Перспективы развития современной филологии





НазваниеПерспективы развития современной филологии
страница1/14
Дата публикации09.01.2015
Размер1.58 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Научно-издательский центр «Открытие»

otkritieinfo.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ

Материалы II международной

научной конференции

20-21 января 2012 года

г. Санкт-Петербург


УДК 80

ББК 80я43
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ
Материалы II международной

научной конференции

20-21 января 2012 года

г. Санкт-Петербург

Представлены материалы докладов международной научной конференции «Перспективы развития современной филологии».

В материалах конференции обсуждаются проблемы современной филологической науки, анализируются вопросы русской и мировой литературы, проводятся сопоставительные исследования русского и других языков на разных уровнях языковой системы. Сборник представляет интерес для филологов различных исследовательских направлений, учителей-словесников, студентов-филологов и аспирантов.


ISBN 978-5-8430-0169-8

Секция 1. Русская литература

Мотив светопреставления

в драматургии М. Е. Салтыкова-Щедрина

и А. В. Сухово-Кобылина

И. А. Бабенко

ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный университет, Ставрополь, Россия, irinababenko17488@yandex.ru
В середине XIX в. мысли о возможности скорого светопреставления (от «свет» в значении «мир», «Вселенная», и «преставление» – «смерть») начинают занимать умы значительной части русского общества. Реалии пореформенной действительности, внесшие изменения (во многом не в лучшую сторону) практически во все сферы жизни и в корне изменившие мировоззрение многих людей эпохи (радостное предчувствие перемен сменилось разочарованием, а затем негодованием), невольно соединялись в сознании с представлениями о грядущем конце света и его предвестниках. Естественно, эта тенденция не могла не найти отражения в целом ряде литературных произведений (романы Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, Н.С. Лескова и др.), что, в свою очередь, выразилось в привлечении элементов гротескной поэтики в их художественную систему. Гротескна сама природа представлений о конце света: ужас перед грозящими бедствиями в душах верующих неразрывно связан с радостью по поводу близящегося наступления Царства Божьего. Эта амбивалентность – характерный признак гротеска.

Мотив приближающегося светопреставления находит развитие и в драматургических текстах. На наш взгляд, развитие этого мотива наиболее последовательно прослеживается в пьесах М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.В. Сухово-Кобылина.

М. Е. Салтыков-Щедрина начинает свою комедию «Смерть Пазухина» (1857) со слов мещанина Велегласного: «Мужие имут носити одеяние коротко, выше колену, и штаны натянуты, жены же будут иметь образ бесовский, главы непокровенны имущи, и на главах имут носити рога скотские и змиины, уподобяся бесу... И тогда будет пришествие антихристово...» [1]. Вычитанные из «замасленной рукописи» пророчества, истинный смысл которых страшен для верующего христианина, в пьесе подан в комическом свете. Так, страшным грехом Велегласный считает употребление чая: «Китайская стрела в Россию вошла; кто пьет чай, тот спасенья не чай...» [1], а чтобы отучить от любви к этому напитку Прокофия Ивановича Пазухина (и спасения его души) предлагает его супруге «А ты его маленько повымучь, от супружества на время отставь или иную меру одумай...» [1]. Источник комизма – соотнесение в умах малообразованных людей, каковыми являются персонажи комедии, мыслей об Апокалипсисе и вынужденном отказе от привычных удовольствий. В ходе пьесы получает развитие и первая часть «пророчества», описывающая внешний облик мужчин, – Прокофий Пазухин ради возобновления контактов с отцом, приверженцем европейского стиля жизни, отказывается от своих убеждений. Живший согласно православным традициям (правда, соблюдение их было только внешним), Прокофий, чтобы не упустить большое наследство, сбривает бороду, переодевается в европейское платье, считавшееся в среде истинно верующих бесовским нарядом. Однако и в описании перемен Пазухина-младшего автор не обходится без комизма: сын радует отца своим появлением в сюртуке, «впрочем, ниже колен» (ср. «одеяние коротко, выше колену») (курсив мой – И.Б.).

Следует отметить, что мотив светопреставления имеет в пьесе и серьезные, даже трагические коннотации. Так, если весь событийный ряд комедии рассматривать через призму первых реплик Велегласного, то, очевидно, что мир, существующий согласно таким законам и представлениям, действительно находится на пороге распада. Все персонажи пьесы заинтересованы в смерти Пазухина-старшего, ждут ее с нетерпением и плохо скрываемым удовольствием. В четвертом, заключительном, действии, когда старик уже находится при смерти, символично появление в списке действующих лиц персонажа по фамилии Праздников – приказной «без речей и несколько навеселе» [1] (курсив мой – И.Б.). Смерть Пазухина – праздник для всех, кто сумеет получить хотя бы часть от его богатства. Противоречат представлениям о морали и нравственности и все козни и хитросплетения вокруг завещания Ивана Прокофьевича, попытки его зятя Фурначева подделать ключ от сундука с деньгами, мнимое единомыслие сына, постоянный обман персонажами друг друга.

Таким образом, мотив светопреставления, реализуемый в пьесе Салтыкова-Щедрина одновременно в двух планах – комическом и трагическом, занимает важное место в гротескной поэтике комедии.

Амбивалентность в толковании эсхатологического мотива скорого светопреставления прослеживается и в драме «Дело» (1861) А.В. Сухово-Кобылина – драматурга, чья художественная концепция имеет много перекличек с творческими установками Салтыкова-Щедрина. О грядущем конце света в пьесе сообщается из уст приказчика Ивана Сидорова: «антихрист не то что народился, а уже давно живет и <…> уже в летах, солидный человек <…> на днях произведен в действительные статские советники – и пряжку имеет за тридцатилетнюю беспорочную службу. Он-то самый и народил племя обильное и хищное – и все это большие и малые советники, <…> и все скорби наши, труды и болезни от этого антихриста действительного статского советника, <…> и видите, сударь, светопреставление уже близко» [2] (курсив мой – И.Б.). Далее мотив конца мира развивается в свете губительного, разрушающего воздействия чиновничества на жизнь «ничтожеств или частных лиц» [2]. Именно чиновники в буквальном смысле разрушают мир Муромских: отец семейства гибнет в приемной важного лица, его дочь Лидочка опозорена в свете, состояние семьи растрачено на взятки. Бюрократическая «махина» не останавливается на достигнутом: в комедии-шутке «Смерть Тарелкина» она начинает уничтожать уже и своих подчиненных, вышедших из повиновения. Трагическое завершение «Дела»: в финале пьесы становится очевидно, что уничтожение Муромских для чиновников – дело рядовое, что они способны и на большее зло, наступление которого, по мысли автора, неминуемо, соприкасается с мотивом предожидания страшных бед, предшествующих концу света.

При этом нельзя не отметить и явного комизма в описании черт якобы народившегося антихриста – «действительный статский советник», тридцать лет беспорочно служащий «на благо России». Сатирически заострены образы всех чиновников, по Ивану Сидорову, – творцов грядущего Апокалипсиса (к примеру, экзекутор Живец «совершил карьеру на поле чести. Получив там несколько порций палкою и от этого естественно выдвинувшись вперед, он достиг обер-офицерского зваия» [2], а правителя дел Варравина «природа при рождении одарила кувшинным рылом, судьба выкормила ржаным хлебом; остальное приобрел сам [2]). Вообще бюрократия представлена в гротескном образе «живого механизма», состоящего из «сил, подчиненностей, колес, шкив и шестерен».

Итак, в пьесе Сухово-Кобылина мотив приближения конца света развивается также в двух плоскостях – комической и трагической, что придает ей гротескный характер.

Таким образом, в драматургических текстах Салтыкова-Щедрина и Сухово-Кобылина мотив близящегося светопреставления – одна из констант художественного мира драм. Развертываясь одновременно в двух противоположных направлениях – комическом и трагическом – он организует гротескную составляющую поэтики пьес.
Литература

  1. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 т. – Т. 4. – М.: «Художественная литература», 1966. – С. 64-128

  2. Сухово-Кобылин А.В. Картины прошедшего. – Л., 1988. – С. 84-189


ОСМЫСЛЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ:

СОБОРНОСТЬ И СОВРЕМЕННАЯ ПРОЗА

Е. А. Жиндеева

ФГБОУ ВПО «МордГПИ им. М.Е. Евсевьева», г.Саранск, Россия jindeeva@mail.ru
Публикация осуществляется при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме «Современный литературный процесс Мордовии в контексте развития новейшей русской литературы»

(ГК П381 от 07 мая 2010 года)
При изучении русской литературы в контексте национальной духовной культуры определяющим является Православие, стоявшее у истоков письменной литературы русского народа, питавшее ее многие столетия и продолжающее питать вплоть до настоящего времени.

Существует практика введения в уроки литературы содержательных компонентов из истории православной культуры, древнерусской книжности с проявлением интереса к богослужебным текстам; из истории иконописи, традиций духовной культуры в русской литературе. Учителя-практики предлагают различные элективные курсы, проблемы, которые связаны с источниковедением ранней христианской литературы, историографией древнерусской культуры, с искусством книги в Древней Руси, с творчеством русских писателей в контексте истории русской православной культуры.

Тем самым высветляются коренные русские идеи отечественной литературы и их православный характер: идеи Великой русской земли, отечественного единения и согласия, исторического долга и преемственности поколений, идеи русской семьи, отеческой веры; духовного служения Правде – Истине, выросшего на обостренном чувстве справедливости; почитания святостроителей Русской земли и всечеловечность; идея веры, православного миросозерцания, того, что можно назвать внутренним укладом жизни русского человека.

Русское книжное слово возникло как слово христианское. Это было слово Библии, литургии, жития, слово Отцов Церкви и святителей, проповедующее Слово Божье, духовно значимое для человека. Изначально духовные ценности русской словесности – это тот стержень, который образует лицо национальной культуры, эта та самая «незыблемая скала» (О. Мандельштам), на которой держится русский характер, русская душа. «Вся русская литература о причудливом пейзаже русской души» (Н. А. Бердяев) и драме души русского человека, где «дьявол с Богом борется» (Ф. М. Достоевский). Для русской литературы приближение к национальному идеалу сопряжено с необходимостью соединения в русском характере устремленности ввысь, духовной широты, поиска праздника и обновления души с созидательной верой, с ярким проявлением таких качеств национального характера, как милосердие, смирение, соборность и др.

Тема «Православие и литература» стала в последние годы одной из признанных и ведущих в отечественном литературоведении. Однако чаще всего речь ведут о христианских мотивах в творчестве русских писателей, о прямых и скрытых цитатах из Библии, о характерах героев, являющихся носителями православного сознания, о диалогических отношениях писателей с Православной церковью. Не всегда учитывается то обстоятельство, что связь писателя с религиозной святыней своего народа определяется национальным обликом всей русской классической литературы, который сформировался под мощным тысячелетним воздействием православно-христианских ценностей.

Отечественное литературоведение насчитывает немало работ, концептуально представляющих русскую литературу как христианскую словесность. Это исследования В. Котельникова и В. Топорова, И. Есаулова и В. Захарова, М. Дунаева, В. Лурье и А. Любомудрова, Л. Сатаровой, Б. Клосса и др.

Наблюдая духовно-нравственную направленность русской литературы в контексте Православия, можно обозначить фундаментальные цели и задачи изучения отечественной словесности. Главная из них, на наш взгляд, состоит в том, чтобы выявить подлинный смысл духовных исканий героя художественного произведения, определить его нравственные установки, охарактеризовать систему ценностей, которой руководствуется герой. В религиозно-философском поиске русской словесности 19 века это одна из центральных идей. Изучая русских писателей в контексте православной культуры, можно многое понять и в их самобытном творчестве. И тогда своеобразие и святость русской литературы будет понято глубже, а ее значение в мировой культуре открывается во всем своем сокровенном величии. Примером тому могут служить конкретные спецкурсы, читаемые на филологическом факультете нашего вуза.

Проблема духовности в нашем обществе в последнее время является одним из тех краеугольных камней, которые требуют внимательного и вдумчивого отношения. В связи с тем, что в телевизионных передачах и публикациях на эту тему, духовность понимается расплывчато, требуется, на наш взгляд, уточнение термина. Мы согласны тем, что это культурологическое понятие, вбирающее в себя помимо религии многие области науки о природе и обществе, такие виды искусств как живопись, музыка, литература, кино, сценическое искусство (балет, опера и т.д.). Это выражается в праве, нормах поведения, традициях, языке, церемониях, символах, обычаях, обрядах, этикете и др.

Между тем, довольно большой процент современников сводят понятие духовности только к религиозности. Здесь особый упор делается на христианскую мораль, которая может помочь решить ряд социальных проблемы современной России. Разделяя эту точку зрения, Виктор Николаев в ряде своих произведений предлагает свое понимание духовности. Констатируя тот факт, что духовность - это близость человека к Богу, современный прозаик все же дает некую параллель. Духовность должна быть присуща всем культурным людям (в том числе и верующим), а религиозность – только верующим. При этом каждый духовный человек должен стремиться через испытания и лишения к светлой Истине Веры и Добра. Свидетельством тому может служить жизни этого писателя.

Практически во всех современных антологиях, касающихся литературного процесса конца ХХ – начала ХХI веков, указывается на наличие новой тенденции – появление так называемой религиозной прозы. Как правило, речь идет не только о формальных признаках такой литературы. Думаем, было бы уместнее говорить о религиозности поисков представителей современной русской литературы, к таковым можно отнести и В.Н. Николаева.

Религиозная проблематика литературных произведений является одной из самых популярных в современной российской филологии. На наш взгляд интересны те статьи и книги, не идеологизированные по постановке проблемы и значимые в общегуманитарном контексте, которые религиозность рассматривают как особую философскую концепцию, имеющую непосредственное отношение к современному бытию. Это работы М.М. Дунаева (1), В.Н. Захарова (2), И.А. Есаулова (3), А.М. Люболюдрова (19), Т.А. Кошемчук (4), В.М. Пронягина (10), Е.С.Троицкого (11) и некоторых других. Но практически все исследования посвящены классической русской литературе. О религиозной проблематике современных литературных произведений, как правило, говорят только относительно таких произведений как «Плаха», «Вечная невеста» Ч. Айтматова, «Пирамида» Л. Леонова, «Отец-лес» А. Кима. Однако сгодня настало время бурных полемик, касающихся обсуждения вопросов веры, неверия и связи с трансцендентной сущностью веры как таковой в произведениях А.Трапезникова, Л. Бородина и некоторых других. Но до сегодняшнего момента практически не существует публикаций, посвященных творчеству В.Н. Николаева. Это, на наш взгляд, более чем несправедливо.

При аналитической работе с произведениями данного автора (одного прочтения здесь явно недостаточно) требуется внимательное отношение не только к избранным формам документально-художественного повествования, но к ярко выраженной позиции писателя.

О Викторе Николаевиче Николаеве известно следующее: он майор запаса, кавалер ордена Красной Звезды, член Союза писателей России. Выпускник Курганского высшего военно-политического авиационного училища, Виктор Николаев прошел через все «горячие точки». В 1987 - 1989 гг. служил в Афганистане в должности начальника поисково-десантной группы (ПДГ), осуществлявшей поиск и спасение терпящих бедствие и попавших в плен военнослужащих. Затем выполнял задачи по ликвидации нештатных ситуаций в Сумгаите, Степанакерте, Нагорном Карабахе, Спитаке, Тбилиси. В 1990 - 1993 гг. учился в Военно-политической академии. Лишь тяжелая болезнь вынудила Виктора Николаева оставить службу в Вооруженных Силах.

   Поборов недуг, Виктор Николаев создал книгу о самом себе и о тех, кто погиб, не вернулся к мирной жизни, защищая отчизну, выполняя приказ. «Живый в помощи. Записки «афганца»» повествуют о русском воине, прошедшем через ад войны, но не сломавшемся, а укрепившимся духом, с честью выдержавшим все физические пытки и тяжкие духовные испытания. Это своего рода цикл рассказов того, что случилось с автором и с его боевыми друзьями. В книге нет выдуманных персонажей и вымышленных событий, автор писал о собственной жизни, о людях, с которыми столкнула его судьба. Но главное в этой книге - высокая нота духовного подвига, совершаемого воинами России. «Живый в помощи» - это книга о самовозрождении человека, одно из самых искренних исповедальных произведений русской литературе рубежа XX - XXI вв.

«То, что пишет о страданиях и смерти наших воинов Виктор Николаев - в духе многовековой христианской традиции... Виктор Николаевич - это современный воин-исповедник, который подвигами своими, страданиями, кровью своею, чудом оставшийся в живых, исповедал верность заповеди Христовой: положить жизнь за други своя, исповедовал верность своей Родине, своему долгу», - утверждает священник Константин Молчанов (11). «Эта книга - путь к Богу. Или озвереть и ожесточиться, или уверовать, переломить себя», - пишет монах Кукша из Сербского монастыря Хиландар на Святой Горе Афон (5).

Оценило заслуги Виктора Николаева и литературное сообщество: в 2000 году Виктор Николаев стал лауреатом премии Союза писателей России «Честь имею», а в 2002 году удостоен литературной премии «Прохоровское поле».

 Безусловно, Виктор Николаевич Николаев известен благодаря своим книгам «Живый в помощи», «Из рода в род», «БезОтцовщина», а также благодаря публичным выступлениям, встречам с военнослужащими, заключенными в местах лишения свободы. Его книги - напряженная, выдержанная на высочайшей ноте, пламенная проповедь. Приведем объяснение самого автора по поводу названия его первой книги: «Я был на афганской войне командиром вертолетной поисково-десантной группы. 3 января отряд спецназа «Чайка» попал в засаду. Собрали всех и уже шли на базу. Но при подходе к нему в вертолет попала душманская ракета. Вертолет упал на свое же минное поле. И подорвался. Из 18 бывших на борту людей в живых осталось только 6. И вот самое интересное: моя жена в тот момент сердцем почувствовала беду. Стала читать молитву, которую сама не могла потом вспомнить. Похоже на «Отче наш». А я в это время шел по минному полю и не подорвался» (6). 

С необъявленной афганской войны Виктор вернулся живой. Но она снова настигла его. В 1993 году, когда он учился в Военно-политической академии, сказались последствия ранений и контузий. Внезапно на занятиях он потерял сознание. Его отправили в госпиталь имени Бурденко. Был поставлен диагноз: раковая опухоль левой височной доли мозга. Жить ему по прогнозам врачей оставалось не более двух месяцев. По свидетельству В. Николаева, операция могла иметь роковой исход. Но он, посоветовавшись с женой, согласился. Операция продолжалась восемь часов. «И все это время жена, находясь дома, читала псалом «Живый в помощи». С ней была семилетняя дочь, она сидела, прижав к себе картонную иконочку Владимирской Божией Матери. Вот почему моя книга называется «Живый в помощи». А самое потрясающее - когда врачи вскрыли мою голову, оказалось, что гной в мозге собрался в капсулу величиной с куриное яйцо. Когда доктор Фомин достал ее из моей головы, она лопнула у него в руках. Он сказал, что оперирует 25 лет, но такой случай у него впервые. Вот что такое вера и мужество женщины» (6).

Но самой проникновенной, на наш взгляд, является его «БезОтцовщина», посвященная драматическим судьбам тех детей, которые с малолетства не задумывались о Боге (как говорит автор: «Об Отце Небесном») и не знали земных родителей. Если у кого-то родители и были, то их маргинальность не давала шанса детям вырваться из жесткого мира пьяни и тлена. Сейчас по данным МВД в России около 5 млн. беспризорников. Именно из них формируются кадры преступного мира. Преступления подростков поражают своей жестокостью, цинизмом. Самое главное, что они не чувствуют раскаяния. Вот и призывает писатель о детях молиться. На ряду с этим нужна и соответствующая политика государства и помощь ближнего. Мы полностью разделяем точку зрения автора «Безотцовщина - это не просто дети на улице, это эпидемия, которая охватила всю нацию. Безотцовщина убивает человека, семьи, народы, нации, поколения и передается из рода в род. Безотцовщина не удовлетворяется смертью пораженного ею человека, она может замаскироваться в жизни каждого и проявлять себя ежедневно, причем человек даже не будет знать, что он поражен этой эпидемией» (7). Проблема касается каждого и нужно решать ее всем миром.

 Таким образом, выражение духовности для В. Николаева в благословении Божьем, предназначении человека делать добро, помогать страждущим. Для этого нужны благие дела и помыслы, об этом и его книги.


Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Перспективы развития современной филологии iconКурсовая работа по дисциплине «макроэкономика»
Цель исследования: рассмотреть состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в современной экономике России
Перспективы развития современной филологии iconДокладом по теме «Предпринимательство в экономике современной России:...
Информация об участии студентов и преподавателей колледжа в конкурсах, олимпиадах и конференциях в 2009-2010 учебном году
Перспективы развития современной филологии iconИсторический очерк развития микробиологии. Роль микроорганизмов в...
Учебная программа Санитария и гигиена парикмахерских услуг является специальной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для получения...
Перспективы развития современной филологии iconПрограмма курса «современные политические идеологии»
«ландшафта» современной России, раскрыть роль и перспективы политических идеологий в специфических условиях социально-политического...
Перспективы развития современной филологии icon«Итоги, состояние и перспективы развития художественного образования...
Тавляющая развития инновационной экономики нашего региона. Этот процесс непосредственно затрагивает сферу образования в области культуры...
Перспективы развития современной филологии iconАктуальные вопросы современной науки
Ематики, информатики и технических наук, биологии и наук о Земле, экономики и юриспруденции, филологии, педагогики, социологии. Сборник...
Перспективы развития современной филологии icon«Инновации — это инвестиции»
«Интерра», обрисовали состояние современной российской экономики и перспективы ее инновационного развития. В целом академики настроены...
Перспективы развития современной филологии iconМетодическое пособие по практике устной и письменной речи английского...
Методическое пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры английской филологии факультета филологии и журналистики Ростовского...
Перспективы развития современной филологии iconПерспективы развития морского образования на дальнем востоке XXX научно-методическая конференция
Перспективы развития морского образования на Дальнем Востоке: Материалы XXX научно-методической конференции. / Владивосток: Мор гос...
Перспективы развития современной филологии iconЮридическое образование в современной россии: состояние и перспективы развития
На этот раз в рамках проекта было проведено научное соревнование уже международного масштаба – Международный конкурс для студентов...
Перспективы развития современной филологии iconУчебно-методический комплекс дисциплины «текстология»
Целью данного курса является ознакомление студентов с теоретическими и практическими аспектам текстологии, её ролью в современной...
Перспективы развития современной филологии iconНаучно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»
Научно-практическая конференция: «Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса». Вязьма: филиал фгбоу впо «мгиу» в...
Перспективы развития современной филологии iconПубличный доклад «Перспективы развития образования в моу «Перфиловская...
«Перспективы развития образования в моу «Перфиловская средняя общеобразовательная школа» в ходе реализации национальной образовательной...
Перспективы развития современной филологии iconОмский государственный университет им. Ф. М. Достоевского Факультет...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Перспективы развития современной филологии iconПоэма «Времена года» Кристийонаса Донелайтиса в современной интерпретации
Автор программы: С. А. Виноградова, кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой английского языка и английской филологии
Перспективы развития современной филологии iconМеждународная научно-практическая заочная конференция «перспективы...
Международная ежегодная научно-практическая заочная конференция: «Перспективы развития информационных технологий», Вязьма: филиал...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск