Скачать 0.58 Mb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики» Факультет философииПрограмма дисциплины Теория и история русской литературы для специальности 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра Автор: Рогинская Ольга Олеговна, к.ф.н., доц. кафедры наук о культуре факультета философии НИУ-ВШЭ (oroginskaya@hse.ru) Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ ____21 января 2011 г. (протокол № 41) Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ____В. А. Куренной______________ «_____» __________________ 2011 г. «__21__»__января__________ 2011 г Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________2011 г. Москва Пояснительная записка Курс «Теория и история русской литературы» читается в 1-2 модулях на 3 курсе отделения культурологии факультета философии и, с одной стороны, коррелирует с курсом «Теория и история зарубежной литературы» (читается на 2 курсе), с другой - предваряет курсы «Теория и история русского искусства» (читается в 4 модуле на 3 курсе) и «История русской культуры», который читается на 4 курсе. Эти корреляции задают проблемный характер курса: история русской литературы описывается в ее тесной связи с зарубежной (в первую очередь – западноевропейской), в связи с чем обсуждается проблема национального своеобразия русской литературы. Вторая особенность курса – его тесная связь с культурологической проблематикой. С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры большое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических и культурных явлений и в то же время такой функции литературы (особенно русской), как моделирование, программирование действительности. Кроме того, история русской литературы тесно связана и с культурными практиками повседневности: именно со второй половины XVIII века активно формируются читательские практики русского дворянина, а затем и разночинной интеллигенции и городской публики (феномен массового чтения). Продолжительность и структура курса: всего часов – 140, из них лекции - 22, семинары – 18, самостоятельная работа - 68. По окончании курса студенты сдают зачет. Небольшая продолжительность курса во многом определяет его объем и структуру. Хронологические рамки курса сознательно ограничены второй половиной XVIII – началом XX века, то есть периодом формирования и расцвета национальной русской литературы, развивающейся по всем законам литератур Нового времени и создавшего корпус текстов, ставших национальной классикой. Сколько-нибудь обстоятельный разговор как о древнерусской словесности, так и о советской литературе в рамках данного курса не представляется возможным: описание этих явлений требует иной логики изложения и особого языка. Материал литературы XX века в большинстве своем используется как иллюстрация развития тенденций, зародившихся в XVIII – XIX вв., а также в связи с обсуждением статуса национальной литературной классики в сорвеменной культуре1. Материал лекций организован по преимуществу хронологически. Одновременно прослеживается бытование, развитие и трансформация ключевых для истории русской литературы литературных явлений, фактов и идей; в таких случаях подключается принцип историко-типологического рассмотрения материала. Часть лекционного времени отдается под мастер-классы по анализу прозаических и поэтических произведений (фрагментов) с введением и обсуждением новых литературоведческих терминов и понятий. Семинарские занятия посвящены решению двух задач. Во-первых, на семинары выносятся темы, посвященные возникновению, развитию и трансформации того или иного явления, факта, образа или мотива (например, «Мотив неравной любви в русской литературе» (от Карамзина и Радищева до Татьяны Толстой) или «Образ «маленького человека» в русской литературе» (от Пушкина и Гоголя до Татьяны Толстой и Дмитрия Липскерова). Такой подход позволяет на конкретных текстах проиллюстрировать смену идейно-художественных и стилистических парадигм в истории русской литературы). Во-вторых, часть семинарских занятий отдана под практикумы по анализу текста: поэтического и прозаического – и освоение необходимых для полноценного анализа терминов и понятий. Помимо работы на лекциях и семинарах студенты пишут реферат и выполняют две домашние контрольные работы (см. Приложения 3 – 6). Тематический план учебной дисциплины
Программа лекций Лекция 1. Русская литература как историко-культурный феномен. Русская литература как историко-культурный феномен. Хронологические границы. Основные вехи развития. Обязательная литература Набоков В. Писатели, цензура и читатели в России (1958)// Набоков В. В. Лекции по русской литературе: Пер. с англ. М.: Независимая газета, 1996. С. 13 – 27. Лотман Ю. М. О русской литературе классического периода. Вводные замечания // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: «Гнозис», 1994. С. 380 - 393. Дополнительная литература Лотман Ю.М. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: «Гнозис», 1994. С. 364 – 379. |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |