Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства»





НазваниеПрограмма и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства»
страница1/5
Дата публикации04.12.2014
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5


Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация

«Институт индустрии моды»

Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного отделения с дистанционной формой обучения (пятый семестр)


Автор-составитель:

канд. фил. наук, доцент

Нестерова Т.П.


Москва 2009
Объяснительная записка

Курс «История мировой литературы и искусства» рассчитан для студентов, занимающихся по специальности «Связи с общественностью», которые находятся на дистанционной форме обучения. Являясь одним из базовых гуманитарных курсов для студентов данной категории, он включает в себя обзор искусства и литературы от античности до первой половины ХIХ века. Специфика данного курса предполагает не подробное изучение максимального числа произведений литературы и искусства, а знакомство с наиболее крупными шедеврами, ставшими культурными явлениями не только для своего времени, но и вошедшими в мировую сокровищницу художественного творчества. В рамках изучения общекультурных закономерностей развития мировой литературы и искусства особое внимание уделяется русской литературе, прежде всего произведениям, не вошедшим в школьную программу.

Задачи курса: дать студентам общее представление о месте мировой литературы и искусства от античности до первой половины ХIХ века в целостной системе мировой культуры; на конкретном литературном, литературоведческом, искусствоведческом и культурологическом материале показать особенности развития мировой литературы и искусства; закрепить и развить навыки анализа литературного произведения.

Курс «История мировой литературы и искусства» содержит лекционную часть, контрольное тестирование по трагедии Шекспира «Гамлет», выполняемое после изучения раздела «Искусство и литература Западной Европы», написание реферата «Поэты пушкинской поры», работа над которым осуществляется после знакомства студентов с соответствующей темой в курсе лекций, зачёт в форме тестов, контролирующий знания студентов по всему материалу, рассчитанному на пятый семестр. Задание считается выполненным, если студент верно ответил на вопросы более половины тестов. За каждый верный ответ присваивается 1 балл. Оценки: 10 баллов – 5 (отлично); 8–9 баллов – 4 (хорошо); 6–7 баллов – 3 (удовлетворительно); менее 6 баллов – 2 (неудовлетворительно). Тестирование и выполнение рефератов предполагают знакомство не только с содержанием лекций, но и с рекомендательной литературой, списком художественных текстов, в который кроме указанных могут быть включены другие произведения по выбору студента. В помощь студентам к каждой теме реферата дан рекомендательный план и определена цель выполнения задания.

Поскольку курс рассчитан на год, то его изучение будет продолжено в шестом семестре.
Раздел I. Искусство и литература Западной Европы

Тема 1. Античная литература и искусство. Эпоха Возрождения. Искусство ХVII века (2 часа)

В III–II тыс. до н.э. на окраине древневосточной цивилизации, на стыке трёх материков – Азии, Африки и Европы зарождается эгейская культура. Её очаг – побережье Средиземного моря, его острова и полуострова. Эгейская культура была открыта лишь в начале ХХ века английским археологом А. Эвансом на острове Крит. Учёный первым предположил, что существует генетическая связь культуры Древнего Востока с эгейской культурой. До нас дошло не много памятников критской культуры, главным образом, дворцы знати, которые соперничали между собой богатством и роскошью (Киосский дворец). Однако эту культуру художественной в точном смысле этого слова назвать нельзя. Художественная культура – это сознательно созданная человеком система духовных и материальных ценностей, отвечающая определённым критериям, причём в этой культурной системе человек осознаёт себя творческой личностью, способной культивировать индивидуальные творческие задатки. Эгнйская культура – это особое нё состояние, когда человек органично чувствовал себя в Универсуме, в природе. Поэтому результаты деятельности древних греков проявлялись как эстетико-художественные ценности, а последующие поколения относили эти результаты к художественной культуре, искусству, хотя сами древние греки лишь создавали необходимые условия для жизни и выживания, организовывали свой повседневный быт.

В ХV–ХVI веках до н. э. центр эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова, в Микены и Тиримф. Греки-ахейцы строят свои города-крепости на высоких холмах. Такой город получает название «акрополь» – верхний город, там располагается царская резиденция. Город укрепляется мощными стенами и играет роль крепости. Известный по раскопкам Микенский дворец более упорядочен в планировке, чем свободно-хаотичный Киосский дворец. На примере крито-микенской культуры можно увидеть, как человек осваивает мир, но на этом этапе он очень тесно связан с природой.

Литература древних греков, как и других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего басни, сказки, мифы и песни. В ХIV–ХIII вв. до н. э. эпическая литература сложилась в особый вид искусства со своими специальными правилами речевого и музыкального исполнения, стихотворным размером – гекзаметром, обширным запасом постоянных характерных эпитетов, сравнений и описательных формул. Об уровне поэтического творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в первой трети тысячелетия до н. э. Составителей этих поэм было, вероятно, очень много, но художественное единство их предполагает наличие единого неизвестного нам автора, оставшегося в памяти всей античности и всей последующей культуры под именем слепого и мудрого певца Гомера.

В начале V века рождается трагедия (Софокл, Еврипид).

Скульптура. Фидий (V в. до н. э.) создаёт грандиозные скульптуры Зевса Олимпийского, Афины Парфенос. В теоретическом трактате «Канон» Поликлет выводит математический закон идеальных пропорций человеческого тела, а потом воплощает свои расчёты в знаменитой статуе «Дорифор», изображающей сильного, красивого, спокойного юношу.

Период эллинизма. Конец IV–III вв. до н. э. – период эллинизма, когда Древняя Греция вошла в состав державы Александра Македонского. Эта новая империя объединила разные племена, народы: в контакт вступали всевозможные традиции, верования, обычаи. Центрами эллинистической культуры становятся города Афины, Милеет, Коринф, Александрия. Под покровительством государства в Александрии формируется знаменитая библиотека. Каждый корабль, входящий в гавань, обязан был сдавать книги. С них снимались копии, и при отъезде копии вручались владельцам книг.

Литература. Широкое распространение получает жанр идиллии. Её классиком является Феокрит (1-я пол. III в. до н. э.), который в своих идиллиях (буквально «картинки») изображает безмятежную жизнь на природе, в гармонии с ней. Герои идиллий – пастухи и их подружки.

Римская драма и поэзия. На становление и развитие римской литературы оказала воздействие не только народное творчество, но и греческая литература. Первыми римскими поэтами были греки, а первыми произведениями на латыни были переводы с греческого. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, грек, попавший в плен к римлянам. Замечательными писателями были Цецерон, Юлий Цезарь.

Место искусства в системе ценностей средневековья. К концу античности христианство одержало окончательную победу над язычеством, что обозначало забвение античной культуры. В рождающемся средневековом мире христианство сделалось его основой, которая влияла на все стороны жизни человека. Античное восприятие мира основывалось на убеждении , что в мире существует всеобщая гармония, что существует вечно, а человек является органической частью этого мира. Жители Древней Эллады придавали большое значение человеческому разуму, его способности познавать мир, изменять его.

В христианстве же утвердилась иная система ценностей, которая отрицала земную вечность мира и признавала роль Творца-Бога в качестве существа изначального и неизменного. Появились две нравственные категории – добро и зло, борьба между которыми стала центром как религиозного, так и бытового сознания европейца. Идея греховности человека занимает центральное место в христианстве, а сцены Страшного суда преобладают в средневековом искусстве над всеми прочими сюжетами.

Архитектура: романский и готический стили. За IХ–ХII в Европе сменились два основных архитектурных стиля – романский и готический. Романский стиль получил своё название оттого, что явился подражанием древним римским постройкам. В действительности постройки в романском архитектурном стиле были гораздо грубее и несовершеннее, тяжеловеснее, чем в античном римском. Толстые стены, сравнительно невысокий купол, Толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских соборов явно отражают и слабую ещё в этот период (IХ–ХI вв.) строительную технику, и саму политическую обстановку постоянных феодальных войн, когда те же церкви легко превращались в крепости, где отсиживалось от набегов рыцарей местное население.

Гораздо интереснее т совершеннее в техническом отношении архитектура готическая. Её характерной чертой является стремление построить здание как можно более высокое. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Их окна были большими, с множеством цветных витражей. Обильные выпуклые украшения, статуи, барельефы, висячие арки, причудливая каменная резьба богато украшали здание изнутри и снаружи. Одна или несколько высоких башен снаружи и величественные порталы (двери) придавали готическим соборам особую торжественность. Из памятников романской архитектуры наибольшую известность приобрели собор Богоматери в Париже, Миланский собор в Италии, Линкольнский собор в Англии, Пражский – в Чехии.

Развитие литературы. Народные песни и легенды в эпоху средневековья распространялись бродячими артистами. Поэмы и сказания о подвигах рыцарей создавались в эпоху крестовых походов во всех странах Европы. Многие из них связаны с образом императора Карла Великого, самая замечательная из них – «Песнь о Роланде», сложенная в конце ХI века. Сюжет связан с действительными историческими событиями многолетней войны франков с испанскими сарацинами (арабами).

В ХII–ХIII вв. во Франции появились первые рыцарские романы, которые, исходя из вкусов феодалов, приукрашивали рыцарство. Главное место здесь занимает любовная тема и всевозможные, часто фантастические подвиги рыцарей, которые совершаются в честь «дамы сердца».

Развиваются устно-поэтические жанры. Замечателен цикл английских баллад –песен ХIV в. о легендарном разбойнике , храбром и великодушном Робин Гуде, жившем в лесу со своей дружиной. Народный герой неизменно защищал бедняков от богатых феодалов.

Эпоха Возрождения. Возрождение – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы, вызванное начавшимися процессами постепенного перехода от феодальных отношений к капиталистическим. Хронологически эпоха Возрождения, или Ренессанс, охватывает период ХIV–ХVI вв., до конца ХV в. оставаясь в основном итальянскими явлением.

Термин «Возрождение» был введён в ХVI в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джордже Вазари (1511–1574). Под ним понималось всесторонне развитие нового искусства, основанного на изучении природы и возрождении античной традиции.

В эту эпоху меняется представление о человеке, его месте в природе и обществе. Идеалом личности становится человек, хорошо развитый физически и умственно, обладающей сильной волей, отвагой и предприимчивостью. Человек новой эпохи стремится к духовной свободе; средневековый аскетизм вытесняется радостью бытия, свободой творчества, проявлением индивидуальности. Культура Возрождения явилась сплавом античных традиций и форм с традициями средневековья и христианства, с новыми веяниями и представлениями.

Идеологическое движение эпохи Возрождения имело два направления – религиозное и светское. Первое нашло своё воплощение в Реформации – движении, принявшем форму борьбы против католической церкви (в рамках религиозных учений) Второе направление проявилось в формировании нового мировоззрения и новой культуры, ставших основным идейным содержанием Возрождения и получивших название гуманизма (от лат.– человечный). Идеологи Возрождения противопоставляли новую эпоху эпохе средневековья. Художники, писатели, философы поместили в центр творчества человека. Опорой для такого понимания стала античность, где человек был мерой всех вещей, где всё, что создавалось, было соразмерно человеку и философии главным образом изучала человека. Поэтому возвращение к принципам античного искусства отвечало идеалам и целям людей данной эпохи.

Важнейшей чертой Возрождения становится индивидуализм. Новые общественные отношения буржуазного общества с его конкуренцией предпринимательством требовали от человека личной инициативы, активной деятельности, проявления всех индивидуальных качеств для достижения успеха.

До конца ХV в. о Возрождении можно говорить только применительно к Италии. В других странах Европы оно началось много позднее и не нашло столь яркого выражения. Эпоха Возрождения – время расцвета культуры после долгого застоя – раньше всех началось в Италии. Если в других европейских странах к эпохе Возрождения относят писателей, художников, учёных ХV–ХVI вв., то в Италии, на родине Возрождения, особенности этой эпохи возникают в творчестве поэтов, в трудах учёных, в картинах живописцах в ХIII–ХIV вв.

Эпоха Возрождения в Италии. Хронологически рамки итальянского Возрождения охватывают период со второй половины ХIII по ХVIв. Включительно. Живописцы: Джотто ди Бондоне (1267–1337) – родоначальник реалистического искусства, среди картин которого «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа»; Лнонардо да Винчи (1452–1519), написавший портрет моны Лизы, жены флорентийского купца. В этом портрете художник решил задачу, предвосхитившую грядущие устремления изобразительного искусства: им было запечатлено не одно какое-то состояние человека, а сложный процесс духовной жизни. Удивительная улыбка моны Лизы до сих пор привлекает внимание ценителей живописи. Неповторимое обаяние придаёт особая туманная дымка, окутывающая молодую женщину. Синтез традиций античности и духа христианства присутствует в творениях Рафаэля Санти ( 1483–1520). В его творениях получили решение две важнейшие проблемы изобразительного искусства: изображение пластического совершенства человеческого тела, выражающего духовное богатство и гармонию внутреннего мира человека, и построение сложной многофигурной композиции («Сикстинская мадонна», «Мадонна­садовница"», «Мадонна с Иоанном Крестителем и св. Николаем»). Третьим титаном Возрождения является Микеланджело Буонарроти (1475–1564) – скульптор, художник, поэт, архитектор. Единственно завершенная его большая работа – роспись потолка Сикстинской капеллы в ватиканском дворце. Величайшим художником был Тициан Вечеллио (1476/ 77 – 1576), выработавший свою манеру письма, в которой большое значение придавалось не линиям, а сочетаниям красок. Его картины праздничны, величественны, жизненны осязаемы («Празднество Венеры», «Вакх и Ариадна», «Лежащая Венера» и др.

Архитектура. Вертикализм, устремленность вверх, присущий готике, сменяется новыми формами, развивающимися в ширину. Архитектура итальянского Возрождения оказала существенное влияние на развитие архитектуры европейских стран.

Возрождение в Англии. Сильнее всего идеи Возрождения проявились в театре. О жизни Вильяма Шекспира (1564–1616) известно мало, рукописи его пьес утеряны. Они должны были храниться в театре «Глобус», но погибли во время пожара, вспыхнувшего в 1613 году при постановке пьесы-хроники «Генрих VIII». Шекспир сюжеты не придумывал, он их заимствовал, чтобы совершенно обновить и сюжеты и жанры. Он писал в трёх основных для того времени драматических жанрах: хроника (пьеса на сюжет из национальной истории), комедия, трагедия. Поздние пьесы Шекспира сегодня называют драмами на романтические сюжеты. – romance. Этот термин восходит к рыцарской литературе, по ассоциации с которой стали именовать все произведения, отмеченные фантазией и содержащие удивительные происшествия.

В творчестве Шекспира чаще всего устанавливают три периода. Первый – 90-е годы ХVI в.; внутри него обосабливают ранний этап – первую половину десятилетия. В это время написаны почти все хроники, большая часть комедий и первые трагедии, среди которых – «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь». Тогда же созданы поэмы и сонеты.

Второй период – с 1600 по 1608 год. Это время называют «периодом великих трагедий»: «Гамлет», «Отелло», «Макбет», «Король Лир». Одновременно с ними написаны поздние комедии.

Третий период – с 1808 по 1613 год. Пишутся последние трагедии – на античные сюжеты, и оформляется новый жанр – романтическая драма.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» iconПрограмма по дисциплине «История мировой литературы и искусства»
Программа по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного отделения...
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» iconСамостоятельная работа обучающихся 34 часа Аудиторная работа по дисциплине...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры зарубежной филологии
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» icon«История мировой литературы и искусства»
Кс социально-гуманитарных дисциплин, сформировать у студентов систематические знания по истории мировой культуры, ознакомить студентов...
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» icon«История мировой литературы и искусства»
Кс социально-гуманитарных дисциплин, сформировать у студентов систематические знания по истории мировой культуры, ознакомить студентов...
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» icon«история мировой литературы» Направление подготовки
Дисциплина «История мировой литературы» в структуре ооп бакалавриата относится к базовой части б профессионального цикла
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» iconФилософский факультет
Курс находится в тесной связи с курсами «История культуры», «Теория и история искусства», «История изобразительного искусства», «Охрана...
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» iconИстория мировой литературы и искусства
Печатается по решению ученого совета гоу впо «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» iconПрограмма дисциплины История искусства и литературы. Часть I для...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» iconПрограмма дисциплины История искусства и литературы. Часть I для...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» iconКурс лекций по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» для специальности 030503 Правоведение
Данный курс лекций рассчитан на 50 часов для базового уровня профессионального образования и един для всех форм обучения
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» iconКурс лекций по дисциплине «Введение в специальность» Направление подготовки
Минеев В. Г. История и состояние агрохимии на рубеже ХХI в., т М., Изд-во мгу, 2002
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» iconРоссийской федерации
Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,...
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» iconУчебно-методический комплекс обеспечивает освоение дисциплины «История...
Т. И. Борко. История мировой культуры и искусства. Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство Тюменского государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск