Скачать 191 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Институт филологии и журналистики УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. УТВЕРЖДАЮ Председатель НМК ИФиЖ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Современная русская литература Направление подготовки 032700 Филология Профиль подготовки Отечественная филология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2010 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины являются:
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная (профильная) часть». Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра филологии «Основы филологии», «Введение в литературоведение», «Введение в спецфилологию», «История мировой литературы», «Философия», «История». Данная дисциплина завершает курс изучения истории отечественной литературы. Учебная дисциплина входит в систему курсов, связанных с изучением основных явлений и процессов русской и зарубежной литературы, что обеспечивает профильную филологическую подготовку; в совокупность дисциплин гуманитарного цикла, изучающих личность и ее духовную деятельность в различных аспектах. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031000– «Филология»: а) общекультурных: владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6); осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8); умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); б) профессиональных: общепрофессиональных: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области истории и теории отечественной литературы, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1); владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2); по видам деятельности: в научно-исследовательской деятельности: способность применять полученные знания в области истории и теории отечественной литературы, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5); способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6); владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7); владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8); в прикладной деятельности: владение базовыми навыками доработки и обработки различных типов текстов (ПК-13); в проектной деятельности: владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - основные историко-литературные факты и явления, определяющие художественные процессы отечественной литературы второй половины ХХ – начала XXI века; - творчество авторов, указанных в списке рекомендуемой литературы, в контексте идейно-художественных поисков литературы изучаемого периода, а также литературы (и – шире культуры) ХХ – начала XXI века как целостного процесса; - содержание основных учебно-методических пособий, указанных в списке рекомендуемой литературы. Уметь: - использовать современные методы филологических исследований для решения профессиональных задач; - анализировать художественное произведение в контексте творчества писателя, основных тенденций жанрово-стилевого развития литературы второй половины ХХ – начала XXI века, в синтезе эстетических открытий и традиций; - самостоятельно обрабатывать, интерпретировать и представлять результаты научно-исследовательской и производственной деятельности по установленным формам. Владеть: приемами самостоятельного осмысления и изложения (устного и письменного) базовой и факультативной филологической информации для решения научно-исследовательских и производственных задач в сфере профессиональной деятельности. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Дисциплина «Современная русская литература» непосредственно связана с основным курсом «История отечественной литературы» и обращается к процессам и явлениям русской литературы третьей части ХХ века (от литературы «оттепели» до «поворотной» ситуации 1980–1990-х годов), конца ХХ – начала XXI века. Систематизация фактов истории литературы данного периода, отличающейся сложностью (даже конфликтностью) взаимодействия различных эстетических систем, «узловым» характером развития, обусловленным политическими, социальными факторами, способствует выявлению его основных тенденций. Изучение и анализ творчества художников, значимых для русской литературы последней трети ХХ – начала XXI века, знакомство с основными направлениями, определившими пути развития современной русской литературы, позволят увидеть ее как многоуровневое, но целостное явление, диалогически обращенное к традициям русской культуры. С текущей литературой студенты знакомятся через призму наиболее актуальных художественных и мировоззренческих проблем. 5. Образовательные технологии Лекции, консультации, практические (семинарские) занятия, коллоквиумы, контрольные работы, рефераты, доклады, рецензии. При проведении занятий используются элементы активных и интерактивных форм в сочетании с внеаудиторной работой. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно. Самостоятельная работа студентов включает в себя аналитическое чтение художественных произведений, входящих в список рекомендованной литературы, освоение учебно-методических источников, подготовка докладов, рефератов, контрольных работ, написание рецензий и эссе. Промежуточная аттестация по разделу «Современный литературный процесс» (раздел 2) проводится в формах (по выбору студента):
Вопросы для собеседования:
Темы практических занятий
Вопросы для проведения аттестации по итогам освоения дисциплины (экзамен):
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: Художественная литература
б) дополнительная литература: учебно-методическая литература
в) программное обеспечение и интернет-ресурсы: учебная дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами, представленными как на бумажных носителях (имеющимися на кафедре новейшей русской литературы), так и в локальной сети Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Института филологии и журналистики, а также кафедры новейшей русской литературы. У студентов есть возможность доступа к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Возможность использования мультимедийных средств и программного обеспечения, оргтехники, теле- и аудиоаппаратуры (в стандартной комплектации для лабораторных занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки «Отечественная филология». Автор: к.ф.н., профессор Герасимова Л.Е. Программа одобрена на заседании кафедры новейшей русской литературы от 08.10.2010 года, протокол № 2. Подписи: Зав. кафедрой новейшей русской литературы И.Ю. Иванюшина Директор Института филологии и журналистики СГУ Л. С. Борисова (Институт, где разрабатывалась программа) Директор Института филологии и журналистики СГУ Л. С. Борисова (Институт, где реализуется программа) |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |