На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки





Скачать 319.87 Kb.
НазваниеНа новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
страница1/3
Дата публикации05.03.2015
Размер319.87 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
100-bal.ru > Литература > Образовательный стандарт
  1   2   3
О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА

ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХ ПЕРЕХОД

НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

от 18 января 2007 г. № 01_14/08_01

 

ЛИТЕРАТУРА

 

В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений форму проведения устных экзаменов устанавливает общеобразовательное учреждение. На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование, защита реферата, ответы на вопросы экзаменационного билета).

 

Собеседование предполагает развернутый ответ учащегося без предварительной подготовки по одной из ключевых тем курса (перечень тем известен ему заранее). Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, поскольку оно строится в форме свободного диалога между экзаменуемым и членами экзаменационной комиссии, которые вправе задать любой вопрос обобщающего или частного характера в рамках изученного курса.

 

Сдача экзамена в форме защиты реферата рекомендуется учащимся, проявившим интерес к самостоятельной деятельности по предмету. Не позднее начала второго полугодия учащийся под руководством учителя выбирает тему реферативной работы и собирает материал по избранной проблеме, регулярно консультируясь с педагогом. В реферате излагается суть проблемы, формулируются выводы на основе исследованного материала, дается список использованной литературы. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат предоставляется выпускником на рецензию учителю. Во время экзамена аттестационная комиссия знакомится с рецензией на работу и выставляет итоговую оценку выпускнику после защиты реферата. Проведение устного экзамена с использованием билетов является наиболее распространенной формой итоговой аттестации за курс основной школы.

 

Примерные экзаменационные билеты составлены с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089). Экзаменационный материал отражает новые подходы, зафиксированные в указанном документе. Вопросы билетов включают теоретико-литературные термины и понятия, которые входят в соответствующий раздел стандарта. Некоторые изменения (в сравнении с предыдущим комплектом примерных билетов) коснулись отбора литературных произведений. Так, в соответствии с новым стандартом в комплекты билетов включены вопросы по романам «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, по поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя (в прежних образовательных минимумах обстоятельное изучение этих произведений предполагалось в рамках программ средней (полной) школы).

 

Большая часть вопросов экзаменационных билетов базируется на литературном материале, который изучается в 9 классе, однако в ряде случаев задания опираются на произведения, традиционно изучаемые в 7–8 классах, например: «Повести Белкина» и роман «Капитанская дочка» А.С. Пушкина; поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри» М.Ю. Лермонтова; комедия «Ревизор» и повесть «Шинель» Н.В. Гоголя; сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, рассказ «После бала» Л.Н. Толстого и др.

 

В настоящем документе представлены 2 комплекта билетов: один предназначен для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, другой отражает специфику программ школ с родным (нерусским) языком обучения. Оба комплекта билетов ориентированы на названный выше нормативный документ и не нацелены на какую-либо из конкретных авторских программ.

 

В основу обоих комплектов заложены общие подходы к проверке уровня обученности выпускников по предмету. Помимо общих подходов, в каждом комплекте билетов есть свои особенности.

 

Комплект билетов для школ с родным (нерусским) языком обучения отражает специфику преподавания русской литературы в нерусской языковой и этнокультурной среде. В вопросы билетов для итоговой аттестации выпускников школ с родным (нерусским) языком обучения включены задания по тем произведениям русской литературы (в ряде случаев в образовательном стандарте они обозначены курсивом), в которых наиболее ярко отображены обычаи, традиции русского народа, факты русской культуры, особенности русского национального характера (например, русские народные сказки, былины, жития, рассказы Н.С. Лескова, раскрывающие тип «героя-праведника»).

 

В школе с родным (нерусским) языком обучения предполагается повторное изучение в 10 классе таких произведений, как романы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя. В 9 классе эти произведения изучаются не в полном объеме. В связи с этим и в билеты для итоговой аттестации учащихся 9 классов включаются вопросы, которые лишь частично проверяют знание этих произведений (например, по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» даны вопросы только по двум новеллам: «Максим Максимыч» и «Бэла»).

 

Вопросы экзаменационных билетов, предлагаемые для данного типа школ, так же как и для школ с русским языком обучения, базируются на материале, который изучается в 9, частично в 8 и 7 классах. Однако в ряде случаев в билетах есть вопросы, требующие от учащихся знания произведений, изученных ранее (например, включены вопросы по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»).

 

В приложении к билетам приведены два перечня произведений (для двух типов школ) для составления образовательным учреждением комплекта экзаменационных билетов. Данные перечни, с одной стороны, соотносятся с разделом стандарта основного общего образования по литературе (обязательный минимум содержания основных образовательных программ), с другой – включают произведения, рекомендуемые составителями билетов. Предлагаемые перечни носят рекомендательный характер. Полный перечень произведений, на основе которых образовательное учреждение будет формировать комплекты экзаменационных билетов, необходимо соотнести со школьной программой по литературе и довести его до сведения выпускников в начале учебного года. С комплектом экзаменационных билетов (или с кругом основных вопросов, включенных в комплект) учащиеся должны быть ознакомлены не позднее начала второго полугодия.

 

Экзаменационные билеты всех предложенных комплектов носят примерный характер и могут быть использованы при разработке экзаменационных материалов в соответствии с особенностями образовательной программы конкретной школы. В предложенный материал можно внести изменения, исходя из особенностей выбранной учителем программы по литературе: по-другому сгруппировать вопросы в билетах, изменить некоторые формулировки, заменить какие-то вопросы новыми, дополнить экзаменационный материал, а также разработать свои варианты билетов.

 

В целях нормализации нагрузки выпускника в период сдачи экзамена рекомендуется не включать в комплект более 25 экзаменационных билетов (вместе с тем число билетов в комплекте не должно быть меньше 20).

 

Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления (традиционно экзаменационные билеты рассматриваются на методическом совете и утверждаются директором школы).

 

Предлагаемые экзаменационные комплекты билетов направлены не только на проверку знаний за курс основной школы, но и на выявление способности к практическому их применению, степени сформированности общих и специальных умений выпускников. Билеты разработаны с опорой на модульный принцип, позволяющий учителю составить билеты с учетом специфики класса, особенностей образовательной программы школы. Каждый экзаменационный билет включает три вопроса. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы в основной школе, а также спецификой образовательного стандарта для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и с родным (нерусским) языком обучения. Все экзаменационные билеты ориентированы на проверку выполнения Требований к уровню подготовки выпускников и опираются на художественные тексты, соответствующие Обязательному минимуму содержания литературного образования. Литературные произведения представлены в экзаменационном материале в определенных пропорциях с учетом времени, традиционно выделяемого на их изучение. Вопросы каждого экзаменационного билета подобраны таким образом, чтобы в нем были представлены художественные произведения разных писателей и эпох (при этом учитываются и родо-жанровые подходы).

 

Каждый билет сбалансирован по уровню сложности проверяемого учебного материала.

 

Первые вопросы всех экзаменационных билетов в значительной мере традиционны: к ответам на эти вопросы поможет подготовиться материал учебников. Формулировки этих вопросов достаточно просты, не содержат избыточного объема терминов и понятий; они ставят проблему в обобщенном виде и предполагают ее раскрытие либо на материале конкретного художественного текста, либо с опорой на ряд произведений писателя. Эта часть экзамена выявляет прежде всего знание содержания изученных литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать художественный текст (ответ, связанный с анализом лирики, предполагает чтение наизусть стихотворения либо стихотворных фрагментов).

 

Во втором задании выпускник должен проанализировать конкретное стихотворение или фрагмент произведения (для подготовки к ответу выпускнику предлагается художественный текст). На этом этапе осуществляется проверка знания содержания курса, а также умения самостоятельно работать с текстом, делать свои наблюдения и выводы в связи с поставленной проблемой. На этапе подготовки к этой части экзамена учебники и пособия могут помочь в меньшей степени, нежели при подготовке ответов на первый вопрос билетов. Важную роль в определении качества ответа будет играть степень сформированности умений непосредственной работы с текстом, способности анализировать его в одном из заданных аспектов.

 

В комплекте билетов для школ с родным (нерусским) языком обучения вторые вопросы не нацеливают на анализ эпизода или стихотворения, поскольку это слишком трудная задача для выпускников подобных школ.

 

Второй вопрос экзаменационного билета основывается на том же принципе, что и первый. В обязательном порядке один из вопросов базируется на материале древнерусской литературы, литературы XVIII или XIX века, а другой – на материале литературы ХХ века.

 

Третье задание в каждом билете нацелено на проверку различных компетенций и прежде всего способностиучащихся самостоятельно интерпретировать художественный текст. Выпускникам предлагается ответить на частный проблемный вопрос интерпретационного характера по одному из произведений школьной программы. Ответ на него не требует привлечения значительного объема литературного материала, но позволяет проявить самостоятельность мышления, умение давать собственную оценку тому или иному литературному факту.

 

Литературное образование в школе с родным (нерусским) языком обучения включает два предмета (русская и родная литературы) и строится на основе диалога двух литератур (культур). Поскольку этот принцип заложен в преподавании русской литературы в школе с родным (нерусским) языком обучения, он нашел отражение в ряде формулировок первых и вторых вопросов экзаменационного комплекта билетов: в них выпускнику предлагается раскрыть взаимосвязи русской литературы с родной, показать черты их общности. Третье задание билетов для такого типа школ принципиально не отличается от подобных заданий билетов для школ с русским языком обучения.

 

В зависимости от уровня образовательной подготовки учащихся по предмету, задач проведения экзамена (аттестация за изученный курс или аттестация и одновременно отбор в профильные филологические классы) девятиклассникам на этапе подготовки к экзамену может быть предложен или полный комплект экзаменационных билетов, включающий все три вопроса, или «усеченный», т.е. не включающий либо третьи, либо вторые и третьи вопросы, с которыми учащиеся в этом случае ознакомятся только на самом экзамене (экспромтная ситуация позволит в сильном классе лучше выявить уровень обученности выпускников, степень сформированности общих и специальных умений).

 

Говоря о порядке ответов на вопросы билета, следует придерживаться следующих правил: начинать ответ необходимо с раскрытия первого вопроса, право выбора последовательности ответа на второй и третий вопросы предоставляется выпускнику. На подготовку выпускника к ответу следует отводить не менее 40 минут.

 

Рекомендации по оцениванию ответа выпускника по вопросам билетов

 

При оценке устного ответа по литературе учитывается глубина и прочность знаний, полученных в рамках литературного образования. В целях повышения объективности при выставлении отметки рекомендуется анализировать ответ выпускника по следующим позициям:

 

• понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;

• привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;

• аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;

• использование необходимых для ответа терминов и понятий;

• композиционная стройность ответа;

• умение выразительно читать наизусть;

• ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.

 

В школе с родным (нерусским) языком обучения дополнительным критерием является умение экзаменуемых (если есть такая возможность) привлечь материал родной литературы для проведения параллелей с русской литературой, для выявления фактов типологической общности русской и родной литератур.

 

Предлагаемые рекомендации по оцениванию ответа выпускника не следует рассматривать как жесткий шаблон, позволяющий «автоматически» оценивать качество ответа: особое внимание должно быть уделено самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению творческого начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но и на выявление способностей к практическому применению полученных знаний и умений, а также на раскрытие творческого потенциала учащихся.

 

Отметка «5» ставится, если выпускник ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.

 

Отметка «4» ставится, если выпускник полноценно ответил на два из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на третий вопрос, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.

 

Отметка «3» ставится, если выпускник полноценно ответил на один из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на два других вопроса, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным предъявляемым требованиям. В школе с родным (нерусским) языком обучения оценка «5» предполагает, чтобы учащийся, если это возможно, мог сопоставить произведение русской литературы с тематически близким произведением родной литературы, отметив их общие черты и национальное своеобразие. При условии если ответ учащегося свидетельствует о понимании сути проблемы, если в нем не допущены фактические ошибки, оценка «5» может быть выставлена учащемуся даже при наличии в его ответе нескольких негрубых речевых ошибок.

 

Ниже предложены критерии оценивания устного ответа по каждому типу вопросов.

 



 

 
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconНа новый государственный образовательный стандарт основного общего...
Они позволят проводить государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений с учетом установленных...
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconНа новый государственный образовательный стандарт основного общего...
Настоящие экзаменационные билеты по основам безопасности жизнедеятельности разработаны как примерные с целью оказания помощи общеобразовательным...
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconАвтономное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Г-230; лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29. 05. 2003 №000751; лицензия Федеральной службы по...
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные системы...
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011г.№2267 на основе требований Государственного образовательного...
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconСтандарт среднего (полного) общего образования по физике
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного...
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconСтороны договора
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и свидетельство о государственной аккредитации №0713 от 14 июня 2013 года,...
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconОб оказании образовательных услуг по программе
Ааа №001172, выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки; свидетельство о государственной аккредитации от 04...
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconГенерал-полковника милиции Гордиенко В. В., представленное на имя...
Основанием проведения аттестации является заявление начальника Академии управления мвд россии генерал-полковника милиции Гордиенко...
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconПриказ №189 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Порядка проведения государственной...
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона РФ от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании», письмами Министерства образования и науки...
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconПриказ №189 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Порядка проведения государственной...
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона РФ от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании», письмами Министерства образования и науки...
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки icon«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере и науки «согласовано»
Данный приказ до сведения всех участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы...
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconПрограмма курса Обществознание для 8 9, 10 11 классов общеобразовательных...
Государственный образовательный стандарт. Стандарт основного общего образования по обществознанию. Стандарт среднего (полного) общего...
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconФилологические науки
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного...
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconИнструкция по проведению государственной (итоговой) аттестации по...
Расписание проведения и продолжительность проведения государственной (итоговой) аттестации, в том числе экзамена по русскому языку,...
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской...
На новый государственный образовательный стандарт основного общего образования письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки iconО примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов...
Комплект экзаменационных билетов составлен с учетом Обязательного минимума содержания основного общего образования по обществознанию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск