Чуя издали русскую кровь.

Вся нечистая сила помощь сулила

Магистру и Ордену Псов
В алтарях святые плачут,

Гудит набат.

Битвы час уже назначен,

Но это будет ад,

Трижды ад.

Но ни шагу назад!
Звезды подскажут воину путь,

Он спешно седлает коня.

Сердце застыло, воля проснулась,

Он в битве три ночи, три дня.

И ошейник раба выбивает из рук

У Магистра - и льдины трещат.

За укрытое снегом золото воли

Воин бьет, не жалея меча.
В алтарях святые плачут,

Хоть враг разбит и смят.

Конь один обратно скачет,

То был кромешный ад.

Трижды ад,

На копях воин распят...
...теперь его судьба

Тенью бродить

И, слыша вой собак,

Вновь меч точить.

Ему неведом страх,

Вечный покой,

Все обратится в прах,

Только не он!
С тех пор так много воды утекло,

Моря превратились в мираж.

Тенью бесшумной воин проходит

На берег, как преданный страж.

Бродит воин всю ночь, зажигает огни,

Ищет Князя и братьев своих.

Ищет золото воли, что добывали

В битве той, по колено в крови.
Путь по звездам вновь означен,

И вновь гудит набат.

В алтарях святые плачут,

И воин сходит в ад,

Сущий ад,

Но ни шагу назад!
Возможно, изначально покажется, что Маргарита Анатольевна описывает примерный, абстрактный образ, но на самом деле «Баллада…» наполнена небольшими подробностями, создающими целостную исторически точную картину. К примеру в песне упоминается символика Ордена Тевтонцев, рассказывается о сборах русского воина на рать. По сути «Баллада…» – былина адаптированная для современного слушателя.

«Баллада…», если бы была написана в 19 веке, безусловно стала бы жемчужиной такого направления поэзии, как символизм. Образность, обилие символов, непривычные, но яркие и понятные каждому сравнения погружают нас в мир истории 13 века:

Звезды подскажут воину путь,

Он спешно седлает коня.

Сердце застыло, воля проснулась,

Он в битве три ночи, три дня.

И ошейник раба выбивает из рук,

У Магистра - и льдины трещат.

За укрытое снегом золото воли

Воин бьет не жалея меча.

Самое главное в этой песне – огромная доля патриотизма, которого не хватает современной музыке 21 века. Что мы слышим с экранов телевизоров и из передач радио? Нам постоянно вдалбливают (именно «вдалбливают»!), что мы живем в ужасной стране, что наши законы самые несовершенные, что во всем мире нас презирают. И в этом беда нашего поколения. Именно потому, что в нашем поколение кумирами являются холеные мальчики (а-ля Тимати и т.д.), не желающие любить свою страну и кричащие на каждом углу о том, что Россия не великая страна, а большая грязь, Маргарита Пушкина пытается найти героя, настоящего живого человека, достойного подражания, в прошлом нашей великой страны (вспомните Михаила Юрьевича Лермонтова, также искавшего достойный пример чести и доблести для своего поколения – таким, пример, стал купец Калашников из «Песни о царе Иване Васильевиче…»).

Я знаю очень много людей, увлекающихся музыкой группы «АРИЯ» – и практически каждый из них с интересом копался в справочниках по истории Отечества и искал информацию об Александре Невском и Ледовом побоище после прослушивания «Баллады…»…

В своем творчестве Маргарита Пушкина обращалась и к темам истории зарубежных стран. Например песня «Прощай, Норфолк!» (1991 год) – основана на одном из эпизодов истории Великобритании.

21 августа 1915 года британский генерал Гамильтон отправил Норфолкский полк в качестве подкрепления своим войскам на передовую. Полк поднялся высоко в горы, вошел в осевшее в ущелье огромное облако и... исчез. Из облака не вышел ни один солдат! (Описываемые события действительно имели место быть в истории Первой Мировой войны.)
ПРОЩАЙ, НОРФОЛК!

Музыка - В.Дубинин, В.Холстинин

Слова - М.Пушкина
В небе на битву сходились орлы,

Людям для войн не хватало земли,

.......... лето жгло свой восход.

Немцы убитых тащили во рвы,

В бой англичане бросались как львы,

.......... шел пятнадцатый год
Прощай, Норфолк!

За честь короны мы умрем.

Прощай, Норфолк!

Мы в рай едва ли попадем.

Штык в спине, а пуля в сердце - отпоет шакал,

Мертвым славой не согреться, кто б не согревал.

В жилах кровь суровых бриттов бьется, словно ток.

Смерть сегодня будет сытой,

Да хранит вас Бог!
Полк из Норфолка затерян в горах,

Стынут молитвы и брань на устах,

......... потемнел горизонт.

Странное облако скрыло солдат,

Ни звона стали, ни звуков команд,

....... тяжкий бред, страшный сон.
Прощай, Норфолк!

За честь короны мы умрем.

Прощай, Норфолк!

Мы в рай едва ли попадем.

И рванулся над ущельем яркий столб огня,

И застыла на мгновенье ночь на ранах дня,

Хохот демонов и скрежет, черных змей клубок

Стала облаком вся нежить,

Да хранит вас Бог!
В диком ущелье пульсирует мрак,

Чертит дыханьем языческий знак,

.......... значит полк обречен.

Облако медленно вверх поднялось,

Вспыхнуло криком разгневанных звезд,

......... снова чист небосклон.
Прощай, Норфолк!

За честь короны мы умрем.

Прощай, Норфолк!

Мы в рай едва ли попадем.

Над Норфолком в ту же полночь грянул алый дождь,

Сколько стен от белых молний факелом зажглось,

Черный пепел, черный ветер всех сбивали с ног,

Каждый видел гибель Света...

Да хранит вас Бог!
Буквально в нескольких словах поэтесса рисует ту ужасную, дикую картину войны, где основные цвета черный и красный.

Используя олицетворения, яркие эпитеты и метафоры, Пушкина плавно погружает нас в историю:

В небе на битву сходились орлы,

Людям для войн не хватало земли,

.......... лето жгло свой восход

Немцы убитых тащили во рвы,

В бой англичане бросались как львы,

.......... шел пятнадцатый год

Добавляя долю мистики в легенду-действительность (норфолкский полк в действительности исчез), Пушкина передает нам все чувства солдат, идущих в неизвестность – обреченность, страх, и, в то же время, верность долгу:

Полк из Норфолка затерян в горах,

Стынут молитвы и брань на устах,

......... потемнел горизонт

Странное облако скрыло солдат,

Ни звона стали, ни звуков команд,

....... тяжкий бред, страшный сон.

Пускай «Прощай, Норфолк!» по большей части фантазия поэтессы, но все же именно благодаря этой песне тысячи молодых людей узнали легенду Норфолкского полка… И, возможно, потом сами нашли ее в подлиннике.

Изначально в тексте содержались исторические подробности, вплоть до фамилии командира затерявшегося в горах полка и точного года случившегося. Маргарита Анатольевна призналась, что страшный сюжет был вычитан ею в какой-то тоненькой брошю­ре о всяких чудесах и НЛО. Вот, найденный нами, первоначальный текст песни:
ЛЕГЕНДА ОБ

ИСЧЕЗНОВЕНИИ НОРФОЛКСКОГО ПОЛКА

В АВГУСТЕ 1915 ГОДА
В небе сходились на битву орлы,

Людям для драк не хватало земли,

О-о-о, август жег свой восход,

Немцы убитых тащили во рвы,

В бой англичане бросались, как львы,

О-о-о, шел пятнадцатый год...

Прощай, Норфолк,

За честь короны мы умрем,

Прощай, Норфолк,

Не на щите, но со щитом!
Штык в спине, а пуля - в сердце,

отпоет шакал,

Мертвым славой не согреться,

кто б ни согревал...

В жилах кровь суровых бриттов

бьется, словно ток,

Будет смерть сегодня сытой...

Да поможет Бог!
Кровью и жаждой исходят полки,

Но от победы они далеки,

О-о-о, отступать решено,

Но генерал Гамильтон шлет свой полк,

Тот, что недавно покинул Норфолк,

О-о-о, он бросает полк в ночь.

Прощай, Норфолк,

За честь короны все умрем,

Прощай, Норфолк,

Не на щите, но со щитом!
Там, за горным перевалом,

лучших косит смерть,

Нам дано святое право

в битве умереть,

Через мрачное ущелье

путь в бессмертье лег,

Прочь отставить суеверья,

Да поможет Бог!..
Странное облако скрыло солдат,

Ни звона стали, ни звука команд,

О-о-о, генерал Гамильтон...

Облако медленно вверх поднялось,

Вспыхнуло светом разгневанных звезд,

О-о-о, все исчезло как сон...

Прощай, Норфолк,

За честь короны мы умрем,

Прощай, Норфолк,

Не на щите, но со щитом...
Над Норфолком в эту полночь

грянул алый дождь,

Сколько стен от диких молний

факелом зажглось!

Черный пепел, дикий ветер

всех сбивали с ног,

Каждый видел гибель света...

Да поможет Бог!

Одна из самых интересных, по моему мнению, песен на историко-религиозную тему – песня, посвященная казне Иисуса Христа, «Кровь за кровь».

Наверное, каждый читал «Мастера и Маргариту» М. Булгакова – прочтите текст песни и вспомните этот роман…
КРОВЬ ЗА КРОВЬ

Музыка - В.Дубинин, В.Холстинин

Слова - М.Пушкина

Древний град Иерусалим довлеет над тобой,

Понтий Пилат.

Ты готов сорваться в Рим, махнуть на все рукой,

Забрав с собой солдат.

Ты устал от этих лиц,

От чужой, неискренней земли.

Боль тупая бьет в висок,

Дню мучений выпал срок
Кровь за кровь!

В том воля не людей, а богов.

Смерть за смерть!

Ты должен не роптать, а терпеть

Здесь твой ад!

Ты знаешь - нет дороги назад,

Пей свой яд!

Пей, прокуратор Понтий Пилат.
Над Голгофой - траур мглы, ты чувствуешь беду,

Ты сам не свой

Меж солдат, от зноя злых, твоих решений ждут

Два вора и святой.

Он безумен, видит Бог,

Виноват, лишь в том, что одинок

Но ты шепчешь приговор,

Иудейский царь распят как вор!
В серебристый сон

Ты бы с ним ушел

По дороге вечных звезд

Над простором строгих гор.

Ты бы перед ним

На колени встал,

Не стыдясь ни слов, ни слез.

Кто любил - тот и распял...
Ты хотел найти покой на дне озерных вод,

Понтий Пилат.

Ты стал сам себе судьей, но смерть твоя не в счет.

Для вечной Силы Зла

Дьявол помнит о тебе.

Он в Страстную Ночь идет к воде,

Жаждет смыть с тебя позор,

Но все тщетно до сих пор.
Картины булгаковского романа так и встают перед глазами… Самое интересное в этой песне то, что события казни Христа рассказываются от лица Понтия Пилата. Все восприятие мира передается через чувства прокуратора.

Из-за специфики направления рок-поэзии эта история также сдобрена долей мистики, но мистика здесь уместна, так как мы не можем знать точно о событиях тех далеких дней:

Над Голгофой - траур мглы, ты чувствуешь беду,

Ты сам не свой.

Меж солдат, от зноя злых, твоих решений ждут,

Два вора и святой.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.» iconZarlit современнаяпоэзия : русскаяизарубежная краснодар 2011 удк...
С современная поэзия: русская и зарубежная (сборник статей) / Под ред. А. В. Татаринова. Краснодар: zarlit, 2011
Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.» iconРусская рок-поэзия
Охватывает не только бывший ссср, но получил распространение в мировой культуре
Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.» iconРеферат по теме: «Рок-движение»
Феномен рок-музыки как формы контркультуры исследован давно и достаточно глубоко. Однако в данной работе будет предпринята попытка...
Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.» iconУрок внеклассного чтения в 10 классе «Современная коми поэзия. Основные...
Великой Отечественной войны в коми поэзии», «Тема детства в современной коми поэзии», «Тема родины в современной коми поэзии», «Пушкинская...
Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.» iconРазработка урока музыки в 8-м классе по теме «Джаз, рок, рок-н-ролл»
Цель: накопление восьмиклассниками первоначальных представлений о современных музыкальных стилях: джаз, рок-н-ролл
Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.» iconРеферат по теме: «отечественная рок- и поп-музыка»
Интересно заметить, что многие известные музыканты заимствуют элементы рок-музыки прошлого и настоящего и представляют публике свой...
Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.» iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.» iconРеферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»
Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –...
Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.» iconРок-движение как форма контркультуры
Огромное количество людей заинтересовано в рок-культуре. Более того, если на этапе своего становления и распространения рок был,...
Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.» iconКонспект урока земля и ее внутреннее строение. Фио (полностью) Приходько Маргарита Анатольевна
Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова «География. Начальный курс. 6 класс», Москва Дрофа 2011г
Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.» iconРеферат. Поэзия «женской души»
Поэзия И. Анисимовой своеобразна и неповторима, но в то же время следует предшествующим традициям женской поэзии. Её поэтические...
Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.» iconРеферат Тема: Библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита» М....
...
Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.» iconЛитература Тема урока: «Поэзия Серебряного века. Моё открытие» тдц:...
...
Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.» iconПриход в честь архангела михаила
Ученый сделал вывод: рок-музыка убивает живую клетку, в первую очередь – клетку мозга. Ярким подтверждением вывода ученого является...
Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.» iconРеферат по литературе на тему: Россия в лирике А. А. Блока
Гражданственно-патриотическая поэзия А. Блока и тема будущего Родины. Россия прошлого и новый век. «На поле Куликовом»
Реферат Тема: «Современная бард-рок поэзия. Маргарита Анатольевна Пушкина.» iconРеферат по литературе Адресаты посланий А. С. Пушкина в 30-е годы XIX века
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск