Скачать 361.46 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДС.4 «Литература второго изучаемого языка» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050303 «Иностранный язык с дополнительной специальностью» ДС.Ф.3 «Литература второго изучаемого языка» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050303 «Иностранный язык с дополнительной специальностью» (код и наименование специальности)
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1. Автор программы – Т.А. Соколовская, ст. преподаватель кафедры иностранных языков и методики их преподавания МГПУ 1.2. Рецензенты: В.Г Пиксендеева.– кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики их преподавания МГГУ; Н.А. Музычук – кандидат филологических наук, зав. кафедрой филологии МГИ 1.3. Пояснительная записка. Курс предназначен для специальности 050303 согласно образовательному стандарту относится к дисциплинам предметной подготовки и изучается студентами в девятом семестре. В УМК входит:
- список рекомендованной литературы Целью курса является – приобретение знаний и развитие необходимых умений – как специальных литературоведческих, так и общепрофессиональных. Основными задачами являются:
К уровню освоения изучаемого материала предъявляются следующие требования: Квалификационные умения объединены в следующие группы по аспектам: Умения в анализе и интерпретации: -идентифицировать прочитанное с историческими событиями соответствующего исторического этапа; владеть соответствующими знаниями по разделу литературы или же уметь самостоятельно овладевать ими в объеме, необходимом для работы с текстом. Умения в чтении:
оценочные суждения. Инструментальные умения:
Курс направлен на изучение специфических, в том числе – исторических и теоретических проблем, присущих данному предмету. При этом обучение теснейшим образом связано с другими областями овладения специальностью: курсами «Зарубежная литература», «Аналитическое чтение», где студенты овладевают понятийным аппаратом литературоведения и формируют аналитические навыки при работе с иноязычным текстом, курсом «Практика устной и письменной речи немецкого языка», где студенты, знакомясь с миром современной немецкоязычной литератур, развивают первичные навыки работы с литературным текстом, необходимые для последующей самостоятельной деятельности в качестве учителя немецкого языка. У студентов вырабатывается осознанный подход к работе с литературными текстами, их выбору с перспективой использования на занятиях в школе. 1.4. Извлечение из ГОС ВПО (ксерокопия прилагается). 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы.
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Задачи данного курса. Основная направленность курса «Литература Германии». 1).Германский эпос. Его отражение в древненемецкой литературе. Памятник древнегерманский эпической поэзии «Песнь о Хильдебранте» (YIII в.). Традиции эпической поэзии. Бытовая основа древнего сюжета. Трагический конфликт между воинской честью и семейными связями. 2).Немецкий героический эпос. Возникновение светской художественной литературы 12 в. Народные эпические сказания. «Песнь о Нибелунгах». Идеальная картина военной и мирной жизни феодального общества в эпоху расцвета рыцарской культуры. Обращение романтической германистики 12 в. к «Нибелунгам». Традиции устной литературы. 3).Песенное творчество 14 – 16 вв. Участие народных масс в создании песни. Отбор репертуара и творческое преобразование в процессе устного исполнения. Особенности композиции и стиля. Использование в песне романтического сюжета немецких миннезингеров 12 – 13 вв. Элементы социального протеста народных масс против социального гнета. Романтические баллады. Комические баллады. Местные вариации в поэтическом репертуаре большинства европейских народов. 4).Немецкие народные сказки. Сборник братьев Гримм. Творчество братьев Гримм. Издание сборника народных сказок. Бережное отношение к сказке – как к явлению национальной культуры. Их классификация: волшебные, бытовые и сказки о животных. Основные мотивы сказочных сюжетов. Дух протеста, вера в могущество разума, победа добра над злом («Золушка», «Бременские музыканты», «Спящая красавица»). Сатирическая направленность («Волк и семеро козлят», «Волк и лиса»). Юмор и смешные нелепицы в жизненных отношениях («Смышленый Ганс», «Соломенка, уголек и боб». Распространение сказок в России. 2. Литература эпохи Средневековья. Литература эпохи Возрождения. Миннезанг – немецкая рыцарская лирика 12 – 13 вв. Вальтер фон дер Фогель Вейде – лирический поэт средневековья. Демократизация поэтической тематики. Обращение к живым источникам народной поэзии, разрушение узкой сословной ограниченности «высокой тематики».Разработка жанра средневековой лирики – дидактического «шпруха», как орудие политической пропаганды. Национально – патриотический характер в поэзии. Рыцарский роман и его разновидности. Элементы рыцарского романа. Стиль и техника. Григорий Страсбургский. Немецкая обработка романа о Тристане. Описание форм рыцарской жизни. Международное единство рыцарской культуры. Попытка поэтического синтеза этой культуры в ее светских и духовных элементах в рамках мировоззрения феодального общества. Городская и народная литература. Бюргерский мейстерзанг, морально – дидактическое содержание творчества «мастеров». Элементы сатиры в песнях немецких ремесленников Шванки. Дидактические аллегории средневековой поэзии. Ганс Сакс – поэт немецкого средневекового бюргерства. Основные черты немецкого гуманизма. Литературное наследие Г. Сакса. «Народные книги» - «Tиль Ейленшпигель». Социальный протест против феодального общества. «Доктор Фауст», моралистическое осуждение героя, «Шилюбюргеры» - собрание комических «шванков». Сатира на филистерскую ограниченность вольного имперского города. Прогрессивные явления эпохи Ренессанса. 3. Литература эпохи Просвещения. 1.Формирование основы национальной литературы и эстетической мысли. Художественные взгляды Г.Э.Лессинга. 2.Литературно – общественное движение «Буря и натиск». И.Гердер. Его сборник «Голоса народов в песнях». Сравнительное изучение сюжетов и стиля народной поэзии. 3.Творчество И.В.Гете. Обращение к фольклору, философская трагедия «Фауст». Стремление к абсолютному познанию мира. 4.Творчество Ф.Шиллера. Обращение к фольклорным источникам: «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень». Драма «Коварство и любовь». Социальный конфликт между долгом и честью. 4. Литература конца 18 – 1 половины 19в. Романтическое движение в Германии. Романтическая сказка. Выражение нового мироощущения. Надежда на обновление мира. Новалис «Сказка о Глацинте и Розенблют». Постижение тайны мира, В.Г.Вакенродер «Удивительная восточная сказка о нагом святом». Олицетворение личности, постигшей свою причастность к развитию истории. Тик «Эльфы». Детское восприятие как мерило оценки мира. Поиски «абсолюта». Творчество Э.Т.А. Гофмана. Метафорический смысл поэтики Гофмана. Его философская сказка «Крошка Цехес, по прозванию Циннобер», «Золотой горшок». Иносказательная и гротескная манера изображения героев. Сказки для детей: «Щелкунчик или мышиный король». Законы мира детства. - Вильгельм Гауф сборник «Альманах сказок». Литературная сказка Гауфе. Использование фольклорных мотивов, хроники. «Маленький Мук», «Холодное сердце» - последний образ романтического сказочного неудачника. Злу делового мира денег противостоят тепло и чистота души. Моральные тенденции. Творчество Гейне Г. Его поэма «Германия. Зимняя сказка». Сказка из новых времен. Политика, романтическая поэма. Образ революционной мести. «Книга песен». Природа – спутница духовной жизни героев. Балладное творчество Гейне «Лорелея». 5. Литература 2 – ой половины 19 – начала 20в. Творчество Г.Клейста, реализм новеллистического жанра «Землетрясение в Чили», «Обручение в Сан – Доминго». Творчество А. Шамиссо. Переход от романтических идеалов к реализму в произведении сказочного жанра «Удивительная чудесная история Петера Шлемелея». Истинная сила богатства как зло, приносящее людям несчастье. Поэтическое творчество Шамиссо. Литература критического реализма. Т.Шторм, Т.Фонтане. Эпоха переломной поры, мастерство Т.Шторма, как поэта – лирика и прозаика. Психологическая новелла «Иммензи», «В зелике», «Всадник на белом коне». Традиции народного творчества. Художественный образ уходящего мира патриархальной Германии. Общественная поэзия Г.Фонтане. Честь ложная и истинная. Поведение человека в его отношении к общественным требованиям и к житейским правилам, диктуемым моралью господствующих классов в романе «Эфори Брист». Натурализм Г.Гауптмана. Символические дремы – сказки «Потонувший колокол». Социально – психологическая драма «Перед заходом солнца». Адекватность конфликта и социальной идеи. Т. Манн. Объективная истина о сущности мира империи – эстетическое открытие верноподданного в романе «Верноподданный». Сопоставление и конфликт двух социально – психологических типов «бюргера» и «художника» в романе Т.Манна «Буденброки». 6. Литература 20 века. Творчество Л. Фейхтвангера, Э.В.Ремарка. Выход за пределы бездейственной созерцательности благодаря просветительской критике, которой посвящает себя искусство. Роман «Успех». Э.В.Ремарк. Проблема товарищества – как чувство общности в романе «Три товарища». “Exilliteratur”. Творчество С.Цвейга. С.Цвейг – мастер новеллистического жанра. «Смятение чувств», «Гувернантка». Драматургия Брехта. Эстетическая стратегия Брехта – драматургия. «Дидактическая» пьеса, «Мамаша Кураж и ее дети», «Жизнь Галилео Галилея». 7. Литература ГДР 1945 – 1990 гг. Общественность. Поэзия И.Бехера, Ф.Фюмана «Возвращение на Родину». Расцвет прозы. А. Зегерс «Седьмой крест», Л.Ренн «Грини», «Ноби».Многообразие творческих путей. Г.Кант. Картина истории становления нового революционного общества в романе «Актовый зал». К. Вольф. Повесть «Расколотое небо». Тема моральной вины молодого военного поколения и возможности его искупления. Э Шритматтер. Философско – углубленный взгляд на человека. Духовная близость к природе – главное условие бытия человеческой личности в ее взаимоотношении с окружающим миром. Трилогия «Чудодей». 8. Литература ФРГ. Современная литература Германии. Социально – критический реализм. Генрих Белль. Социальная действительность в ФРГ в романе «И не сказал ни единого слова». Поиски смысла жизни в романе «Глазами клоуна». Основные тенденции немецкой литературы после объединения. Новое поколение писателей. Писатели-«иностранцы». 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Методические рекомендации для студентов по организации изучения дисциплины. Цель настоящего учебно-методического комплекса – оптимизировать работу студента по усвоению курса литературы второго изучаемого языка, предоставив в его распоряжение ряд материалов, позволяющих им не только приобрести специальные знания об авторах, литературных эпохах и течениях, а также соответствующих им социально-исторических характеристиках, но и совершенствовать свои учебные навыки, необходимые для анализа текстов. Кроме того, практическая направленность курса позволяет развить общеучебные умения: планировать свою самостоятельную работу с учебной и научной литературой в ходе подготовки рефератов и презентаций, а также повторение материала в ходе подготовки к тестовым заданиям и зачету, как итоговой форме контроля по данной учебной дисциплине. Для успешного овладения знаниями по курсу студентам необходимо прежде всего познакомиться с Программой данной учебной дисциплины, составить представление о ее целях и задачах, о характере, объеме и тематическом спектре материала, подлежащего усвоению, об объеме теоретических знаний и уровне сформированности практических навыков и умений. Курс предполагает значительный объем самостоятельной работы как в плане углубления знаний по темам. Большой удельный вес имеет работа с художественными текстами (см. Темы для самостоятельного изучения). Поэтому студенту необходимо заранее ознакомится (по окончанию 8 семестра) со списком рекомендованных произведений для чтения. Многообразия материала предполагает самостоятельное углубленное изучения ряда аспектов тем, освещенных в курсе. Таким образом, теоретический материал курса осваивается также и в ходе подготовки рефератов и работы над темами, предложенными для самостоятельного изучения. При подготовке к занятиям рекомендуется составлять краткие конспекты изученного материала. В ходе подготовки к зачету следует выполнить контрольные тесты, выявить и устранить замеченные недостатки в знаниях и умениях, проверяемых тестом. Для успешного усвоения материала можно воспользоваться электронными ресурсами:
( www.gramma.ru), а также глоссарием, предусмотренным в УМК. 1.7.1. Планы практических занятий: |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... «Иностранный (английский) язык с дополнительной специальностью» (050303 по оксо) «Иностранный (немецкий, французский) язык» | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Ознакомить студентов с античной мифологией и основными произведениями классической греческой и римской литературы | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303.... | Рабочая программа по курсу «Практика устной и письменной речи» для... Иностранный язык с дополнительной специальностью (квалификация специалиста – учитель немецкого и английского языков) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303.... | Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303. 65 Иностранный язык... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс второго... Специальность : 050303. 65 «Иностранный язык с дополнительной специальностью иностранный язык» | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 07 Естествознание... «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью “Иностранный язык” | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 4 Русский язык и культура речи ... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: «050303. 65... ... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Целью курса является подготовка специалистов, обладающих знаниями, умениями и навыками в области немецкого языка в объеме, необходимом... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Специальность 050303. 65 «Иностранный язык» с дополнительной специальностью 050303. 65 «Иностранный язык» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по направлению подготовки 050703. 65 Дошкольная педагогика... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Литература Германии»... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий) | ||
Рабочая учебная программа дисциплины учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий) | Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецккий) |