Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 126.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.04.2014
Размер126.54 Kb.
ТипПрактическая работа
100-bal.ru > Информатика > Практическая работа



Человек и мир, 3 класс
Тема: Разнообразие водоёмов. Река и озеро.
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать, что такое река, озеро, водоёмы, знать части реки, сходства и различия реки и озера, крупные реки и озёра Беларуси.
Задачи:

- способствовать формированию представлений о разнообразии водоёмов, их особенностях, осознанному усвоению понятий река, озеро;

- актуализировать знания учащихся о формах земной поверхности;

- создать условия для развития познавательного интереса, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия работы в группе, в паре;

- содействовать осознанию школьниками значения водоёмов, как важнейших природных богатств нашей страны, воспитанию чувства восхищения красотой родной природы.

Оборудование: компьютеры; учебник «Человек и мир» 3 класс; карточки-задания для проверки домашнего задания и работы в группах при закреплении; ребусы; ниточки синего цвета; диск с записью звуков журчащего ручейка, песни «Вода буль-буль», «Синяя вода»; физическая карта Республики Беларусь, карта Ошмянского района; глобус; мультимедийная презентация.
Тип урока: комбинированный с информационно-компьютерной поддержкой.
Место проведения: компьютерный класс.
Ход урока

  1. Организационный момент.

Упражнение «Мы в лучах солнца».

Учитель. Давайте возьмёмся за руки и образуем солнечный круг вокруг парт. А теперь поднимем руки к верху и оживим солнечные лучи. Лучики солнца – это ваши человеческие качества, которые пригодятся для успешной работы на уроке.

- Какие, ребята, вы должны быть, чтобы урок получился успешным для каждого из вас? (активные, доброжелательные, старательные, любознательные, внимательные, трудолюбивые, честные, смелые, активные.)

- Мне хочется верить, что это солнце будет освещать нам путь знаний не только на нашем уроке, но и щедро согревать своими лучами весь ваш жизненный путь и доносить тепло и любовь ко всему окружающему, родной природе.


  1. Проверка домашнего задания

Учитель. Сейчас мы вспомним и обобщим знания о формах земной поверхности нашего края, о значении равнинного характера для хозяйственной деятельности человека.

Тестовая работа (на компьютерах работают10 учеников)

Тест «Формы земной поверхности» - отметку выставляет компьютер. (См. Приложение 1)

Практическая работа «Нарисуй рельеф нашей страны» (на пластиковых рельефных картах, в помощь даётся карта Республики Беларусь) (3 пары учеников)

Задача: цветными фломастерами отобразить рельеф нашей страны: низменности, равнины, возвышенности.

Кроссворд (2 пары учеников)

1. Большое пространство ровной поверхности.

2. Самая низкая часть холма.

3. Возвышение высотой более 200 метров над окружающей местностью.

4. Самое высокое место холма.

5. Извилистое резкое понижение местности.

f:\урок чел.и мир река и озеро\изображение 188.jpgf:\урок чел.и мир река и озеро\изображение 187.jpg
Взаимопроверка кроссворда по готовому образцу.

Беседа после выполнения заданий всеми учениками (фронтальный опрос):

- Какие части рельефа изобразили? (гора Дзержинская, гора Лысая, возвышенности, низменности, равнины)

- Какая форма поверхности нашей страны? (холмистая равнина)

- Чем удобна такая форма поверхности?

- А какая форма поверхности нашей местности? (Ошмянская возвышенность)

- Можно ли считать равнинную поверхность нашей страны природным богатством? Почему?

«Минутка любознательных» (сообщения детей)

  1. Территорию Минщины можно сравнить с такими государствами, как Бельгия, Албания, Швейцария и Голландия, здесь проживает более полутора миллиона человек.

  2. Разнообразна Минская область и по природным условиям: Логойщина – гористая, Случчина – равнинная, Мядельщина – озёрная, Червенщина – лесная – одним словом, вся природная гамма.

Учитель: Проверим ваше внимание и умение запоминать информацию. Почему Минщину сравнивают с такими государствами, как Бельгия, Албания, Швейцария, Голландия? Почему называют Мядельщину озёрной, Логойщину – гористой?
Подведение итогов проверки домашнего задания. Выставление отметок.

Минутка отдыха.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

До горы сейчас дойдём.

Вот – подошва, вот – вершина,

Левый склон и правый склон.

Мы взберёмся на вершину

И осмотрим всё кругом.

- Что повторили мы, проговаривая слова этой физкультминутки? (Части холма, горы).


  1. Введение в тему урока. Постановка целей и задач урока.

Учитель. Сегодня мы продолжим путешествие по просторам нашей родной страны, познакомимся с её природными богатствами. Солнышко своими лучиками освещает нашу планету. (Учитель вращает глобус) Когда вращаем глобус, кажется, что он почти одноцветный.

- Какой цвет преобладает? (голубой)

- Что на глобусе обозначает этот цвет? (Потому что ¾ части Земли – это реки, озёра, моря, океаны.)

Большая часть поверхности Земли занята морями и океанами. Мы с вами уже много знаем о морях и океанах нашей планеты. А чтобы узнать, о чём сегодня пойдёт речь на уроке, предлагаю отгадать ребусы, которые вам подготовил этот волшебный глобус?

Работа по группам (дети сидят по 4 человека). Разгадывание ребусов для определения названия группы. Разгаданное слово ребуса является названием группы.

Ребусы: ОЗЕРО, РОДНИК, РЕКА, РУЧЕЙ (См. Приложение 4)

Итог:

- Река, море, источник, ручей, океан, озеро – что это? Как назвать одним словом? (Водоёмы)

Тема сегодняшнего урока «Разнообразие водоёмов. Река и озеро» (Слайд 2)

Попробуйте сформулировать цели урока, исходя из темы (узнаем виды водоёмов, их различия и сходства; поговорим о водоёмах Ошмянского района)

План урока (Слайд 3 и цветные карточки на партах)

  1. Для чего нужна вода?

  2. Что такое родник?

  3. Откуда и куда бежит река?

  4. Что такое озеро? Сходства и отличия рек и озёр.

  5. Реки и озёра Ошмянского района.


IY. Изучение новой темы

  1. Для чего нужна вода? (Звучит запись журчащего ручейка.)

Учитель. - Что напоминает эта мелодия?

Прислушайтесь и вы услышите журчащий ручеёк в лесной глуши, из которого пьют воду маленькие и большие животные, лесные птицы. Это и ручеёк, и живой родник, который даёт начало реке. Всё это можно назвать одним словом – вода. А почему говорят, что вода – живительный источник, почему вода – краса всей природы?
Сообщения учащихся (звучит тихая музыка, слайд 4).

1-ый ученик. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды.

2-ой ученик. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода добывает электрический ток, работая на электростанциях. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

3-ий ученик. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не изготовить бумагу, ткань для одежды, конфеты, лекарства.

Учитель. - Ребята, а что мы знаем о воде?

Ответы детей:

Свойства: без цвета, без запаха, без вкуса.

Состояния: жидкое, твёрдое, парообразное.


  1. Что такое родник?

Загадка:

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной

Ледяной поит водой. Родник. (Слайд 5: первый щелчок)

- Слово родник в толковом словаре объясняется так :

Родник – водный источник, текущий из глубины земли.

- Подберите синонимы к слову родник. ( Ключ, источник.) (Слайд 5: второй щелчок)

Учитель. После обильных дождей и таяния снегов вода просачивается вглубь земли сквозь слой почвы и песка. И, наконец, доходит до слоя глины, который не пропускает воду. Здесь она постепенно накапливается. Если есть склон, то под землёй вода по нему стекает. И на берегу реки, на дне озера, ручья или склоне оврага вытекает на поверхность земли. Это и есть родник. (Сопровождается показом на слайде)

- А где вы встречали родник?

- А как вы думаете, нужно ли охранять родник?

Сообщение ученика: (Слайд 6)

На территории Ошмянского района выявлено четыре родника. Один из родников находится на прибрежной полосе реки Ошмянка у тира Аграрно-экономического колледжа. Можно утолить жажду чистой родниковой водой в урочище «Сухая», на прибрежной полосе реки Ошмянка у тропы ДУ-12 (бывшая школа - интернат для глухих детей), а так же на седьмом километре новой дороги Минск-Вильнюс вблизи автостоянки (у деревни Огородники). Вся эта вода пригодна для питьевых нужд. Родник поддерживает жизнь всех водоёмов. И он сам, как живой, нуждается в поддержке. И мы принимаем участие в его благоустройстве и охране: чистим от мусора, обкладываем камешками.


  1. Откуда и куда бежит река? Знакомство с рекой.

Загадка

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий – в море. (Река.)

Работа по учебнику

- Найдите определение слово река в учебнике на с.33.

Один ученик читает. Читаем вместе. (Слайд 7)

Река – постоянный водный поток, с естественным течением.

Задание: Вам предлагается два предложения, среди которых вы должны найти, где слово река употребляется в переносном значении.

Течёт быстрая река. Слёзы льются рекой.

  1. – прямое значение, 2 – переносное значение (в значении: сильно плакать)

Практическая работа «Изобразить реку из ниточки» (индивидуальная работа)

Возьмите ниточку и изобразите реку на парте. У каждого она получилась разной длины и волнистая. И это правильно, реки текут неровно, а так как пробивают себе дорожку. Чаще реки образуются у подошв холмов и гор, а также в низинах. А почему так происходит? (ответы детей)

Работа по рисунку (страница 34)

- Рассмотрите рисунок и назовите части реки. (Слайд 8)

Игровая ситуация

Изобразить «живую» картинку: русло реки, устье, исток, притоки, речная система.

(Слова – части реки - помещаются на подставках, ученики их держат в руках)

Учитель. Объедините свои ниточные реки, чтоб на них можно было увидеть притоки. Расскажите друг другу, какие части реки у вас есть.

Теперь мы знаем, как образуется родник, куда попадает вода, которая вытекает из родника?

Работа с картой Беларуси

- А теперь посмотрите на карту Республики Беларусь.

- Какого цвета больше? (Зелёного, синего)

- Как называется Беларусь? (Синеокая, край голубых рек и озёр)

- Назовите реки, которые протекают по территории Беларуси (учитель показывает их).

Обобщение учителем: более 20 тыс. рек и 3-4 тыс. озёр на территории нашей страны.


  1. Что такое озеро? Сходства и отличия реки и озера.

Учитель. - Ребята, какие ещё водоёмы имеются в Беларуси? (Озёра)

- Найдите определение слово озеро в учебнике на с.34 (читает ученик). (Слайд 9)

- Какие озёра есть в Ошмянском районе? (В деревне Ольковичи, в деревне Хоронжишки, Охотничье озеро в деревне Берники.)

- В чем сходство и чем отличаются река и озеро? Об этом прочитайте в учебнике самостоятельно.

Ответы учеников после чтения: (Слайд 10)

Различия

Озеро Река

Нет истока и устья Есть исток и устье

Сходства

1. Наполняются: а) водой родников (это и есть подземные воды);

б) дождями и талой водой.

2. Зимой замерзают озёра и мелкие реки, быстроходные реки замерзают при сильном морозе.

Учитель. Расположите в порядке возрастания слова:

Родник – ручей – река – озеро - море – океан.

-Почему у нас получилась такая цепочка?

Итог: Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие, а реки приведут нас к озёрам, морям и океанам.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (танцевальные движения под песенку «Улыбка»)


  1. Реки и озёра Ошмянского района

Работа с картой Ошмянского района

- Какие реки протекают по территории Ошмянского района? (Слайд 11)

Знакомство с картой Ошмянского района и нахождение крупнейших рек.

Сообщения учеников: 1-ый ученик (Слайд 12)

Река Ошмянка протекает по территории Ошмянского, Сморгонского и Островецкого района, левый приток – Вилия. Ее длина – 105 км. Начинается возле деревни Мурованая Ошмянка Ошмянского района. Основные притоки: Горужанка, Панарка, Лоша, Кернава. Склоны холмистые и обрывистые, высотой 14-18м. Берега у реки обрывистые, в нижнем течении заросли хмызняком. На реке есть Рачунское водохранилище, возле деревни Хоронжишки .

2-ой ученик (Слайд 13)

Река Клева, левый приток Гавьи (бассейн Немана). Длина ее 56 км. Берет начало возле деревни Клевица Ошмянского района, течет в Ивьевском районе. Основной приток - Транетушка (справа). По рассказам сторожил, «река Клева 80-90 лет назад имела речище до 10 метров, а сейчас от нашей Клевы остался только маленький ручеек».

Свое начало река берет с болот, примерно 5км на северо-запад от деревни.

3-ий ученик (Слайд 14, 15, 16, 17, 18, 19)

В Беларуси течёт 20800 рек общей протяжённостью 91000 км. Если сравнить, что протяженность экватора 40000 км, то реками Беларуси можно опоясать Землю два раза.

Самая длинная река Днепр (2200 км, а по Беларуси 700 км).

4-ый ученик (Слайд 20, 21)

Не менее красивы и озёра Беларуси. Их на территории страны более 10000. Самое большое озеро - Нарочь, его площадь 80 кв. м., а самое глубокое – озеро Долгое, глубина его 54 м (это примерно 18- этажный дом).

Проверка восприятия сообщений учащихся

Учитель. - Какие реки протекают по территории Ошмянского района? Где протекает река Ошмянка? Какова длина левого притока реки Ошмянки? Сколько на территории Беларуси озёр? Какова протяжённость рек Беларуси?


  1. Закрепление изученного


Мини - диагностическая индивидуальная работа по заданиям на карточках. (См. Приложение 3)

а) Соедини стрелками названия водоёмов с их определениями.

Река Выход подземных вод на поверхность земли.
Озеро Углубление суши, по которому течёт вода.
Источник Углубление суши, заполненное водой.
б) Вставь необходимые слова:

Место, где река………называется истоком.

Углубление, по которому………река, называется……..
в) Выпиши названия рек и озёр Ошмянщины:

Клева, Хоронжишки, Нарочь, Нёман, Ольковичи, Гаружанка, Гавья.




г) Работа с рисунком.

Разрисуй реки, подпиши названия частей.
Дополнительное задание (для учащихся, которые быстро справятся с заданиями мини – диагностической работы): разгадать ребусы (См. Приложение 4)

Исток, русло, устье.
Взаимопроверка мини - диагностической работы по ключу. Подведение итогов по изучению новой темы. Оценивание учащихся.
Физминутка для глаз
Работа с детской энциклопедией Кирилла и Мефодия. Рубрика «Для любознательных» (работа у компьютеров по 2 человека)

Учитель. Блок «Мир вокруг меня» - «Земля» - «Реки, озёра, болота»

Найдите ответы на следующие вопросы (на карточках):

  1. Самый «мёртвый» водоём;

  2. Что это за озеро с чернилами?

3) Интересные факты об озере Байкал.

Проверка самостоятельной работы учеников. ( См. Приложение 5)
YI. Домашнее задание

Прочитать статью на странице 33-35, ответить на вопросы (найти на карте Беларуси крупнейшие реки и озёра Беларуси)

Для рубрики «Для любознательных» (по желанию) : а) Найти материал об одном из озёр Гродненской области; б) Узнать все ли реки имеют устье, как такие устья называются.
YII. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель. – Какая задача стояла перед нами на уроке? Удалось ли её решить? Что нам способствовало нашему успеху? Что бы вы хотели сказать друг другу?

(Слайд 22)

  • Это я не знал

  • Это меня очень удивило

  • Это было для меня самым интересным

  • Об этом я хочу рассказать своим родителям, друзьям


учитель начальных классов

ГУО «Средняя школа №1 г. Ошмяны»,

первая категория,

Купринович Ольга Викторовна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск