Скачать 262.94 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Общеуниверситетский факультативПрограмма дисциплины «Судьба творческого человека в эмиграции: ностальгия и стратегии адаптации» Автор: к. и. н., доцент Родионова Надежда Александровна Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ всеобщей и отечественной истории Председатель Зав. кафедрой _____________________________ Васильев Л. С. «_____» __________________ 200 г. «14» октября 2010 г. Утверждена Первым проректором ГУ-ВШЭ (Проректором ГУ-ВШЭ) _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва Пояснительная записка. Актуальность курса.. Курс посвящен событию эпохального значения - русской послереволюционной эмиграции (1919-1939гг.). К сожалению, опыт эмиграции, которой пришлось испить до дна горестную чашу страданий и унижений, актуален и сегодня, когда после распада Советского Союза миллионы русских оказались на положении национальных меньшинств в бывших советских республиках. Эмигранты не задавались целью вывозить или спасать русскую культуру - каждый спасал себя и своих близких, - но многие из них были носителями её традиций, обладателями нерастраченного творческого потенциала и великих замыслов. Положение творческого человека в эмиграции было особенно тяжёлым – ограниченные узкими рамками эмиграции и лишённые родной почвы, питавшей их творчество, изгнанники вынуждены были творить в условиях языкового барьера и ограниченного контингента потребителей их произведений. Новизна курса состоит в рассмотрении малоисследованных аспектов истории эмиграции. К таковым можно отнести прежде всего исследование психологических и ментальных особенностей Русского зарубежья, трудностей творческого процесса в инокультурной среде, комплексный мотивационный анализ жизненного выбора, поступков наших соотечественников, оказавшихся в за пределами Родины, стереотипов восприятия окружающей действительности и представлений о «другом». Курс предусматривает обращение к характерным чертам культурного процесса в диаспоре, к судьбам наиболее колоритных представителей российской творческой интеллигенции, оказавшихся в изгнании. В ходе занятий в научный оборот вводятся малоизвестные, либо не известные вовсе факты, позволяющие нарисовать яркую, содержательно насыщенную картину жизни творческой части русской эмиграции. Цель курса: Познакомить студентов с историей русской эмиграции (1919-1939 гг.) и её богатейшим культурным наследием, тем самым расширить познавательные границы истории Отечества, что позволит осознать величину интеллектуальной и духовной утраты для России целого пласта культуры, созданного лучшими её представителями, оказавшимися вне Родины Задачи курса: Осмыслить психологические проблемы творчества в инокультурной среде и драматизм положения людей, навсегда лишившихся родины. Место курса в образовательном процессе в ВШЭ определяется его тесной связью с читаемыми на факультете учебными дисциплинами общественно-исторического профиля. Связь с другими курсами: междисциплинарный характер курса обуславливает востребованность информации в таких областях науки, как политология, политическая история ХХ века, реклама, история русской культуры, этнопсихология, социальная антропология. В результате изучения курса «Русские в эмиграции: проблема адаптации» студент должен:
- обладать прочными навыками написания письменных работ, анализа и научной критики источников, теорий и концепций. . Тематический план учебной дисциплины:
Базовый учебник Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. (рукопись, электронный вариант) Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки:
Оценка есть определение и выражение степени усвоения студентами знаний, умений и навыков, установленных программой. Структура итоговой оценки составляет: Эссе 0,30 – 30% Выступления на семинарских занятиях 0,20 – 20% Посещаемость 0,20 – 20% Зачёт 0,30 – 30% Содержание программы. Тема 1.Введение. Особенности формирования российской эмиграции после 1917 г. История российской эмиграции как составная часть истории России. Актуальность темы. Цель и задачи факультативного курса. Обоснование хронологических и территориальных рамок курса. Историография проблемы и категориальный аппарат. Пути бегства. Численный состав, расселение и основные центры «в рассеянии сущих». Основная литература: 1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 1. (рукопись, электронный вариант) 2. Антошин А.В. Российская эмиграция: история и современность. Екатеринбург.2006. 3. Антропов О.К. История отечественной эмиграции. Кн. 1-3. Социальная и политическая сфера деятельности. Астрахань. 1997. 4. Афанасьев А. Л. Полынь в чужих полях. М., 1984. 5. Жуков А.Ф., Жукова Л.Н. Отечественная история российской эмиграции 1917-1930 гг. Учеб.пособие. СПб., 2002. 6. Костиков В. Не будем проклинать изгнанье. М., 1990. 7. Федюк В. П., Урядова А. В. История русской эмиграции. 1917-1939. Ярославль. 2006. Дополнительная литература. 8. Ипполитов С.С. Недбаевский В.М. Руденцова Ю.И. Три столицы изгнангия. Константинополь. Берлин. Париж. М., 1999. 9. Ипполитов С.С. Российская эмиграция и Европа: несостоявшийся альянс. М., 2004. 10. Йованович М. Русская эмиграция на Балканах 1920-1940.М., 2005. 11. Казнина О. Русские в Англии. М., 1997 12. Квакин А. В. Белая эмиграция «первой волны» // История России. Пособие для самостоятельной работы студентов. М., 2000. С. 341-352. Источники. 1. Берберова Н. Курсив мой. М., 1996 2. Борис Поплавский в оценках и воспоминаниях современников. / Под ред. Л. Аллена. Спб.-Дюссельдорф. 1993. 3. Бунин и Кузнецова. Искусство невозможного. Дневники, письма. М., 2006. 4. Варшавский В.С. Незамеченное поколение. Нью-Йорк.1956. 5. Гессен И.В. Годы изгнания. Жизненный отчёт. Париж, 1979. 6. Гуль.Р. Я унёс Россию. Апология эмиграции. Т.1-3. М.,2001. 7. Дальние берега. Портреты писателей эмиграции. Мемуары./ Сост. В. Крейд. М., 1994. 8. Иванов Г. Петербургские зимы. СПб., 2000. 9. Ильина Н. Дороги и судьбы. М., 1985.
11. Одоевцева И. На берегах Сены. М., 1998. 12. Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека. Париж-Нью-Йорк. 1987. 13. Тэффи. Моя летопись. М., 2005. 14. Ходасевич В. Некрополь. Спб., 2001. 15. Шаховская З. Таков мой век. М., 2006. 16. Эренбург. И. Люди, годы, жизнь. Кн. 1-7. М., 2005. 18. Яновский В. Поля Елисейские. М., 2000. 13. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека.(1020-1970). PARIS 1971. 14. Львов К. В. Маргиналы Русского Зарубежья. М., 2002. 15. Нитобург Э. Л. Русские в США : История и судьбы, 1870-1970: Этно-исторический очерк / Э. Л. Нитобург; Отв. ред. Н. Н. Болховитинов. М., 2005. – 421 с. 16. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994. 17. Русская эмиграция в Югославии. М., 1996. – 350 с. 18. Русские без Отечества : Очерки антибольшевистской эмиграции 20-40-х годов. М., 2000. – 495 с. 19. Русские в Болгарии. София, 1999. – 175 20. Семочкина Е. И. История российской эмиграции, ХХ век. Челябинск, 1998. – 80 с. 21. Соничева Н. Е. На чужом берегу (к истории русской эмиграции в послеоктябрьский период). М.: Знание, 1991. – 63 с Тема 2. «Мы не в изгнании – мы в послании»: культурная миссия русской эмиграции. Раскол единой русской культуры, единство и борьба двух ветвей единой национальной культуры. Культурный и интеллектуальный потенциал российского зарубежья. Сохранение традиций русской классической культуры и культуры Серебряного века в «русском рассеянии». Отсутствие национальной среды, подпитывающей творчество. Поиски исторических корней и озабоченность судьбами русской культуры. Патриотизм и обострение национально-культурных пристрастий в эмиграции. Основная литература: 1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 13. (рукопись, электронный вариант) 2.Бочарова З.С. Судьбы россиской эмиграции: 1917-1930-е годы. Учебное пособие. Уфа. 1998. 3. Назаров М. В. Миссия русской эмиграции. М., 1994. Т. 1. – 400 4. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994. Дополнительная литература 1. Афанасьев А.Л. Неутолённая любовь./Литература русского зарубежья. Антология. 1920-1925.М., 1990. 2. Литаврина М.Г. Русский театральный Париж. СПб. 2003 3. Михайлов О.Н., Мухачёв Ю.В.Литература русской эмиграции. Вступительная статья. / Литературное зарубежье России. Энциклопедический справочник. М., 2006. 4. Федюк В. П., Урядова А. В. История русской эмиграции. 1917-1939. Ярославль. 2006. Тема 3. Травма утраты родины и психологические и ментальные особенности русского зарубежья. Русский человек в эмиграции: ностальгия и проблемы аккультурации. Боязнь ассимиляции и надежды на скорое возвращение на родину. Проблема идентификации и культурного самоопределения русских беженцев. Психологические и ментальные особенности русского зарубежья: дезинтегрированная ментальность вследствие распада российской социокультурной системы, настроения разочарования и безнадёжности, мотивы потерянного поколения, поиски исторических корней. Основная литература 1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 14. (рукопись, электронный вариант) 2. Ипполитов С.С. Российская эмиграция и Европа: несостоявшийся альянс. М., 2004. 3. Йованович М. Русская эмиграция на Балканах 1920-1940.М., 2005. Дополнительная литература. 1.История российского зарубежья. Проблемы адаптации мигрантов в ХIХ-ХХ веках. Сб. ст. / Отв. ред. Ю. А. Поляков. М., 1996. – 174 с. 2.Источники по истории адаптации российских эмигрантов в ХIХ-ХХ вв. Сб. ст. / Под ред. Ю. А. Полякова и Г. Я. Тарле. М., 1997. 3. Селунская В. М. Проблемы интеграции эмигрантов в российском зарубежье между двумя мировыми войнами в отечественной историографии // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1998. № 4. С. 3-26. 4. Семочкина Е. И. История российской эмиграции, ХХ век. Челябинск, 1998. – 80 с. 5. Сабенникова И. В. Русская эмиграция как социально-культурный феномен // Мир России. М., 1997. № 3. С. 155-184. 6. Сабенникова И. В. Российская эмиграция. (1917-1939): сравнительно-типологическое исследование. Тверь, 2002. – 431 с. 7.Тарле Г. Я. Изучение истории адаптации российских эмигрантов // Этот противоречивый ХХ век : К 80-летию со дня рождения акад. РАН Ю. А. Полякова. М., 2001. С. 65-77. 8. Фрейнкман-Хрусталева Н. С., Новиков А. И. Эмиграция и эмигранты: История и психология / Науч. ред. Тишкин Г. А. СПб., 1995. - 153 с. 9. Шулепова Э.А. Проблемы адаптации российской эмиграции. / Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940. М., 1994. Тема 4. Российская наука и учебно-образовательные центры за рубежом. Судьбы русских учёных в эмиграции. Состав и структура научной эмиграции. Прага - академический центр российского зарубежья. Русские преподаватели в учебных заведениях за границей. Положение профессорско-преподавательского состава. Союз русских академических организаций. Эмигрантская историческая наука и деятельность Русского исторического общества (Е.Ф.Шмурло, Г.В.Вернадский, Н.П.Кондаков и др.). Семинар им. Н.П.Кондакова. П.А.Сорокин - основоположник социологии. Русская религиозная философия за рубежом и ее адепты. Развитие русского высшего образования и деятельность научных центров за границей (Берлин, Белград, Прага.) Студенчество и студенческие организации. Судьба студенчества. Творческие союзы русских ученых и специалистов. Пропагандистско-просветительная миссия русской науки. Судьба учёного в эмиграции:Л. Карсавин, Н.П.Кондаков,С.Н. Прокопович, С.И. Карцевский. Основная литература: 1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 10. (рукопись, электронный вариант) 2. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. PARIS 1971. 3. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994. 4. Пашуто В.Т. Русские историки эмигранты в Европе. М., 1992. Тема 5. Русская школа за рубежом и проблемы воспитания детей в изгнании. Судьбы выдающихся педагогов. Русская школа как мощный адаптационный институт. Создание системы, выработка концепции русского начального и среднего образования за границей. Проблема сохранения «русскости» - русской национальной идентичности в инокультурном окружении. Проблемы эмигрантского детства. Взросление детей в изгнании и проблемы самоидентификации нового поколения. «Поколение выкидышей»(В.Варшавский). «Жизнь как бы сбоку мира и истории». Конфликт отцов и детей. Деятельность В.В.Зеньковского. Условия деятельности русских учебных заведений в различных странах, достижения и неудачи. Воскресно-четверговые школы. Приюты и интернаты. Роль русского учителя в развитии национальной школы в изгнании. Судьбы выдающихся педагогов: А.Л. Бем, В.В. Зеньковский, С.И. Гессен. Основная литература: 1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 11. (рукопись, электронный вариант) 2. Дети русской эмиграции. Книга, которую мечтали и не смогли издать изгнанники. Сб. материалов. М., 1997. 3. Дети эмиграции./Под ред. В.ВА.Зеньковского Прага, 1925. Дополнительная литература 1.Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. PARIS 1971. 2. Осовский Е.Г., Сухачёва В. А. Русская школа в анклавах эмиграции. (20-40-е годы ХХв. )//Регионология. Саранск,1998.№1.с.89-102. 3. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994. 4. Русская зарубежная школа: 1920-1924. Париж, 1924. Тема 6. Быт русского литературного зарубежья. Литературный быт как текст. Бытовое поведение ( праздники и будни, ритуалы и церемонии) и другие формы символического поведения как отражение социокультурных процессов, как проявления социокультурных норм, идеалов и систем ценностей. Эстетическая природа литературного быта, формы его организации. Литературный быт и этос эмиграции. Литературные объединения. I съезд русских литераторов в Белграде (1928). Формы культурной жизни: литературные салоны, кружки, клубы. Традиции Серебряного века. «Воскресенья» в салоне З. Гиппиус и Д. Мережковского и литературное общество «Зелёная лампа» (З. Гиппиус, Д. Мережковский, П. Милюков, И. Бунин, А. Бенуа, А. Керенский, Г. Иванов.) Продолжение традиций русской культуры. Человек в эмиграции: жизнь и судьба Вл. Ходасевича, Г. Адамовича, Г. Иванова, И. Одоевцевой, Б. Поплавского Н.Берберовой. «Незамеченное поколение» (Д.Кнут, В.Смоленский, Б. Поплавский, Л. Червинская и др.). Основная литература: 1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 17. (рукопись, электронный вариант) 2. Зверев А. Повседневная жизнь русского литературного Парижа. 1920-1940. М., 2003. 3. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции в 1920-х гг. М., 1991. Дополнительная литература 1.Демидова О. Метаморфозы в изгнании. Литературный быт русского зарубежья. Спб., 2003 2. Еременко Л.И. Русская эмиграция как социально-культурный феномен. М., 1993. 3. Кудрова И.В. После России. Марина Цветаева: годы чужбины. М., 1997. Кн. 1-2. 4. Культура Российского зарубежья. М., 1995. 5. Литература русского зарубежья. Т.1. М., 1990, т.2. М., 1991. 6. Литературная энциклопедия русского Зарубежья. Т. 1-2. М., 1998, 2000. 7. Рейтман М. Знаменитые эмигранты из России. Ростов н/Д, 1999. 8. Родионова Н.А. Судьба трёх поколений семьи Черновой - Колбасиной в эмиграции: трудности адаптации. / Миграции и туризм в России. М., 2007. с. 399-410. 8. Россия в изгнании. Судьбы российских эмигрантов за рубежом. М., 1999. – 458 с. Тема 7. Изобразительное искусство и русская художественная эмиграция. Особенности и характерные черты художественного творчества россиян за границей. Выбор художественного языка русской живописи в эмиграции. Вненациональность изобразительного искусства. Восприятие западноевропейских традиций и отторжение от них. Париж - центр русских художников. Авангард в эмиграции (Д.Бурлюк, М.Шагал, Х. Сутин, О.Цадкин, В.Кандинский). Влияние русского авангарда на западноевропейский. Творчество П.Н.Филонова, М.Шагала, В.Кандинского и К.Малевича как часть мировой культуры. Отход от стилизма и формотворчества авангардистского искусства к модернизированному классицизму. «Парижская школа» и русские мотивы в творчестве М.Шагала. «Культ берёзки» (Ф.Степун).Реалистическая школа живописи как предмет национальной гордости и символ «русскости». Д.Стеллецкий и возрождение русской иконы и иконописи за рубежом. Деятельность мирискусников: А.Бенуа, Л.Бакст, М.Добужинский, М.Ларионов, Н.Гончарова. Успех русских художников за рубежом. Два друга – две судьбы : А.Яковлев и В.Шухаев. Основная литература:
3. Северюхин Дм. Русская художественная эмиграция. 1917-1939.С-Петербург, 2003.с.5-11. 4. Художники Русского Зарубежья 1917-1939: Биографический словарь. С-Петербург2000.. Дополнительная литература 1.Авдюшева-Лекомт Н.А. О русских художниках в Бельгии (1917-1939). Попытка обзора художественной жизни //Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1939гг. Ш Международная научная конференция (Сб. докладов) СПб.,2003. 2. Булгаков В., Юпатов А. Русское искусство за рубежом: Художественнное собрание Русского культурно-исторического музея при Русском свободном университете в Праге. Прага, Рига. 1938. 3. Бурлюк Д.Д. Русские художники в Америке: Живопись, скульптура, театр, музыка и прикладные искусства: Материалы по истории русского искусства 1917-1928. Нью-Йорк. 1928. 4. Магидович М. Александр Арнштам. Социальная мобильность художника в условиях эмиграции // Зарубежная Россия 1917-1945. СПб., 2003. Кн 5. Чугунов Г. Русские эмигранты и проблема вненациональности в движении мировой культуры // Зарубежная Россия 1917-1945. СПб., 2003. Кн.2. 6. Шехурина Л. «Странствующий энтузиаст» . Георгий Лукомский в эмиграции// Зарубежная Россия 1917-1945. СПб., 2003. Кн.2. 7.Яковлева Е. К вопросу о художественном наследии русской эмиграции // Зарубежная Россия 1917-1945. СПб., 2004. Тема 8. Русская музыка и балетное искусство в эмиграции. Русская песня в изгнании. Русская музыкальная культура за рубежом (С.Рахманинов, С.Прокофьев, Н.Гречанинов, И.Стравинский). Ф.Шаляпин - живой бог русской музыки. А.Вяльцева и Алла Баянова – исполнительницы русских романсов. «Курский соловей» - Н.Плевицкая. Хор донских казаков С.Жарова. Традиции «русских сезонов». .(М.Фокин, В.Нижингский, А.Павлова, С.Лифарь, Г.Баланчин). Русский балет - основа всемирного возрождения балетного искусства и создания национальных балетных школ. Русские театры за рубежом. «Летучая мышь» Н.Балиева. Основная литература: 1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 15. (рукопись, электронный вариант) 2. Кравчинский М. Русская песня в изгнании. Н.Новгород. 2007. С. 15-42. 3. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. М., 1990. Дополнительная литература
Тема 9. Изменение социальной роли женщины и вклад женщин в культуру эмиграции. «Женское письмо». Роль социальных институтов в адаптации женщин. Вынужденная занятость женщин. Трудоустройство и сферы занятости. Нисходящая мобильность и дальнейшая эмансипация. Роль и вклад женщин в культурную жизнь Русского Зарубежья. Служительницы Талии и Мельпомены М.Кшесинская, Л. Лопухова, Т.Карсавина, Н.Тихонова, О.Хохлова, О.Чехова, В. Комиссаржевская, Е.Рощина-Инсарова. Русские музы гениев: Л. Лопухова, О.Хохлова, Ел.Дьяконова (Гала), Эльза Триоле, М.Кудашова. Красавицы Серебряного века в эмиграции: Саломея Андроникова, О.Спесивцева, О.Судейкина. Маргинальность женской литературы в эмиграции. Литераторы и публицисты: З.Гиппиус, Н.Берберова, И.Одоевцева. З.Шаховская, А.Даманская, Ю.Сазонова-Слонимская, Е.Бакунина. Основная литература: 1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 15. (рукопись, электронный вариант) 2. Лазарева С. И., Сергеев О. И., Горкавенко Н. Л. Российские женщины в Маньчжурии. Краткие очерки из истории эмиграции. Владивосток, 1996. - 94 с. Дополнительная литература 1. Бойко Ю.В. О влиянии смешанных браков на процессы социальной адаптации россиян во Франции1920-х годов.//История российского зарубежья. Проблемы адаптации мигрантов. М., ИРИ РАН . 1996. 2.ВасильевА.А. Красота в изгнании: творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. М., 1998. 3. Васильев А.А. Этюды о моде и стиле. М., 2007. 4. Родионова Н.А. Судьба трёх поколений семьи Черновой - Колбасиной в эмиграции: трудности адаптации. / Миграции и туризм в России. М., 2007. с. 399-410. Тема 10. Трагедия эмиграции в судьбах гениев. С Россией в сердце: И.Бунин – «певец дворянских гнёзд» в изгнании. Неприятие новой России и идея о миссии русской эмиграции(1924г.). Присуждение И. Бунину Нобелевской премии( 1933г.) - триумф русской эмиграции. Помощь эмигрантским писателям и безденежье. Жизнь в Грассе. Ностальгия и невозможность примирения с «окаянным режимом». «Воспоминания» и одиночество последних лет. Путь М. Цветаевой в эмиграцию. Вне России – с Россией, «Родина – непреложность памяти и крови, потерять её можно лишь вместе с жизнью». Быт в конфликте с Бытиём: безденежье, творчество и неотвратимость судьбы. «В большом и радостном Париже всё та же тайная тоска.» «Одна из всех – за всех – противу всех!..»: гибель Цветаевой – вечный укор эмиграции за безучастность к её судьбе. Основная литература: 1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 16. (рукопись, электронный вариант) 2. Зверев А. Повседневная жизнь русского литературного Парижа. 1920-1940. М., 2003. Дополнительная литература 1. Бунин и Кузнецова. Искусство невозможного. Дневники, письма. М., 2006. 2.. Копршивова А. Российские эмигранты в Вшенорах – Мокропсах – Черновицах. Прага, 2000. – 33 с. 3. Кудрова И.В. После России. Марина Цветаева: годы чужбины. М., 1997. Кн. 1-2. 4. Родионова Н.А. Марина Цветаева в Чехии. / Материалы Всероссийской заочной научной конференции. СПб., 1996. 5. Саакянц А. Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица Феникс. М., 2002. 6. Федюк В. П., Урядова А. В. История русской эмиграции. 1917-1939. Ярославль. 2006. Тема 11. Изоляция как главная стратегия адаптации Травма эмиграции и проблема сохранения русской национальной идентичности в инокультурном и иноконфессиональном окружении. Православная церковь как главный механизм, смягчающий стресс аккультурации. Столкновение с окружением: реальность совместной жизни и представления о «другом». Осознание различия культурных оснований русской культуры и культуры стран –реципиентов. Свои и чужие в кривых зеркалах эмигрантского видения. Эволюция представлений о мире. Вклад эмиграции в русскую и мировую культуру. Русская мода и мода на русских. Основная литература: 1. Родионова Н.А. Ридер по курсу «Русские в эмиграции: проблема адаптации». М.,2008. Глава 16. (рукопись, электронный вариант) 2. Родионова Н.А. Свои и чужие в кривых зеркалах первой волны эмиграции: проблемы зваимовосприятия // Сотрудничество и связи России и СССР с народами зарубежных стран ХХвв. Материалы ХIV Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 50-летию РУДН. Москва, РУДН, 20-21 мая 2010. М., 2010. ISBN 978-5-209-03817-7. С.417-425. Дополнительная литература 1. Бойко Ю.В. О влиянии смешанных браков на процессы социальной адаптации россиян во Франции1920-х годов.//История российского зарубежья. Проблемы адаптации мигрантов. М., ИРИ РАН . 1996. 2. ВасильевА.А. Красота в изгнании: творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. М., 1998. 2. Носик Б. Привет эмигранта, свободный Париж. М., 1992. – 240 с. 4. Парчевский К.К. По русским углам. Цикл очерков о русской эмиграции во Франции между Первой и Второй мировыми войнами. М., 2002. 3. Полякова О. Б. Русское зарубежье и французская культура (вторая половина XIX – первая половина ХХ века) // Россия и Франция. XVIII-XX века. Вып. 5. М., 2003. С. 171-185. 4. Руденцова Ю.И. Социальная адаптация российской эмиграции во Франции. М., 1999. 7. Хитрова Е. В. Культурная адаптация русских эмигрантов во Франции : 20-30-е годы (по мемуарным источникам) // Россия и Франция XVIII-XX в. Вып. 2. М., 1998. С. 217-232. 8. Хитрова Е. В. Русская диаспора во Франции в период между двумя мировыми войнами // Россия и Франция. XVIII-XX века. М., 2001. Вып. 4. С. 257-281. Список тем эссе:
8. Париж – столица культурной жизни Российского зарубежья. 9. «Воскресенья» в салоне З. Гиппиус и Д. Мережковского как продолжение традиций Серебряного века. 10. Этос русского зарубежья: повседневная жизнь русских эмигрантов в Берлине ( Париже, Праге, Софии, Белграде и др. центрах эмиграции). 11. Опишите один день из жизни жителей берлинского Дома литераторов в 1920 году. 12. «Мы – лишь след на тающем снегу.» (А. Несмелов): судьба одного из представителей молодого поколения русской послереволюционной эмиграции. 13. Человек в эмиграции: жизнь и судьба И. Бунина, Н. Берберовой, Вл. Ходасевича, Г. Адамовича, Г. Иванова, И. Одоевцевой. 14. Свои и чужие сквозь призму эмигрантского восприятия. Контрольные вопросы для подготовки к зачёту: 1. В чём состояла миссия русской эмиграции? 2. В чем заключалось значение российского культурного и научного творчества за рубежом? 3. Что объединяло и сближало деятелей русской культуры за рубежом? На основании каких идей, принципов, ценностей происходила консолидация культуры русского зарубежья? 4. В чем состоит феномен культуры русской послереволюционной эмиграции? 5. Расскажите о культурном наследии русского зарубежья. 6. В чём состояла трагедия русской зарубежной культуры? Какое влияние на культуру русского зарубежья оказали культуры народов стран пребывания, в контексте которых развивалась культура русской диаспоры? 7. Почему русская культура за рубежом не была ассимилирована, не смотря на иноязычное, иноконфессиональное, инокультурное окружение? 8. Каковы традиции и новации русской образовательной системы в эмиграции? Расскажите о жизни российского студенчества в эмиграции. 9. Расскажите о творчестве и судьбах известных вам эмигрантских художников. 10. Расскажите о творческом пути музыкантов и композиторов в эмиграции. 11. Расскажите о судьбах известных вам писателей российского зарубежья «первой» волны. Автор программы: _____________________________/ Родионова Н. А./ |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |