Скачать 231.71 Kb.
|
Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ Демонстрационный вариант КИМ 2007 г. подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ Пояснения к демонстрационному варианту При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2007 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2007 году. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2007 года, приведен в кодификаторе, помещенном на сайтах www.ege.edu.ru и www.fipi.ru . Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, числе, форме, уровне сложности заданий: базовом, повышенном и высоком. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С), включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа. Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ в соответствии с целями, которые они ставят перед собой. Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ Демонстрационный вариант 2007 г. Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить время при выполнении работы: части 1, 2 – не более 2 часов, часть 3 – 2 часа. Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического (или драматического) произведения и лирическое произведение). Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий, направленных на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов. Анализ текста эпического (или драматического) и лирического произведений имеет общую структуру: 7 заданий с выбором ответа (А), 6 заданий с кратким ответом (В) и 1 задание с развёрнутым ответом (С). К каждому из заданий А с выбором ответа дано 4 варианта ответа, один из которых является правильным. Внимательно прочитайте каждое задание и укажите номер верного ответа. Следующие 6 заданий В требуют краткого ответа (слóва или сочетания слов). Задания С1 и С2 требуют развёрнутого ответа ограниченного объема. Выполняя эти задания, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос (в объеме 5 – 10 предложений), избегая пространных вступлений и характеристик. Для экономии времени при выполнении заданий с выбором ответа и с кратким ответом пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время. Приступая к выполнению заданий части 3, выберите один из трех предложенных вопросов и дайте на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения. За выполнение различных по сложности заданий даётся один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! Часть 1
Скоро все разошлись по домам, различно толкуя о причудах Вулича и, вероятно, в один голос называя меня эгоистом, потому что я держал пари против человека, который хотел застрелиться; как будто он без меня не мог найти удобного случая!.. Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою... И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли. И к чему это ведет?.. В первой молодости моей я был мечтателем; я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге. Происшествие этого вечера произвело на меня довольно глубокое впечатление и раздражило мои нервы; не знаю наверное, верю ли я теперь предопределению или нет, но в этот вечер я ему твердо верил: доказательство было разительно, и я, несмотря на то, что посмеялся над нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею; но я остановил себя вовремя на этом опасном пути и, имея правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо, отбросил метафизику в сторону и стал смотреть под ноги. (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») При выполнении заданий А1 – А7 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак « » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. A1 Стремясь создать типичный портрет, «составленный из пороков всего… поколения», автор «Героя нашего времени» развивал принципы
A2 К какой жанровой разновидности романа можно отнести «Героя нашего времени»?
A3 События, описываемые в романе «Герой нашего времени», происходят
A4 Основное действие лермонтовского романа разворачивается
A5 Частью какой главы романа является представленный выше фрагмент?
Какое из утверждений верно отражает специфику повествования в романе «Герой нашего времени»?
A6 A7 С каким известным стихотворением М.Ю. Лермонтова тематически перекликается данный эпизод?
B1 Укажите название компонента художественного произведения, представляющего собой описание состояния природы («звезды спокойно сияли…»). Ответ: ________________. К какому приёму прибегает автор в следующем описании: «месяц, полный и красный, как зарево пожара…»? B2 Ответ: ________________. B3 Назовите средство художественной изобразительности, многократно использованное в приведённом фрагменте («на темно-голубом своде», «радужные образы» и т.п.). Ответ: ________________. B4 Укажите название художественного приема, основанного на противопоставлении различных явлений («люди премудрые» – «жалкие потомки». Ответ: ________________. B5 Как называется форма развернутого высказывания героя, обращенного к себе или к другим персонажам (размышления Печорина, идущего по ночной дороге)? Ответ:________________ . B6 Из начала фрагмента выпишите слово, явившееся для читателей важной характеристикой «печоринского» типа. Ответ:________________ . Для выполнения задания С1 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений. C1 Какие вопросы, значимые для всего романа, поднимает Лермонтов в данном фрагменте и какие произведения русской классики тематически перекликаются с «Героем нашего времени»? Часть 2
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком... Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком. (С.А. Есенин) При выполнении заданий А8 – А14 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак « » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. A8 Творческая биография С.А. Есенина охватывает
A9 Творчество С.А. Есенина связано с таким поэтическим течением, как
A10 Какое из приведенных высказываний отнесено к поэзии С.А. Есенина?
A11 Одной из главных особенностей есенинской поэзии является
A12 Кто из художников «нового времени» являлся непосредственным политическим и поэтическим оппонентом С.А. Есенина?
Стихотворение С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…» по своей тематике близко такому его произведению, как
A13 К какому жанру отечественной поэзии может быть отнесено стихотворение «Отговорила роща золотая…»?
A14
B7 Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу («отговорила роща золотая» – «роща золотая отговорила милым языком»). Ответ:___________________. B8 Как называется прием одушевления образов природы, к которому прибегает Есенин в своем стихотворении («отговорила роща», «грезит конопляник»)? Ответ: ____________________. B9 Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («души сиреневая цветь», «костер рябины красной»). Ответ:______________________. B10 К какому приему, усиливающему эмоциональность лирического высказывания, прибегает поэт в начале двух первых строк 4 строфы стихотворения? Ответ: _____________________ . Как называется фонетический прием, основанный на повторе гласных звуков и придающий стиху особую музыкальность («отговорила роща золотая»)? B11 Ответ: ______________________. Определите размер, которым написано стихотворение С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…». B12 Ответ:_______________________. Для выполнения задания С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 –10 предложений. C2 Какие мотивы указывают на принадлежность есенинского стихотворения к философской лирике и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы? Часть 3
C3.1 Видит ли автор в Чацком «идеального» героя? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».) C3.2 Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».) C3.3 С чем связан драматизм звучания стихов А.А. Блока о России? ~EndLATTest Инструкция по проверке и оцениванию работ учащихся по литературе Ответы к заданиям А1 – А14
Ответы к заданиям В1 – В12
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНкИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТоМ Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0». ~EndLATTest Оценка выполнения заданий С1, С2 Развёрнутый ответ ограниченного объема (5-10 предложений)
Оценка выполнения заданий С3.1, С3.2, С3.3 Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение задания части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. По четырём другим аспектам (позициям) оценивания (2, 3, 4, 5) в протокол проверки ответов на задания бланка №2 выставляется «0» баллов. При этом оценка за первую позицию оценивания задания части 3 ставится в колонку 3 протокола, за вторую позицию – в колонку 4, за третью – в колонку 5, за четвёртую – в колонку 6, за пятую – в колонку 7.
|
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования... Г-230; лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29. 05. 2003 №000751; лицензия Федеральной службы по... | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Федеральным государственным научным учреждением «федеральный институт педагогических измерений» | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)... | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Информационный блок имеет целью помочь учащимся 8-ого класса подготовиться успешно к экзамену по русскому языку | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Основанием для участия в конкурсе считаю следующие результаты работы в соответствии с критериями оценки из Положения о конкурсном... | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Егэ) и бланков свидетельств о результатах егэ в Ростовскую область является государственное бюджетное учреждение Ростовской области... | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Егэ) и бланков свидетельств о результатах егэ в Ростовскую область является государственное бюджетное учреждение Ростовской области... | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Обсуждение сборника аналитических (статистических) материалов по итогам участия выпускников области в егэ и в новой форме в 2008-2009... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные системы... Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011г.№2267 на основе требований Государственного образовательного... | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Используйте только программу блокнот, которая входит в набор стандартных программ ms windows. В блокноте необходимо создать простой... | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере и науки «согласовано» Данный приказ до сведения всех участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы... | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «согласовано» Эвм презентации, выполненные в мультимедийной программе Power Point, позволяющие продемонстрировать учебно-профессиональные достижения... | ||
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Дисциплина изучается один год, с недельной нагрузкой 6-8 часов. При изучении дисциплины используется учебник Математика. 10 класс:... | «утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на... |