Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса» ИНСТИТУТ ПРАВА КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ПРАВА
ИСТОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИИ
Рабочая программа учебной дисциплины ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 030900.62 Направление Юриспруденция Форма обучения: заочная
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2014
ББК 67
Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ООП 030900.62 Направление Юриспруденция на базе ФГОС ВПО.
Предназначена для студентов направления подготовки Юриспруденция, заочной формы обучения.
Составитель: А.А. Тимофеева, канд. ист. наук, профессор, кафедра
теории и истории российского и зарубежного права. Утверждена на заседании кафедры теории и истории российского и зарубежного права от 14 января 2011года, протокол № 8 от 20 мая 2014 года. Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института права и управления ВГУЭС от 26.05.2011 г., протокол №5. Переутверждена от 26.05.2014 г., протокол № 5.
© Издательство Владивостокского государственного университета
экономики и сервиса, 2014
ВВЕДЕНИЕ Для современного состояния российского общества характерна тенденция к постепенному восстановлению утраченных традиций, возвращению к тем ценностям, следование которым не раз приводило страну к процветанию. Глубокие изменения, происходящие в российском обществе с начала 90-х гг. ХХ века, затрагивают в первую очередь экономику и хозяйственную культуру, где происходят принципиальные изменения, свидетельствующие об определенной преемственности, генетическом и типологическом родстве как с социалистической, так и дореволюционной
хозяйственной структурой.
Возрождающееся российское предпринимательство столкнулось с трудностями, причины которых необходимо понять и проанализировать для определения перспектив его развития. Важно разобраться, что же представляла собой предпринимательская деятельность исторически. Знание исторического опыта поможет вернуться России в «реку» рыночных отношений.
В последние годы у нас в стране много пишут и говорят о предпринимательстве, о необходимости усвоения его исторического опыта, важности возрождения ценных дореволюционных традиций. В глазах широких слоев читателей фигуру видных представителей предпринимательского мира России ХIХ – начала ХХ вв. (Алексеевых, Бахрушиных, Морозовых, Рябушинских, Третьяковых, Щукиных и др.) приобретают все более отчетливые очертания, наполняются конкретным смыслом, вызывает уважение. Восхищают не только их деловая хватка, предприимчивость, размах, но и аспекты многогранной деятельности предпринимателей на ниве благотворительности и меценатства. Однако история российского предпринимательства долгое время не
только замалчивалась но и искажалась, а некогда гордое звание «предприниматель» стало ассоциироваться с образом хищного эксплуататора, продувного лабазника и беспринципного хапуги»1.
Сегодня, как никогда ранее, важно обратиться к опыту былой созидательной деятельности российской буржуазии и этим опытом проверить обоснованность современных реформ. Социальный запрос в системе знаний по истории предпринимательства в России стал побудительным мотивом не только к написанию ряда работ, но и введению специальных курсов в вузовские учебные планы. Кажется вполне объясняемым интерес к данной проблеме студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция».
В современной России сформировалась новая отрасль права – предпринимательское право, и обращение к истокам, выявление специфики правовых условий развития предпринимательства, обобщение положительного опыта прошлого выглядит сегодня своевременным и актуальным. Закономерна и созвучна в этой связи позиция, высказанная в свое время заместителем председателя Совета по правоведению УМО классических университетов Российской Федерации профессором Н.И. Побежимовой: «сегодня уже нельзя замыкаться в рамках юриспруденции, мы должны контактировать с экономистами, социологами, пси-
хологами, развивать междисциплинарные связи»2.
Особенность данного спецкурса – учет широкого круга вопросов, начиная с освещения условий предпринимательства в России, выявления особенностей хозяйственной структуры страны и национальной психологии, изучения опыта законодательного регулирования предпринимательской деятельности и, безусловно, традиций благотворительности и меценатства в российской истории. Спецкурс тесно связан с дисциплиной «История государства и права России», периодизация которой лежит в основе структуры данного спецкурса. Чтения лекций студентам-юристам облегчается тем, что нет надобности делать отступление в теорию права для объяснения слушателям специфических правовых терминов. Как правило, курс «История предпринимательства в России» предваряет изучение сложнейшей дисциплины «Предпринимательское право» и способствует лучшему его усвоению. Главный объект для всякого, кто хочет знать историю права, – это, конечно, закон, нормативные и иные правовые акты, ушедшие в прошлое.
В основе программы спецкурса «История предпринимательства в России» лежат универсальные принципы: последовательность приобретения знаний, сочетаемость теории (лекции) и практики (написание рефератов и их защита, мини-конференции).
Программа курса «История предпринимательства в России» предназначена для студентов Направления подготовки 030900.62 Юриспруденция и строится по хронологическому принципу в соответствии с периодизацией, принятой в историко-правовой науке. Для изучения дисциплины необходимо знание дисциплин: «История государства и права России»; «Российское предпринимательское право».
Рабочая учебная программа дисциплины полностью соответствует требованиям ФГОС ВПО ООП.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины История российского предпринимательства – неотъемлемая часть отечественной исторической науки, изучающая закономерности развития предпринимательства и особенности его в России. Цель дисциплины: изучение специфики формирования и эволюции российской модели торгового, промышленного и банковского предпри-нимательства, усвоение исторического опыта предпринимательства в России, возрождение ценных традиций в современных условиях рефор-мирования экономики. Задачи дисциплины: – обосновать актуальность изучения истории предпринимательства в России, упорядочить существующие в научной литературе точки зрения на предмет, уточнить некоторые подходы и концепции; – системно рассмотреть вопросы о предпосылках, исторических условиях и ключевых этапах становления основных видов российского предпринимательства; – определить особенности хозяйственной структуры страны и на-циональной психологии; – изучить правовые условия предпринимательства, показать преем-ственность, заимствование и специфику, которые имели место в исто-рии российского предпринимательства; – показать традиции благотворительности и меценатства в истории российского предпринимательства. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (связь с другими дисциплинами) Дисциплина относится к вариативной части учебного плана, читается в 2 семестре. Усвоение студентами компетенций дисциплины контролируется фондом оценочных средств (ФОС).
При освоении дисциплины ряд общекультурных компетенций одновременно формируются следующими дисциплинами ООП ВПО:
Основная образовательная программа (код, название)
| Дисциплина
| Семестр
| Цикл/раздел ООП
| Коды компетенций
| 030900.62 Юриспруденция | Экономика модуль 1 и 2 | 2 | Б.1 | ОК-4, ОК-7, ОК-8, ОК-9 | 030900.62 Юриспруденция | Профессиональная этика | 1 | Б.1 | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-5 ПК-17 | Дисциплина «История предпринимательства в России» формирует базовые компетенции для изучения последующих дисциплин:
Основная образовательная программа (код, название)
| Дисциплина
| Семестр
| Цикл/раздел ООП
| Коды компетенций
| 030900.62 Юриспруденция | Предпринимательское право | 4 | Б.3 |
| 030900.62 Юриспруденция | Международное частное право | 4 | Б.3 | ОК-3, ОК-6, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16 | 030900.62 Юриспруденция | Курсовое проектирование 2 | 4 | Б.3 | ОК-3, ОК-6, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16 |
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины Раздел содержит таблицу фрагмента КМВ для дисциплины по соответствующей ООП.
В результате изучения дисциплины будут сформированы следующие компетенции: ОК-7 ОК-9 ПК-2 ПК-5 ПК-6 ПК-15
Формируемые компетенции, знания, умения, владения
ООП
| Вид компетенций
| Компетенции
| 030900..62, Юриспруденция. Юриспруденция
| Общекультурные
| ОК-7 стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
| ОК-9 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
| Профессиональные
| ПК-1 способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
| ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
| ПК-5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
| ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
| ПК-15 способен толковать различные правовые акты
|
1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения Объем и сроки изучения дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплин составляет 2 зачетных единиц, 72 часов. Из них 10 часов – аудиторной работы (6 часов лекций и 4 часа практических), 62 часов – самостоятельной работы. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет более 30 процентов аудиторных занятий1.
Промежуточная аттестация по курсу – З (зачет).
Занятия по предмету проводятся в следующих формах:
Лекция – формирует часть компетенций отвечающую за знание студента. Лекционные занятия проводятся в традиционных и инновационных формах, с применением современных активных технологий. В том числе, применяется технология «режима обратной связи», «проблемная лекция», «лекция с ошибкой», «лекция вдвоем» и т.п.
Практическое занятие – формирует часть компетенций отвечающую за умение и владение студента. Практические занятия проводятся в традиционных и инновационных формах, с применением современных интерактивных технологий. В том числе, применяется технология деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, мастер классов экспертов, тренинги, Case-study, научные и профессиональные дискуссии и т.п.
Внеаудиторная работа – формирует компетенции владения студентов в традиционных и инновационных формах как то: встреча с практиками (специалистами в области изучаемой дисциплины), мастер-классы и учебные практики.
1.5. Виды контроля и отчетности по дисциплине Контроль успеваемости студентов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний. Максимальная сумма начисляемых баллов равна 100 единицам.
1.5.1. Распределение баллов рейтинга успеваемости Раздел дисциплины
| Виды занятий
| Виды оценочных средств (всего 80 баллов)
| Баллы
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Часть 1. Начальный период становления предпринимательства | Аудиторная работа | Лекция | Участие в дискуссиях, обсуждениях проблемных вопросов, постановка перед лектором логически аргументированных вопросов по теме лекции | Каждая лекция 1 балл | Практическое занятие | Участие в контрольном опросе | 1 балла | Участие в ролевых, деловых играх | 2 баллов | Решение «кейс-стади» | 1 баллов | Защита презентаций | 1 балла | СРС | Подготовка к занятию | Выполнение индивидуальных заданий | 1 баллов | Составление схем-таблиц | 1 балл | Выполнение контрольной роботы (подготовка доклада) | 5 баллов | Подготовка к лекции | - | Подготовка к практическому занятию | - | Часть 2 Предпринимательство после октября 1917 г. | Аудиторная работа | Лекция | Участие в дискуссиях, обсуждениях проблемных вопросов, постановка перед лектором логически аргументированных вопросов по теме лекции | Каждая лекция 1 балл | Практическое занятие | Участие в контрольном опросе | 1 балла |
|
|
| Участие в ролевых, деловых играх | 2 баллов | Решение «кейс-стади» | 1 баллов | Защита презентаций | 1 балла | СРС | Подготовка к занятию | Выполнение индивидуальных заданий | 1 баллов | Составление схем-таблиц | 1 балл | Выполнение контрольной роботы (подготовка доклада) | 5 баллов | Подготовка к лекции | - | Подготовка к практическому занятию | - | Промежуточная аттестация |
| Зачет | 80 |
Баллы начисляются только за фактически выполненную студентом учебную работу и фиксируют факт освоение студентами соответствующих компетенций дисциплины. Балы не начисляются за пассивное присутствие и участие студента в образовательном процессе. Для заочной формы обучения учитываются признаки самостоятельности письменных работ, соблюдения авторского права при подготовки контрольных работ, полнота и аргументированность решений задач и т.п.
1.5.2. Виды оценочных средств для контроля формирования знаний, умений, владений по видам деятельности/компетенциям Компетенции
| Виды оценочных средств для групп компетенций и их составных частей
| Виды компетенций | Состав | Общекультурные компетенции | Знания | Участие в дискуссиях, обсуждениях проблемных вопросов, постановка перед лектором логически аргументированных вопросов по теме лекции Участие в контрольном опросе, выполнение тестов, сдача зачета | Умения | Защита презентаций Составление схем-таблиц | Владения | Участие в ролевых (деловых) играх | компетенции | ОК-7 ОК-9 | Профессиональные компетенции | Знания | Участие в дискуссиях, обсуждениях проблемных вопросов, постановка перед лектором логически аргументированных вопросов по теме лекции Участие в контрольном опросе Подготовка презентаций Выполнение контрольной роботы (подготовка рефератов) | Умения | Защита презентаций Составление схем-таблиц Выполнение индивидуальных заданий | Владения | Решение «кейс-стади» Участие в ролевых (деловых) играх | компетенции | ПК-2 ПК-5 ПК-6 ПК-15 |
1.5.3. Распределение оценочных средств по видам учебной работы Виды оценочных средств
| Расположение (путь нахождения)
| Темы и сценарии деловых (ролевых) игр | Кафедра теории и истории российского и зарубежного права Института Права УМКД Института Права УМКД | «Кейс-стади» | Кафедра теории и истории российского и зарубежного права Института Права УМКД Института Права УМКД | Тестовые задания для семинарских занятий | Кафедра теории и истории российского и зарубежного права Института Права УМКД Института Права УМКД; База текстов СИТО | Темы круглых столов | http://www.vvsu.ru/ddm/ | Темы научных статей | http://www.vvsu.ru/ddm/ | Темы контрольных работ | http://www.vvsu.ru/ddm/ | Вопросы к зачету | http://www.vvsu.ru/ddm/ |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет: Сокращенное название ООП
| Форма обучения
| Индекс
| Курс
Модуль
| Трудоемкость
| Аттестация
| (ЗЕ) | Часов (всего в ауд.) | Б-ЮП | ЗФО | Б.3.Б.02 | 1 | 2 | 72/10 | З | |