Приозерский политехнический колледж





НазваниеПриозерский политехнический колледж
Дата публикации19.02.2015
Размер66.1 Kb.
ТипИзложение
100-bal.ru > Литература > Изложение
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИОЗЕРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Рефераты в учебном заведении являются одним из видов научно-исследовательской работы и методом воспитания творческого восприятия. Разработка рефератов преследует цель углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания студентов, а также привить навыки самостоятельной обработки, обобщения и систематизированного изложения материала.

Реферат (от латинского слова refero – сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме доклада содержания научного труда, литературы по теме.

Изложение материала происходит в основном своими словами (т.е. основные мысли автора текста пересказываются автором реферата, причем некоторые положения могут приводиться в виде цитат, тех или иных цифровых данных, схем, таблиц и т.п.)
Виды рефератов
Рефераты могут быть общими, специализированными и сводными.

В общем реферате содержание реферируемого произведения излагается более или менее всесторонне.

В специализированном реферате отражаются лишь те вопросы, которые представляют интерес для определенной категории специалистов.

В сводном реферате объединены рефераты, выполняемые на основе изучения нескольких книг, брошюр и журнальных статей или других источников научно-технической информации. Сводный реферат часто называют реферативным обзором.

Тематика рефератов определяется преподавателем, рассматривается и утверждается ПЦК, иногда тема может быть предложена и студентом, но и она должна утверждаться.
Требования к реферату
Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:

  • правильно отражать основное содержание реферируемого произведения или научной темы;

  • изложение основных вопросов должно быть сжатым (в виде краткого пересказа);

  • изложение должно вестись в порядке развертывания основных действий, вопросов, фактов;

  • все предложения в тексте должны быть тщательно обдуманы;

  • содержать критические замечания и собственные выводы.


Этапы работы над рефератом
Первый этап – уяснение содержания темы и целевых установок. На основе этого нужно наметить главные вопросы, подлежащие рассмотрению, и их краткое содержание.

Второй этап – составление календарного плана работы над рефератом. План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, календарный план заставляет работать в определенном ритме.

Календарный план работы над рефератом предусматривает: сроки подбора и изучения литературы, составление плана реферата, написание каждого раздела темы, редактирование, самостоятельное оформление, составление схем, представление работы руководителю, доработку реферата в целях устранения отмеченных недочетов и окончательное оформление.

Третий этап – просмотр литературы. Он необходим для накапливания знаний, осмысливания темы в интересах правильного составления плана реферата.

Часто студенты, не владея рациональными приемами, много времени затрачивают на просмотр литературы. Рекомендуется следующий порядок: прочитать титульный лист и оглавление, затем внимательно ознакомиться с предисловием, введением, заключением. В оглавлении отметить те параграфы и разделы, которые представляют наибольший интерес для раскрытия темы. В предисловии студент найдет для себя ответы на такие вопросы: цель написа­ния, основные направления работы, подходы к ним, границы исследования, общий характер труда. Знакомясь с заключением, важно отметить, к каким выводам пришел автор по основным вопросам. Это нужно для того, чтобы при про­смотре глав и разделов быстро найти место, где автор строит свои доказательства, обосновывает главные вопросы темы.

Четвертый этап – включает подбор соответствующей литературы. В этом деле целесообразно пользоваться каталогами библиотеки.

Пятый этап – составление плана реферата. План нужен для того, чтобы работа шла целеустремленно, а не на ощупь, чтобы заранее было известно, что именно и в каком порядке писать. Кроме наименования темы он обычно включает перечень и последовательность основных вопросов (разделов, их краткое содержание).

Шестой этап – изучение литературы и работа с ней. Рекомендуется начинать изучение с источников последних лет, прежде всего тех, которые в наибольшей степени освещают вопросы реферата. Такой порядок позволит студенту быстро усвоить тему, оценить значение других источников и взять из них необходимый материал.

Сплошное чтение предполагает углубленное изучение литературы, что, как известно, является творческим процессом. Поэтому, работая над книгой, необходимо не только запоминать прочитанное, но и активно осмысливать, логически перерабатывать всю информацию.

При чтении рекомендуется придерживаться такой последовательности: после прочтения законченной мысли сопоставить ранее известное с новыми данными. Затем выразить свое критическое отношение к изученному вопросу. Это помогает отобрать наиболее ценный материал, глубоко понять и логически переработать прочитанное.

Полезно также мысленно делить прочитанное на части, отмечая основные, важные моменты. Вместе с тем, надо связывать прочитанную главу с предыдущей, а главы объединять в разделы, т.е. осуществлять переход от частей к целому. Проведя, таким образом, анализ и синтез прочитанного, студент сможет глубоко понять содержание книги.

Для облегчения дальнейшей работы с книгой в процессе первичного чтения полезно делать отметки карандашом на полях, подчеркивать комментарии. Каждый обучаемый может использовать свои условные знаки. Например, главную мысль выделить одной чертой, факты – волнистой и т.п. Разумеется, подобные отметки возможны лишь на собственной книге. При работе с источниками из библиотечного фонда надо пользоваться закладками, на которых указать, в каких абзацах по счету сверху выражена главная мысль.

Седьмой этап – запись прочитанного.

Существует несколько способов записи: аннотация, план, выписка цитат, тезисы, конспект. Наиболее полно изученную литературу отражает конспект.

Различают три типа конспектов: систематический, свободный и тематический или сводный конспект.

Систематическим называется такой конспект, в котором фактический материал излагается в последовательности книги.

В свободном конспекте запись делается в наиболее удобном для студента порядке.

Тематический конспект тот, в котором обобщено содержание нескольких источников по одной теме.
Примерная структура реферата
Титульный лист.

Оглавление – излагается название составляющих (глав, вопросов) реферата, указываются страницы.

Введение – формулируется суть исследуемой проблемы ее актуальность, обосновывается выбор темы. Указывается цель и задачи. Показывается научный интерес и практическое значение. Объем введения составляет 2-3 страницы.

Основная часть – доказательно раскрывается проблема или одна из ее сторон; могут быть представлены таблицы, графики, схемы. Основная часть должна включать в себя также собственное мнение студента.

Заключение – подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, указывается что интересно, что спорно, предлагаются рекомендации.

Объем заключения 2–3 страницы.

Список литературы – источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по фамилии автора или по названию сборников), необходимо указать место издания, название издательства, год.

Требования к оформлению реферата
Реферат оформляется на листах обычного формата А4. Объем реферата колеблется от 10 – 15 листов, включая титульный лист, план и перечень использованной литературы. Все приложения к реферату не входят в его объем.

На титульном листе указывается:

  • наименование учебного заведения;

  • тема реферата;

  • фамилия, имя, отчество автора;

  • курс, группа, специальность;

  • фамилия, инициалы научного руководителя;

  • город и год написания реферата.

К реферату должен быть приложен перечень использованной литературы с указанием автора, названия книги (журнала), издательства и года издания. На последнем листе указывается дата и делается подпись автора.
Рецензия преподавателя на реферат
На все рефераты преподаватель–руководитель должен дать соответствующую рецензию, которая рассматривается как важный показатель успеваемости и принимается во внимание при аттестации студентов.

Критерии оценки реферата.

При оценке реферата учитывается:

  • письменная грамотность;

  • актуальность темы исследования, ее научность, логическая последовательность изложения;

  • соответствие содержания теме;

  • глубина проработки материала, грамотность раскрытия темы;

  • правильность и полнота использования источников;

  • соответствие оформления реферата стандартам;

  • практическое применение (использование).

Выступление по реферату.

На основе написанного реферата студент может сделать устное выступление перед группой, либо другой аудиторией. Рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы (в отдельных случаях).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приозерский политехнический колледж iconОтчет о самообследовании государственного бюджетного профессионального...
Отчет рассмотрен на заседании Расширенного административного совета Государственного бюджетного профессионального образовательного...
Приозерский политехнический колледж iconГосударственное профессиональное образовательное автономное учреждение...
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Благовещенский политехнический колледж»...
Приозерский политехнический колледж iconОтчет о самообследовании государственного бюджетного образовательного...
Отчет рассмотрен на заседании Расширенного административного совета Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего...
Приозерский политехнический колледж iconЩёкинский политехнический колледж утверждаю
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования тульской области
Приозерский политехнический колледж iconЩёкинский политехнический колледж утверждаю
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования тульской области
Приозерский политехнический колледж iconЩёкинский политехнический колледж утверждаю
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования тульской области
Приозерский политехнический колледж iconЩёкинский политехнический колледж утверждаю
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования тульской области
Приозерский политехнический колледж iconЩёкинский политехнический колледж утверждаю
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования тульской области
Приозерский политехнический колледж iconДмитровский государственный политехнический колледж
Методические рекомендации предназначены преподавателям и обучающимся колледжа при написании реферата
Приозерский политехнический колледж iconСогласовано утверждаю
Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области среднего профессионального образования «Апатитский политехнический...
Приозерский политехнический колледж iconСогласовано утверждаю
Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области среднего профессионального образования «Апатитский политехнический...
Приозерский политехнический колледж icon«Внутренние устройства пк, внутренние и внешние узлы»
Среднего профессионального образования политехнический колледж №47 им. В. Г. Федорова к защите допущен
Приозерский политехнический колледж iconУтверждено методическим советом гаоу спо ло «Сосновоборский политехнический...
Специальность 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Приозерский политехнический колледж iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аоу спо ур «Ижевский политехнический колледж» (адрес: г. Ижевск, ул. Салютовская, 33)
Приозерский политехнический колледж iconКга поу «Приморский политехнический колледж»
Краевая научно методическая конференция среди педагогических работников поу спо приморского края
Приозерский политехнический колледж iconРабочая программа учебной дисциплины физическая культура «общеобразовательного цикла»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области дмитровский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск