Методические указания по выполнению рефератов





Скачать 291.82 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению рефератов
страница1/3
Дата публикации16.01.2015
Размер291.82 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Литература > Методические указания
  1   2   3


Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»

УТВЕРЖДАЮ
Ректор, профессор
__________________Е.А. Малянов

«___»__________________ 2012 г.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
музыкальное исполнительство и педагогика
Направление подготовки – 073500 «Дирижирование»
Профиль подготовки – «Дирижирование академическим хором»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения – очная

г. Пермь, 2012

Автор - составитель:

Макина Анна Владимировна

кандидат искусствоведения, старший преподаватель

кафедры хорового дирижирования

Методическое обеспечение дисциплины «Музыкальное исполнительство и педагогика» составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Основной образовательной программы по направлению подготовки 073500.62 «Дирижирование», профилю подготовки «Дирижирование академическим хором».

Издание включает методические рекомендации (материалы) для преподавателя, методические указания для студентов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Содержание
Раздел 1. Методические указания для преподавателя……………………….....4

Раздел 2. Методические указания для студентов………………………….........5

Раздел 3. Фонды оценочных средств для проведения

текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации…...................6

3.1. Задания для подготовки к экзамену................................................................6

3.2. Методические указания по выполнению рефератов..................................7

3.3. Темы лабораторных занятий...................................................................11

3.4. Задания для выполнения самостоятельной работы....................................16

3.5. Требования, предъявляемые к студенту на этапе

промежуточной аттестации дисциплины………………....................................26

3.6. Методическое обеспечение дисциплины…...………..………………........26

Раздел 1. Методические указания для преподавателя
Освоение дисциплины производится посредством выполнения практических (лабораторных) работ, закрепления знаний на семинарских занятиях, предусматривающих, в том числе, проблемное обсуждение тем и т.д.

Занятия по курсу проводятся в виде лекций и групповых семинаров, а также практического занятия. В лекционной части курса необходимо дать студентам основные знания по изучаемой дисциплине, тесно связывая теорию с практикой. Ограниченное количество часов, отведённых в учебном плане на данный курс, предполагает большой объём самостоятельной работы студентов. Поэтому при прохождении тем, подробно разработанных и достаточно полно освещённых в специальной литературе, следует ограничиться более сжатым изложением их в лекциях, направляя студентов к соответствующим пособиям.

Большое значение в курсе имеют семинарские занятия, которые способствуют развитию самостоятельности мышления студентов и в определённой степени осуществляют функцию контроля за усвоением знаний. На семинарах обсуждаются темы проблемного характера, а также наименее разработанные методические вопросы, требующие подробного внимательного рассмотрения. Если содержание семинара основывается на материале лекции, его цель – расширить и углубить сведения в определённой области.

Необходимо разнообразить формы проведения семинарских занятий. Это может быть, в одном случае, семинар-беседа или дискуссия с участием всех студентов; в другом случае несколько студентов выступают с небольшими устными сообщениями, которые затем дополняются и обсуждаются остальными участниками семинара и т. д.

Курс «Музыкальное исполнительство и педагогика» изучается в 8 семестре. Данный курс включает подготовку теоретической работы (реферата), содержащей вопросы исполнительства, педагогики, знание специальной литературы в соответствии с профилем подготовки. Итоговая проверка знаний студентов осуществляется на экзамене, во время которого студенту предлагается ответить на теоретические вопросы и проанализировать одну из предложенных партитур. При выставлении оценки экзамена учитывается степень активности участия в семинарских занятиях.
Раздел 2. Методические указания для студентов
Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Музыкальное исполнительство и педагогика» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературой, указанными в программе, работу студентов в ходе проведения семинарских занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание.

Основной целью семинарских занятий является контроль степени усвоения пройденного материала и хода выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках заявленной темы. Занятие предполагает всестороннее обсуждение темы при максимальном участии студентов учебной группы.

Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекции и издания, рекомендуемые преподавателем. При изучении источников студентам рекомендуется законспектировать основные идеи публикации, предлагаемые определения, зафиксировать существенные факты, суть приводимых примеров.

Основной целью практических занятий является приобретение и закрепление знаний в области теории и истории хорового искусства, представление о музыкально-стилевых особенностях широкого круга явлений хорового искусства, овладение навыками анализа хорового произведения.
Раздел 3. Фонды оценочных средств для проведения

текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
3.1. Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Хоровое искусство: история становления и развития.

  2. Хоровая культура: творчество, исполнительство, педагогика.

  3. Специфика хорового исполнительства.

  4. Исполнение и интерпретация. Составляющие исполнительского

процесса в музыке.

  1. Хоровая партитура.

  2. Хоровая фактура.

  3. Средства музыкальной выразительности в хоровом

исполнительстве.

  1. Понятие художественного (музыкального) стиля. Три уровня

художественного стиля и их особенности.

  1. Исполнительский стиль. Связь исполнительского типа с учением

И. П. Павлова о типах нервной деятельности.

  1. Характеристика классического стиля исполнения.

  2. Романтический стиль и его особенности.

  3. Основные признаки лирико-интеллектуального исполнительского

стиля.

13. Четыре стиля управления коллективом по классификации

В. Чабанного. Закономерности коллективного исполнения.

  1. Русское дореволюционное хоровое исполнительство. Советское

профессиональное хоровое исполнительство.

  1. Хоровая самодеятельность (1917-1941 и 1945-1980 гг.).

Любительские коллективы В. Соколова, И. Полтавцева,

Г. Сандлера, М. Заринской, Е. Кудрявцевой, С. Попова,

В. Чернушенко, А. Крылова и др.

  1. Исполнительская и методическая деятельность П. Чеснокова.

  2. Анализ работ Г. Дмитревского и А. Егорова по теории

хороведения и хоровой педагогике.

  1. Особенности хорового письма отечественных композиторов 2-й

пол. XIX – нач. ХХ вв. (П. Чайковский, С. Танеев,

Вик. Калиников).

  1. Особенности хорового стиля композиторов Нового направления

(А. Кастальский, П. Чесноков).

  1. Особенности хорового стиля композиторов Нового направления

(А. Гречанинов, С. Рахманинов).

  1. Типичные черты хорового письма В. Шебалина, Г. Свиридова,

В. Гаврилина.

  1. Стилистические особенности хорового творчества В. Салманова,

С. Слонимского, Р. Щедрина.

  1. Особенности хорового письма Ю. Фалика, М. Парцхаладзе,

В. Калистратова.

  1. Специфика и методика исполнительского анализа хорового

произведения.

  1. Формы современного хорового исполнительства. Разновидности

хоровых коллективов в России.
3.2. Методические указания по выполнению рефератов
Последовательность выполнения реферата на заданную тему следующая:

- постановка проблемы;

- поиск научной, биографической и музыковедческой литературы;

- структуризация и систематизация материалов (план);

- написание текста (на основе переработанных литературных источников и анализа нотного материала и собственных исследовательских замечаний), корректировка рукописи.

На начальном этапе формирования мысли важно сформулировать идею той или иной работы и определить ее цели и задачи.

Существует несколько методов компоновки письменного материала:

- хронологический принцип (раскрытие темы последовательно от раздела к разделу);

- гипертрофированность отдельных разделов (выделение отдельных сторон проблематики или некоторых вопросов);

- полемизация внутри обозначенной проблемы (решение спорных вопросов, несоответствие глобальной направленности творчества композитора направленности его отдельных сочинений и т. д.).

Накопленный материал можно располагать в той или иной последовательности. На основе выбранного метода производится рубрикация, т. е. деление на логически соподчиненные элементы (части, разделы, параграфы, пункты).

Написание текста реферата – это важный этап, показывающий способности студента к переложению идей на бумагу, оформлению рукописи в соответствии с установленным стандартом. Структура реферата обычно состоит из трех частей: введения, основной части и заключения, а также списка литературы.

Трехчастная структура работы отражает логику решения проблемы (что дано, что требуется доказать и полученный ответ: что и требовалось доказать) и является классической, общепринятой. Рассмотрим подробнее эту структуру.

ВВЕДЕНИЕ.

Существует общепринятая структура введения: обоснование выбранной темы, ее актуальность, предмет исследования, цель и задачи исследования, методы исследования, структура работы. Обязательно следует показать степень изученности данной проблемы наукой, указать слабо изученные или противоречивые стороны вопроса, которым и будет посвящена работа, а также новизну исследования.

Предмет исследования определяется темой реферата. Задачи исследования в работе - это теоретические и практические задачи, которые необходимо конкретизировать. Методы исследования могут быть следующими:

- анализ научной литературы;

- обобщение и систематизация архивных материалов по данной проблеме;

- анкетирование;

- метод сравнения и сопоставления полученных данных;

- анализ музыкального произведения;

- посещение спектаклей, концертов.

Таким образом, назначение введения - показать, что данное исследование является развитием, продолжением или опровержением уже признанных положений. Введение предваряет последующее сообщение, облегчая адекватное понимание основной части. Краткое изложение во введении основного содержания последующих глав, их последовательности, настраивает читателя на восприятие дальнейшего текста. Введение должно быть лаконичным и четким, поэтому целесообразно написать его в окончательном варианте по завершении всей работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть содержит теоретические и практические данные, их систематизацию и объяснение. Эта часть работы делится на главы, их бывает обычно от 2 до 4.

ПЕРВАЯ ГЛАВА носит теоретический характер. В ней на основе подробного анализа литературы автор кратко и четко излагает концепции ученых, занимавшихся данной проблемой (Этот историко-библиографический раздел называется историей вопроса - историографией). Сопоставляя различные точки зрения на проблему, студент намечает конфликт, который надлежит разрешить в следующих главах, и проводит границу между знанием и незнанием.

Выпускник должен сделать критический разбор теоретических сведений и изложить собственную позицию, подкрепив ее надлежащими аргументами. Недостаточно только перечислить авторов и их точки зрения, ограничившись словами «мы согласны с этим» или «с этим мнением мы не согласны». Обычно студент присоединяется к одной из разобранных точек зрения, однако при этом он должен четко обосновать свою позицию, преимущества именно этого подхода.

ВТОРАЯ ГЛАВА (и последующие главы) посвящены доказательству выдвинутой гипотезы с опорой на практическое исследование рассматриваемого материала. При этом важно четко показывать, что источником примеров, доказывающих выдвинутую гипотезу, являются материалы, собранные выпускником. Каждая глава включает в себя параграфы, которые, как и весь текст, делятся на абзацы. Все эти главные структуры работы должны быть связаны логикой изложения и формальными средствами, например: Перейдем к анализу материала... Теперь рассмотрим... Таким образом, можно сделать вывод... Как было отмечено... Желательно делать частные выводы отдельных параграфов и, обязательно, - глав. Обобщив, эти выводы можно поместить в несколько измененном виде в заключительной части реферата. При этом выводы по главам не могут являться повторением выводов по параграфам, а представляют собой более высокую степень обобщения, что позволяет по-новому взглянуть на исследуемый материал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ является небольшим, но очень важным разделом работы, где суммируются выводы отдельных глав и параграфов, являясь тем итогом, к которому пришел автор в ходе исследования. Заключение должно органично вытекать из содержания всей работы. Подчеркивается значение решения проблемы для определенной области науки или практики.

Таким образом, Заключение, будучи содержательно связанным с Введением, должно свидетельствовать о завершенности работы, о решении задач, поставленных в ее вводной части. Как и выводы по главам, Заключение не является полемически заостренным и, как правило, не содержит цитат и примеров.

Итак, структура теоретической работы /реферата/ такова: от формулировки темы во Введении (постановка вопроса), через анализ проблемы в теоретическом и практическом плане и доказательство гипотезы в основной части до ответа на поставленный (еще во Введении) вопрос, для чего и служит Заключение.

ПРИЛОЖЕНИЕ - факультативная часть работы, в которую помещают интересный и полезный материал, не вошедший в основную часть. Это могут быть схемы, таблицы, нотный материал, графики, тексты, списки и т. д. Приложение не входит в общий объем работы и не является насущно важным для понимания проблемы. Если Приложений несколько, их нумеруют, а каждое из них начинают с новой страницы. Следует указывать источник Приложения (в виде постраничной сноски).

3.3. Темы лабораторных занятий
Тема 10. Выбор, формулировка темы дипломной работы

Выбор темы дипломной работы, пути ее разработки, формулировка. Связь выбора темы дипломной работы с возможностью студента продемонстрировать широту музыкального кругозора, способность ориентироваться в исторической и теоретической проблематике, аналитическое умение.
Литература:

Ануфриев, А. Ф. Научное исследование: курсовые, дипломные и диссертационные работы / А. Ф. Ануфриев. – М., 2004. – 111 с.

Григорьева, Г. В. Методическая разработка для написания дипломного реферата на дирижерско-хоровом факультете / Г. В. Григорьева. – М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2006. – 32 с.

Дмитревская, К. Н. Анализ хоровых произведений: учеб. пособие для студентов высш. муз. учеб. заведений и ин-тов культуры / К. Н. Дмитревская. – М.: Сов. Россия, 1965. – 172 с.

Живов, В. Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика / В. Л. Живов. – М., 2003. – 272 с.

Коловский, О. Анализ хоровой партитуры / О. Коловский  // Хоровое искусство: сб. ст. – Вып. 1. – Л., 1967. – С. 29-42.

Кузнецов, Н. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления / Н. Н. Кузнецов. – М., 2008. – 339 с.

Пояснительная записка дипломного проекта (работы) / сост. Л. М. Демин. – М.: МГИУ, 2004. – 51 с.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по выполнению рефератов iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию рефератов темы рефератов
Темы контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению
Методические указания по выполнению рефератов iconМетодические указания по изучению дисциплины, написанию рефератОВ,...
Аудит: метод указания по изучению дисциплины, написанию рефератов, выполнению контрольных и курсовых работ / Новосиб гос аграр ун-т...
Методические указания по выполнению рефератов iconМетодические указания по выполнению рефератов для студентов, освобожденных...
Методические указания по выполнению рефератов для студентов, освобожденных от практических занятий по физическому воспитанию
Методические указания по выполнению рефератов iconМетодические указания по выполнению рефератов по дисциплине "Конструкционные...
Методические указания предназначены в помощь студентам при выполнении рефератов по дисциплине " Конструкционные и функциональные...
Методические указания по выполнению рефератов iconМетодические указания по выполнению рефератов по дисциплине «Защита...
Методические указания предназначены в помощь студентам при выполнении рефератов по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности...
Методические указания по выполнению рефератов iconМетодические рекомендации по выполнению рефератов, докладов, контрольных...
Государственная регистрация и учет земельных участков: методические указания по выполнению курсовой работы «Государственный учет...
Методические указания по выполнению рефератов iconМетодические указания по выполнению рефератов по дисциплине "Механика...
Методические указания предназначены в помощь студентам при выполнении рефератов по дисциплине "Механика деформирования и разрушения...
Методические указания по выполнению рефератов iconМетодические указания по выполнению рефератов по дисциплине "Механика...
Методические указания предназначены в помощь студентам при выполнении рефератов по дисциплине "Механика деформирования и разрушения...
Методические указания по выполнению рефератов iconМетодические указания по выполнению рефератов V. Примерный перечень...
Организационно-методический раздел
Методические указания по выполнению рефератов iconМетодические указания по выполнению самостоятельных работ 12 Раздел введение 12
Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы по мдк 01. 03. «Детская литература с практикумом по выразительному...
Методические указания по выполнению рефератов iconМетодические указания по выполнению рефератов по дисциплине "Физика...
Методические указания предназначены в помощь студентам при выполнении рефератов по дисциплине "Физика и химия процессов получения...
Методические указания по выполнению рефератов iconМетодические указания по выполнению, оформлению и защите выпускной...
Методические указания предназначены в помощь студентам, преподавателям и научным руководителям работ
Методические указания по выполнению рефератов iconМетодические указания к выполнению курсовых проектов Красноярск 2010
Маркетинг: Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 080507. 65 всех форм обучения. Красноярск,...
Методические указания по выполнению рефератов iconМетодические указания по выполнению курсовых работ
Методические указания по выполнению курсовых работ рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Маркетинг на предприятиях туризма...
Методические указания по выполнению рефератов iconМетодические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной работы
Методические указания по выполнению и защите дипломной работы по специальности: 080105 «Финансы и кредит». Спб, 2014. – 47 с
Методические указания по выполнению рефератов iconРабочая программа по дисциплине планы семинарских (практических)...
Методические указания по выполнению самостоятельных (контрольных, рефератов) работ


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск