Скачать 297.26 Kb.
|
Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ СПЕЦИФИКАЦИЯ экзаменационной работы по обществознанию для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений 2006 г. подготовлена Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
СПЕЦИФИКАЦИЯ экзаменационной работы по обществознанию для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений 2006 г. 1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью итоговой аттестации и зачисления в высшие и средние специальные учебные заведения. 2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы. Содержание экзаменационной работы определяют основные нормативные документы: 1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19 мая 1998 № 1236). 2) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ МО от 30 июня 1999 № 56). 3) Программа вступительных экзаменов по обществоведению (См. Примерные программы вступительных испытаний в высшие учебные заведения Российской Федерации. – М.: Минобразования РФ, 2000). Содержание экзаменационной работы ориентировано на перспективу перехода школьного обществоведческого образования на государственные стандарты 2004 года. 3. Структура экзаменационной работы. Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и числу заданий. Системообразующим признаком для каждой части работы является форма заданий: - часть 1 содержит задания с выбором ответа;
К каждому из заданий с выбором ответа первой части работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан. В заданиях с кратким ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде слова (например, право), словосочетания (например, социальный статус), набора букв или цифр (например, 1342), записанных без пробелов. Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. В заданиях с развернутым ответом третьей части работы ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев. Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла каждой части дается в таблице 1. Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
4. Распределение заданий экзаменационной работы по проверяемому содержанию. В первой части работы представлены все восемь содержательных линий курса, основанных на нормативных документах 1998-1999гг: человек, общество, познание, право; экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, духовная сфера. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в шесть блоков-модулей. Во всех вариантах работы задания данной части, проверяющие элементы содержания одной и той же содержательной линии и имеющие примерно одинаковые статистические характеристики, находятся под одинаковыми номерами. Отбор заданий второй и третьей части по каждому варианту работы определяется проверяемыми ими умениями. В этой связи на одних и тех же позициях в различных вариантах находятся взаимозаменяемые задания одного уровня сложности, на одни и те же или сходные умения, проверяемые на различных элементах содержания. Вместе с тем, в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий второй и третьей частей, что в совокупности они представляют все базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и полной средней школы (философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение). В число заданий с развернутым ответом (третья часть работы) входит: 1) четыре задания (в том числе составное задание с фрагментом текста и четырьмя вопросами к нему), содержательно относящиеся к четырем базовым наукам, заявленным в стандарте по обществознанию профильного уровня (философии, социологии, политологии, социальной психологии); 2) альтернативное задание, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний. Каждая тема-высказывание соотносятся с одной из шести базовых наук (философией, экономикой, социологией, политологией, социальной психологией, правоведением). Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию представлено в таблице 2. Таблица 2. Распределение заданий по основным содержательным блокам (темам, разделам) учебного предмета
* Количество заданий может быть уменьшено на 1, если данная содержательная линия представлена составным заданием с фрагментом текста ** Возможно увеличение или уменьшение на 3,2% В экзаменационной работе контролируются следующие умения:
Распределение заданий по проверяемым умениям отражено в таблице 3. Таблица 3. Распределение заданий по проверяемым умениям
5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности. Часть 1 содержит задания двух уровней: 24 задания базового уровня (А1 – А24) и 6 повышенного уровня (А25 – А30). Часть 2 содержит шесть заданий повышенного уровня (В1 – В6). В части 3 два задания повышенного уровня (С4, С5) и шесть заданий высокого уровня сложности (С1, С2, С3, С6, С7, С8). Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности представлено в таблице 4. Таблица 4Распределение заданий по уровню сложности
6. Время выполнения работы. На выполнение экзаменационной работы отводится 180 минут. 7. План экзаменационной работы. Содержание экзаменационной работы по обществознанию отражено в обобщенном плане работы. Обобщенный план экзаменационной работы 2006 г. дается в Приложении. На основе обобщенного плана экзаменационной работы разрабатывается план для отдельных вариантов экзамена. В 2006 г. будет использовано шесть планов работы. 8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом. Задания части 2 оцениваются от 1 (В1 – В2) до 2 (В3 – В6) баллов. Задания части 3 имеют вес от двух до четырех баллов. За правильное выполнение заданий С1, С4, С5 присваивается 2 балла; С2, С3, С6, С7 – 3 балла, С8 – 4 балла. Максимально возможный балл за всю работу – 62. Аттестационные отметки выставляются с учетом числа правильно выполненных заданий по пятибалльной шкале. Для определения готовности абитуриентов к продолжению образования в средних специальных и высших учебных заведениях используется 100-балльная шкала. 9. Дополнительные материалы и оборудование. Не используются. 10. Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам). На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по общественным дисциплинам. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету. Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами) осуществляют специалисты в области общественных дисциплин. 11. Рекомендации по подготовке к экзамену. К экзамену можно готовиться по основным рекомендованным Минобразования РФ школьным учебникам (изданным в 2001 – 2004 годах и используемым в школах в последние два года):
12. Изменения в КИМах 2005 г. по сравнению с 2004 г. 1. Изменено количество заданий в работе: в части 1 оно уменьшено на 8 заданий, в части 2 – увеличено на два задания. 2. Переструктурирована часть 1 – вместо восьми дается шесть содержательных блоков (первые два интегрируют по две содержательные линии курса): «Общество. Духовная жизнь общества», «Человек. Познание человеком мира», «Социальные отношения», «Политика», «Экономическая сфера», «Право». 3. Введены новые модели заданий в частях 1, 2 и 3. 4. Изменена система оценивания заданий части 2 (по заданиям В3-В6 введена двухбалльная оценка для дифференциации полных правильных и частично правильных ответов). |
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)... | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Информационный блок имеет целью помочь учащимся 8-ого класса подготовиться успешно к экзамену по русскому языку | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Обсуждение сборника аналитических (статистических) материалов по итогам участия выпускников области в егэ и в новой форме в 2008-2009... | ||
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования... Г-230; лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29. 05. 2003 №000751; лицензия Федеральной службы по... | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Егэ) и бланков свидетельств о результатах егэ в Ростовскую область является государственное бюджетное учреждение Ростовской области... | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Егэ) и бланков свидетельств о результатах егэ в Ростовскую область является государственное бюджетное учреждение Ростовской области... | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Используйте только программу блокнот, которая входит в набор стандартных программ ms windows. В блокноте необходимо создать простой... | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Федеральным государственным научным учреждением «федеральный институт педагогических измерений» | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Эвм презентации, выполненные в мультимедийной программе Power Point, позволяющие продемонстрировать учебно-профессиональные достижения... | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Подготовка младшего обслуживающего персонала С. Л. Мирский. Билеты составлены по основным темам данной программы за три последних... | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Основанием для участия в конкурсе считаю следующие результаты работы в соответствии с критериями оценки из Положения о конкурсном... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные системы... Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011г.№2267 на основе требований Государственного образовательного... | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Программой по русскому языку под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва «Просвещение», 2007г.) и методическими... | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Дисциплина изучается один год, с недельной нагрузкой 6-8 часов. При изучении дисциплины используется учебник Математика. 10 класс:... |