КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9класс
№ п/п
| Тема урока
| Кол- во часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Планируемый результат усвоения материала
| Виды контроля, измерители
| Дата проведения
| План
| Факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Введение (1час)
| 1
| Литература как искусство слова
| 1
| Урок повторения и обобщения изученного
| Рецептивная:
чтение вступительной статьи учебника; репродуктивная: составление таблицы, ответ на вопрос «В чём цель изучения литературы в 9 классе?»;
продуктивная, творческая: устное сочинение «Литература - необходимая составная часть истории»;
поисковая: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного характера; анализ высказывания историка Ключевского
| Знать: образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса;
понимать: историю литературы как совокупность произведений народа; связь литературы с общественной и культурной жизнью данной эпохи, наличие и развитие в литературе определённых традиций;
уметь: аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал для таблицы
| Чтение и анализ высказывания историка В.О. Ключевского: «Человек - главный предмет искусства. Художник изображает его так, как он сам себя выражает, или пытается выразить. А человек любит выражать, обнаруживать себя. Понятно его побуждение: мы любим понимать себя и стараемся, чтобы и другие понимали нас так, как мы сами себе представляемся». Согласны ли вы с мнением В.О. Ключевского, что «литература даёт понимание себя»? Чтение вступительной статьи учебника. Составление хронологической таблицы «Основные периоды развития русской литературы». Устное сочинение «Литература - необходимая составная часть истории». Ответить на вопросы: что важнее - любить или знать литературу; как вы думаете, любовь к литературе - вещь обязательная?
| Сен-
тябрь
|
| ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов)
| 2
| «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Репродуктивная:
пересказ статьи учебника «Древнерусская литература» по самостоятельно составленному плану; пересказ очерка Д.С. Лихачева; сообщение об истории открытия «Слова», ответы на вопросы; поисковая: установление ассоциативных связей «Слова о полку Игореве» с произведениями В. Васнецова, В.Серова, гравюрами В.Фаворского;
исследовательская: сопоставление «Слова» с летописными источниками
| Знать: историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения;
понимать: жанровые особенности «Слова...»; уметь: строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части, уметь сопоставлять произведения изобразительного искусства и летописные источники с текстом произведения
| Составление плана «Слово о полку Игореве». Сопоставление с летописными источниками. Историк С.Соловьёв утверждал, что автор верен своему обещанию рассказывать по «былинам», поэтому его рассказ совершенно одинаков с рассказом летописца. Согласны ли вы с этим утверждением?
Верно ли то, что подробностей похода князя Игоря гораздо больше в летописи, нежели в «Слове»?
| Сент-ябрь
|
| 3
| «За землю
Русскую».
Осмысление
текста
памятника
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Рецептивная: чтение и полноценное восприятие художественного текста;
репродуктивная: осмысление сюжета произведения;
продуктивная, творческая: выразительное чтение, ответ на вопрос: согласны ли вы с тем, что «Слово о полку Игореве» - воинская повесть?
Поисковая: комментирование текста произведения, установление ассоциативных связей «Слова о полку Игореве» с произведениями В. Васнецова, В.Серова, гравюрами В.Фаворского;
исследовательская: анализ художественного текста произведения
| Знать: жанр и композицию произведения, нравственно- патриотическую идею «Слова»;
понимать: в чём заключается патриотизм произведения, какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины в произведении;
уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения
| Аналитическое чтение и ответы на вопросы: по каким событиям учёные смогли точно установить время написания произведения; какие исторические лица изображены реалистически, а какие идеализированы
| Сен
тябрь
|
| 4
| Вечные образы \ «Слова...»
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Рецептивная: чтение и полноценное восприятие произведения;
репродуктивная:
ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассуждение «Как проявляется в «Золотом слове» Святослава смысл произведения?»; сообщение «Исторические справки 0 князьях»; выразительное чтение эпизодов;
поисковая: поиск ответа на проблемные вопросы; комментирование Художественного текста; установление ассоциативных связей с произведениями живописи;
исследовательская: анализ текста по вопросам и заданиям
| Знать: приёмы создания характеров героев, художественные средства выразительности;
понимать: особенности воплощения автором образов князей, Ярославны, патриотическую идею произведения;
уметь: характеризовать героя произведения, определять роль художественных средств выразительности для создания образа и выражения основной идеи произведения
| Составление характеристик героев, в том числе сопоставительной. Запись художественных средств выразительности и определение их роли в тексте. Ответить на вопросы:
как вы думаете, не идеализирует ли автор князя Игоря; согласны ли вы с мнением профессора В.Ф. ПереверПзева, что князь Игорь сознаёт свой долг перед Русью? Что символизирует плач Ярославны? Какова роль образа Ярославны в раскрытии идеи «Слова...»?
| Сен-тябрь
|
| 5
| Поэтическое
искусство
автора
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Репродуктивная:
ответы на вопросы репродуктивного характера; продуктивная, творческая: устные сочинения «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...»; выразительное чтение плача Ярославны; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы;
исследовательская: анализ текста по вопросам и заданиям; сопоставление поэтических переводов «Слова...»; сопоставление текста произведения и оперы
А.П.Бородина
| Знать: авторов поэтических переводов и переложений памятника, своеобразие авторского стиля;
понимать: образ автора в произведении; уметь: выявлять авторскую позицию, выразительно читать наизусть, строить монологическое высказывание, находить устно- поэтические и книжные элементы в речи автора; сопоставлять художественный текст и оперу А.П. Бородина
| Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...».
Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор - патриот? Доказать это примерами из текста. Поиск характерных примет авторского стиля. Какие отголоски языческой культуры вы можете обнаружить в произведении? Как это характеризует автора? Ответить на вопрос: почему на протяжении веков не пропадает интерес к поэтическим переложениям «Слова...»?
| Сент-
ябрь
|
| 6
| Урок развития
речи.
Анализ
эпизода
«Плач
Ярославны»
| 1
| Урок развития
речи.
| Продуктивная, творческая: создание сочинения;
поисковая:
комментирование текста
| Знать: содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода;
понимать: роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения; позицию автора и её отражение в тексте;
уметь: комментировать эпизод; анализировать и интерпретировать текст с учётом авторской позиции; строить письменное высказывание; обосновывать собственную точку зрения
| Выразительно читать наизусть «Плач Ярославны». Анализ эпизода
| Сент-
ябрь
|
| 7
| Урок
контроля.
Литературная игра «Мир Игоревой песни»
| 1
| Урок контроля
| Продуктивная, творческая: защита макета книги, иллюстраций, выразительное чтение отрывков, подбор заголовков;
поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки;
исследовательская: сопоставление «Слова» и русских летописей
| Знать: текст произведения, художественные особенности, авторов поэтических переложений, значение памятника для истории русской культуры; уметь: выражать своё отношение к прочитанному, понимать литературоведческий текст; сопоставлять «Слово..» с произведениями музыки и живописи
| Викторина по тексту произведения. Защита макета книги.
Выполнение заданий по станциям:
1 .«Преданья старины глубокой» (историческая основа произведения).
2.«Защитники Земли Русской» (герои «Слова...»).
3. «Глубокий и скорбный лиризм» (поэтическое мастерство автора).
«Вечные образы» («Слово...» в искусстве)
| Сент-
ябрь
|
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (7 часов)
| 8
| Характеристика русской литературы 18 века
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Рецептивная: чтение высказывания о литературе 18 века;
репродуктивная: ответы на вопросы учебника, осмысление высказывания искусствоведа Н. Рапацкой
| Знать: признаки классицизма, особенности эпохи Просвещения, историческую обстановку, общую характеристику литературы 18 в.;
понимать: роль литературы 18 века в последующем развитии культурных традиций;
уметь: сопоставлять исторические факты и литературные традиции; самостоятельно строить устное высказывание с опорой на критическую литературу
| Составление хронологической таблицы, викторина, работа со статьей учебника. Осмысление высказывания Н.Рапацкой: «Процесс развития искусства - это постоянное повторение пройденного, возвращение к ценностям прошедших эпох, их новое открытие, продиктованное потребностями духовной жизни». Как вы думаете, зачем современному читателю нужны знания о духовной жизни людей 18 века?
| Сент-ябрь
|
| |