Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации15.02.2015
Размер0.58 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»



Факультет философии

Программа дисциплины

Теория и история русской литературы

для специальности 031400.62 «Культурология»

подготовки бакалавра

Автор:

Рогинская Ольга Олеговна, к.ф.н., доц. кафедры наук о культуре

факультета философии НИУ-ВШЭ (oroginskaya@hse.ru)

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ ____21 января 2011 г. (протокол № 41)
Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ____В. А. Куренной______________

«_____» __________________ 2011 г. «__21__»__января__________ 2011 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2011 г.
Москва

Пояснительная записка
Курс «Теория и история русской литературы» читается в 1-2 модулях на 3 курсе отделения культурологии факультета философии и, с одной стороны, коррелирует с курсом «Теория и история зарубежной литературы» (читается на 2 курсе), с другой - предваряет курсы «Теория и история русского искусства» (читается в 4 модуле на 3 курсе) и «История русской культуры», который читается на 4 курсе. Эти корреляции задают проблемный характер курса: история русской литературы описывается в ее тесной связи с зарубежной (в первую очередь – западноевропейской), в связи с чем обсуждается проблема национального своеобразия русской литературы. Вторая особенность курса – его тесная связь с культурологической проблематикой. С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры большое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических и культурных явлений и в то же время такой функции литературы (особенно русской), как моделирование, программирование действительности. Кроме того, история русской литературы тесно связана и с культурными практиками повседневности: именно со второй половины XVIII века активно формируются читательские практики русского дворянина, а затем и разночинной интеллигенции и городской публики (феномен массового чтения).
Продолжительность и структура курса: всего часов – 140, из них лекции - 22, семинары – 18, самостоятельная работа - 68. По окончании курса студенты сдают зачет.
Небольшая продолжительность курса во многом определяет его объем и структуру.

Хронологические рамки курса сознательно ограничены второй половиной XVIII – началом XX века, то есть периодом формирования и расцвета национальной русской литературы, развивающейся по всем законам литератур Нового времени и создавшего корпус текстов, ставших национальной классикой. Сколько-нибудь обстоятельный разговор как о древнерусской словесности, так и о советской литературе в рамках данного курса не представляется возможным: описание этих явлений требует иной логики изложения и особого языка. Материал литературы XX века в большинстве своем используется как иллюстрация развития тенденций, зародившихся в XVIII – XIX вв., а также в связи с обсуждением статуса национальной литературной классики в сорвеменной культуре1.
Материал лекций организован по преимуществу хронологически. Одновременно прослеживается бытование, развитие и трансформация ключевых для истории русской литературы литературных явлений, фактов и идей; в таких случаях подключается принцип историко-типологического рассмотрения материала. Часть лекционного времени отдается под мастер-классы по анализу прозаических и поэтических произведений (фрагментов) с введением и обсуждением новых литературоведческих терминов и понятий.
Семинарские занятия посвящены решению двух задач. Во-первых, на семинары выносятся темы, посвященные возникновению, развитию и трансформации того или иного явления, факта, образа или мотива (например, «Мотив неравной любви в русской литературе» (от Карамзина и Радищева до Татьяны Толстой) или «Образ «маленького человека» в русской литературе» (от Пушкина и Гоголя до Татьяны Толстой и Дмитрия Липскерова). Такой подход позволяет на конкретных текстах проиллюстрировать смену идейно-художественных и стилистических парадигм в истории русской литературы). Во-вторых, часть семинарских занятий отдана под практикумы по анализу текста: поэтического и прозаического – и освоение необходимых для полноценного анализа терминов и понятий.
Помимо работы на лекциях и семинарах студенты пишут реферат и выполняют две домашние контрольные работы (см. Приложения 3 – 6).

Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Сем. и практ. занятия



Программа лекций.




Русская литература как историко-культурный феномен. Хронологические границы. Основные вехи развития.




2




2



Древнерусская словесность: система идей и жанров.




2




2




Русский классицизм и европейская традиция. Традиции классицизма в русской поэзии XIX-XX вв.

Жанр торжественной оды в русской поэзии: Ломоносов и Державин. Ода и сатира. Одические и сатирические традиции в русской поэзии. Ода и сатира в поэзии В. Маяковского.

Жанр духовной оды в поэзии Ломоносова и Державина. Тютчев и классицизм.




2




2



Комедия и трагедия в русском классицизме. Трагедия и одический стиль. Комедия и сатира.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина и традиция русской общественной комедии. Тема воспитания молодого дворянина в русской литературе: от «Недоросля» к «Капитанской дочке» и «Обломову».




2




2



Национальное своеобразие русского сентиментализма и романтизма.

Основные этапы становления русского литературного языка. Архаисты и новаторы.




2




2



Пушкин, Лермонтов, Гоголь и европейские традиции их творчества. Первый этап развития русского романа. От романтической поэмы к роману в стихах(случай Пушкина). Становление русской прозы: от Карамзина к Пушкину, от Бестужева-Марлинского к Лермонтову. Гоголь и жанр романа-поэмы.




2




2



«Натуральная школа». «Мы все вышли из гоголевской «Шинели»». Второй этап становления русского романа: Герцен («Кто виноват?»), Гончаров и Тургенев.

Споры о «герое времени» в русской литературе. Женские образы в русской литературе. Любовь как романный сюжет.




2




2



Феномен русской литературной критики. Белинский. Добролюбов. Писарев. Общественная роль литературы в России. «Полинька Сакс» А. В. Дружинина и «Что делать?» Н. Г. Чернышевского.




2




2



Расцвет русского классического романа. Толстой и Достоевский в контексте русской и мировой литературы. Что такое русский психологизм: Случай Толстого и случай Достоевского. Традиции русского романа в литературе XX века.




2




2

10Л

История русской драмы. «Недоросль» и «Горе от ума» и традиции европейской комедии XVII-XVIII вв. Русская общественная комедия: Фонвизин – Грибоедов - Гоголь. Островский и Сухово-Кобылин как создатели русской комедии дель арте. «Гроза» как национальная русская трагедия. Чехов и европейская новая драма. Русская драма XX века: Горький, Андреев, Булгаков.




2




2

11Л

Феномен короткого рассказа в русской литературе: Чехов и Бунин.

Традиции русской классической литературы в XX в. Миф о русской литературе XIX века в современной литературе. Традиция «переписывания классики» в современной литературе.




1
1




2



Программа семинарских занятий и самостоятельных работ




Мировоззренческие основания русской литературы. Значение литературы в русской жизни XVIII – XX вв. Поэт и писатель как культурный герой.







2

2



«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина. Сентиментальный сюжет в русской литературе XVIII-XX вв.







2

2

1КР

Контрольная работа № 1 «Сентиментальный сюжет в русской литературе»










6



Идиллия и элегия. Дружеское послание. Сельская элегия. Морская элегия. Практикум по анализу лирического стихотворения. Трансформации элегического жанра в русской литературе. Идиллический и элегический модусы изображения действительности в литературе .






2

2



Образ «маленького человека» в русской литературе: национальное и универсальное. Часть 1. Образ «маленького человека» в русской литературе XIX-XX вв.







2

2



Образ «маленького человека» в русской литературе: национальное и универсальное.

Часть 2. Практикум по литературоведческому анализу стихотворного текста: «Сон Попова» А. К. Толстого, «Шинель» Дм.Быкова.







2

2

2КР

Контрольная работа № 2 «Трансформация образа «маленького человека» в русской литературе.










6



Завет отца сыну как сюжетный мотив в русской литературе XIX вв. Практикум по анализу фрагмента.







2

2



Русский человек на рандеву: мотив любовного объяснения в русской прозе XIX-XX вв. Практикум по жанровому анализу повести и рассказа







2

2




Образ тройки в русской литературе. Практикум по мотивному анализу.







2

2



Миф о русской литературе XIX века в современной литературе. Традиция «переписывания классики» в современной литературе.







2

2



Реферат.










10




Подготовка к итоговому зачету.










6




Всего

140

22

18

68


Программа лекций
Лекция 1. Русская литература как историко-культурный феномен.

Русская литература как историко-культурный феномен. Хронологические границы. Основные вехи развития.

Обязательная литература

Набоков В. Писатели, цензура и читатели в России (1958)// Набоков В. В. Лекции по русской литературе: Пер. с англ. М.: Независимая газета, 1996. С. 13 – 27.

Лотман Ю. М. О русской литературе классического периода. Вводные замечания // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: «Гнозис», 1994. С. 380 - 393.
Дополнительная литература

Лотман Ю.М. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: «Гнозис», 1994. С. 364 – 379.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск