Скачать 285.8 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Современные средства оценивания результатов обучения» Составитель : к.п.н., доц. Т.В. Панченко. Цель учебной дисциплины ОПД.Ф.8 Современные средства оценивания результатов обучения - обеспечить освоение студентами современных средств оценки результатов обучения (рейтинг, мониторинг, накопительная оценка («портфолио»), методологических и теоретических основ тестового контроля. Задачи: - дать представление о понятии «качество образования» и контрольно-оценочной деятельности педагога как элементе управления качеством образования; о современных средствах оценивания учебных достижений обучающихся; о содержании и организационно-технологическом обеспечении ЕГЭ; - изучить методы конструирования и использования: портфолио ученика, технологической карты учебной дисциплины, электронных журналов контроля учебных достижений по предмету своей специальности и разноуровневых тестовых заданий; методы интерпретации полученных результатов; - освоить компьютерные технологии, применяемые при использовании современных средства оценивания результатов обучения. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент, изучивший дисциплину, должен знать: - понятие о качестве образования; - историю и современное состояние системы тестирования в России и за рубежом, виды и типы тестов; - традиционные и современные подходы к оцениванию учебных достижений (рейтинг, мониторинг, накопительная оценка (портфолио); - нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ; - структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ по своему предмету; - процедуру проведения тестирования; уметь: - использовать на практике тесты разных видов и анализировать полученные данные в рамках классической и современной теории создания тестов; владеть:
Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Педагогический контроль. Понятие и виды контроля (предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный). Традиционные формы контроля (диктант, краткая самостоятельная работа, письменная контрольная работа, контрольная лабораторная работа, устный зачет по изученной теме, классический устный опрос у доски). Нетрадиционные формы контроля (матричный контроль, викторина-зачет, игра «Интеллектуальный ринг», методика В.Ф. Шаталова, методика С.Д. Шевченко и др.) Раздел 2. Качество образования. Оценка качества образования. Показатели качества образования. Достоинства и недостатки традиционных средств оценки результатов обучения. Сущность и роль оценки (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.М. Полонский). Функции оценки (социальная, образовательная, эмоциональная, воспитывающая, информационная, направляющая, мотивационная, поучительная и др.). ЕГЭ как одно из средств повышения качества общего и педагогического образования. Задачи ЕГЭ: расширение доступности высшего образования, снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений, объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы. Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля - достоверность, объективность, надежность полученных результатов. Раздел 3. Современные средства оценивания результатов обучения. Мониторинг в системе образования. Индивидуальная накопительная оценка - портфолио. Виды, структура портфолио. Балльно-рейтинговая система. Рейтинг как современное средство оценивания учебных достижений обучающихся. Раздел 4. Тестирование. Возникновение тестирования и современная тестология. Развитие тестирования в рамках педологии. Социально-этические аспекты тестирования. Место педагогических и психологических измерений в образовании. Таксономия образовательных целей и результаты образования. Понятие, спецификация и классификации тестов. Предтестовое задание. Классическая теория тестов и теория моделирования и параметризации педагогических тестов. Гомогенность и гетерогенность тестов. Основные виды педагогических тестов: критериально-ориентированный (КОПТ) и нормативно-ориентированный (НОПТ), их сопоставление. Диагностическое тестирование. Темы для самостоятельного изучения Тема для самостоятельного изучения 1: Педагогический контроль: компоненты и психолого-педагогические аспекты План 1 Структура и содержание педагогического контроля. 2. Функции педагогического контроля. 3. Психолого-педагогические и этические аспекты педагогического контроля. Задание: изучив пособие [1], составьте схему «Основные компоненты контрольно-оценочной деятельности». Основная литература 1. Гликман И.З. Возможности учебного рейтинга/ И.З. Гликман//Школьные технологии.- 2008.- № 2. - С. 178-181 2. Гринченко, И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно- методическое пособие /И.С. Гринченко.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 132 с. 3. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Звонников В. И., Челышкова М. Б. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 224 с. 4. Качество образования и гибкое обучение: проблемы управления: Международный научно-практический семинар, 26-28 февраля 2009 года / Отв. ред. И.А. Мещерова. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 100 с. 5. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. /В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2008. -352с. 6. Новиков А.М. Контроль, оценка, рефлексия/А.М. Новиков//Школьные технологии.- 2008.- № 1, с. 143-148 7. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования: Учебно-методич. пособие / Авт.-сост. А.Н. Саврасова.- Мурманск: МГПУ, 2008.- 168с. 8. Педагогика: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2008. – 432 с. (Глава «Диагностика и контроль в обучении», с. 310-317). 9. Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования / Федоров В.А., Колегова Е.Д. - М.: Академия, 2008. - 208с. 10. Филатов Е.Н. О системе оценивания знаний в школе для одарённых детей /Е.Н. Филатов//Школьные технологии.- 2008. - № 2.- С. 149-152. 11. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 2. Педагогическая диагностика учебных возможностей учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 40 с. 12. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 4. Новые способы оценивания учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 48 с. 13. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Хуторской - М.: АCADEMIA, 2008. - 256 c. Литература дополнительная 1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с. 2. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 172 с. 3. Чернявская, А.П., Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ. - 2008. - 98 с. 4. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 224 с. Тема для самостоятельного изучения 2: Единый государственный экзамен (ЕГЭ), его компоненты, технология проведения и интерпретация результатов План 1. Цели и задачи введения ЕГЭ. 2. Технологии разработки контрольно-измерительных материалов (КИМ). 3. Использование результатов ЕГЭ в управлении качеством образования. Задание: используя Интернет-ресурсы, подготовьте статистику результатов ЕГЭ в нашем регионе по предмету своей специальности. Основная литература 14. Гликман И.З. Возможности учебного рейтинга/ И.З. Гликман//Школьные технологии.- 2008.- № 2. - С. 178-181 15. Гринченко, И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно- методическое пособие /И.С. Гринченко.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 132 с. 16. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Звонников В. И., Челышкова М. Б. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 224 с. 17. Качество образования и гибкое обучение: проблемы управления: Международный научно-практический семинар, 26-28 февраля 2009 года / Отв. ред. И.А. Мещерова. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 100 с. 18. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. /В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2008. -352с. 19. Новиков А.М. Контроль, оценка, рефлексия/А.М. Новиков//Школьные технологии.- 2008.- № 1, с. 143-148 20. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования: Учебно-методич. пособие / Авт.-сост. А.Н. Саврасова.- Мурманск: МГПУ, 2008.- 168с. 21. Педагогика: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2008. – 432 с. (Глава «Диагностика и контроль в обучении», с. 310-317). 22. Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования / Федоров В.А., Колегова Е.Д. - М.: Академия, 2008. - 208с. 23. Филатов Е.Н. О системе оценивания знаний в школе для одарённых детей /Е.Н. Филатов//Школьные технологии.- 2008. - № 2.- С. 149-152. 24. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 2. Педагогическая диагностика учебных возможностей учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 40 с. 25. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 4. Новые способы оценивания учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 48 с. 26. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Хуторской - М.: АCADEMIA, 2008. - 256 c. Литература дополнительная 1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с. 2. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 172 с. 3. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 224 с. 4. Чернявская, А.П., Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ. - 2008. - 98 с. Тема для самостоятельного изучения 3: Портфолио обучающегося как средство накопительной оценки учебных достижений План 1. Особенности портфолио как средства оценки. 2. Понятие портфолио и его функции. 3. Типы портфолио, его структура 4. Работа учителя с обучающимися по составлению портфолио. Задание: разработайте макет структуры учебного портфолио по предмету своей специальности. Основная литература 27. Гликман И.З. Возможности учебного рейтинга/ И.З. Гликман//Школьные технологии.- 2008.- № 2. - С. 178-181 28. Гринченко, И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно- методическое пособие /И.С. Гринченко.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 132 с. 29. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Звонников В. И., Челышкова М. Б. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 224 с. 30. Качество образования и гибкое обучение: проблемы управления: Международный научно-практический семинар, 26-28 февраля 2009 года / Отв. ред. И.А. Мещерова. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 100 с. 31. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. /В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2008. -352с. 32. Новиков А.М. Контроль, оценка, рефлексия/А.М. Новиков//Школьные технологии.- 2008.- № 1, с. 143-148 33. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования: Учебно-методич. пособие / Авт.-сост. А.Н. Саврасова.- Мурманск: МГПУ, 2008.- 168с. 34. Педагогика: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2008. – 432 с. (Глава «Диагностика и контроль в обучении», с. 310-317). 35. Портфолио ученика [Электронный ресурс]: оценка достижений школьников / Административное управление образовательным учреждением. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): цв. - Миним. требования: Pentium II; 256 Мб ОЗУ; 24х CD-ROM; Windows 98/NT/2000/XP; MS PowerPoint; Загл. с контейнера. - 273-50. 36. Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования / Федоров В.А., Колегова Е.Д. - М.: Академия, 2008. - 208с. 37. Филатов Е.Н. О системе оценивания знаний в школе для одарённых детей /Е.Н. Филатов//Школьные технологии.- 2008. - № 2.- С. 149-152. 38. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 2. Педагогическая диагностика учебных возможностей учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 40 с. 39. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 4. Новые способы оценивания учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 48 с. 40. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Хуторской - М.: АCADEMIA, 2008. - 256 c. Литература дополнительная 1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с. 2. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 172 с. 3. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 224 с. 4. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки / В.К. Загвоздкин // Школьные технологии. - 2004. - № 3. - С. 180 - 185. 5. Новикова, Т.Г. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио / Т.Г. Новикова // Школьные технологии. - 2006. - № 1. - С.139-147. 6. Новикова Т.Г. Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов / Т.Г. Новикова // Школьные технологии. - 2004. - № 2. - С. 144 - 147. Тема для самостоятельного изучения 4 Развитие педагогического тестирования в России и за рубежом План 1. Исторические предпосылки современного тестирования в отечественном образовании. 2. Развитие тестирования в зарубежных странах. Задание: составьте таблицу персоналий, внесших вклад в развитие педагогического тестирования (с кратким указанием основных идей и работ). Основная литература 41. Гликман И.З. Возможности учебного рейтинга/ И.З. Гликман//Школьные технологии.- 2008.- № 2. - С. 178-181 42. Гринченко, И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно- методическое пособие /И.С. Гринченко.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 132 с. 43. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Звонников В. И., Челышкова М. Б. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 224 с. 44. Качество образования и гибкое обучение: проблемы управления: Международный научно-практический семинар, 26-28 февраля 2009 года / Отв. ред. И.А. Мещерова. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 100 с. 45. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. /В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2008. -352с. 46. Новиков А.М. Контроль, оценка, рефлексия/А.М. Новиков//Школьные технологии.- 2008.- № 1, с. 143-148 47. Оценка образовательных результатов в условиях модернизации образования: Учебно-методич. пособие / Авт.-сост. А.Н. Саврасова.- Мурманск: МГПУ, 2008.- 168с. 48. Педагогика: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2008. – 432 с. (Глава «Диагностика и контроль в обучении», с. 310-317). 49. Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования / Федоров В.А., Колегова Е.Д. - М.: Академия, 2008. - 208с. 50. Филатов Е.Н. О системе оценивания знаний в школе для одарённых детей /Е.Н. Филатов//Школьные технологии.- 2008. - № 2.- С. 149-152. 51. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 2. Педагогическая диагностика учебных возможностей учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 40 с. 52. Фомина Н.Б.Оценка качества образования. Часть 4. Новые способы оценивания учащихся. Методическое пособие /Н.Б. Фомина.- М.: УЦ Перспектива, 2008.- 48 с. 53. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Хуторской - М.: АCADEMIA, 2008. - 256 c. Литература дополнительная 1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с. 2. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 172 с. 3. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 224 с. 4. Чернявская, А.П., Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ. - 2008. - 98 с. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература 1. Аванесов В.С. Применение заданий в тестовой форме в новых образовательных технологиях / В.С. Аванесов // Школьные технологии. - 2007. - № 3. - С.146-163. 2. Авансов В.С. Педагогические задания в тестовой форме / В.С. Аванесов // Школьные технологии. - 2007. - № 4. - С.156-167. 3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2001. - 244 с. 4. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки / В.К. Загвоздкин // Школьные технологии. - 2004. - № 3. - С. 180 - 185. 5. Зайцева Л.А. Современные средства оценивания результатов обучения: Учеб. -метод. пособие к спецкурсу / Л. А. Зайцева; Науч. ред. А. А. Орлов. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2006. - 119 с. 6. Зачесова Е.В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся. / Е.В. Зачесова // Школьные технологии. - 2007. - № 2. - С.167-172. 7. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с. 8. Новикова, Т.Г. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио / Т.Г. Новикова // Школьные технологии. - 2006. - № 1. - С.139-147. 9. Новикова, Т.Г. Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов / Т.Г. Новикова // Школьные технологии. - 2004. - № 2. - С. 144 - 147. 10. Петерсон Л.Г., Петерсон, В.А. Оценка в условиях перехода к безотметочному обучению / Л.Г. Петерсон, В.А. Петерсон // Школьные технологии. - 2007. - № 3. - С.178-184. 11. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления. (В вопросах и ответах) / М.М. Поташник. - М.: Пед. общ-во России, 2002. - С. 15 - 80. 12. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 172 с. 13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. 14. Фоменко С. Мониторинг как средство управления качеством образования в школе / С. Фоменко // Народное образование. - 2007. - № 4. - С.110 - 120. 15. Чернявская, А.П., Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ. - 2008. - 98 с. 16. Чучалин А., Боев О. Кредитно-рейтинговая система // Высшее образование в России. - 2004. - № 3. - С. 34-41. 17. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н., Худин А.Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 224 с. Образовательные сайты (дата обращения: 01.06.13). 1. Всероссийский педсовет //http://pedsovet.org 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам // http://window.edu.ru/ 3. Инновации и образование (Сборник материалов конференции) // http://anthropologV.ru/ru/texts/gathered/educinnov 4. Инновационный портал «Образовательный форум» //http://www.forumobr.ru 5. Интернет-школа Просвещение.ru //http://www.internet-school.ru/enc/ 6. Информационные технологии в образовании //http://ito.edu.ru/2005/Moscow/index.html 7. Национальный проект «Образование» в Мурманской области //http://www.edu-murman.ru 8. Образование: исследовано в мире (Международный педагогический Интернет-журнал) // http://www.oim.ru/ 9. Официальное издание Министерства образования и науки РФ - журнал «Вестник образовании»я //http://vestnik.edu.ru 10. Официальный форум Центра дистанционного образования «Эйдос» //http://eidos.fastbb.ru 11. Педагогическая библиотека // http://www.pedlib.ru 12. Портал ЕГЭ //http://ege.edu.ru 13. Российский образовательный портал //http://zakon.edu.ru 14. Российский общеобразовательный портал //http://www.school.edu.ru 15. Сайт «Учительской Газеты» //http://www.ug.ru 16. Федеральный образовательный портал// www.edu.ru 17. Федеральный портал Российское образование: http://edu.ru 18. Центр оценки качества образования //http://centeroko.ru 19. Экзаменационное агентство «Единый экзамен» //http://www.probaege.edu.ru Электронные учебники (библиотечный фонд МГГУ) 1. Педагогика [Электронный ресурс]: электрон. учебник, презентации (анимация, звук), подроб. тренировочные тесты, контрол. тесты, словарь терминов, персоналии / [Л.П. Крившенко и др.] ; под ред. Л. П. Крившенко. - М.: КноРус, 2009 ; Проспект. - 1 электрон. опт. диск: зв., цв. - (Электронный учебник). - Миним. систем. требования: Windows 2000/XP; процессор не ниже 500 МГц; ОЗУ 64 Мб и более; HDD не менее 40 Мб; видеокарта 8 Мб или лучше; SVGA монитор 1024х768; CD привод 4х (рек. 16х); зв. карта. - ISBN 978-5-390-00294-0 [Гриф]: 309-00. 2. Портфолио ученика [Электронный ресурс]: оценка достижений школьников / Административное управление образовательным учреждением. - Волгоград: Учитель, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): цв. - Миним. требования: Pentium II; 256 Мб ОЗУ; 24х CD-ROM; Windows 98/NT/2000/XP; MS PowerPoint; Загл. с контейнера. - 273-50. Примерный перечень вопросов к зачету 1. Раскройте понятие «качество образования». Охарактеризуйте оценку как элемент управления качеством. 2. Сравните традиционные и новые средства оценки результатов обучения. Опишите их достоинства и недостатки. 3. Как оценивается качество российского образования отечественными и зарубежными экспертами? 4. Расскажите историю возникновения тестирования в России. 5. Каковы причины запрета применения тестов в России в 20-30-ые годы ХХ века? 6. Назовите функции контроля в современном учебном процессе. 7. Назовите традиционные формы контроля. Укажите их достоинства и недостатки. 8. Какие современные средства контроля выделяются в учебном процессе? В чем их преимущество по сравнению с традиционными формами контроля? 9. Раскройте понятие таксономии и уровни таксономии образовательных целей. 10. Дайте определение следующим понятиям: тест, предтестовое задание, валидность теста, надежность теста. 11. Расскажите о видах тестов. 12. Раскройте определение дискриминативной способности задания. 13. Опишите виды педагогического контроля (текущий, тематический, рубежный, итоговый контроль). 14. Дайте классификацию тестов по разным основаниям. 15. Понятие гомогенных и гетерогенных тестов. 16. Расскажите о применении компьютерного тестирования. 17. Сопоставьте критериально-ориентированные и нормативно-ориентированные педагогические тесты. В чем их отличие? 18. Назовите основные виды заданий в тестовой форме. 19. На какие принципы необходимо опираться при отборе содержания тестового задания? 20. Расскажите об основных подходах к качеству знаний. 21. Охарактеризуйте мониторинг как средство оценки результатов обучения. 22. Назовите основные свойства мониторинга качества образования. 23. Виды мониторинга. 24. Назовите методы педагогического мониторинга. 25. Опишите достоинства и недостатки «портфолио» как средства оценки результатов обучения. 26. Расскажите о задачах ЕГЭ. Каковы преимущества и недостатки ЕГЭ перед другими формами контроля? Примерная тематика рефератов 1. Балльно-рейтинговая система. 2. Взаимосвязь ЗУНов, компетенций, образованности и компетентности. 3. Диагностическое тестирование. 4. Достоинства и недостатки традиционных средств оценки результатов обучения. 5. ЕГЭ как одно из средств повышения качества общего и педагогического образования. 6. ЕГЭ: «за» и «против». 7. Индивидуальная накопительная оценка - портфолио. 8. Классическая теория тестов и теория моделирования и параметризации педагогических тестов. 9. Компетентностный подход в определении образовательных результатов современного школьного образования. 10. Критериально-ориентированные тесты (КОПТ). 11. Место педагогических измерений в образовании. 12. Мониторинг в системе образования. 13. Нормативно-ориентированные тесты (НОПТ). 14. Опыт оценочной деятельности в истории образовательных систем. 15. Основные направления модернизации контрольно-оценочной системы. 16. Основные направления совершенствования методики оценивания образовательных результатов. 17. Оценивание индивидуальных творческих результатов учащихся. 18. Педагогические тесты Э. Торндайка. 19. Подходы к классификации компетентностей школьников. 20. Показатели качества образования. 21. Понятие и виды педагогического контроля. 22. Понятие о личностном достижении. 23. Понятия «оценка» и «отметка», особенности методики их использования. 24. Развитие тестирования в рамках педологии. 25. Развитие тестирования в России. 26. Рейтинг как современное средство оценивания учебных достижений обучающихся. 27. Связь оценки и самооценки. 28. Современное развитие тестологии. 29. Современные подходы к понятию качества образования. 30. Социально-этические аспекты тестирования. 31. Сущностные характеристики компетентности личности. 32. Таксономия образовательных целей и результаты образования. Организация образовательного процесса Содержание учебно-методического комплекса дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения» реализуется посредством лекционных, практических и лабораторных занятий, организацией самостоятельной работы студентов, проведением консультаций и различных форм контроля. На лекционных занятиях студенты знакомятся с основными теоретическими понятиями. На практических занятиях конкретизируются теоретические проблемы в контексте их реализации в будущей профессиональной деятельности. Такие занятия ориентированы на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умений применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Для подготовки к устным выступлениям воспользуйтесь предложенными структурно-логическими схемами. 1. Структурно-логическая схема действий и операций при подготовке устного выступления (по Б.Ц. Бадмаеву, А.А. Малышеву) 1. Определение значения темы и постановка цели выступления: - Каковы интересы и запросы слушателей (обучаемых)? - Для чего им нужно выступление по данной теме? - Какие научные знания и какую полезную для них информацию выступление должно дать? 2. Составление плана выступления: - продумав логику всей темы, записать основные ее компоненты; - вступление (в чем состоит значение темы для данной аудитории); - основные вопросы темы и выводы, которыми должно завершиться их изложение; - заключение (теоретические и практические вопросы по теме и вытекающие из них задачи слушателей (обучаемых). 3. Отбор (подбор) материала для выступления: - поиск литературы по основным вопросам темы (теоретических статей, учебных пособий и т.д.); - изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуаций и т.д.) для теоретического анализа и обобщения в выступлении, чтобы слушатели (обучаемые) поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции, стали лучше ориентироваться в реальной действительности; - подбор знакомых аудитории примеров из практики (общественной и индивидуальной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов; - подбор наглядных пособий и ТСО, продумывание цели, времени и способа их использования. 4. Написание текста выступления: - подготовка тезисов выступления (разбивка основных вопросов темы на подвопросы, придумывание и формулировка их названий и наметка выводов по ним); - распределение материала по подвопросам и написание текста выступления (с методическими пометками о месте использования наглядных средств и ТСО, о необходимых смысловых акцентах и т.д.); - написание подробного текста (если это нужно). 5. Подготовка к выступлению перед аудиторией: - выделение в тексте (тезисах) основных смысловых фрагментов, изложение которых обязательно при любом дефиците времени; - выделение (шрифтом, цветом и т.д.) основных идей и выводов, усвоение которых обязательно; - распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа изложения (дифференцированно: где с расчетом на запись, где на слушание без записи). 2. Структурно-логическая схема содержания устного выступления (по Б.Ц. Бадмаеву, А.А. Малышеву) Обратная связь («закругление» мысли) 1. Вступление - показ значения темы, ее важности для слушателей: - 1-2 примера по теме выступления из жизни, практики, свидетельствующие о наличии проблемы, требующей анализа в выступлении; - ссылка на официальные государственные документы (законы, указы, постановления), предписывающие определенный порядок деятельности, и требующие разъяснения аудитории. 2. Общая характеристика объекта (предмета) рассмотрения, т.е. того явления, события, процесса, которому посвящено выступление. - Что это такое (определение понятия)? - Каковы его основные признаки (свойства, черты, функции или структурные компоненты)? - Краткая история объекта (возникновение, развитие, современное состояние) и тенденции развития (прогресс - регресс). 3. Подробный анализ и оценка объекта рассмотрения в соответствии с целью выступления: - структурный анализ (компоненты и их характеристики); - функциональный анализ (выполняемые объектом исследования роли и функции); - анализ и оценка каждого из компонентов или функций объекта с точки зрения интересов деятельности слушателей. 4. Заключение: - какие теоретические выводы вытекают из изложенного? - практические выводы для деятельности слушателей; - каковы конкретные задачи аудитории в свете этих выводов? Таким, образом, тема имеет не только общетеоретическое, но и конкретно-практическое значение для данной аудитории. В чем оно заключается? Критерии оценки выступления на практическом занятии: 5 баллов - выступление осмысленное, структурированное, с привлечением средств наглядности (например, схема, презентация). Выделены 5 ключевых фраз, предлагаемые для записи аудиторией. Докладчик ответил на основные вопросы по теме выступления. 4 балла - имеются некоторые затруднения в изложении основных аспектов доклада и при ответах на вопросы. 3 балла - выступление формальное. Менее 3 баллов - не засчитываются. Лабораторные занятия (практикум) – вид учебных занятий, который предусматривает решение комплексных учебных задач, требующих применения с наибольшей полнотой как научно-теоретических знаний, полученных студентами ранее при изучении различных учебных курсов и дисциплин, так и практических навыков, приобретенных на практических занятиях. На лабораторных занятиях формируются умения и навыки практической деятельности по внедрению в современный образовательный процесс новых форм контрольно-оценочной деятельности. Самостоятельная работа (далее СРС) - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов). Итоговый контроль качества знаний студентов осуществляется на зачете. Глоссарий |
Рабочая программа по дисциплине «Современные средства оценивания... Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин... | Современные средства оценивания результатов обучения учебная дисциплина... Повышение достоверности оценки качества подготовки водителей общественного транспорта | ||
Современные средства оценивания результатов обучения Протокол согласования рабочей программы дисциплины «современные средства оценивания результатов обучения» | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине современные средства оценивания... Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;... | Белова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания... Белова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество... | ||
Белова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания... Белова С. Н., Шамова Т. И., Ильина И. В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество... | Учебно-методический комплекс по дисциплине: Современные средства... Цель дисциплины познакомить студентов с современными средствами оценки результатов обучения методологическими и теоретическими основами... | ||
Предмет Современные средства оценивания результатов обучения Задачи. — Познакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся, их значением в природе и жизни человека, сформировать знания о характерных... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины современные средства... Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры общей химии протокол №5 от 23. 01. 2009 г | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные средства оценивания... Формирование у педагогов представления о видах, методах и формах контроля в учебном процессе | «Средняя общеобразовательная школа №2» Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин... | ||
Программа дисциплины Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин... | Программа аттестации состоит из четырех этапов Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» августа 2013 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный... | Ставропольский государственный аграрный университет международные... Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин... |