Программа дисциплины «История культур и цивилизаций»





Скачать 306.13 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «История культур и цивилизаций»
страница1/3
Дата публикации02.03.2016
Размер306.13 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г.Ишиме




История мировых цивилизаций
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности

050103.65 – География с дополнительной специальностью биология

очной формы обучения


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ФГБОУ ВПО

«ИГПИ им. П.П. Ершова»

______________С.П. Шилов

«____» _________ 20___ г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История мировых цивилизаций

050103.65 ГЕОГРАФИЯ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ БИОЛОГИЯ


ИШИМ 2011

Учебная программа «История культур и цивилизаций»
Предисловие

УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры истории и сгн на заседании УМК факультета

Протокол № от «___» ______2011 г. Протокол № __ от «___» ___ 20__г.

Зав. кафедрой Председатель УМК

_____________ ______________ ________ _________________

роспись И.О. Ф. зав. кафедрой роспись И.О.Ф. председателя УМК

СОГЛАСОВАНО

«_____» ____________________20_____г.

Зав. библиотекой ____________ __________________

роспись И.О.Ф. зав. библиотекой

ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ С «______» ____________ 20 ____ г.
РАЗРАБОТАНА:
РЕЦЕНЗЕНТ: А.А. Любимов А.А., к.и.н., доцент

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПЕРЕСМОТРА: перед началом каждого учебного года
1.1. ВВЕДЕНИЕ
ПРОГРАММА

дисциплины «История культур и цивилизаций»
Курс « История мировой культуры" знакомит с содержанием и основными этапами мирового культурного процесса. Он позволяет глубже осмыслить процессы, функции науки, искусства, религии в историко-культурологическом контексте, представленные в памятниках культуры, образцах ремесел, произведений искусства, нормах морали и права, научных достижениях, в деятельности социальных институтов, творчестве великих личностей.

В курсе "История мировой культуры" рассматриваются совокупные формы культуры в историческом, этическом своеобразии, рассматриваются соотношения национальных и общечеловеческих компонентов в культуре, подчеркивается общность, закономерность культурного развития всех народов Земли.

Программа построена таким образом, что раскрывает наиболее яркие периоды в развитии той или иной культуры, которые в большей мере характеризуют ее своеобразие и, одновременно с этим, подчеркивают преемственность, взаимовлияние культурных моделей мира друг на друга, вклад каждой из них в общую сокровищницу мировой культуры.
1.1.1. Цели и задачи изучения курса «История культур и цивилизаций»
Цель:

Сформировать у студентов представления об общих закономерностях и о многообразии путей развития общества в древности, средневековье, новое и новейшее время.

Изучить проблемы генезиса культуры, проблемы хронологии и периодизации истории культуры.

Позволить студентам осознать свои культурные традиции, понять культуру других народов, определить собственные ценностные ориентиры

Задачи:

- дать студентам необходимый минимум теоретических знаний о сущности, структуре, функциях, механизмах и исторических типах культуры;
- выработать способности к пониманию и уважению различных национально-культурных платформ, к продуктивному общению представителей различных культур;
- помочь ориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве, литературе, музыке и т.д.;
- способствовать гармоничному сочетанию специальных и гуманитарных знаний, формированию культурных ориентаций и установок личности, т.е. её духовного потенциала.

1.1.2. Требования к уровню подготовки студента для подготовки дисциплины

Студент должен знать:

особенности развития культуры различных культур и цивилизаций; корни развития профессионального искусства мира; различия между культурами народов мира прошлого и настоящего; ведущие направления и стили в культуре прошлого и современности; представлять значение «памятников» прошлого в жизни общества, их роль в становлении современной культуры; знать и уметь описать значение представителей культуры России и мира; понимать различия культур разных цивилизаций

Студент должен уметь:

определять содержание понятий «культура», «цивилизация», «типология»; отличать произведения разных эпох, произведения профессионального и народного искусства; пользоваться справочной и специальной литературой, художественными репродукциями и альбомами, слайдами, диафильмами, аудио- и видеотехникой и т.п.; анализировать материальные памятники культуры разных цивилизаций, произведения искусства и высказывать суждения о них; профессионально свободно владеть и уметь пользоваться понятийным аппаратом курса (цивилизация, Восток, Запад, аккультурация, ассимиляция, искусство, стиль, направление, духовное и материальное, художественный образ, художественная деятельность и др.).

Студент должен владеть:

навыками самостоятельного поиска материалов о представителях культуры и цивилизаций; построения плана развития культуры мирового сообщества от истоков до настоящего времени; проведения разбора творчества мастеров различных видов искусств; выборки произведений мастеров культуры и искусства, наиболее важных для развития общемировой культуры.

1.1.3. Количество часов, отводимых на дисциплину


Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестр


5

«История культур и цивилизаций»

51

51

Лекционные занятия

14

14

Семинарские занятия

12

12

Самостоятельная работа в часах

25

25

Консультации

2 часа на группу




Зачет

15 мин./студент




ИТОГО:







2. Тематический план курса





п/п


Раздел дисциплины


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Л

ПЗ

СР

1

Происхождение культур и цивилизаций


2





2

Типологические характеристики культуры первобытности

2

2

2

3

Месопотамия и Египет

2

2

2

4

Особенности развития древней культуры Ближнего Востока







2

5

Культурная специфика доколумбовой Америки

2







6

Античность как тип культуры

2

4

2

7

Типология средневековых культур







2

8

Особенности мусульманской культуры

2

2

2

9

Культура и образ жизни Средневековой Европы

2




2

10

Возрождение и Реформация как культурные феномены







2

11

Западноевропейская культура Нового времени (от Ренессанса до Просвещения)




2

2

12

Европейская культура XIX века







2

13

Актуальные проблемы культуры 20 столетия







4

25

Всего

14

12

25



2.1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

2.1.1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ,

ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ТЕОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
История культур и цивилизаций как наука ее место в гуманитарном знании.

Формирование и эволюция понятия цивилизация. Линейная и циклическая история в концепциях В. Мирабо, А. Фергюсона. Теория естественного состояния Ж.Ж.Руссо. Понятие цивилизация и культурно-исторический тип в концепции Н.Я. Данилевского. Пять законов исторического развития. Понятие цивилизация в концепции Э. Тейлора. Культурно-историческая концепция О. Шпенглера. Цивилизационная теория А. Тойнби. Постмодернизм и новые координаты развития теории цивилизаций. Мировые и локальные цивилизации.

2.1.2 СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.

Проблема происхождения человека и общества. Общая характеристика первобытной формации. Основные хозяйственные типы социальной деятельности и организации. Периодизация первобытной культуры. Основные черты. Язык и мышление первобытного человека. Зооморфизм и антропоморфизм. Архетипы мышления. Единство материальной и духовной культуры. Первобытный синкретизм. Традиционализм и трансляция культуры. Табу как культурный фактор. Родовые инициации и система имен.

Мифомышление: сущность, этапы формирования, функции, типология, формы бытия. Эпос, особенности эпического сознания и его ритуализация. Формы предрелигиозного сознания: анимизм, тотемизм, магия. Язычество как феномен истории культуры. Первобытное "искусство": генезис, функции. Анималистический и антропоморфный циклы.
2.1.3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА.

Традиционные культуры Востока.

Культура Древнего Египта. Роль фараона в египетском обществе. Письменность. Заупокойный культ. Религия. Основные символы культуры Древнего Египта. Особенности древнеегипетского искусства: художественный канон. Памятники искусства Древнего Египта.

Культуры Древней Месопотамии: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран. Письменная культура городского типа. Клинопись. Храмовые хозяйства как центры культуры. Система верований. Роль гаданий в культуре. Жизненные ценности. Достижения отдельных цивилизаций Двуречья.

Специфика древнеиндийской культуры. Кастовый строй, его роль в индийской культуре. Религиозный характер культуры. Основные религии: ведизм, брахманизм, буддизм, индуизм. Характерные черты индийской письменности. Научные достижения Древней Индии. Особенности художественной культуры Индии, их проявление в литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Роль танца в индийской культуре.

Характерные особенности культуры Древнего Китая. Стабильность и консерватизм образа жизни. Традиционализм культуры. Религия: культ духов природы, культ предков. Даосизм. Конфуцианство и его роль в культурном развитии Китая. Мировоззрение и базовые ценности. Китайская каллиграфия. Научные достижения. Искусство. Общие черты древних цивилизаций: консерватизм, отсутствие идеи человеческой личности, единство с природой, пассивность.

2.1.4. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА.

Хронологические рамки и географическое пространство, периодизация античной культуры. Экономика полиса. Афины и Спарта. Идеал человека. Социальные ориентации античной личности. Политическое искусство. Калокагатия - единство добра, мудрости и красоты. Доверие к разуму. Состязательность. Система образования и воспитания: греческая "пайдейя". Древнегреческая мифология. Хтонические и олимпийские боги. Отношение богов к человеку и природе. Наука и искусство. Зарождение философии: поиск первооснов, внимание к человеку. Достижения в области математики, астрономии, истории, медицины. Идеал древнегреческого искусства и его цель. Архитектура: ордерная система, простота и гармония. Скульптура: культ телесности. Литература: эпическая поэзия, лирика, комедия и трагедия. Театр. Вазопись: краснофигурный и чернофигурный стили. Специфика культуры Древнего Рима. Государственность культуры. Практицизм мировоззрения. Пантеон римских божеств. Наука. Искусство: утилитарный характер архитектурных сооружений, скульптурный портрет. Литература: сюжеты и жанры. Влияние античной культуры на мировое культурное развитие.
2.1.5. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ.
Хронология и периодизация средневековой европейской культуры. Феодализм как экономическая основа средневековой культуры. Сословная иерархия: духовенство, рыцарство, третье сословие. Религиозность как доминанта духовной жизни. Церковь как основной институт культуры. Нравственный идеал средневековья и его сословные модификации. Традиционализм культуры. Символизм. Каноничность. Картина мира средневекового человека. Система образования и наука средневековья. Потребности в опытном знании. Алхимия. Астрология. Историзм. Образование: религиозное и светское. Роль университетов в средневековой культуре. Художественная культура средневековья. Потусторонность, духовность искусства. Архитектура: романский и готический стили. Скульптурные храмовые композиции. Живопись: иконопись, иконографический канон. Литература: религиозная и светская. Зарождение городской культуры.

2.1.6. КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА.

Возникновение ислама. Факторы распространения и укрепления ислама. Коран как мировоззренческое ядро ислама: содержание и структура. Культ Аллаха. Космология и картина мира в исламской культуре. Система мусульманских ценностей. Отношение к человеку. Регуляция отношений между мусульманами: шариат. Идея равенства всех "правоверных". Идея "священной войны": большой и малый джихад. Ритуалы исламской культуры. Система молитв, правила совершения молитвы. Пост рамазан. Хадж. Налог в пользу бедных. Святыни ислама. Философские традиции исламского мира. Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд. Суфизм. Художественная культура исламского мира. Отсутствие живописи. Слово как носитель религиозной идеи ислама. Каллиграфия и орнамент. Поэзия: творчество Фирдоуси, Омар Хайяма, Джами. Архитектура: типы мечетей, принципы их строительства. Цветовая символика в исламской культуре.
2.1.7. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Культура эпохи Возрождения и Реформации.

Культура эпохи Возрождения и Реформации как предпосылка становления культуры Нового времени. Понятие "Ренессанс". Хронология и периодизация. Центры культуры. Отношение к античности. Эпоха гуманизма: родоначальники, сущность, противоречивый характер возрожденческого гуманизма. Идеал человека. Отношение к труду как к творчеству. Культ красоты. Художественно-эстетический характер эпохи. Образование и наука. Идея разностороннего развития личности. Великие географические открытия. Гелиоцентрическая картина мира. Натурфилософия. Развитие филологии. Тесная связь науки и искусства. Титанизм эпохи: Леонардо да Винчи, Альберти, Микеланджело.

Искусство: ориентация на естественность, красоту, индивидуальность. Авторитет художников: Джото, Мазаччо, Рафаэль, Тициан, Джорджоне, Боттичелли.

Литература: национальный язык, реализм, чувственность: Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, Данте Алигьери, Сервантес, Л. де Вега.

Музыкальная культура.

Скульптура: Донателло, Микеланджело.

Реформация как религиозно-идеологическое и социально-политическое движение. Религиозно-реформаторские ценности. Протестантизм. Культурное значение Реформации.

2.1.8. Характерные черты культуры 17 – 18 веков.

Хронологические рамки и социально-политические предпосылки культуры эпохи абсолютизма и века Просвещения. Национально-государственные формы Просвещения. Рационализм как основа мировоззрения. Культ разума, знания, "естественного человека". Бог как символ нравственности. Культ природы. Принципы естественного права. Рост роли науки в жизни общества. "Энциклопедия или толковый словарь наук, искусств и ремесел" (Дидро, Вольтер, Монтескье, Руссо, Гельвеций, Гольбах и др.). Возникновение опытной науки. Механика и математика (17 в.). Создание научных сообществ. Развитие физики, химии, географии, биологических наук в 18 в. Направления художественной культуры 17-18вв. Классицизм: эстетика, иерархия жанров, представители (Пуссен, Ж.-Л. Давид, Фальконе, Корнель, Мольер). Барокко: приоритетные жанры, основные черты, представители. Рококо как искусство для легкого наслаждения: принцип единства полезности и красоты; внимание к интерьеру; сюжеты, представители: А. Ватто, Ф. Буше и т.д.
2.1.9. Европейская культура 19 века.

Европейская культура 19в. Несовпадение хронологических и культурных границ данного периода. Экономическая культура. Мировая система хозяйства. Мировой рынок. Господство утилитаризма. Культурные идеалы 19 в. Противоречие идеалов и культурной практики. Основные черты культуры 19 в. Увеличение доли светской культуры. Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры. Формирование институтов художественной деятельности. Романтизм как общекультурное движение эпохи. Конфликт с действительностью. Проблема двоемирия. Темы судьбы, одиночества. Господствующие жанры: поэзия, музыка, балет. Творчество Байрона, Г. Гейне, Р. Шумана, Р. Вагнера, Ф. Листа, Ф. Шопена, Эж. Делакруа. Реализм как стиль культуры. Критический реализм. Социальный роман. Оноре де Бальзак, Виктор Гюго, Гюстав Флобер, Джон Голсуорси, Чарльз Диккенс. Музыка: Дж. Верди, Дж. Пуччини, Ж. Бизе. Импрессионизм: возникновение, цели творчества, эстетика, тематика. К. Моне, О. Ренуар, Э.Дега, О. Роден. Постимпрессионализм: П. Сезанн,

П. Гоген, Винсент Ван Гог.

2.1.10. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ 20 СТОЛЕТИЯ.

Техническая культура 20 в. Основные черты техногенной цивилизации. Научная рациональность как характерный признак культуры. Кризис техногенной цивилизации: сущность и проявления. Постиндустриальное общество: факторы развития и характерные черты. Политическая культура 20 века: тоталитаризм и демократия. Тоталитаризм как способ организации общественной жизни: основные принципы, исторические формы. Тоталитаризм в искусстве. Политико-правовая культура демократического общества. Массовая культура: основные черты и формы. Понятие "массовое общество" и "массовая культура". Особенности произведений массовой культуры. Функции массовой культуры. Модернизм в культуре 20 в. Идеология модернизма. Основные направления модернизма, их специфика. Фовизм. Кубизм. Футуризм. Экспрессионизм. Абстракционизм. Дадаизм. Сюрреализм. Поп-арт. Оп-арт. Мобили. Театр абсурда. Хэппининг. Рок-культура. Боди-арт. Постмодерн: основные идеи и проявления. Специфика гуманизма 20 в. Принцип ненасилия. Экологическая этика. Правозащитное движение. Понятие "социокультурная ситуация". Влияние идеологии постмодерна. Информационные факторы современного культурного развития. Позитивное и негативное воздействие современных информационных технологий. Средства массовой информации в современной культуре. Роль рекламы в культуре. Религиозная составляющая современной социокультурной ситуации: нетрадиционные культы. Культура и глобальные проблемы современности. Особенности современной российской социокультурной ситуации. Идеологический плюрализм. Разрушение инфраструктуры культуры. Культурная экспансия. Статусное потребление культуры. Экология культуры.
Планы практических занятий
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «История культур и цивилизаций» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Истории Древнего Востока с историей первобытности и историей античных цивилизаций, а также исключительной важности диалога культур...
Программа дисциплины «История культур и цивилизаций» iconПрограмма дисциплины сдм. 10 История западной и восточной цивилизаций...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «История культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Программа дисциплины «История культур и цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Программа дисциплины «История культур и цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Программа дисциплины «История культур и цивилизаций» iconПрограмма дисциплины Всеобщая история: история западных цивилизаций...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03 «Востоковедение...
Программа дисциплины «История культур и цивилизаций» iconРабочая программа дисциплины «История мироваяой культуры»
Данная учебная дисциплина предполагает сочетание двух подходов к изучению мировой культуры и искусства, в частности, совмещение анализа...
Программа дисциплины «История культур и цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
«История» (гос 2000 г.). Квалификация – «Историк, преподаватель истории». Код дисциплины: опд. Ф. 01 – «всеобщая история» (история...
Программа дисциплины «История культур и цивилизаций» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Востока; объяснение влияния Эллады и Древнего Рима на историю средневековой Европы и Византии, непреходящего значения наследия цивилизаций...
Программа дисциплины «История культур и цивилизаций» iconВопросы к зачету по курсу «История мировых цивилизаций»
Основные подходы к изучению истории мировых цивилизаций в современной исторической науке
Программа дисциплины «История культур и цивилизаций» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2012 г. Программа...
Важное внимание уделено рассмотрению высших достижений художественной культуры культурных разных народов, а также механизмам цивилизационного...
Программа дисциплины «История культур и цивилизаций» iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа дисциплины «История культур и цивилизаций» iconРабочая программа по дисциплине «история культур и цивилизаций»
Культура Византии как наследие античных традиций. Культура и образ жизни средневековой Европы. Возрождение и Реформация как культурные...
Программа дисциплины «История культур и цивилизаций» iconПрограмма дисциплины «Всеобщая история (история мировых цивилизаций)»...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса очного отделения исторического факультета Магнитогорского государственного...
Программа дисциплины «История культур и цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций»
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Программа дисциплины «История культур и цивилизаций» icon1 3 История России. Всеобщая история История Древнего мира
Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск