Откуда получают имена реки ? (6 класс.)





Скачать 72.54 Kb.
НазваниеОткуда получают имена реки ? (6 класс.)
Дата публикации15.01.2015
Размер72.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Кондинская муниципальная национальная средняя общеобразовательная школа №1.
Гранкина Наталья Евгеньевна
Место работы МОУ Кондинская НСОШ № 1
Должность — учитель русского языка и литературы.
Стаж работы — 5 лет.
Квалификационная категория — 2
Урок русского языка на тему «Откуда получают имена реки ? (6 класс.)


Кондинское 2ОО6г.
Цели урока:

Обучающая
Дать понятие Этимологии, как науки, изучающей происхождение слов, на примере происхождения названий рек. Формировать умение пользоваться этимологическим словарём для определения истинного значения слова. состава и способа его образования, обогащения речи.
Развивающая
Развитие мыслительных ОУУН синтеза, логики, абстрагирования; развитие
памяти, речи.
Воспитательная
Воспитание нравственных качеств — любви к природе, к своей малой родине.
Тип урока — Усвоение нового материала.
Вид урока - путешествие.
Методы, приёмы -
репродуктивный (наглядно — индивидуальный, словесно — индивидуальный), частично — поисковый ( практически — дедуктивный).
Оборудование —
Карточки с названиями рек, карта путешествия. кораблик-магнит, бинокль, картонная бутылка, топонимические словари, карточки с заданием, рисунки детей о Конде, фотографии реки Конда.
План урока
1. Орг. Момент, рефлексия.
2. Тема, цель урока.
3. Усвоение новых знаний.
4. Физминутка.
5. Закрепление.
б. Обобщение.
7. домашнее задание.
8. Итог урока.
Ход урока.
1 .Орг. момент — приветствие.
Рефлексия —
Учитель
— С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Нарисуйте в тетради, глядя
на плакат. своё настроение
О - плохое О - нормальное - хорошее
2. Тема, цель урока.
Учитель
— С севера на юг и с юга на север, сквозь леса и степи, торопливо и медленно текут большие реки и маленькие речушки — голубые дороги земли. Все они имеют своё имя • которое говорит нам о том, чем когда-то обратила на себя внимание народа та или иная река.
И тема нашего сегодняшнего урока — < Откуда получают имена реки Ъ> А урок у нас сегодня необычный. Урок - путешествие. Путешествовать мы
будем по рекам нашего края. Представим, что все мы учёные — исследователи, и цель нашей поездки — узнать, откуда произошли названия рек нашего края. За это отвечают наши эксперты. Также мы будем учиться определять происхождение названия реки по её признакам, пользоваться этимологическим словарём.
3. Новый материал.
Учитель
— Изучением происхождения слов занимается наука — этимология. (на доске висит плакат — см. приложение 1
Этимология включает в себя несколько разделов
Топонимика — изучает происхождение названий географических объектов. Антропонимика — изучает происхождение имён, отчеств, фамилий людей. Космонимика — изучает происхождение названий объектов космического пространства.
Зоонимика — изучает происхождение кличек животных.
и др. разделы.
Мы сегодня обратимся к топонимике — науке, изучающей происхождение названий географических объектов, т. к. реки — это географические объекты. Но прежде чем отправиться в экспедицию, давайте подумаем с чего нам начать свои исследования откуда получают имена реки? Что кладётся в основу <речных» названий?
дети
Учитель
Правильно. название реки представляет собой, как правило, слово,
Указывающее на какой- нибудь её признак в одном случае характер течения. в
другом случае — цвет или вкус воды. В третьем — размер. в четвёртом — особенности дна. в пятом — местность. Где она течёт, или береговая
растительность и т. д.
На партах у вас лежат карточки, На которых записано название реки и
объяснение, откуда оно произошло. По очереди зачитывайте . (дети читают)
1 карточка — р. Амур.
Амур окрестили Амуром, имея в виду его спокойное течение (по-монгольски амур — спокойный»).
2 карточка — р. Быстрица.
Бьетрица ( правый приток Западной двины ) — назвала тах за быстрое течение. З карточка — р. Хуанхэ.
Хуанхэ получила своё имя по цвету воды (на китайском языке хуав — <окёлтый», а хэ — река». )
4 карточка — р. Уж.
Уж названа так за извилистый характер русла.
5 карточка — р. Маныч.
Маныч ( левый приток дона ) — река Названа так за горьковатый вкус воды (от солончаков) (по-тюркски манач означает <горький»).
Учитель
- Молодцы. спасибо.
Разнообразны, как видим. не только речные истоки, но и языковые источники «речных» имён.
А теперь мы отправляемся в путешествие по рекам нашего края. Вот карта нашего путешествия ( висит на доске — см. приложение 2).
Отправляемся в нутрь с самой южной реки — Кума.
Капитан нашего корабля -
Капитан
- Отдать швартовые (передвигает кораблик-магнит по р. Кума) (смотрит в бинокль )Что это там виднеется впереди? Кажется кто-то отправил нам послание. (на доске появляется картонная бутылка ).Давайте посмотрим, что внутри. (капитан достаёт из бутылки письмо.читает задание) объяснить происхождение названий рек.
Васюган
Зея
Ока по 1 на парту.
Онега
Пинега
(учащиеся ищут в топонимическом словаре, выписывают в тетрадь Проверяем) Учитель
- А откуда же произошло название реки Кума?
1 эксперт ( сообщение о происхождении названия реки Кума)
Учитель
-Хорошо, спасибо.

(Капитан передвигает магнит-кораблик по реке и ставит у реки Кама.)
Итак, река Кама. Откуда она получила своё имя?
2 эксперт (сообщение о реке Кама)
(Капитан смотрит в бинокль)
Капитан
- Кажется мы сели на мель, чтобы выбраться отсюда, нужно выполнить задание-
придумать название реки по какому-либо признаку.
(Учащиеся получают на парту карточку с перечисленными в ней признаками
реки)
i карточка — по берегам этой реки растут берёзы.
2 карточка — цвет воды в реке мутный, молочный, из-за присутствия Iлипы.
З карточка — река, которая может протекать близ города Казань.
4 карточка — по-ыапсийски «астал» - спокойная, тихая. «я» - река.
Учитель
- Проверяем. (дети зачитывают придумалные названия).
Спасибо, с заданием справились хорошо, молодцы! Можем плыть дальгле. I-Iапiа
экспедиция проходит успешно.
(Капитал передвигает магнит-кораблик и смотрит в бинокль)
Капитан
- Прямо по курсу река Иртыш, слушаем экспертов.
З эксперт ( сообщение о происхождении названия реки Иртыш.)
4 Физминутка
(Капитан смотрит в бинокль.)
Капитан
- Подплываем, здесь нам тоже приготовили испытание:
(на доске появляется плакат с заданием в виде надписи, прикрсплённой к дереву Назвавий рек кто больше знает,
Тому удача всегда помогает.»)
Учитель
- Нужна нам удача в пути?
дети
- Нужна.
Учитель
- Тогда давайте поиграем в игру «Реки».
(дети делятся на две команды и встают между партами друг за другом. Стоящий первым называет реку и переходит вперёд ( «перетекает» ), затем следующий. Если ребёнок не может пока вспомнить название реки, оп встаёт в конец команды. Команды «перетекают» попеременно. Выигрывает та команда, которая быстрей <гiеретечёт», т. е. назовёт больше названий рек.)
Учитель
- Молодцы. Садитесь на свои места. Что ж. удача нам сеi одия сопутствует. Плывём дальше?
дети
-да,
5 Закрепление.

(Капитан передвигает магнит-кораблик к реке Объ и смотрит в бинокль.) Капитан
- Кгс эIо на берегу в лодке? да это браконьеры! Что же делать?
Учитель
- Чтобы обезвредить браконьсров, нужно выполнить задание — по названию реки определить, почему она так названа.
(дети делятся па две группы, каждая группа получает карточку с названиями рек)
Iгрупгга: 2 группа
донец Вязьма
Каменка Липовка
*Бирюса *Вятка
*Тобол *Юконда
Примечание - 2-й уровень сложности.
IГрове ряем.
Вязьма — вязкое, илистое дно.
Камеыка — камениетое дно.
донец — от назвавия «дон» с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса
—ед-. г.е. маленький дон.
Липовка по берегам растут липы.
*Бирiоса — можно предположить, что цвет воды бирюзовый.
По словарю:
Бирюса — река, баес. Ангары. Названа по одному из родов местного населения бирюсы, проживаiзшего в бассейне этой реки до второй половины 18 века.
*Тобол — по имени местного хана Тоболака или его города Тобол-Туры.
*Вятка — река, правый приток Камы. Название образовано ог этноiiиМа. Удмурты-Вотяки.
*Юконда — южная Конда.
Учитель
- Молодцы! И осталось послушать, откуда получила евоё имя река Обь. Слово эксперту.
4 эксперт ( сообщение о рскс Обь.)
(Капитан передвигает кораблик)
Учитель
Ана берегу нас уже встречают Местные жители. Они хотят знать, полезна ли была наша экспедиция. что МЫ узнали. Можем ли мы сейчас рассказ€ть, откуда Конда получила своё название?
Итак, слушаем экспертов.
5 эксперт.( сообщение о реке Конда.)
Учитель
- Спасибо. Наша экспедиция подошла к концу, все материалы мы передаём в музей. А ещё мы хотим подарить наши литературные зарисовки о Конде, которые ребята готовили заранее.
(Зачитываем некоторые. )
Ещё ребята нарисовали рисунки. посвящённые Конде и подготовили стеНд.
б. Обобщение.
Учитель
- Ребята. так откуда же получают имена реки?
дети
Учитель
Как называется наука, изучающая происхождение слов?
Дети
- Этимология.
Учитель
- Этимология — то один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке. Здесь ещё много «бельа гIятен», которые ждуг своего гiервооткрывателя. Обратитесь к любому этимологическому словарю русского (да и Не только русского ) языка. Как много там слов, о которых жоворигся: «происхождение неясно», «бесспорного объяснения нет» и т. п,
Я думаю, после этого урока кого-то из вас заинтересует эта загадочная наука, и
вы обратитесь к книгам, словарям; м. б. напишите реферат на ату тему или даже
займётесь исследованием происхождения какого-либо слова.
7. домашнее задание.
Учитель
- Чтобы сделагь шаг в этом направлении, домашним заданием для вас будет найти материал о происхождении названия какой-либо реки ( спросите у родителей, сходите в библиотеку) и записать в тетрадь.
* Второй уровень сложности.
Не просто переписать из словаря словарную статью, а яоискать
дополнительную литературу.
8. Итог урока.
Рефлексия — Что вам понравилось сегодня на уроке?
Оценки за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Откуда получают имена реки ? (6 класс.) iconВ. Ю. Георгиевский Ответственные исполнители
Сводный том нормативов допустимого воздействия по бассейну реки Нева, включая реки Свирь, Волхов, реки бассейна
Откуда получают имена реки ? (6 класс.) iconТемы вашего учебного проекта
Имена, имена, имена-в нашей речи звучат не случайно: как загадочна эта страна, так и имя- загадка и тайна
Откуда получают имена реки ? (6 класс.) iconПрограмма «Contact America!»
Ривердейл в Нью-Йорк-Сити. Cmsv стоит на берегу реки Гудзон. Он расположен в безопасном жилом районе, откуда можно быстро, просто...
Откуда получают имена реки ? (6 класс.) iconУрок по теме: «Куда текут реки. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»
Задачи: образовательные: расширить знания детей о реках и морях; познакомить с природными источниками воды, используемыми в быту
Откуда получают имена реки ? (6 класс.) iconПо материалам исследовательской работы учащихся моу №45
Судоходных рек нет. Реки относятся к бассейнам р р. Урала, Волги, Оби. В своих верховьях это горные быстрые, неширокие, порожистые...
Откуда получают имена реки ? (6 класс.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать, что такое река, озеро, водоёмы, знать части реки, сходства и различия...
Откуда получают имена реки ? (6 класс.) iconКонспект урока русского языка по теме «Имена собственные» 2 класс...
Обобщение знаний учащихся об именах собственных, закрепление умения классифицировать на нарицательные/собственные имена существительные....
Откуда получают имена реки ? (6 класс.) iconЛ. А. Солнцев Нижний Новгород 2009
Нормативы допустимого воздействия по бассейну реки Волги ниже Рыбинского водохранилища до впадения реки Оки
Откуда получают имена реки ? (6 класс.) iconУрока Актуализация знаний
Какие группы слов выделим? (имена существительные, имена прилагательные, глаголы)
Откуда получают имена реки ? (6 класс.) iconВышел зайчик погулять
От автора: Имена бойцов изменены из соображений их безопасности, имена бригадистов из нелюбви последних к саморекламе
Откуда получают имена реки ? (6 класс.) iconЛекции по Деталям машин (Запчасти от велосипеда). Узнайте имена всех...
Справочник студента, дабы уберечь неразумных от подводных камней реки знаний, расставленных злобными преподами. Сам автор имел обширную...
Откуда получают имена реки ? (6 класс.) iconУрок 1 lesson 1
Имя существительное (The Noun). Общие сведения. Простые имена существительные. Производные имена существительные
Откуда получают имена реки ? (6 класс.) iconУрок 1 lesson 1
Имя существительное (The Noun). Общие сведения. Простые имена существительные. Производные имена существительные
Откуда получают имена реки ? (6 класс.) iconРазработки уроков
Русский язык «Разносклоняемые имена существительные» 6 класс (уч. Широбокова С. В.)
Откуда получают имена реки ? (6 класс.) iconОбществознание 11 класс
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Откуда получают имена реки ? (6 класс.) iconТема класс
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск