Скачать 130.38 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Институт филологии и журналистики УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. УТВЕРЖДАЮ Председатель НМК ИФиЖ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины СПЕЦСЕМИНАР Французский роман ХIХ века Направление подготовки ВПО 032700 ФИЛОЛОГИЯ Профиль подготовки ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР Форма обучения очная Саратов, 2010 1. Цели освоения дисциплины
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная(профильная) часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031000 – «Филология». Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате параллельного освоения курсов: изучаемых иностранных языков, Введение в литературоведение, История зарубежной литературы, География и культура страны изучаемого языка/ Страноведение, Основы межкультурной коммуникации/Мир изучаемого языка, История страны изучаемого языка; в просеминаре, на Практикуме по основам литературной культуры. Данная дисциплина предшествует дисциплинам Теория литературы/История литературоведения, Теория перевода/Литературное переводоведение, помогает усвоению параллельно преподаваемой дисциплины Лингвострановедение. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): Общекультурные: дисциплина способствует формированию культуры мышления; способности к восприятию, анализу, обобщению информации (ОК-1); стремления к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6). В силу предмета дисциплины она формирует умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9). Общепрофессиональные: формируется способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории зарубежной литературы, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1). Развивается способность применять полученные знания в области теории и истории литературы, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5). При написании рефератов и эссе по дисциплине совершенствуются базовые навыки обработки (комментирование, реферирование) различных типов текстов (ПК-13). Профессиональные: работа в спецсеминаре вырабатывает
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: •Знать: теоретическую проблематику спецсеминара, творчество своего автора(ов), алгоритм написания разного рода литературоведческих текстов; •Уметь: ставить цели и задачи научного исследования в области литературоведения, ранжировать их и распределять по времени реализации; работать с разными типами текстов; применять теоретические положения к практике литературоведческого исследования.; •Владеть: навыками поиска информации, работы в библиотеке, жанровыми стандартами, устными и письменными форматами представления реферата, эссе, курсовой работы, а также навыками ведения конструктивной дискуссии, аргументации своего мнения, разными способами презентации результатов своих изысканий, умением слышать другого и сотрудничать с другим. Студент просеминара должен постепенно овладевать традицией национальной литературы изучаемого языка. . 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.
Содержание дисциплины 4-й семестр Лекция 1. Истоки и сложение западноевропейского исторического романа. Возникновение категории историзма. Роман Вальтера Скотта: философия, прогрессистская концепция истории. Романная техника В.Скотта. Принципы сюжетосложения, построения образной системы. Эпическое, лирическое и драматическое в романе В.Скотта. Рецепция романов Скотта в европейских литературах XIX в. Лекция 2. Национальные особенности исторического романа во Франции. Типы псевдоисторических повествований во французском романе XVII-XVIII вв. Французская романтическая историография первой половины XIX в. Возникновение позитивизма во французской философии и его вляиние на жанр исторического романа. Творчество Э.Ренана. Лекция 3.Возникновение французского исторического романа в эпоху романтизма. А. де Виньи. «Сен-Мар» как первый опыт переноса вальтерскоттовского романа на французскую почву. «Стелло» - эксперименты с категорией историзма в творчестве Виньи. Гюго как автор исторических романов. «Собор Парижской богоматери» - ранний образец историзма Гюго. «Человек, который смеется». «93-й» - итоговый исторический роман великого романтика. Лекция 4. Историческая проза в творчестве писателей-реалистов. Выход за рамки историзма вальтерскоттовского типа в творчестве Мериме, Стендаля, Бальзака. ««Хроника времён Карла 1Х», «Итальянские хроники» Стендаля, новеллы с исторической тематикой Бальзака. Примерные темы практических занятий.
5-й семестр. Лекция 1.Романтизм и реализм во французском романе после 1830 г. Романтические корни и романтическая поэтика во французском классическом романе XIX в. Темы, проблемы романа о современности. Панорамность и универсальность новых форм романа. Отсутствие заданности, предустановленности в поэтике нового романа. «Неистовый романтизм». Размежевание «эклектиков» с романтизмом. Лекция 2. Творчество Мюссе. Биография. Поэзия Мюссе. Проза писателя – роман и новеллы Мюссе. Драматургия. «Лорензаччо». Лекция 3.Творчество Стендаля. Лекция 4.Творчество Ж.Санд. Примерные темы практических занятий.
6-й семестр. Лекция 1. Общая характеристика «Человеческой комедии» Бальзака. Замысел, история создания, поиски заглавия. История публикации. Критическая рецепция. Художественное новаторство Бальзака: открытые сюжеты, система переходящих персонажей, сквозная проблематика, единство стиля и личности автора. Место Бальзака в истории французской литературы. Практические занятия.
Доклады. Курсовая по творчеству Бальзака. 7-й семестр. Лекция 1. Ситуация во французском романе эпохи II Империи. Коммерческая и массовая литература во Франции. «Дама с камелиями» Дюма-сына. Эпигоны Бальзака. Бальзак и Флобер. Отношение Флобера к творчеству Бальзака. «Кружок Флобера»: Бр. Гонкуры, Доде, Мопассан и иностранные писатели. Лекция 2. Эстетика Флобера. Мировоззрение писателя и истоки его эстетики. «Башня из слоновой кости». Теория романа Флобера. Лекция 3.Новаторство Флобера в жанре романа. «Мадам Бовари» и концепция объективного автора. Объекты сатиры Флобера в романе. Психологическое мастерство романа. «Саламбо» - эксперимент в жанре исторического романа. «Воспитание чувств» и роман ХХ в. «Бувар и Пекюше». Лекция 4. Мопассан как ученик Флобера. Новеллистика и психологическое мастерство Мопассана. Социально-психологические романы. «Жизнь». «Милый друг». «Орля». Практические занятия.
5. Образовательные технологии Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, самостоятельная работа студентов, эссе в жанре рецензии. Рекомендуется использование интерактивной формы лекции-беседы в сочетании с коммуникативно-профессиональным тренингом – групповым анализом художественного текста. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся. Темы рефератов Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3. Работа над курсовой. Примерные темы курсовых работ
Раздел 4.
Вопросы к зачетам и экзамену Раздел 1 Зачет ставится на основе участия в цикле практических занятий и письменного реферата. Раздел 2. Зачет ставится на основе участия в цикле практических занятий и письменного реферата. Раздел 3. Курсовая работа Раздел 4. Зачет ставится на основе участия в цикле практических занятий и письменного реферата. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) А) Основная литература Художественные тексты В.Скотт. Квентин Дорвард. Виньи. Сен-Мар. Стелло. Гюго. Собор Парижской богоматери. Девяносто третий. Жорж Санд. Мопра. А.Дюма. Три мушкетера. Т.Готье. Мадемуазель Мопен. Стендаль. Расин и Шекспир. Арманс. Красное и черное. Люсьен Левен. Пармская обитель. Бальзак. Шуаны. Озорные рассказы. Отец Горио. Утраченные иллюзии. Кузен Понс. Неведомый шедевр. Крестьяне. Флобер. Госпожа Бовари. Саламбо. Воспитание чувств. Три повести. Искушение св. Антония. Бувар и Пекюше. Учебники и хрестоматии
Основная научная литература
б) Дополнительная литература
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы. Содержание дисциплины представлено в сети Интернет на сайте кафедры. Кроме того, рекомендуются следующие электронные ресурсы:
Комплекс ресурсов по творчеству Флобера
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютерный класс и оргтехника для самостоятельной работы, интерактивная доска для использования в ходе лекций. При освоении курса Истории зарубежной литературы используются ресурсы Зональной научной библиотеки СГУ, электронных библиотек. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению ВПО 031000 – «Филология» и профилю подготовки «Зарубежная филология». Автор_________________________________________профессор Е.А.Петрова Программа одобрена на заседании кафедры зарубежной литературы и журналистики от 15.11.2010 года, протокол № 4. Зав. кафедрой__________________________________________И.В.Кабанова Директор Института филологии и журналистики Л.С.Борисова |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |