Скачать 0.94 Mb.
|
Д.В. Абашева, Т.Ф. Иванова ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА Чебоксары 2010 Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Д. В. Абашева Т. Ф. Иванова ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность 030602 Связи с общественностью Чебоксары 2010 ББК 83.3(0)Я73 85.03(0)Я73 УДК[821.09+7.01](075.8) А 136 Абашева Д. В., Иванова Т. Ф. История мировой литературы и искусства : учебно-методический комплекс дисциплины : специальность 030602 Связи с общественностью / Д. В. Абашева, Т. Ф. Иванова. – Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет, 2010. – 78 с. Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Рецензенты: Ляпаева Л. В. – канд. филол. наук, доцент кафедры русской литературы ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»; Агапова Н. Г. – канд. пед. наук, доцент кафедры литературы ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»; Королькова Г. Л. – канд. филол. наук, доцент кафедры литературы ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». © Абашева Д. В., Иванова Т. Ф., 2010 © ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2010 Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат. Леонардо да Винчи
Интегративный курс, синтезирующий общественно-художественный опыт, направленный на раскрытие поиска идеалов, художественных открытий и концепции человека в произведениях мировой литературы и искусства. Специфика и задачи курса определяются его ведущей ролью в формировании ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ, национального и гражданско-патриотического самосознания, опирающегося на принцип духовности. Русская и зарубежная литература, различные области искусства составляют предметное и воспитательное единство, основанное на общих задачах предметов гуманитарного цикла (эмоционально-образного ряда). Курс позволяет сочетать предметную и духовно-нравственную подготовку специалиста. Концепция курса строится на определяющем значении духовных и эстетических начал в образовании и воспитании творчески мыслящих, высококультурных, инициативных специалистов, открытых к общению, к работе в команде. Учитывая традиционное построение курсов истории литературы, искусства, в программе сохраняется исторический принцип изучения дисциплин, историко-литературный и историко-культурный контексты. В то же время вводится модульное построение предмета: модули объединяют литературу, искусство определенного периода через концепцию человека и поиски идеала в каждом историческом периоде развития культуры у разных народов и особенности интерпретаций явлений культуры различного типа. Критерием при выборе фактического материала служила эстетическая значимость отобранных для анализа произведений литературы и искусства, их культурологическая, философская вербализация, стимулирующая творчество и интерес студента. Изучение предмета происходит на 1-ом курсе в течение одного семестра (II семестр), когда студенты еще только начинают изучение многих смежных наук (философии, истории, этики, языкознания, психологии), важных для более глубокого постижения предмета. Учтены возможности курса и для развития навыков самостоятельной научной работы студентов, что нашло отражение и в семинарских заданиях, и в темах для самостоятельных исследований. Задачи курса определяются его спецификой: - развивать потребность обращения к вечным проблемам бытия на основе выработки способности, умения и желания постигать учебные задачи, сосредотачиваться на фундаментальных жизненных функциях человека, отраженных в глубине гуманитарных знаний, эмоциональных переживаний литературы и искусства; - развивать умение грамотного художественно-эстетического прочтения и понимания произведений искусства (литературы, живописи, музыки), умение отличать подлинное искусство от подделок.
Студент, изучивший курс «История мировой литературы и искусства», должен знать:
Должен уметь:
Должен владеть:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы Для студентов дневного отделения
Для студентов заочного отделения
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание модулей дисциплины МОДУЛЬ I Введение к курсу Вопросы для самопроверки:
Курс «История мировой литературы и искусства» как учебный предмет, его особенности и построение. Специфика предмета. «Мировая литература» и «мировое искусство» как понятия. Концепция человека и поиск идеала как доминанта истории мировой литературы и искусства. Лекция 1. История всемирной литературы и искусства как учебный предмет. Проблемы моделирования. – 2 часа.
Лекция 2. Генезис искусства – 2 часа.
Перечень заданий для самостоятельной работы и литература к ним. Семинарское занятие 1. Мифологическое представление о времени и пространстве. Славянская мифология. – 2 часа. 1. «Свет и тьма» в поэтических воззрениях славян. 2. «Небо, земля и солнце» в представлении древних славян. 3. «Живая вода и вещее слово» в мифологии древних славян. 4. Что составляет так называемую модель мира в определенных культурах? Каковы представления о мировом дереве (лат. arbor mundi) у древних славян. 5. Дайте характеристику общей структуры восточнославянского пантеона. Владимиров пантеон. Славянские божества разного уровня: Перун и Велес, Мокошь, Сварог, Даждьбог, Стрибог, Хорес и Семаргл; Ярила и Купала; персонажи новогоднего цикла; Див, Род, Чур; божества III уровня; божества IV уровня; божества V уровня. 6. Происхождение мифа, методы и средства его изучения в концепциях А.Н. Афанасьева о поэтических воззрениях славян на природу. |
Программа по дисциплине «История мировой литературы и искусства» Программа по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного отделения... | Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного... | ||
«История мировой литературы и искусства» Кс социально-гуманитарных дисциплин, сформировать у студентов систематические знания по истории мировой культуры, ознакомить студентов... | «История мировой литературы и искусства» Кс социально-гуманитарных дисциплин, сформировать у студентов систематические знания по истории мировой культуры, ознакомить студентов... | ||
«история мировой литературы» Направление подготовки Дисциплина «История мировой литературы» в структуре ооп бакалавриата относится к базовой части б профессионального цикла | Программа дисциплины История искусства и литературы. Часть I для... Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,... | ||
Программа дисциплины История искусства и литературы. Часть I для... Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской... | ||
Учебно-методический комплекс обеспечивает освоение дисциплины «История... Т. И. Борко. История мировой культуры и искусства. Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство Тюменского государственного... | Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления... «Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается... | ||
Философский факультет Курс находится в тесной связи с курсами «История культуры», «Теория и история искусства», «История изобразительного искусства», «Охрана... | Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» Данная учебная дисциплина предполагает сочетание двух подходов к изучению мировой культуры и искусства, в частности, совмещение анализа... | ||
Задания и рекомендации для студентов по освоению курса «Риторика» Отечества», «История мировой литературы и искусства». Изучение дисциплины «Риторика» является важным условием для формирования коммуникативной... | Литература 17 в Возрождения, мировой литературы 17 в в единстве литературного, социо-культурного, философского, исторического аспектов, сформировать... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению... |