Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры»





НазваниеРабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры»
страница1/6
Дата публикации12.08.2015
Размер0.79 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Автономная некоммерческая образовательная организация

Высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»

(АНОО ВПО ВЭПИ)

Социально-правовой факультет

УТВЕРЖДЕНА
протоколом заседания кафедры философии,
иностранных языков, социальных дисциплин
от «____» ________ 20__ г. № ___.
Заведующий кафедрой

к. полит. н. И.А. Свёртков
Кафедра философии, иностранных языков, социальных дисциплин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «История мироваяой культуры»

для подготовки студентов очной и заочной формы обучения по специальности 080505 «Управление персоналом»

Очная форма обучения Трудоемкость 100 часов Аудиторных 64 часа

Лекционных 32 часа

Практических 32 часа

СРС 36 часов



Заочная форма обучения Трудоемкость 100 часов Аудиторных 18 часов

Лекционных 14 часов

Практических 6 часов

СРС 82 часа

Составители: к.филол.н. Петракова Л.Г.


Форма отчетности: зачет.


Воронеж 2011


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «История мировой культуры» направлен на целостное изучение и осмысление исторического процесса развития искусства во всем многообразии его проявлений. Данная учебная дисциплина предполагает сочетание двух подходов к изучению мировой культуры и искусства, в частности, совмещение анализа общих закономерностей культурно-исторического процесса с детальным изучением искусства отдельных локальных культур и цивилизаций.

В ходе изучения курса «мировая культура и искусства» история искусства рассматривается как единый и открытый динамичный процесс становления и развития художественной культуры на протяжении всей истории человечества.

Цель и задачи курса «Мировая культура и искусство»:

- Профилирующая цель дисциплины: сформировать у студентов представления о современных методах изучения искусства, о специфике и закономерностях развития искусства, о наиболее выдающихся памятниках культуры и искусства народов мира.

Задачи дисциплины:

- проанализировать теоретические основания изучения истории культуры и искусства, имеющиеся в современной науке;

- рассмотреть историко-культурологический материал, исходя из принципов его системно-синергетического понимания;

- освоить варианты построения макромоделей целостно-стадиального и многолинейного развития культуры и искусства, а также изучить качественное своеобразие историко-культурных зон миросистемы;

- научить применять теоретические положения изучаемой дисциплины к объяснению общего и специфического в историко-культурном развитии человечества.

Место курса в системе социогуманитарного образования:

- Дисциплина Мировая культура и искусство органично связана с историческими дисциплинами специальности.
Студент должен знать:

- особенности изучения культур и искусства в различных гуманитарных науках;

- закономерности социокультурной динамики;

- проблемы периодизации и хронологии историко-культурного процесса;

- основные культурно-исторические типы и варианты локальных культур и цивилизаций мировой истории;

- основные этапы и факторы формирования исторических форм и типов искусства;

- основные критерии типологических классификаций произведений искусства в рамках мировой культуры.

- владеть навыками применения ее теоретических положений к объяснению общего и специфического в историко-культурном развитии человечества.


2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ






ТЕМА








Дневное отделение

Заочное отделение

Всего

Лек.

Сем.

СРС

Всего

Лек.

Сем.

СРС

1

Мировая культура и искусство как учебная дисциплина

9

2

2

5

10

1

-

9

2

Художественные модели мира

9

2

2

5

10

1

-

9

3

Структурно-функциональный анализ искусства

9

2

2

5

9




-

9

4

Критерии исторической типологизации искусства

9

2

2

5

9




-

9

5

Особенности искусства первобытности

9

2

2

5

11

1

1

9

6

Традиционное искусство древних цивилизаций

9

2

2

5

11

1

1

9

7

Искусство Древнего Египта

9

2

2

5

10

1

-

9

8

Искусство древних цивилизаций Востока

9

2

2

5

10

1

-

9

9

Античное искусство

14

4

4

6

14

2

2

10

10

Искусство средневековья

13

4

4

5

10

1

-

9

11

Искусство эпохи Возрождения

13

4

4

5

10

1

-

9

12

Европейское и русское искусство Нового времени

14

4

4

6

15

2

2

11

13

Искусство Новейшего времени

14

4

4

6

11

2

-

9




Итого

140

36

36

68

140

14

6

120



3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Мировая культура и искусство как учебная дисциплина

Основные этапы в развитии научного знания об искусстве. Изменение культурно-исторического места века искусства в общей картине мира 16 века и отражение этих процессов в художественных трактатах эпохи.

Мыслители 17 века о проблемах стилеобразования в искусстве, о художественных методах, месте и роли художника в обществе. Рационализм в искусствознании.

Век Просвещения (18 в.) и теоретико-методологические проблемы искусства. Формирование национальных школ в рамках общей теории искусства.

И.И. Винкельман (1717-1768 гг.) родоначальник истории искусства как науки. Идеи Винкельмана о развитии искусства как единого процесса смены художественных стилей. Завершение формирования истории искусства 19 века. Специфика этого этапа развития данной научной дисциплины: демократизация процессов художественного творчества, повышение статуса публики и критики, «открытие» древних и примитивных культур, переосмысление эстетических оснований фольклорных форм искусства, развитие выставочных практик, стилевое многообразие и т.д.

Формирование различных подходов к изучению искусства: «фактографически-систематизаторского» (Ф. Куглер), «иконографического» (А. Шпрингер), «культурно-исторического» (Я. Буркхардт), «формального» (А. Гильдебрандт), «формально-психологического» (Г. Вельфлин), «историко-психологического» (Ф.Викхофф, А. Ригль и венская школа), «символико-культурологического» (Л. Варбург), «иконологического» (Э. Панофский), «социологического» (А. Риттер).

Основные направления развития искусствознания в 20 веке. Семиотическая школа в искусствознании. Изучение художественных языков (кодов) в историко-культурных контекстах и проблема их переводимости и интерпретации. Постмодернистские установки в современном искусствознании: проблемы и последствия.

Значение современного культурологического знания для развития истории мирового искусства.

Критерии определения мирового значения, всемирного статуса произведения искусства. Универсальное и единичное в истории искусства. Проблема формирования художественного и эстетического вкуса; критерии оценки искусства.

2. Художественные модели мира
Художественная картина мира - способ образно-чувственной объективации мировосприятия и мироощущения человека конкретной культурно-исторической эпохи. Эмоциональные, рациональные, иррациональные компоненты художественной картины мира. Основные элементы художественного образа мира: идея, идеал, знак, символ, «внутреннее», «внешнее», форма, содержание. Структура, типология художественного образа, способы его актуализации в различных видах и жанрах искусства. Методы объективации художественной картины мира: идеализация, типизация, символизация, рационализация, схематизация, индивидуализация и т.д. Реалистические, фигуративные способы реализации художественной картины мира в разные эпохи развития искусства.

Репродукция и ретрансляция художественных картин мира. Каноны и правила их интерпретации. Значение теории искусства и теории художественной критики для этих процессов.

Понятие «художественного наследия». Проблемы его отбора и методы сохранения.

3. Структурно-функциональный анализ искусства
Влияние социокультурных факторов на функциональные особенности искусства. Развитие знаний о функциях искусства в искусствоведении. Функции искусства в обществе: гносеологическая, эстетическая, педагогическая, сублимационная, катарсисная, коммуникационная, компенсаторная, аттракционная. Значение искусства в воспитании личности. Значение искусства в воспитании личности.

Закономерности видовой дифференциации искусства и их историческая обусловленность. Понятие «вид искусства». Специфика художественного языка в различных видах искусства. Проблема субординации видов искусства в диахроническом и синхроническом аспектах. «Ведущий» вид искусства: критерии определения и роль в художественной культуре данного общества. Специфика восприятия различных видов искусства. Проблема перекодировки внутри системы искусств: значение и границы адекватного «перевода» произведений одного вида искусства на язык другого. Вопросы классификации искусств в искусствознании. Искусства пространственные, временные, изобразительные, выразительные, простые, синтетические. Видовое деление по способу, средствам, предмету художественного отображения.

Вид, род и жанр искусства. Специфика жанрового деления внутри различных видов искусства. Диалектика жанровой формы художественного произведения.

Стиль и метод в искусстве. Проблема стилевого единства и стилевого определения произведения в художественно-исторические эпохи. Диалектика методов и стилей в истории искусства.

Течения и направления в искусстве, художественные эпохи в искусстве.

Музыка. Проблема возникновения музыки и специфика ее становления. Ритуально-суггестивная, магическая функции музыки. Понимание природы и сущности музыки в истории мирового искусства. Особенности художественного образа в музыке. Диалектика формы и содержания в музыкальном произведении. Выразительность в музыке: мелодия, гармония, ритм, лад, мелодико-интонациональный строй, композиция, тембр. Пространственно-временные факторы бытования музыкального произведения. Ассонанс, диссонанс, какофония как средства создания музыкального произведения. Специфика восприятия музыкального произведения. Роль интерпретации в музыкальном искусстве. Авторский замысел и исполнительское искусство в музыке. Жанры музыкального искусства.

Хореография. Музыка и ритм в танце. Художественный образ в хореографии: пластика, мимика, пантомима, вспомогательные средства в танце. Функции хореографии в социокультурном контексте. Этно-национальные доминанты хореографии. Особенности народного, бытового, классического танца. Эволюция хореографии в истории мирового искусства.

Театр. Синтетический характер искусства жанра. Театральные жанры. Роль литературы, живописи, музыки, танца, драматургии, постановочного искусства в театре. Особенности пространственно-временного бытования художественного образа в театральном искусстве. Театр как коллективное искусство. Роль актера и режиссера в театре. Понятие сценографии и интерпретации в театральном искусстве. Специфика восприятия и создания художественного образа в театре. Публика и актер. Значение критики для динамики театрального искусства. Функции театра в обществе. Место и роль театра в истории развития искусства. Кризис современного театра: причины и возможные направления эволюции.

Архитектура. Специфика архитектуры. Особенности художественного образа в архитектуре: время, пространство, форма, содержание, внутреннее, внешнее в архитектуре. Архитектоника. Красота и польза в архитектуре. Роль и значение ландшафта в создании и существовании произведений зодчества. Композиция и ансамбль в архитектуре. Виды и типы архитектурных сооружений. Конструктивизм и функционализм в архитектуре. Понятие типового проектирования: становление, эволюция, роль и функции. Искусство градостроительства: история, национальная, культурная специфика и общие закономерности. Понятие «агрессивной городской среды»: влияние на формы существования человека. Эволюция принципов организации интерьера и экстерьера в истории архитектуры. «Экологическая» архитектура. Стили, направления, школы в архитектуре.

Скульптура. Место и функции скульптуры в истории искусства. Специфика художественного образа в скульптуре и методы его создания. Выразительность и изобразительность пластического искусства. Роль материала и техники в создании скульптуры. Характерные черты декоративной, станковой, монументальной скульптуры. Рельеф, барельеф, горельеф, круглая скульптура. Основные принципы синтеза архитектуры и скульптуры. Цвет в скульптуре: инкрустация и раскраска. Скульптура и живопись.

Графика. Роль и значение рисунка как основы всех изобразительных искусств. Линия, плоскость, цвет в графике. Графические техники. Виды графики и специфика графического изображения в них. Графика и живопись: общее и отличное. Искусство книги и графика. Графика и дизайн. Графика и реклама. Особенности компьютерной графики и специфика ее развития.

Живопись. Генезис живописи в истории искусства. Специфика художественного образа в живописи и средства его создания: рисунок, колорит, цвет, светотень, перспектива (параллельная, обратная, прямая, сферическая). Материалы и техники монументальной и станковой живописи (мозаика, фреска, витраж, темпера, энкаустика, масляная живопись). Особенности восприятия живописи.

Декоративно-прикладное искусство. Функции декоративно-прикладного искусства и его место в художественной культуре общества. Значение материала, техники, формы, мастерства в создании художественного изделия. Диалектика красоты и пользы, уникального и универсального, структурного и функционального в декоративно-прикладном искусстве. Типы и виды декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство в соотношении с ремеслом и дизайном. Стилевое разнообразие декоративно-прикладного искусства.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02 История культуры специальность 020600...
Дисциплина «История культуры» является базовой в системе теоретической подготовки специалиста-культуролога
Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» iconПрограмма дисциплины "история культуры. История русской культуры...
Программа отредактирована и утверждена на заседании кафедры культурологии и зарубежной литературы №1 от 19. 09. 2012 г
Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки...
В конечном итоге формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом
Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Целью освоения дисциплины (модуля) «История отечественной культуры: 1945-2000-е гг.» является сформировать цельное представление...
Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной...
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направления...
Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» iconПрограмма дисциплины «История русской культуры» Для направления 033000. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Культурология»...
Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» iconПрограмма дисциплины «Описание и анализ памятников искусства и культуры»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины История художественной...
Цели дисциплины — раскрыть сущность и специфику художественной культуры, закономерности ее исторического развития, подготовить студента...
Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» iconПрограмма дисциплины «История культур и цивилизаций»
В курсе "История мировой культуры" рассматриваются совокупные формы культуры в историческом, этическом своеобразии, рассматриваются...
Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» iconРабочая программа Наименование дисциплины Специальное страноведение
Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: «История», «Древние языки и...
Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» iconПрограмма дисциплины «История западной культуры: Средневековье, Возрождение, раннее Новое время»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"...
Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» iconПрограмма дисциплины «История западной культуры: Средневековье, Возрождение, раннее Новое время»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"...
Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры мпвц «01» сентября...
Название кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации
Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» iconЦель освоения дисциплины: формирование у студентов основ эстетического...
Место дисциплины в структуре ооп: дисциплина тесно связана с изучением дисциплин и «Философия», «Отечественная история», «История...
Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» iconГ. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история»
Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки...
Рабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры» iconУчебно-методический комплекс обеспечивает освоение дисциплины «История...
Т. И. Борко. История мировой культуры и искусства. Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство Тюменского государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск