Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет менеджмента
Программа дисциплины Стратегический менеджмент
направления 080200.68 Менеджмент
подготовки магистра для магистерской программы
«Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации»
Автор программы: Д.В. Гергерт, к.э.н., GergertDV@hse.perm.ru Одобрена на заседании кафедры стратегического менеджмента «___»____________ 201 г Зав. кафедрой _________________________ Е.И. Фаерберг
Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г. Председатель ________________________ Г.Е. Володина Пермь, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.68 Менеджмент, обучающихся по магистерской программе «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации» изучающих дисциплину «Стратегический менеджмент».
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) "магистр"), утвержденным от 18 ноября 2009 г. N 636;
Образовательной программой 080200.68 Менеджмент.
Рабочим учебным планом университета по направлению 080200.68 Менеджмент подготовки магистров, утвержденным в 2012 г.
Цели освоения дисциплины
Дисциплина предназначена для студентов второго курса направления 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации».
Стратегический менеджмент является относительно новой дисциплиной, зародившейся в начале 1970-х и окончательно сформировавшаяся в ее современном виде лишь к середине 80-х годов. Как и во всякой научной дисциплине, в стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического управления – школами стратегического менеджмента. Изучение данной дисциплины поможет выпускнику магистерской программы обрести необходимые навыки стратегического управления. Дисциплина является дисциплиной по выбору второго года подготовки магистра.
Целями освоения дисциплины «Стратегический менеджмент» являются:
Знакомство студента с основными понятиями, используемыми при изучении дисциплины;
Формирование представления студента о методологии стратегического управления компании на основе ситуативного анализа и оценки стратегических перспектив;
Демонстрация основных подходов к интерпретации результатов стратегического анализа при разработке стратегии компании;
Практическая апробация теоретических подходов к стратегическому анализу и формированию основных направлений стратегического развития компании.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате участия в НИС
В результате изучения курса студент должен:
Знать:
основные результаты новейших исследований по проблемам стратегического управления;
основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного стратегического анализа;
основные элементы процесса стратегического управления коммерческой организации.
Уметь:
управлять развитием организации, осуществлять анализ и разработку стратегии организации на основе современных методов и передовых научных достижений;
обрабатывать экспериментальные данные стратегического анализа компании.
Владеть:
навыками количественного и качественного стратегического анализа для принятия решений о разработке и корректировке стратегий.
В результате изучения курса студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен развивать свой общекультурный профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования
| ОК- 1
| Осваивает новые области знаний по дисциплине, в том числе самостоятельно анализируя рекомендуемую литературу.
| Лекции
Аудиторное занятие – работа с бизнес-кейсами
| Способен самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения
| ОК- 3
| Осваивает и интерпретирует новую информацию, готовит доклады на заданную тему, не разбираемую на лекциях или практических занятиях.
| Аудиторное занятие – работа с бизнес-кейсами
| Обладает навыками деловых и научных коммуникаций
| ОК-6
| Готовит выступления по заданным темам и представляет их на дискуссию перед аудиторией.
| Аудиторное занятие – работа с бизнес-кейсами
| Способен использовать количественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами
| ПК- 5
| Способен сформировать перспективы развития коммерческой организации по результатам стратегического анализа
| Аудиторное занятие – дискуссия, работа с бизнес-кейсами
| Способен представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада
| ПК-12
| Защите результатов бизнес-кейсов
| Аудиторное занятие – работа с бизнес-кейсами
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу, базовой (общепрофессиональной) части.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Общий менеджмент
Маркетинг
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Знать основные понятия и проблематику указанных дисциплин;
Уметь анализировать и сопоставлять различные теоретические подходы к проблеме;
Уметь критически анализировать теоретические концепции
Тематический план учебной дисциплины
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
|
| Общие подходы к стратегическому управлению на предприятии
|
|
|
|
|
|
| Школы стратегий
| 6
| 2
|
|
| 4
|
| Методы стратегического анализа
| 16
| 4
|
| 4
| 8
|
| Формирование стратегии компании
|
|
|
|
|
|
| Процесс разработки стратегии
| 12
| 4
|
| 4
| 4
|
| Модели стратегического управления
| 22
| 8
|
| 8
| 6
|
| Разработка и реализация стратегии
|
|
|
|
|
|
| Особенности разработки стратегии
| 20
| 4
|
| 8
| 8
|
| Осуществление стратегии
| 14
| 4
|
| 4
| 6
|
| Современные подходы к стратегическому управлению
|
|
|
|
|
|
| Стратегия голубого океана
| 6
| 2
|
|
| 4
|
| Концепция динамических способностей
| 6
| 2
|
|
| 4
|
| Стратегическое проектное управления
| 6
| 2
|
|
| 4
|
|
| 108
| 32
|
| 28
| 48
|
Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Кафедра
| Параметры
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Контрольная работа
|
| 3
|
|
| стратегического менеджмента
| Тест по материалам первых двух разделов
| Эссе
|
| 5
|
|
| стратегического менеджмента
| Эссе по тематике «Стратегический менеджмент: современные тенденции развития»
| Итоговый
| Экзамен
|
| 8
|
|
| стратегического менеджмента
| Письменный. По билетам. Время выполнения – 2 академических часа
| |