Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 262.94 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации04.03.2015
Размер262.94 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины


Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»



Общеуниверситетский факультатив



Программа дисциплины
«Судьба творческого человека в эмиграции: ностальгия и стратегии адаптации»

Автор: к. и. н., доцент Родионова Надежда Александровна


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ всеобщей и отечественной истории Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ Васильев Л. С.

«_____» __________________ 200 г. «14» октября 2010 г.


Утверждена Первым проректором ГУ-ВШЭ

(Проректором ГУ-ВШЭ)

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва

Пояснительная записка.

Актуальность курса.. Курс посвящен событию эпохального значения - русской послереволюционной эмиграции (1919-1939гг.). К сожалению, опыт эмиграции, которой пришлось испить до дна горестную чашу страданий и унижений, актуален и сегодня, когда после распада Советского Союза миллионы русских оказались на положении национальных меньшинств в бывших советских республиках. Эмигранты не задавались целью вывозить или спасать русскую культуру - каждый спасал себя и своих близких, - но многие из них были носителями её традиций, обладателями нерастраченного творческого потенциала и великих замыслов. Положение творческого человека в эмиграции было особенно тяжёлым – ограниченные узкими рамками эмиграции и лишённые родной почвы, питавшей их творчество, изгнанники вынуждены были творить в условиях языкового барьера и ограниченного контингента потребителей их произведений.

Новизна курса состоит

в рассмотрении малоисследованных аспектов истории эмиграции.

К таковым можно отнести прежде всего исследование психологических и ментальных особенностей Русского зарубежья, трудностей творческого процесса в инокультурной среде, комплексный мотивационный анализ жизненного выбора, поступков наших соотечественников, оказавшихся в за пределами Родины, стереотипов восприятия окружающей действительности и представлений о «другом». Курс предусматривает обращение к характерным чертам культурного процесса в диаспоре, к судьбам наиболее колоритных представителей российской творческой интеллигенции, оказавшихся в изгнании.

В ходе занятий в научный оборот вводятся малоизвестные, либо не известные вовсе факты, позволяющие нарисовать яркую, содержательно насыщенную картину жизни творческой части русской эмиграции.

Цель курса:

Познакомить студентов с историей русской эмиграции (1919-1939 гг.) и её богатейшим культурным наследием, тем самым расширить познавательные границы истории Отечества, что позволит осознать величину интеллектуальной и духовной утраты для России целого пласта культуры, созданного лучшими её представителями, оказавшимися вне Родины

Задачи курса:

Осмыслить психологические проблемы творчества в инокультурной среде и драматизм положения людей, навсегда лишившихся родины.
Место курса в образовательном процессе в ВШЭ

определяется его тесной связью с читаемыми на факультете учебными дисциплинами общественно-исторического профиля.
Связь с другими курсами:

междисциплинарный характер курса обуславливает востребованность информации в таких областях науки, как политология, политическая история ХХ века, реклама, история русской культуры, этнопсихология, социальная антропология.
В результате изучения курса «Русские в эмиграции: проблема адаптации»

студент должен:

  • знать учебный материал, предусмотренный данной программой,

  • уметь анализировать современные политические процессы в обществе с учетом знаний о расколе российского общества после окончания гражданской войны.

- обладать прочными навыками написания письменных работ, анализа и научной критики источников, теорий и концепций.

.

Тематический план учебной дисциплины:




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самост. работа

 

 

 

Лекции

Семинар. занятия

 

1

Особенности формирования российской эмиграции

после 1917 г.

20

4

4

12

2

«Мы не в изгнании – мы в послании»: культурная миссия русской эмиграции

20

4

4

12

3

. Травма утраты родины и психологические и ментальные особенности русского зарубежья.

20

4

4

12

4.

Российская наука и учебно-образовательные центры за рубежом. Судьбы русских учёных в эмиграции.

20

4

4

12

5.

Русская школа за рубежом и проблемы воспитания детей в изгнании. Судьбы выдающихся педагогов.

20

4

4

12

6

. Быт русского литературного зарубежья.

20

4

4

12

7.

Изобразительное искусство и русская художественная эмиграция.




4

4

12

8..

Русский балет и музыка. Традиции «русских сезонов».Русская песня в изгнании.

20

4

4

12

9.

Изменение социальной роли женщины и вклад женщин в культуру эмиграции. «Женское письмо»

20

4

4

12

10.

Трагедия эмиграции в судьбах гениев.

20

4

4

12

11.

Изоляция как главная стратегия адаптации .

16

2

2

12

 

Всего

216

42

42

132


Базовый учебник
Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. (рукопись, электронный вариант)

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки:


  • текущий контроль, помимо опросов на семинарских занятиях, включает написание одного реферата, подготовку докладов на семинарских занятиях,

  • итоговый контроль предполагает сдачу зачёта в конце 4 модуля,

  • итоговая оценка складывается из своевременной сдачи студентом всех форм промежуточного контроля и зачёта.


Оценка есть определение и выражение степени усвоения студентами знаний, умений и навыков, установленных программой.
Структура итоговой оценки составляет:
Эссе 0,30 – 30%

Выступления на семинарских занятиях 0,20 – 20%

Посещаемость 0,20 – 20%

Зачёт 0,30 – 30%

Содержание программы.
Тема 1.Введение. Особенности формирования российской эмиграции после 1917 г.

История российской эмиграции как составная часть истории России. Актуальность темы. Цель и задачи факультативного курса. Обоснование хронологических и территориальных рамок курса. Историография проблемы и категориальный аппарат.

Пути бегства. Численный состав, расселение и основные центры «в рассеянии сущих».
Основная литература:
1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 1. (рукопись, электронный вариант)

2. Антошин А.В. Российская эмиграция: история и современность. Екатеринбург.2006.

3. Антропов О.К. История отечественной эмиграции. Кн. 1-3. Социальная и политическая сфера деятельности. Астрахань. 1997.

4. Афанасьев А. Л. Полынь в чужих полях. М., 1984.

5. Жуков А.Ф., Жукова Л.Н. Отечественная история российской эмиграции 1917-1930 гг. Учеб.пособие. СПб., 2002.

6. Костиков В. Не будем проклинать изгнанье. М., 1990.

7. Федюк В. П., Урядова А. В. История русской эмиграции. 1917-1939. Ярославль. 2006.
Дополнительная литература.
8. Ипполитов С.С. Недбаевский В.М. Руденцова Ю.И. Три столицы изгнангия. Константинополь. Берлин. Париж. М., 1999.

9. Ипполитов С.С. Российская эмиграция и Европа: несостоявшийся альянс. М., 2004.

10. Йованович М. Русская эмиграция на Балканах 1920-1940.М., 2005.

11. Казнина О. Русские в Англии. М., 1997

12. Квакин А. В. Белая эмиграция «первой волны» // История России. Пособие для самостоятельной работы студентов. М., 2000. С. 341-352.
Источники.
1. Берберова Н. Курсив мой. М., 1996

2. Борис Поплавский в оценках и воспоминаниях современников. / Под ред. Л. Аллена. Спб.-Дюссельдорф. 1993.

3. Бунин и Кузнецова. Искусство невозможного. Дневники, письма. М., 2006.

4. Варшавский В.С. Незамеченное поколение. Нью-Йорк.1956.

5. Гессен И.В. Годы изгнания. Жизненный отчёт. Париж, 1979.

6. Гуль.Р. Я унёс Россию. Апология эмиграции. Т.1-3. М.,2001.

7. Дальние берега. Портреты писателей эмиграции. Мемуары./ Сост. В. Крейд. М., 1994.

8. Иванов Г. Петербургские зимы. СПб., 2000.

9. Ильина Н. Дороги и судьбы. М., 1985.

  1. Кривошеина Н.А. Четыре трети нашей жизни. М., 1999.

11. Одоевцева И. На берегах Сены. М., 1998.

12. Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека. Париж-Нью-Йорк. 1987.

13. Тэффи. Моя летопись. М., 2005.

14. Ходасевич В. Некрополь. Спб., 2001.

15. Шаховская З. Таков мой век. М., 2006.

16. Эренбург. И. Люди, годы, жизнь. Кн. 1-7. М., 2005.

18. Яновский В. Поля Елисейские. М., 2000.
13. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека.(1020-1970). PARIS 1971.

14. Львов К. В. Маргиналы Русского Зарубежья. М., 2002.

15. Нитобург Э. Л. Русские в США : История и судьбы, 1870-1970: Этно-исторический очерк / Э. Л. Нитобург; Отв. ред. Н. Н. Болховитинов. М., 2005. – 421 с.

16. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994.

17. Русская эмиграция в Югославии. М., 1996. – 350 с.

18. Русские без Отечества : Очерки антибольшевистской эмиграции 20-40-х годов. М., 2000. – 495 с.

19. Русские в Болгарии. София, 1999. – 175

20. Семочкина Е. И. История российской эмиграции, ХХ век. Челябинск, 1998. – 80 с.

21. Соничева Н. Е. На чужом берегу (к истории русской эмиграции в послеоктябрьский период). М.: Знание, 1991. – 63 с
Тема 2. «Мы не в изгнании – мы в послании»: культурная миссия русской эмиграции.
Раскол единой русской культуры, единство и борьба двух ветвей единой национальной культуры. Культурный и интеллектуальный потенциал российского зарубежья. Сохранение традиций русской классической культуры и культуры Серебряного века в «русском рассеянии». Отсутствие национальной среды, подпитывающей творчество. Поиски исторических корней и озабоченность судьбами русской культуры. Патриотизм и обострение национально-культурных пристрастий в эмиграции.
Основная литература:



1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 13. (рукопись, электронный вариант)

2.Бочарова З.С. Судьбы россиской эмиграции: 1917-1930-е годы. Учебное пособие. Уфа. 1998.

3. Назаров М. В. Миссия русской эмиграции. М., 1994. Т. 1. – 400

4. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994.
Дополнительная литература

1. Афанасьев А.Л. Неутолённая любовь./Литература русского зарубежья. Антология. 1920-1925.М., 1990.

2. Литаврина М.Г. Русский театральный Париж. СПб. 2003

3. Михайлов О.Н., Мухачёв Ю.В.Литература русской эмиграции. Вступительная статья. / Литературное зарубежье России. Энциклопедический справочник. М., 2006.

4. Федюк В. П., Урядова А. В. История русской эмиграции. 1917-1939. Ярославль. 2006.


Тема 3. Травма утраты родины и психологические и ментальные особенности русского зарубежья.

Русский человек в эмиграции: ностальгия и проблемы аккультурации. Боязнь ассимиляции и надежды на скорое возвращение на родину. Проблема идентификации и культурного самоопределения русских беженцев.

Психологические и ментальные особенности русского зарубежья: дезинтегрированная ментальность вследствие распада российской социокультурной системы, настроения разочарования и безнадёжности, мотивы потерянного поколения, поиски исторических корней.
Основная литература
1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 14. (рукопись, электронный вариант)

2. Ипполитов С.С. Российская эмиграция и Европа: несостоявшийся альянс. М., 2004.

3. Йованович М. Русская эмиграция на Балканах 1920-1940.М., 2005.
Дополнительная литература.
1.История российского зарубежья. Проблемы адаптации мигрантов в ХIХ-ХХ веках. Сб. ст. / Отв. ред. Ю. А. Поляков. М., 1996. – 174 с.

2.Источники по истории адаптации российских эмигрантов в ХIХ-ХХ вв. Сб. ст. / Под ред. Ю. А. Полякова и Г. Я. Тарле. М., 1997.

3. Селунская В. М. Проблемы интеграции эмигрантов в российском зарубежье между двумя мировыми войнами в отечественной историографии // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1998. № 4. С. 3-26.

4. Семочкина Е. И. История российской эмиграции, ХХ век. Челябинск, 1998. – 80 с.

5. Сабенникова И. В. Русская эмиграция как социально-культурный феномен // Мир России. М., 1997. № 3. С. 155-184.

6. Сабенникова И. В. Российская эмиграция. (1917-1939): сравнительно-типологическое исследование. Тверь, 2002. – 431 с.

7.Тарле Г. Я. Изучение истории адаптации российских эмигрантов // Этот противоречивый ХХ век : К 80-летию со дня рождения акад. РАН Ю. А. Полякова. М., 2001. С. 65-77.

8. Фрейнкман-Хрусталева Н. С., Новиков А. И. Эмиграция и эмигранты: История и психология / Науч. ред. Тишкин Г. А. СПб., 1995. - 153 с.

9. Шулепова Э.А. Проблемы адаптации российской эмиграции. / Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940. М., 1994.

Тема 4. Российская наука и учебно-образовательные центры за рубежом. Судьбы русских учёных в эмиграции.
Состав и структура научной эмиграции. Прага - академический центр российского зарубежья. Русские преподаватели в учебных заведениях за границей. Положение профессорско-преподавательского состава. Союз русских академических организаций. Эмигрантская историческая наука и деятельность Русского исторического общества (Е.Ф.Шмурло, Г.В.Вернадский, Н.П.Кондаков и др.). Семинар им. Н.П.Кондакова. П.А.Сорокин - основоположник социологии. Русская религиозная философия за рубежом и ее адепты.

Развитие русского высшего образования и деятельность научных центров за границей (Берлин, Белград, Прага.) Студенчество и студенческие организации. Судьба студенчества.

Творческие союзы русских ученых и специалистов. Пропагандистско-просветительная миссия русской науки.

Судьба учёного в эмиграции:Л. Карсавин, Н.П.Кондаков,С.Н. Прокопович, С.И. Карцевский.
Основная литература:
1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 10. (рукопись, электронный вариант)

2. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. PARIS 1971.

3. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994.

4. Пашуто В.Т. Русские историки эмигранты в Европе. М., 1992.

Тема 5. Русская школа за рубежом и проблемы воспитания детей в изгнании. Судьбы выдающихся педагогов.

Русская школа как мощный адаптационный институт. Создание системы, выработка концепции русского начального и среднего образования за границей. Проблема сохранения «русскости» - русской национальной идентичности в инокультурном окружении. Проблемы эмигрантского детства. Взросление детей в изгнании и проблемы самоидентификации нового поколения. «Поколение выкидышей»(В.Варшавский). «Жизнь как бы сбоку мира и истории». Конфликт отцов и детей.

Деятельность В.В.Зеньковского. Условия деятельности русских учебных заведений в различных странах, достижения и неудачи. Воскресно-четверговые школы. Приюты и интернаты. Роль русского учителя в развитии национальной школы в изгнании. Судьбы выдающихся педагогов: А.Л. Бем, В.В. Зеньковский, С.И. Гессен.

Основная литература:
1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 11. (рукопись, электронный вариант)

2. Дети русской эмиграции. Книга, которую мечтали и не смогли издать изгнанники. Сб. материалов. М., 1997.

3. Дети эмиграции./Под ред. В.ВА.Зеньковского Прага, 1925.
Дополнительная литература
1.Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. PARIS 1971.

2. Осовский Е.Г., Сухачёва В. А. Русская школа в анклавах эмиграции. (20-40-е годы ХХв. )//Регионология. Саранск,1998.№1.с.89-102.

3. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994.

4. Русская зарубежная школа: 1920-1924. Париж, 1924.
Тема 6. Быт русского литературного зарубежья.

Литературный быт как текст. Бытовое поведение ( праздники и будни, ритуалы и церемонии) и другие формы символического поведения как отражение социокультурных процессов, как проявления социокультурных норм, идеалов и систем ценностей.

Эстетическая природа литературного быта, формы его организации. Литературный быт и этос эмиграции. Литературные объединения. I съезд русских литераторов в Белграде (1928).

Формы культурной жизни: литературные салоны, кружки, клубы. Традиции Серебряного века. «Воскресенья» в салоне З. Гиппиус и Д. Мережковского и литературное общество «Зелёная лампа» (З. Гиппиус, Д. Мережковский, П. Милюков, И. Бунин, А. Бенуа, А. Керенский, Г. Иванов.) Продолжение традиций русской культуры. Человек в эмиграции: жизнь и судьба Вл. Ходасевича, Г. Адамовича, Г. Иванова, И. Одоевцевой, Б. Поплавского Н.Берберовой. «Незамеченное поколение» (Д.Кнут, В.Смоленский, Б. Поплавский, Л. Червинская и др.).
Основная литература:
1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 17. (рукопись, электронный вариант)

2. Зверев А. Повседневная жизнь русского литературного Парижа. 1920-1940. М., 2003.

3. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции в 1920-х гг. М., 1991.
Дополнительная литература
1.Демидова О. Метаморфозы в изгнании. Литературный быт русского зарубежья. Спб., 2003

2. Еременко Л.И. Русская эмиграция как социально-культурный феномен. М., 1993.

3. Кудрова И.В. После России. Марина Цветаева: годы чужбины. М., 1997. Кн. 1-2.

4. Культура Российского зарубежья. М., 1995.

5. Литература русского зарубежья. Т.1. М., 1990, т.2. М., 1991.

6. Литературная энциклопедия русского Зарубежья. Т. 1-2. М., 1998, 2000.

7. Рейтман М. Знаменитые эмигранты из России. Ростов н/Д, 1999.

8. Родионова Н.А. Судьба трёх поколений семьи Черновой - Колбасиной в эмиграции: трудности адаптации. / Миграции и туризм в России. М., 2007. с. 399-410.

8. Россия в изгнании. Судьбы российских эмигрантов за рубежом. М., 1999. – 458 с.

Тема 7. Изобразительное искусство и русская художественная эмиграция.

Особенности и характерные черты художественного творчества россиян за границей. Выбор художественного языка русской живописи в эмиграции. Вненациональность изобразительного искусства. Восприятие западноевропейских традиций и отторжение от них. Париж - центр русских художников. Авангард в эмиграции (Д.Бурлюк, М.Шагал, Х. Сутин, О.Цадкин, В.Кандинский). Влияние русского авангарда на западноевропейский. Творчество П.Н.Филонова, М.Шагала, В.Кандинского и К.Малевича как часть мировой культуры.

Отход от стилизма и формотворчества авангардистского искусства к модернизированному классицизму. «Парижская школа» и русские мотивы в творчестве М.Шагала. «Культ берёзки» (Ф.Степун).Реалистическая школа живописи как предмет национальной гордости и символ «русскости». Д.Стеллецкий и возрождение русской иконы и иконописи за рубежом. Деятельность мирискусников: А.Бенуа, Л.Бакст, М.Добужинский, М.Ларионов, Н.Гончарова. Успех русских художников за рубежом. Два друга – две судьбы : А.Яковлев и В.Шухаев.
Основная литература:


  1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 18. (рукопись, электронный вариант)

  2. Ершов В.Ф. Российская Художественная эмиграция во Франции в 1920-1930-е годы. М., 2008.

3. Северюхин Дм. Русская художественная эмиграция. 1917-1939.С-Петербург, 2003.с.5-11.

4. Художники Русского Зарубежья 1917-1939: Биографический словарь. С-Петербург2000..
Дополнительная литература
1.Авдюшева-Лекомт Н.А. О русских художниках в Бельгии (1917-1939). Попытка обзора художественной жизни //Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1939гг. Ш Международная научная конференция (Сб. докладов) СПб.,2003.

2. Булгаков В., Юпатов А. Русское искусство за рубежом: Художественнное собрание Русского культурно-исторического музея при Русском свободном университете в Праге. Прага, Рига. 1938.

3. Бурлюк Д.Д. Русские художники в Америке: Живопись, скульптура, театр, музыка и прикладные искусства: Материалы по истории русского искусства 1917-1928. Нью-Йорк. 1928.

4. Магидович М. Александр Арнштам. Социальная мобильность художника в условиях эмиграции // Зарубежная Россия 1917-1945. СПб., 2003. Кн

5. Чугунов Г. Русские эмигранты и проблема вненациональности в движении мировой культуры // Зарубежная Россия 1917-1945. СПб., 2003. Кн.2.

6. Шехурина Л. «Странствующий энтузиаст» . Георгий Лукомский в эмиграции// Зарубежная Россия 1917-1945. СПб., 2003. Кн.2.

7.Яковлева Е. К вопросу о художественном наследии русской эмиграции // Зарубежная Россия 1917-1945. СПб., 2004.

Тема 8. Русская музыка и балетное искусство в эмиграции. Русская песня в изгнании.

Русская музыкальная культура за рубежом (С.Рахманинов, С.Прокофьев, Н.Гречанинов, И.Стравинский). Ф.Шаляпин - живой бог русской музыки. А.Вяльцева и Алла Баянова – исполнительницы русских романсов. «Курский соловей» - Н.Плевицкая. Хор донских казаков С.Жарова.

Традиции «русских сезонов». .(М.Фокин, В.Нижингский, А.Павлова, С.Лифарь, Г.Баланчин). Русский балет - основа всемирного возрождения балетного искусства и создания национальных балетных школ. Русские театры за рубежом. «Летучая мышь» Н.Балиева.
Основная литература:

1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 15. (рукопись, электронный вариант)

2. Кравчинский М. Русская песня в изгнании. Н.Новгород. 2007. С. 15-42.

3. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. М., 1990.
Дополнительная литература


  1. Вереин А. «Когда-то в Париже….» Екатеринбург.2003.

  2. Гуль Р.Я унёс Россию. Апология русской эмиграции. Тт.1-3. М.. Русский путь. 1999.

  3. Менегальдо Е.Русские в Париже. 1919-1939. М., 2006.

  4. Смирнова-Марли А. Дорога домой. М., Русский путь. 2004.

  5. Уколова Е., Уколов В. Душа без маски. М., 2004.

  6. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. Калининград.1996.

Тема 9. Изменение социальной роли женщины и вклад женщин в культуру эмиграции. «Женское письмо».

Роль социальных институтов в адаптации женщин. Вынужденная занятость женщин. Трудоустройство и сферы занятости. Нисходящая мобильность и дальнейшая эмансипация. Роль и вклад женщин в культурную жизнь Русского Зарубежья. Служительницы Талии и Мельпомены М.Кшесинская, Л. Лопухова, Т.Карсавина, Н.Тихонова, О.Хохлова, О.Чехова, В. Комиссаржевская, Е.Рощина-Инсарова.

Русские музы гениев: Л. Лопухова, О.Хохлова, Ел.Дьяконова (Гала), Эльза Триоле, М.Кудашова.

Красавицы Серебряного века в эмиграции: Саломея Андроникова, О.Спесивцева, О.Судейкина.

Маргинальность женской литературы в эмиграции. Литераторы и публицисты: З.Гиппиус, Н.Берберова, И.Одоевцева. З.Шаховская, А.Даманская, Ю.Сазонова-Слонимская, Е.Бакунина.
Основная литература:
1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 15. (рукопись, электронный вариант)

2. Лазарева С. И., Сергеев О. И., Горкавенко Н. Л. Российские женщины в Маньчжурии. Краткие очерки из истории эмиграции. Владивосток, 1996. - 94 с.
Дополнительная литература
1. Бойко Ю.В. О влиянии смешанных браков на процессы социальной адаптации россиян во Франции1920-х годов.//История российского зарубежья. Проблемы адаптации мигрантов. М., ИРИ РАН . 1996.

2.ВасильевА.А. Красота в изгнании: творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. М., 1998.

3. Васильев А.А. Этюды о моде и стиле. М., 2007.

4. Родионова Н.А. Судьба трёх поколений семьи Черновой - Колбасиной в эмиграции: трудности адаптации. / Миграции и туризм в России. М., 2007. с. 399-410.

Тема 10. Трагедия эмиграции в судьбах гениев.
С Россией в сердце: И.Бунин «певец дворянских гнёзд» в изгнании. Неприятие новой России и идея о миссии русской эмиграции(1924г.). Присуждение И. Бунину Нобелевской премии( 1933г.) - триумф русской эмиграции. Помощь эмигрантским писателям и безденежье. Жизнь в Грассе. Ностальгия и невозможность примирения с «окаянным режимом». «Воспоминания» и одиночество последних лет.

Путь М. Цветаевой в эмиграцию. Вне России – с Россией, «Родина – непреложность памяти и крови, потерять её можно лишь вместе с жизнью». Быт в конфликте с Бытиём: безденежье, творчество и неотвратимость судьбы. «В большом и радостном Париже всё та же тайная тоска.» «Одна из всех – за всех – противу всех!..»: гибель Цветаевой – вечный укор эмиграции за безучастность к её судьбе.
Основная литература:
1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 16. (рукопись, электронный вариант)

2. Зверев А. Повседневная жизнь русского литературного Парижа. 1920-1940. М., 2003.
Дополнительная литература
1. Бунин и Кузнецова. Искусство невозможного. Дневники, письма. М., 2006.

2.. Копршивова А. Российские эмигранты в Вшенорах – Мокропсах – Черновицах. Прага, 2000. – 33 с.

3. Кудрова И.В. После России. Марина Цветаева: годы чужбины. М., 1997. Кн. 1-2.

4. Родионова Н.А. Марина Цветаева в Чехии. / Материалы Всероссийской заочной научной конференции. СПб., 1996.

5. Саакянц А. Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица Феникс. М., 2002.

6. Федюк В. П., Урядова А. В. История русской эмиграции. 1917-1939. Ярославль. 2006.


Тема 11. Изоляция как главная стратегия адаптации
Травма эмиграции и проблема сохранения русской национальной идентичности в инокультурном и иноконфессиональном окружении. Православная церковь как главный механизм, смягчающий стресс аккультурации. Столкновение с окружением: реальность совместной жизни и представления о «другом». Осознание различия культурных оснований русской культуры и культуры стран –реципиентов. Свои и чужие в кривых зеркалах эмигрантского видения. Эволюция представлений о мире.

Вклад эмиграции в русскую и мировую культуру. Русская мода и мода на русских.
Основная литература:
1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 16. (рукопись, электронный вариант)

2. Родионова Н.А. Свои и чужие в кривых зеркалах первой волны эмиграции: проблемы зваимовосприятия // Сотрудничество и связи России и СССР с народами зарубежных стран ХХвв. Материалы ХIV Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 50-летию РУДН. Москва, РУДН, 20-21 мая 2010. М., 2010. ISBN 978-5-209-03817-7. С.417-425.
Дополнительная литература
1. Бойко Ю.В. О влиянии смешанных браков на процессы социальной адаптации россиян во Франции1920-х годов.//История российского зарубежья. Проблемы адаптации мигрантов. М., ИРИ РАН . 1996.

2. ВасильевА.А. Красота в изгнании: творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. М., 1998.

2. Носик Б. Привет эмигранта, свободный Париж. М., 1992. – 240 с.

4. Парчевский К.К. По русским углам. Цикл очерков о русской эмиграции во Франции между Первой и Второй мировыми войнами. М., 2002.

3. Полякова О. Б. Русское зарубежье и французская культура (вторая половина XIX – первая половина ХХ века) // Россия и Франция. XVIII-XX века. Вып. 5. М., 2003. С. 171-185.

4. Руденцова Ю.И. Социальная адаптация российской эмиграции во Франции. М., 1999.

7. Хитрова Е. В. Культурная адаптация русских эмигрантов во Франции : 20-30-е годы (по мемуарным источникам) // Россия и Франция XVIII-XX в. Вып. 2. М., 1998. С. 217-232.

8. Хитрова Е. В. Русская диаспора во Франции в период между двумя мировыми войнами // Россия и Франция. XVIII-XX века. М., 2001. Вып. 4. С. 257-281.

Список тем эссе:


  1. «Мы – не в изгнании, мы – в послании»: миссия российской эмиграции.

  2. Психологические и ментальные особенности русского Зарубежья.

  3. «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать.»: русский человек в эмиграции. Ностальгия и стратегии вхождения в инокультурную среду.

  4. Быт русского литературного зарубежья

  5. Ностальгия по утраченной родине и судьбы «возвращенцев».( А.И.Куприн, М.И.Цветаева, Дм. Святополк-Мирский, А.Н.Толстой, Вас. Шухаев, С.С.Прокофьев).

  6. Русская школа в изгнании и проблема сохранения этнической идентичности.

  7. «Незамеченное поколение» в эмиграции: эмигрантские дети – поколение без будущего? Судьбы эмигрантских детей.

8. Париж – столица культурной жизни Российского зарубежья.

9. «Воскресенья» в салоне З. Гиппиус и Д. Мережковского как продолжение традиций Серебряного века.

10. Этос русского зарубежья: повседневная жизнь русских эмигрантов в Берлине ( Париже, Праге, Софии, Белграде и др. центрах эмиграции).

11. Опишите один день из жизни жителей берлинского Дома литераторов в 1920 году.

12. «Мы – лишь след на тающем снегу.» (А. Несмелов): судьба одного из представителей молодого поколения русской послереволюционной эмиграции.

13. Человек в эмиграции: жизнь и судьба И. Бунина, Н. Берберовой, Вл. Ходасевича, Г. Адамовича, Г. Иванова, И. Одоевцевой.

14. Свои и чужие сквозь призму эмигрантского восприятия.

Контрольные вопросы для подготовки к зачёту:

1. В чём состояла миссия русской эмиграции?

2. В чем заключалось значение российского культурного и научного творчества за рубежом?

3. Что объединяло и сближало деятелей русской культуры за рубежом? На основании каких идей, принципов, ценностей происходила консолидация культуры русского зарубежья?

4. В чем состоит феномен культуры русской послереволюционной эмиграции?

5. Расскажите о культурном наследии русского зарубежья.

6. В чём состояла трагедия русской зарубежной культуры? Какое влияние на культуру русского зарубежья оказали культуры народов стран пребывания, в контексте которых развивалась культура русской диаспоры?

7. Почему русская культура за рубежом не была ассимилирована, не смотря на иноязычное, иноконфессиональное, инокультурное окружение?

8. Каковы традиции и новации русской образовательной системы в эмиграции? Расскажите о жизни российского студенчества в эмиграции.

9. Расскажите о творчестве и судьбах известных вам эмигрантских художников.

10. Расскажите о творческом пути музыкантов и композиторов в эмиграции.

11. Расскажите о судьбах известных вам писателей российского зарубежья «первой» волны.

Автор программы: _____________________________/ Родионова Н. А./


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск