Скачать 0.52 Mb.
|
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова» Кафедра «Химия, агрохимия и почвоведение» Краткий курс лекций по дисциплине «Введение в специальность» Направление подготовки 110100.62 Агрохимия и агропочвоведение Профиль подготовки Агрохимия и агропочвоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Нормативный срок обучения 4 года Форма обучения Очная
Саратов 2011 Содержание
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература (библиотека СГАУ)
б) дополнительная литература
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, Агропоиск, полнотекстовая база данных иностранных журналов Doal, поисковые системы Rambler, Yandex, Google:
Лекция 1. История вопроса. 1. Содержание профессиональной деятельности специалистов по агрохимии и агропочвоведению, структура аппарата агрохимической службы. 2. Функциональные права и обязанности работников агрохимической службы. 3. Должностные характеристики специалистов. Специалист с квалификацией «агроном» по специальности «Агрохимия и почвоведение» после адаптации должен быть подготовлен к деятельности в области агрохимии и почвоведения, главным образом для работы в отраслях агропромышленного комплекса (АПК): - колхозах, совхозах, фермерских хозяйствах; - областных производственных объединениях по агрохимобслуживанию сельского хозяйства (сельхозхимии); - областных производственно-изыскательских станциях химизации, филиалах государственного предприятия «Южгипрозем»; - областных научно-производственных объединениях по сельскому хозяйству;
Специалист должен иметь высокий уровень гуманитарных, специальных, общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний, чтобы после присвоения ему соответствующей квалификации, при накоплении практических навыков успешно осуществлять активную профессиональную деятельность. Имея фундаментальную научную и практическую подготовку, специалист должен уметь самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных и экологических последствий, непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы экологической и социальной жизни общества, знать место и роль в ней своей профессиональной деятельности, проблемы и тенденции устойчивого развития. Специалист должен владеть государственным языком в объеме, необходимом для исполнения своих служебных обязанностей, уметь использовать в профессиональной деятельности как минимум один из иностранных языков, знать основы мировой и отечественной культуры, иметь потребность в постоянном профессиональном, культурном и физическом самосовершенствовании. Специалист с квалификацией «агроном» по специальности «Агрохимия и почвоведение» должен знать: - основы гуманитарных и социальных дисциплин, философию, культурологию, экономическую теорию, социологию, политологию, основы права, основы психологии и педагогики, этику, белорусский язык и один из иностранных языков на уровне базовой подготовки, физическую культуру; - общенаучные и общепрофессиональные дисциплины, создающие фундамент теоретических знаний по специальности и базу прикладных знаний в смежных областях, включая аналитическую химию, безопасность жизнедеятельности, биотехнологию в растениеводстве, ботанику, вычислительную технику и информатику, генетику, неорганическую и органическую химию, высшую математику, селекцию и семеноводство сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственную микробиологию, радиологию и экологию, физику и агрофизику, физико-химические методы анализа, физиологию и биохимию растений, физическую и коллоидную химию, экономику сельского хозяйства, организацию сельскохозяйственного производства; - специальные дисциплины, создающие теоретическую базу знаний и практические навыки по специальности, в том числе агрохимию, земледелие, интегрированную защиту растений, овощеводство, плодоводство, почвоведение, почвенные ресурсы России, растениеводство, сельскохозяйственные машины, систему применения удобрений, технологию хранения и переработки продукции растениеводства с основами стандартизации, фитопатологию и энтомологию с основами иммунитета, химическую защиту растений; - дисциплины специализаций, создающие углубленную базу знаний по соответствующей специализации. - на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации в сфере его профессиональной деятельности; - приобретать новые знания используя современные информационные технологии; - управлять производственными отношениями с учетом технических, финансовых и производственных факторов; - принимать решения, организовывать работу исполнителей и делопроизводство; - использовать методы агрономических наук при решении задач в области земледелия; - ставить цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения системный подход; - принимать участие в научных исследованиях, связанных с совершенствованием и развитием производства растениеводческой продукции; - организовывать и вести обучение рабочего и среднего технического персонала; - осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Лекция 2. Общие сведения истории развития профессии агроэколог-агрохимик. 1. Этапы становления профессии в России. 2. Квалификационная характеристика агрохимика-агроэколога. 3. Основное назначение специалиста агрохимика-агропочвоведа. Объектами профессиональной деятельности по специальности «Агрохимия и почвоведение» являются почва, растения, удобрения, мелиоранты, технологические процессы производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почвы. Сфера профессиональной деятельности специалиста на основе совокупности фундаментальных, общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний включает следующее: - обеспечение производственно-технологической деятельности сельскохозяйственных предприятий по выращиванию и переработке сельскохозяйственных культур; - организацию производственных процессов по возделыванию, переработке и хранению продукции растениеводства, проведению научных и экспериментальных работ в агрономии. Специалист после адаптации (до 1 года) может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям: - организационно-технологическое; - проектно-изыскательское; - производственно-управленческое; - экспериментально-исследовательское; - консультативное. Специалист способен решать следующие профессиональные задачи: - работать с литературными источниками (анализ, систематизация, обобщение результатов); - разрабатывать и вести техническую документацию; - разрабатывать и осуществлять технологические процессы в области агрохимии, почвоведения и производства продукции растениеводства; - выполнять расчеты с применением компьютерных технологий; - обучать технико-вспомогательный персонал; - производить биоэнергетическую, экономическую и экологическую оценку результатов. Специалист может выполнять следующие функции:
Лекция 3. Высшее образование в России. 1. Функции высшего профессионального образования. 2. Структура высшего профессионального образования. 3. Типы высших учебных заведений. Высшее образование представляет собой заключительный этап в системе народного образования. Главная задача вузов – подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками по специальности. Высшее образование тесно связано с наукой. Оно постоянно вбирает, перерабатывает, систематизирует новые знания, умения и делает их достоянием подрастающего поколения. Общее и специальное руководство высшим образованием возложено на Министерство высшего и среднего специального образования России. Оно несет ответственность за состояние и дальнейшее развитие системы высшего образования, за качество подготовки специалистов и за наиболее полное удовлетворение потребностей народного хозяйства в них. Главными задачами высших учебных заведений являются следующие: подготовка высококвалифицированных специалистов и постоянное совершенствование качества их подготовки; выполнение научно-исследовательских работ; создание учебников и учебных пособий; подготовка научно-педагогических кадров; повышение квалификации преподавательского состава высших учебных заведений, а также специалистов с высшим образованием, занятых в соответствующих отраслях народного хозяйства. Каждое высшее учебное заведение имеет устав, который разрабатывается им на основе типового Положения о высших учебных заведениях. Высшие учебные заведения могут иметь: филиалы, факультеты, отделения, кафедры, учебно-консультационные пункты, научно-исследовательские учреждения, лаборатории, библиотеки, клиники, учебно-опытные и экспериментальные хозяйства, учебно-производственные мастерские, издательства и редакционно-издательские отделы, типографии, учреждения культурно-бытового назначения и другие структурные подразделения. Руководит всей деятельностью вуза ректор, назначаемый министерством, комитетом или ведомством, в подчинении которого находится высшее учебное из числа наиболее крупных и авторитетных ученых. Ректор организует всю работу высшего учебного заведения и несет полную ответственность за состояние и деятельность вуза. На ректора возлагаются: контроль за выполнением учебных планов и программ и планов научно-исследовательских работ; руководство идейно-воспитательной работой; прием, выпуск, отчисление и восстановление студентов; утверждение расписания учебных занятий и контроль за качеством их проведения; общее руководство физическим воспитанием и спортивной работой, организация бытового обслуживания студентов и сотрудников; разработка и проведение мероприятий по укреплению и развитию учебно-материальной базы вуза. Руководство учебной, учебно-методической и воспитательной работой осуществляет проректор по учебной работе. В его ведении и подчинении находятся учебная часть и вся учебно-методическая база. Руководство научной и научно-методической работой – компетенция проректора по научной работе. В его ведении и подчинении находятся лаборатории, опытные поля, учебно-опытное хозяйство, пропаганда и внедрение в производство достижений науки и передового опыта. При наличии большого контингента студентов-заочников, слушателей курсов повышения квалификации и иностранных студентов и аспирантов в ВУЗах могут назначаться проректор по заочному обучению, проректор по повышению квалификации, проректор по международным связям. Руководство административной и хозяйственной деятельностью вузов возлагается на проректора по административно-хозяйственной работе. Для рассмотрения основных вопросов деятельности высшего учебного заведения при ректоре организуется Совет вуза. В его состав входят: ректор (председатель), проректоры, деканы факультетов, заведующие кафедрами общественных наук и специальных дисциплин, представители профессорско-преподавательского состава и общественных организаций, а в отдельных случаях представители производства и научно-исследовательских учреждений. Основными учебно-научными и административными подразделениями высших учебных заведений являются факультеты, осуществляющие подготовку студентов и аспирантов по родственным специальностям, определяющим направление и профиль подготовки специалистов с учетом потребностей отраслей народного хозяйства. Факультет объединяет соответствующие кафедры, лаборатории и руководит их работой. На факультете решаются основные вопросы по обучению и воспитанию студентов: перевод их с курса на курс, назначение стипендий, учет посещаемости занятий и успеваемости, представление к поощрениям и наложение взысканий и т. д. Руководство факультета претворяет в жизнь учебные планы и программы, поддерживает непосредственную связь со студентами в распределении учебных и общественных нагрузок и т. д. Деятельностью факультета руководит декан, избираемый тайным голосованием членов Совета высшего учебного заведения (или факультета) сроком на 5 лет из профессоров или наиболее опытных доцентов. На декана факультета возлагаются следующие обязанности: непосредственное руководство учебной, воспитательной, научно-методической и научной работой; обеспечение выполнения учебных планов и учебных программ; организация учета успеваемости студентов и установление сроков сдачи экзаменов; разработка и осуществление мероприятии по совершенствованию учебного процесса и повышению качества подготовки студентов; перевод студентов с курса на курс; предоставление академических отпусков; допуск студентов к сдаче государственных экзаменов и защите дипломного проекта; назначение стипендии с учетом мнения общественных организаций; составление расписания занятий и контроль за его выполнением. На факультетах с большим количеством студентов вводится должность заместителя декана (одна или более). На факультетах создаются советы факультетов, на заседаниях которых рассматриваются вопросы методической и учебной деятельности. В состав совета входят декан (председатель), его заместители, заведующие кафедрами, ведущие профессора и преподаватели, представители общественных организаций и производства. Лекция 4. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине введение в специальность ... | Оценочные средства по учебной дисциплине б 1 Введение в профессионально... Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц» | ||
Рефератов по дисциплине «введение в специальность» Темы рефератов по дисциплине «введение в специальность» (блок кафедры экономической теории и прикладной экономики) для студентов... | Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность Дисциплина «Введение в специальность» является вводным предметом специальности «Организация перевозок и управление на транспорте... | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В введение в специальность ... | Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность Программой учебной дисциплины «Введение в специальность» предусматривается изучение основных вопросов развития страхования в Российской... | ||
Программы (основная / дополнительная), направление подготовки, специальность,... Уровень, ступень образования, вид образовательной программы, направление подготовки, специальность, профессия” | Курс лекций по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» для специальности 030503 Правоведение Данный курс лекций рассчитан на 50 часов для базового уровня профессионального образования и един для всех форм обучения | ||
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История... История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение... | Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины приоритетные направления развития... Направление подготовки: научная специальность 12. 00. 08 – «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» | Рабочая программа Учебная дисциплина Введение в специальность Направление... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: Специальность... Направление подготовки: Специальность 040101. 65 «Социальная работа», квалификация специалист | Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность для студентов направления подготовки Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность для студентов направления подготовки Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины (курс по выбору) Направление... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |