Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история»





НазваниеГ. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история»
страница1/8
Дата публикации10.04.2015
Размер1.45 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовское областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Железнодорожный колледж»
УТВЕРЖДАЮ:

Директор

ТОГОУ СПО «Железнодорожный колледж»

_____________________Г.М. Белоусов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
по профессии 30.5 «Проводник на железнодорожном транспорте»


Мичуринск – наукоград РФ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии 30.5 Проводник на железнодорожном транспорте.

Рабочая программа учебной дисциплины «История» составлена в соответствии с действующими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии 30.5 Проводник на железнодорожном транспорте.

Учебная дисциплина «История» является общепрофессиональной дисциплиной в структуре основной профессиональной программы. Она тесно связана с дисциплинами социально-гуманитарного цикла: обществознание, социология, политология, философия, литература, правоведение.

Межпредметные связи имеют огромное значение. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет обучающимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов общеобразовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет обучающимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание обучающимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Цель дисциплины: развитие у обучающихся высокого патриотического сознания, гражданственности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в процессе их будущей работы по выбранной специальности, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Задачи дисциплины:

- формировать у обучающихся целостные представления об истории челове­ческого общества, о месте в ней истории России, населяющих ее народов;

- развивать у обучающихся умения анализировать события прошлого и на­стоящего, определять свое отношение к ним;

- способствовать специализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необ­ходимости диалога между представителями разных культур;

- создать предпосылки для дальнейшего образования выпускников сред­ней профессиональной школы в высших учебных заведениях и путем само­образования.

Названные задачи решаются опорой на историческую и обществоведче­скую подготовку студентов, полученную в основной школе. Курсы ис­тории строятся по проблемно-хронологическому или проблемному прин­ципу. Объектом изучения являются основные вехи цивилизационного раз­вития России и мира. Материал по истории России представляется в кон­тексте всемирной истории, что позволяет глубже проследить исторический путь страны в его своеобразии и принадлежности к мировому развитию.
В результате изучения истории обучающийся должен

Иметь представление:

  • Об основных этапах и ключевых событиях истории России и мира с древности до наших дней;

  • О выдающихся деятелях отечественной и всеобщей истории;

Знать:

  • Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;

  • Изученные виды исторических источников;

Уметь:

  • Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных задач; сравнивать свидетельства различных источников;

  • Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;

  • Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий России;

  • Объяснять своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;


УТВЕРЖДАЮ

Зав. отделением ОД

____________Е.Н. Телегина
Тематический план

по учебной дисциплине «ИСТОРИЯ»

по профессии «Проводник на железнодорожном транспорте»



Раздел дисциплины, содержание


Всего



Аудиторные

Самостоятельная

работа

обучающихся

лекции

контрольные

Раздел 1. Основы исторического знания

2

2







Раздел 2. Древнейшая история.

7

7







Тема 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций

3

3







Тема 2.2. Предыстория народов России

4

4







Раздел 3. История Средних веков

20

18




2

Тема 3.1. Древнейшие корни восточных славян

7

6




1

Тема 3.2. От Древней Руси к Московскому царству

13

12




1

Раздел 4. История нового времени

43

39

3

1

Тема 4.1. Россия в XVI-XVII вв. Иван Грозный. Смутное время. Первые Романовы.

11

10

1




Тема 4.2. Россия в XVIII в.

12

11




1

Тема 4.3. Россия в I пол.XIX в.

10

9

1




Тема 4.4. Россия во 2 пол XIX в.

10

9

1




Раздел 5. Новейшая история

48

43

3

2

Тема 5.1. Россия на рубеже XIX-XX вв.

7

6

1




Тема 5.2. Россия в начале XX в.

10

9




1

Тема 5.3. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа

9

8

1




Тема 5.4. СССР в послевоенные годы

5

5







Тема 5.5. СССР в с.60-с.80-х гг.

6

5




1

Тема 5.6. Мир во второй половине XXв.

11

10

1




Всего за курс обучения:

120

109

6

5


Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии

гуманитарного цикла

Протокол № 1 от 1.09.09 г.
Председатель ПЦК Санькова Е. С.
Методист Колмыкова Т.В.
Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Основы исторического знания

Обучающийся должен

Знать: основные периоды развития человеческого общества, исторические подходы, источники и науки, помогающие изучать историю.

Уметь: анализировать, систематизировать и обобщать изучаемый материал.

Содержание учебного материала:

Предмет истории как науки. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.

Раздел 2. Древнейшая история

Тема 2.1. Древнейшие корни восточных славян

Обучающийся должен

Знать: особенности расселения индоевропейцев на территории России.

Уметь: самостоятельно искать, систематизировать и излагать информацию. Формулировать и решать исторические проблемы, делать выводы.

Содержание учебного материала:

Происхождение и расселение восточных славян. Восточнославянские племена в VIII – IX. Общественный строй и верования славян.

Тема 2.2. Формирование Древнерусского государства

Обучающийся должен

Знать: предпосылки возникновения государства у восточных славян, основные положения норманнской и антинорманнской теорий образования государства.

Уметь: составлять схему «Теории образования государства»,

Содержание учебного материала:

Образование государства у восточных славян. Правление первых русских князей. Причины и последствия крещения Руси. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Раздел 3. От Древней Руси к Московскому царству

Тема 3.1. Русь – европейская держава

Обучающийся должен

Знать: причину, динамику и особенности феодальной раздробленности

Уметь: самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

Содержание учебного материала:

Феодальное общество Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси. Русское общество в XI в. Русское общество в XI в. Усобицы. Любечский съезд. Владимир Мономах.

Самостоятельная работа № 1

Тема 3.2. Начало раздробленности на Руси

Обучающийся должен

Знать: причину, динамику и особенности феодальной раздробленности

Уметь: соотносить даты и события истории с определенным хронологическим отрезком.

Содержание учебного материала:

Политическая раздробленность. Политическая раздробленность. Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. Северо-восточная Русь в XII - н.XIIIвв. Татаро-монгольское нашествие на Русь. XIII в. в истории Руси: борьба с внешней опасностью. XIII в. в истории Руси: борьба с внешней опасностью. Хозяйство Руси и положение различных групп общества. Культура Руси в Х-ХIIIвв. Начало объединения русских земель. Падение татаро-монгольского ига. Образование единого государства. Иван III. Культура и быт в XIV-XVвв.

Самостоятельная работа № 2 по теме «Культура и быт в XIV-XVвв.»

Раздел 4. История нового времени

Тема 4.1. Россия в XVI-XVII вв. Иван Грозный. Смутное время. Первые Романовы.

Обучающийся должен

Знать: взаимосвязь событий Смутного времени с историей Москвы и возрожденными в XXI в. историческими праздниками, историю родного края.

Уметь: группировать события и явления истории по какому-либо признаку.

Содержание учебного материала:

Начало правления Ивана Грозного. Второй этап царствования. В преддверии Смуты. Конец династии Рюриковичей. Смутное время 1584-1607. Второй этап Смуты. Польско-литовская интервенция 1607-1613. Правление первых Романовых. Церковный раскол в XVIIв. Народные движения XVIIв. Внешняя политика России в XVIIв. Культура и быт в ХV-ХVIIвв. Тамбов и Козлов в XVIIв.

Контрольная работа № 1

Тема 4.2. Россия в XVIII в.

Обучающийся должен

Знать: реформаторскую деятельность Петра I, основные внешнеполитические и внутренние задачи правителей XVIIIв.

Уметь: выделять общее и различное в исторических событиях.

Содержание учебного материала:

Начало славных дел Петра. Внешняя политика Петра I. Северная война. Внешняя политика Петра I. Северная война. Реформы Петра. Эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов. Золотой век Екатерины II. Внешняя политика России во 2-й пол. XVIIIв. Великие русские полководцы и флотоводцы. Народные восстания в России. От Булавина до Пугачева. Культура и быт в XVIIIв.

Самостоятельная работа № 3 по теме Тамбов в XVIIIв

Тема 4.3. Россия в I пол.XIX в.

Обучающийся должен

Знать: внешнюю и внутреннюю политику монархов XIXв.

Уметь: анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах (карта, схема, диаграмма, таблица).

Содержание учебного материала:

Россия в начале XIXв. Начало царствования Александра I. Отечественная война 1812г.3аграничные походы русской армии 1813-1814гг. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны. Николай I. Внутренняя политика. Попытки укрепления империи. Общественная жизнь России при Николае I. Крымская война 1853- 1856гг.

Контрольная работа № 2 по теме «Золотой век» русской культуры.

Тема 4.4. Россия во 2 пол XIX в.

Обучающийся должен

Знать: основные положения реформ 2 пол XIX в.

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами и явлениями.

Содержание учебного материала: Александр II. Накануне отмены крепостного права. Основные положения реформы 1861г. Либеральные реформы 60-70гг. Промышленность и транспорт в пореформенной России. Общественное движение в 60-70-х гг. Внешняя политика России в 60-70-х гг. Русско-турецкая война 1877- 1878гг. Россия в к. XIXв. Контрреформы Александра III. Россия в первые годы правления Николая II

Контрольная работа № 3 по теме «Культура России во 2 пол. XIXв.».

Раздел 5. Новейшая история

Тема 5.1. Россия на рубеже XIX-XX вв.

Обучающийся должен

Знать: причины, основные события и последствия русско-японской войны, первой русской революции, Первой мировой войны.

Уметь: называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

Содержание учебного материала:

Государство и российское общество в конце XIX в.-н XXв. Экономическое развитие страны в н. XXв. Общественно-политическое развитие России в 1894-1904гг. Внешняя политика. Русско-японская война 1904- 1905гг. Первая русская революция 1905- 1907гг. Россия в Первой мировой войне.

Контрольная работа № 4 по теме «Россия в Первой мировой войне».
Тема 5.2. Россия в начале XX в.

Обучающийся должен

Знать: предпосылки и особенности внешней и внутренней политики начале XX в.

Уметь: работать с источниками: проводить поиск необходимой информации.

Содержание учебного материала:

Серебряный век русской культуры. Свержение монархии. Октябрьская революция, приход к власти большевиков. Гражданская война. НЭП. Образование СССР. Политическое развитие в 20-е г. Социалистическая индустриализация. Коллективизация с\х. Внешняя политика в 20 - 30-е гг.

Самостоятельная работа № 4 по теме «Духовная жизнь в 20 - 30-е гг.».

Тема 5.3. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа

Обучающийся должен

Знать: причины, боевые действия, итоги и значение Второй мировой войны и Великой Отечественной войны.

Уметь: высказывать суждение об исторических событиях.

Содержание учебного материала:

СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия летом 1942г. Советский тыл в годы войны. От Сталинграда к Днепру. Заключительный этап войны. Окончание Второй мировой. Значение победы, ее итоги. Наш край в годы войны

Контрольная работа № 5 по разделу «Вторая Мировая война».

Тема 5.4. СССР в послевоенные годы

Обучающийся должен

Знать: главных участников, признаки, этапы, последствия «холодной» войны.

Уметь: реконструировать (описывать), то есть рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках.

Содержание учебного материала:

Восстановление хозяйства. Начало «холодной» войны. Изменения политической системы. Экономическое развитие в 1953-1964гг. Культура и образование в период «оттепели»

Тема 5.5. СССР в с.60-с.80-х гг.

Обучающийся должен

Знать: успехи и недостатки советской экономики

Уметь: классифицировать исторические события по определенным критериям, формулировать и аргументировать (доказывать) свою точку зрения (свою позицию).

Содержание учебного материала:

Основные направления внешней политики. Консервация политического режима. Успехи и недостатки советской экономики. Общество «развитого социализма». Внешняя политика СССР: от разрядки к конфронтации.

Самостоятельная работа № 5 по теме «Внешняя политика СССР: от разрядки к конфронтации».

Тема 5.6. Мир во второй половине XXв.

Обучающийся должен

Знать: реформы экономики во второй половине XXв и их итоги; место России в системе современных международных отношений.

Уметь: излагать суждение о причинно-следственных связях исторических событий, анализировать и оценивать события прошлого и настоящего.

Содержание учебного материала:

Перестройка политической системы. Реформы экономики и ее итоги. Духовная жизнь общества, политика гласности. Внешняя политика СССР. Политическая система современной России. Национальный вопрос в современной России. События 3-4 окт. 1993г. Новые задачи внешней политики. Россия в начале нового тысячелетия. Россия в системе современных международных отношений.

Контрольная работа № 6 по курсу «История России».

Самостоятельные работы




п/п

Наименование и перечень работ

Кол-во часов

№ соотв. темы

лекции

Семестр,

курс

1.

Составление сравнительной таблицы по дополнительной исторической литературе

1

16

1, I

2.

Самостоятельная работа по теме «Культура и быт в XIV-XVвв.» (анализ наглядного материала)

1

29

1, I

3.

Самостоятельная работа (работа с материалами периодических изданий по теме Тамбов в XVIIIв

1

52

2, I

4.

Самостоятельная работа по теме «Духовная жизнь в 20 - 30-е гг.»

1

89

1, II

5.

Самостоятельная работа по теме «Внешняя политика СССР: от разрядки к конфронтации»

1

109

2, II


Контрольные работы




п/п

Наименование и перечень работ

Кол-во часов

№ соотв. темы

лекции

Семестр,

курс

1.

Контрольная работа по разделу :«России в XVI – XVIIвв. Иван Грозный. Смутное время. Первые Романовы»

1

40

1, I

2.

Контрольная работа по теме: «Золотой век» русской культуры

1

62

2, I

3.

Контрольная работа по теме: «Культура России во 2 пол. XIXв.»

1

72

1, II

4.

Контрольная работа по теме: «Россия в Первой мировой войне»

1

79

1, II

5.

Контрольная работа по разделу: «Вторая Мировая война»

1

98

2, II

6.

Контрольная работа по курсу: «История России»

1

120

2, II



Список литературы

Основная литература


  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия и мир в XX веке. Учебник. 11 кл. - М., 2005.

  2. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России. Конец XVII - XIX в. -М., 2006.

  3. Сороко-Цюпа О.С. Мир в XX веке. - М., 2005.


Дополнительная литература


  1. Балиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. - М., 2005.

  2. Греков Б.Д. Киевская Русь. - М., 2009.

  3. Григулевич И.Р. Инквизиция. - М.,2008.

  4. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. - М., 2009.

  5. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами со­временников. - М.,2007.

  6. Данилов А.А. История России. XX век. Справочные материалы. — М., 2008.

  7. Дворецкая И.А. Западная Европа в VI - IX вв. - М., 2006.

  8. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 2006.

  9. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М., 2004.

  10. Олейников Д.И. Классическое российское западничество. - М., 2007.

  11. Павленко Н.И. Петр I. - М., 2007.

  12. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 2006.

  13. Россия: Иллюстрированная энциклопедия. – М.,2008.

  14. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX в. - М., 2005.

  15. Тихомиров М.Н. Древняя Москва. Средневековая Россия. - М., 2008.

  16. Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. - М., 2009.

  17. Федоров В.А. Декабристы и их время. - М., 2004.

  18. Федоров В.А. М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев. - М., 2006.

  19. Эйдельман Н.Я. Грань веков. - М., 2008.


Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Железнодорожный колледж»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ТОГОУ СПО

«Железнодорожный колледж»

____________________ Г.М.Белоусов

Рабочая программа

По дисциплине: «Обществознание»

по профессии: 30.5 «Проводник на железнодорожном транспорте»

Мичуринск-Наукоград РФ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.

Настоящая программа по предмету «Обществознание» основана на Государственном стандарте РФ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения.

Курс «Обществознание» направлен на реализацию новой структуры обществоведческого образования. В отличие от набора модульных курсов по социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, праву и т.п. курс «Человек и общество» является интегрированным, т.е. включает знания из названных и других отраслей науки (философия, антропология, психология и др.) в педагогически целесообразной целостной системе.

Назначение курса — содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.

Цели обществоведческой подготовки состоят в том, чтобы, используя возможности учебного предмета, способствовать формированию:

-гуманистического мировоззрения, включающего: убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности в том, что жизнь - высшая ценность бытия; идеалы гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса; признание значимости научных знаний и методов познания действительности, готовность руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; отношение к социальным регуляторам жизни, нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития человеческого сообщества;

-необходимых моральных ориентиров, включающих так называемые «простые нормы нравственности», а также высшие социально-нравственные качества;

-гражданственности, любви к родине, политической и правовой культуры, предусматривающей готовность и умение конструктивно действовать в условиях демократии, политического плюрализма, становления правового государства; .

-экономической культуры, предполагающей потребность и умение активно действовать в условиях экономической свободы, понимание тех требований к личности, которые предъявляет изменяющаяся экономическая обстановка;

-социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений; толерантность к иному образу жизни и образу мыслей; экологической культуры, включающей признание ценности природы, убеждение в необходимости сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу природы, понимание неразрывной связи общества и природы.

С профессиональной точки зрения обществоведческая подготовка обеспечивает реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов:

- воспитание сознательного отношения к труду, формирование добросовестного, аккуратного и точного выполнения производственных работ;

- дальнейшее развитие и совершенствование способностей и готовности к трудовой деятельности, навыков самоорганизации и саморазвития, повышение уровня профессиональной культуры.
Формирование указанных качеств личности, ее самосознания, идеалов, убеждений, ценностных ориентации предполагает усвоение определенных знаний, выработку соответствующих умений, овладение другими элементами культуры.

Курс «Обществознание» состоит из трех разделов.

В первом из них - «Деятельность в жизни человека и общества» в

доступной форме излагается система педагогически отобранных философских знаний о человеке и обществе, объединенных понятием «деятельность». Деятельностный подход позволяет «сомкнуть» человековедение и обществоведение, представить их не в качестве двух раздельных частей содержания, а в целостности. Он ориентирует на раскрытие в курсе обобщенных способов деятельности, что может способствовать самореализации личности молодого человека. Опираясь на понятие деятельности, курс представляет социально-философский анализ человеческого мира, дает объяснение его многообразных проявлений. При этом мир понимается не только как совокупность внешних объектов, но и как мир человеческой субъективности.

Первые два урока раздела раскрывают понятия «общество» и «личность», являются вводными ко всему курсу.

Общая характеристика деятельности позволяет показать ее как способ человеческого бытия, как основной фактор развития общества и личности. Представление о многообразии деятельности, о ее структуре дает ключ к пониманию многих последующих вопросов курса.

Ведущей идеей. Пронизывающей изучение познавательной деятельности человека, является тезис о множественности путей и способов познания мира и человека. Наряду с особенностями научного познания характеризуются некоторые формы и способы вненаучного познания. Особое значение имеет осмысление обучающимися философско-мировоззренческих проблем: возможности и границы познавательной деятельности, критерии истины, соотношение и взаимосвязь чувственного и рационального познания. В целях более глубокого осмысления этих вопросов предусматривается познакомить учащихся с их различными трактовками мыслителей прошлого и современности. Стержневая для курса проблема соотношения объекта и субъекта деятельности конкретизируется применительно к особенностям познания в целом и социального познания в частности. Общей направленности курса отвечает включение вопросов самопознания личности.

Изучение взаимосвязи деятельности и духовного мира человека способствует формированию нравственной культуры личности, ознакомлению учащихся с разнообразием мировоззренческих подходов к оценке действительности. Первоочередное внимание педагога желательно привлечь к раскрытию сущности и значения нравственной оценки деятельности, к характеристике различных мировоззрений как совокупности взглядов на мир, к показу того, что гуманистическое мировоззрение наиболее

перспективно для всей деятельности, для становления и укрепления уважительных отношений между людьми, между социальными и национальными общностями.

При изучении материально-производственной деятельности раскрывается специфика содержания труда, требований к современному работнику, его профессионализму, квалификации, дисциплине. Творческое проявление материально-производственной деятельности раскрывается в процессе изучения природы изобретательства, некоторых путей (способов) овладения его секретами.

Последние уроки раздела помогут разобраться в одной из важных философских проблем - соотношении свободы и исторической необходимости. Условия, в которых развертывается деятельность людей, ставят в определенные рамки их социальную свободу, но рамки, в которых почти всегда существует возможность выбора тех или иных вариантов деятельности. Расширение этой возможности есть прогресс общества. Учащиеся должны осознать, что, чем шире свобода, тем выше ответственность человека за свой выбор, за направленность и способы своих социально значимых действий.

В основу второго раздела - «На пути к современной цивилизации» положен цивилизованный подход к общественно-историческому развитию. Более глубокому восприятию особенностей современной цивилизации призвано способствовать ознакомление учащихся с основными достижениями развития передовой общественной мысли, а также с главными историческими вехами развития человечества на пути становления нынешнего общества. В первых темам вводится ключевое понятие «цивилизация». Вначале оно рассматривается в историческом аспекте, а затем раскрывается его сущность с позиций современной науки на основе сопоставления с понятием «общественно-экономическая формация», лежащим в основе формационного подхода.

Курс позволяет осознать, что построить гуманное, демократическое общество можно, лишь опираясь как на национальные ценности, так и на ценности мировой цивилизации. Последним уделяется в разделе особое внимание. Важно также, чтобы учащиеся видели противоречия социального развития, пути их разрешения.

Содержательным ядром третьего раздела «Современное общество» является рассмотрение достижений и проблем современного этапа цивилизационного развития человечества. Это осуществляется последовательно в рамках анализа основных сфер жизнедеятельности общества: экономики, социальных отношений, политики, культурно-духовной жизни. Центральное место отводится раскрытию основных ценностей современной цивилизации, которые включают систему рыночного и государственного механизмов регулирования экономических отношений, политического отношения, базирующиеся на принципах правового государства и гражданского общества, общечеловеческие моральные ценности, новые принципы международных отношений, культурно-духовные ценности народов и государств. С цивилизационных позиций рассматриваются процессы преобразования, происходящие в нашей стране.

Важной содержательной линией курса является стремление раскрыть исторический смысл прошлых эпох и сегодняшнего этапа через их человеческое измерение. Именно цивилизационный подход ставит человека в центр изучения прошлого и настоящего обществ. Этот принцип реализуется и в последовательном рассмотрении духовно-ценностных ориентаций, и во включении в содержание курса таких тем, как человек в системе экономических отношений, социальный и политический статус личности, духовная жизнь современного человека.

В третьем разделе «Современное общество» рассматриваются темы, касающиеся развития современного мира, его проблемы, политическое, экономическое, социальное развитие современного общества. Рассматриваются проблемы глобализации, причины целостности современного мира, научно-технический прогресс. Кроме того, рассматриваются особенности и проблемы современной культуры, СМИ. Затрагиваются вопросы религии, ее роли в современном обществе, делается акцент на многообразии религий. Изучается духовный мир человека, пути достижения духовности, самобытность русского человека.

Программа состоит из следующих частей:

  • Титульный лист

  • Лист согласования

  • Пояснительная записка

  • Тематический план изучения дисциплины

  • Содержание дисциплины

  • Вопросы к итоговой аттестации

  • Список литературы

  • Формы и содержание текущего и промежуточного контроля


ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Обучающиеся должны знать:

- основные термины;

- основные общечеловеческие достижения и ценности;

- социальные формы и объединения;

- исторические типы цивилизации;

- критерии общественного прогресса;

- элементы структуры деятельности;

- методы научного познания;

- основные виды и формы деятельности человека;

- основные направления экологической, экономической и др. политики общества и государства;

- основные направления политики государства и др.

Уметь:

- выявлять противоречия в общественном развитии и способы их разрешения;

- выявлять специфику различных видов деятельности и ее основных характеристик: социальности, продуктивности, предметности, целесообразности, сознательности.

- раскрывать соотношение общего – особенного – единичного в развитии того или иного процесса или явления;

- раскрывать в процессах и явлениях закономерности общественного развития;

- выявлять соотношение объективной необходимости и сознательной деятельности людей;

- раскрывать роль материальных и духовных факторов в развитии общества;

- определять тенденции развития данного общественного явления или их совокупности;

- раскрывать движущие силы социального прогресса и их роль;

- раскрывать роль и соотношение частных, групповых, национальных, государственных, общечеловеческих интересов в конкретной ситуации.

Понимать:

- противоречивую роль НТР, многовариативность общественного развития, взаимодействие культур и цивилизаций;

- механизм социализации личности, взаимосвязь сознания и языка, функции социальных установок в регуляции социального поведения;

- связь НТП и экологии;

- взаимосвязь основных элементов экономической сферы, причины инфляции, роль государства в экономической жизни, механизм действия законов рыночной экономики;

- связи основных элементов социальной сферы, причины появления социальных конфликтов, сущность социальных гарантий, динамику общества и социальную мобильность, теорию социального партнерства, взаимосвязь экономической и социальной политики;

- сущность политических партий, пути разрешения политических конфликтов, содержание внешне- и внутриполитической деятельности, разделение и взаимодействие трех ветвей власти а России;

-соотношение понятий «культура» и «цивилизация», закономерности воспроизводства культуры, основные направления культурной политики, связи основных элементов духовной культуры.

С профессиональной точки зрения должны знать и уметь:

- основные этапы НТР, особенно этапы развития железнодорожного транспорта;

- связь деловой этики с общественной моралью;

- составляющие трудовой деятельности;

- различные технологии производства;

- осознавать свою будущую социальную и профессиональную роль в обществе;

- требования общества к современному работнику;

- последствия опасных условий труда;

- значимость трудовой дисциплины;

- особенности различных сфер труда.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Знать: Общество и общественные отношения. Человек. Индивид. Личность.

Уметь: Различать сферы общественной жизни, анализировать данный материал.

Содержание

Знакомство с курсом, структурой учебника, сформулировать представление о предмете.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины Специальностей: 032301. 65 «Регионоведение»
История изучаемого региона (история сибири) [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения. Тюмень:...
Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История»
...
Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины история политических и правовых учений...
Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н., доцентом, доцентом...
Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история» iconЯ. С. Ядгаров история и философия науки
История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по...
Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62...
Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история» iconВопросы для повторения по курсу «История и философия науки» («Философия науки»). Апрель 2011г
Белоусов А. И., Ткачев С. Б. Дискретная математика: Учеб для вузов / Под ред. В. С. Зарубина и А. П. Крищенко. – 4-е изд. М. Изд-во...
Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины 050400 дпп. 05 История россии (1856...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания
Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины история отечественного государства и...
«российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации»
Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины специальность 08. 00. 01 «Экономическая теория»
«Экономическая теория» (области исследования: экономическая история; история экономической мысли). – М.: Финансовый университет,...
Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки»
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,...
Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история» iconПрограмма учебной дисциплины история
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины «История изобразительного искусства»...
Рабочая программа дисциплины «История изобразительного искусства» разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму...
Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм...
Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины история государства и права зарубежных...
«российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации»
Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа дисциплины «История и методология физики»
Целями освоения дисциплины История и методология физики в формате ооп впо являются
Г. М. Белоусов рабочая программа дисциплины «история» iconРабочая программа Наименование дисциплины – «История»
Цель изучения дисциплины «История» развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск