Скачать 165.37 Kb.
|
Утверждено на заседании кафедры основ клинического психоанализа от 08 октября 2009 г. протокол №1 Зав.кафедрой основ клинического психоанализа к.мед.н., профессор Асанова Н. К. ____________ Институт психоанализа Факультет психоанализа Кафедра основ клинического психоанализа Учебно-методический комплекс по курсу «Теория объектных отношений» Автор: к. пс. н. Комарова Л.Э. Москва 2009 Печатается по решению кафедры основ клинического психоанализа НОУ ВПО «Институт психоанализа» Комарова Лола Эриковна . «Теория объектных отношений» – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 18 с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Комарова Лола Эриковна 2009 г. 1. СОДЕРЖАНИ 1. Программа курса 1.Пояснительная записка 3 2.Содержание курса 3 3. План семинарских занятий 7 4. Список литературы 10 11 Распределение часов курса по темам и видам работ 16 111. Организация самостоятельной работы студентов 16 1У. Темы рефератов 17 У. Вопросы к экзамену 17 1. ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА Основной целью данного небольшого курса « Теории объектных отношений в современном психоанализе» состоит в ознакомлении студентов с радикальными изменениями в психоаналитической теории и клинической практике, произошедшими в послевоенный период и связанными, в первую очередь, с британской психоаналитической традицией. В число основных задач курса входит попытка дать студентам представление об эвристической природе психоаналитического теоретизирования, его непосредственной связи с доминирующими в обществе философскими и культурными представлениями. Наряду с этим, делается попытка показать взаимосвязь эволюции психоаналитического теоретизирования с изменениями психоаналитической техники. С этой целью изложение теоретического материала максимально иллюстрируется, где это возможно, разбором клинических случаев. Данный курс непосредственно связан со всеми другими курсами по психоанализу и призван помочь студентам ориентироваться в сложной и запутанной картине психоаналитических школ и течений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. Природа психоаналитического знания. Основные принципы построения естественно-научного знания, их неприложимость к психоанализу. Позитивистская критика психоанализа и её несостоятельность. ( К.Поппер, А.Грюнбаум). Герменевтическая модель гуманитарных наук. Психоанализ как наука о смыслах. Неоднозначность клинических фактов, характер связи с теоретическими концептами, методы проверки гипотез в психоанализе. Отличается ли психоаналитическое понимание от обыденного или является лишь продолжением последнего. Критика психоанализа Р. Уолхейма. ТЕМА 2. Модели и теории в психоанализе. Инстинкт или отношения с объектом как основной системообразующий фактор человеческой психики – две точки зрения на природу человека в психоаналитических теориях. Философские, социо-культурные и клинические предпосылки неудовлетворённости метопсихологией З.Фрейда. Возникновение модели отношений/структуры как смена парадигмы психоаналитического теоретизирования. Постулаты, лежащие в основе модели «инстинкта/структуры» и модели «объектных отношений/структуры», их принципиальная несовместимость. Психоаналитические теории: стратегия аккомодации объектный отношений в рамках модели инстинкта/структуры и стратегия радикального разделения. Тема 3. Модель «инстинкта/структуры» З.Фрейд – классическая модель инстинкта/структуры. Инстинкт – как основная мотивационная сила. Квази – физиологическая природа инстинкта. Психика и сома: принцип психофизического параллелилизма. Инстинкты и желания. Принцип постоянства, теория аффектов и защит. Формирование и природа объекта в контексте модели инстинкта/ структуры. Метапсихология как попытка естественно-научного позиционирования психоанализа. Основные постулаты модели: независимость природы индивида от социального контекста, стремление к нулевому напряжению как основная задача психического аппарата, требование инстинкта как конечное основание любой активности, появление объекта в результате удовлетворения или фрустрации инстинкта. Тема 4. Модель объектных отношений / структуры. М.Клейн – непреднамеренная революция. Видоизменение понятий инстинкта и объекта у М.Клейн Переход от психологии инстинктов к психологии смыслов. Концепция бессознательной фантазии. Неотделимость объекта от влечения, врождённый характер объектов. Метопсихологические последствия замены инстинкта как основной мотивационной единицы бессознательной фантазией. Проекция, интроекция, проективная идентификация как бессознательные фантазии. Представление о позиции как способе организации опыта взаимодействия с объектами. Шизо-параноидная и депрессивная позиции М.Клейн vs стадии развития либидо З.Фрейда . Вклад в развитие психоанализа и внутренние противоречия теории М.Клейн. Теоретическая дискуссия между М.Клейн и А.Фрейд 1941- 45 гг. относительно соответствия идей М. Клайн базисным принципам психоанализа. Тема 5. Радикальные теории объектных отношений. У. Фернберн – отказ от теорий либидо и психосексуального развития З. Фрейда. Критика инстинкта как мотивационной единицы и психики как замкнутой единицы, стремящейся к редукции напряжения. Поиск объекта как первичная цель влечение. Единство структуры и влечения, отказ от разделения на Я, как организованную структуру действий и Оно, как резервуар энергии. Теория развития как естественно разворачивающаяся последовательность интерперсональных отношений. Структуризация психики и психопатология. У.Фернберн и М.Клейн – сходства и различия. Тема 6. Альтернативные концепции развития. Дж. Боулби – теория привязанности. Д. Винникотт - процесс формирования самости. Роль матери в раннем развитии младенца. Первичная материнская озабоченность. Холдинг и контейнирование, их роль в психическом развитии. Преждевременная фрустрация и формирование ложного Я. Переходные феномены. М. Балинт – критика концепции первичного нарциссизма. Представление о первичном дефиците. В.Бион: Роль коммуникация между матерью и младенцем, проективная идентификация и развитие мышления. Тема 7. Диагноз и техника в рамках модели объектных отношений/структуры. Влияние представлений о бессознательной фантазии на видоизменение техники психоанализа. Концепция тотального переноса и коммуникативная функция контрпереноса. Патология объектных отношений. Навязчивое повторение и неизбежное отыгрывание. Представление о чувствительности к роли. Аналитик как репрезентация внутреннего объекта. Разыгрывание бессознательных фантазий. Что такое аналитическая позиция. Интерсубъективный подход: акцент на здесь и сейчас. Сомнения относительно универсальности переноса, важность внепереносных интерпретаций, невербальные терапевтические факторы. 3. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. Семинар 1. Тема № 3. Модель « инстинкта/структуры». Вопросы для обсуждения на семинаре.
Рекомендуемая литература:
Семинар 2. Тема 4. Радикальные теории объектных отношений. Вопросы для обсуждения на семинаре:
Рекомендованная литература:
Семинар 3. Тема 4. Радикальные теории объектных отношений. Вопросы для обсуждения на семинаре:
Рекомендуемая литература:
Семинар 4. Тема 6. Альтернативные концепции развития. Вопросы для обсуждения на семинаре:
Рекомендуемая литература:
Семинар 5. Тема 7. Диагноз и техника в рамках модели объектных отношений/структуры. Вопросы для обсуждения на семинаре:
Рекомендуемая литература:
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. Природа психоаналитического знания. Обязательная:
Дополнительная:
ТЕМА 2. Модели и теории в психоанализе. Обязательная:
Дополнительная.
Тема 3. Модель «инстинкта/структуры». Обязательная:
Дополнительная:
Тема 4. Модель «объектных отношений / структуры». Обязательная:
Дополнительная:
Тема 5. Радикальные теории объектных отношений. Обязательная:
Дополнительная:
Тема 6. Альтернативные концепции развития. Обязательная:
Дополнительная:
Тема 7. Диагноз и техника в рамках модели объектных отношений/структуры. Обязательная:
Дополнительная.
Приложение 1. Распределение часов курса по темам и видам работ.
Приложение 2. Организация самостоятельной работы студентов.
6. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ (СПИСОК ВОПРОСОВ)
|
Учебно-методический комплекс теория государства и права направление 030900 юриспруденция Теория государства и права: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Старостина С. А., Калининград, 2013 | Учебно-методический комплекс Для специальности 080502-экономика и... Учебно-методический комплекс «Теория коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс соответствует требованиям к дисциплине... Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры Гражданско-правовых дисциплин протокол № | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Х 85 Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама/Пер с англ. Р. Р. Муртазина. — М.: Независимая фирма “Класс”,... | Тюменский государственный университет Нелаева Г. А. Теория международных отношений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031900. 62... | ||
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры математики и информатики... Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для студентов, обучающихся по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Квантовая теория поля» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» Культурология: Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения факультета русской филологии/ Автор- составитель Статкевич... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ» Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы | ||
Учебно-методический комплекс по специальному курсу «иностранное гражданское... Учебно-методический комплекс обсужден и рекомендован к изданию на заседании кафедры гражданского права и процесса Казанского государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика доказательств... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория экономических информационных систем» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс. По курсу "нотариат российской федерации"... Учебно-методический комплекс разработан старшим преподавателем кафедры «Гражданско-правовые дисциплины» иубиП: Морозовой Натальей... |