Выполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия





Скачать 237.59 Kb.
НазваниеВыполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия
страница1/2
Дата публикации06.03.2015
Размер237.59 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2





Выполнил

Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия

9 «Б» класс МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов 636785 г. Стрежевой Томской области 4а микрорайон д. 458 E-mail: 4school@strj.tomsknet.ru Куратор

Василенко Елена Михайловна


Тема  реферата была выбрана неслучайно. История царствования Романовых -одна из самых ярких страниц русского государства. Среди этих страниц много спорных аргументов и фактов. Особенно меня заинтересовала линия русской православной церкви, представители которой готовы были отдать жизнь за царя.

 

Содержание

 1.Титульный лист……………………………………………………………………...1

2. Содержание…………………………………………………………………………2

3. Введение…………………………………………………………………………….3

4. Основная часть...……………………………………………………………………4

4.1. Родоначальник династии Романовых. История рода...………………………..5

4.2. Время русской смуты. 1605г.-Лжедмитрий I. 1608-1610гг - Лжедмитрий II…7

4.3. Жизнь за Царя – Преславен подвиг Гермогена...……………………………….9

4.4.Народное ополчение под руководством К.Минина и Д. Пожарского.……...12

4.5. Жизнь за Царя – подвиг Ивана Сусанина ...………………………………….14

4.6. Перемены в государственной политике ………………………………………..16

5.Заключение…………………………………………………………………………..18

6.Список литературы…………………………………………………………………20

7. Приложение - презентация



1. Введение
Россия пышно отмечает четырёхсотлетие дома Романовых. Конечно, дата весьма знаковая. Интернет пестрит предлагаемыми мероприятиями. Ряд праздничных торжеств запланирован к проведению в 2013 году. Закономерно, что открытие приурочено к воцарению Романова Михаила Фёдоровича на русском престоле 11 июня 1613 года.

Литературный обзор. Книга «Триста лет царствования дома Романовых» была написана в 1913г. Пожалуй, это единственная книга, из всех, которые я видел, где настолько подробно описывается царствование Михаила Федоровича. Здесь показано все до мелочей, но к сожалению в отличие от других книг («История Отечества. Справочник школьника» и «Русская история для всех») здесь не говорится о глобальных процессах, то есть не видно ситуации в целом. Зато здесь написано о вещах, о которых мы бы не узнали из других источников. В большинстве книг, таких как «История Отечества. Справочник школьника» и «Русская история для всех», о Михаил Федоровиче Романове не рассказывается, как о великой исторической личности, из них мы узнаём коротко об основных преобразованиях того времени, о избрании совсем юного царевича на царство. Но, читая эти справочники, очень сложно оценить ситуацию, которая сложилась в конце 16, начале 17 веков, невозможно узнать о причинах и предпосылках прихода к власти Романовых. В своем реферате я опирался на книгу «Триста лет царствования дома Романовых», потому что в других книгах, написанных в советское, а тем более постсоветское время, трудно определить истинное отношение и к царской династии, и к самодержавию вообще. В сборнике, напечатанном в Екатеринбурге, фигура царя Николая II едва ли не равна фигуре Господа Бога, с чем я не могу согласиться. Царь – помазанник Божий, ему дана власть править страной, но, даже причисленный к лику святых, царь остаётся царём. Листая страницы истории, я нашёл весьма противоречивые суждения о роли Михаила Романова в развитии российской державы. Но можно ли предъявлять большие требования к родоначальнику романовской династии? Этот вопрос стал навязчивым. Он отвлекал меня от других дел, заставляя найти решение. Наступил момент самовыражения: я решил исследовать жизнь и дела родоначальника императорской семьи Романовых в канун праздника, четырёхсотлетия царской династии. Я должен ответить на мучающий меня вопрос: какой след в истории России и русского православия оставил Михаил Фёдорович.

Цель работы:

Знакомство с историей воцарения на русском престоле рода Романовых, исследования положительных или отрицательных результатов выбора русской православной церкви юного Михаила Романова вопреки русской смуте.

Задачи:

1. Собрать материал о жизни и делах императорской семьи и её родоначальника.

2. Убедиться в актуальности для сверстников вопроса о причинах воцарения на русском престоле представителя семьи Романовых.

3. Исследовать противоречия в общественной и церковной жизни в период царствования Михаила I.

4. Узнать имена героев, отдавших жизнь «За Царя!»

5.Оформить реферат по требованиям к содержанию.

6. Представить результаты проведенного исследования в виде презентации и печатного текста на обсуждение одноклассников.

С чего начать свою работу, подумал я и провёл опрос в своём гимназическом классе. Вопрос мой оказался весьма кстати для многих: хотя это и был материал седьмого класса, мы его усвоили «средне», многие из нас с трудом вспомнили имя первого Романова, не говоря уже о том, как царствовал Михаил Фёдорович. Итак, тему я выбрал не зря. Нам всем хорошо бы закрепить материал, поскольку от необходимости сдачи ЕГЭ в будущем никто из нас не застрахован. Значит, надо продолжать работу в этом направлении. Попробуем рассмотреть историю рода Романовых.

Михаил Федорович Романов не только родоначальник династии, он провел в жизнь множество преобразований, изменив ситуацию, сложившуюся на Руси в конце 16 и начале 17 веков. При нем произошел расцвет промышленности, появились мануфактуры, началось формирование всероссийского рынка, наладились дипломатические и торговые связи, поднялось сельское хозяйство. Благодаря его разумной политике намного улучшилась жизнь простого народа, украшенная Москва стала действительно центром России. Михаил Федорович ознаменовал собой начало новой эпохи в русской истории – эпохи Российской империи.

Впервые род Романовых заявил о себе, когда царь Иоанн Васильевич, прозванный потом Грозным, женился на Анастасии Романовне, дочери его ближнего боярина Романа Юрьевича Захарьина, внука Кошкина, предок которого «знатный человек» при великом князе Иване Даниловиче Калите въехал в Москву из «Прусская земли», как гласит родословная, и его прозвали в Москве Андреем Ивановичем Кобылой. От пятого сына его Феодора Кошки пошел «Кошкин род», представители которого блистали при московском дворе в XIV и XV веках. Это была единственная нетитулованная боярская фамилия, не потонувшая в потоке новых титулованных слуг, нахлынувших в Москву с половины XV века. Среди князей Шуйских, Воротынских, Мстиславских - Кошкины умели удержаться в первом ряду боярства». [5].

Существует предание, что еще святой Геннадий Костромской, часто посещавший дом Ро­мана Юрьевича и его супруги Ульяны Федоровны, однажды, благословляя детей Романа Юрье­вича - сыновей Даниила, Никиту и

дочь Анастасию - предсказал ей царственное супружество, а всему роду Романовых славное будущее. Иоанн Грозный, любивший свою супругу Анастасию, приписывал смерть ее тем огорчениям, которые терпела она от дворцовых дрязг и, спустя 18 лет после ее кончины, спрашивал в письмах князя Курб­ского: «Зачем вы разлучили меня с моей женой? Если бы у меня не отняли юницы моей, кроновых жертв (т. е. казней боярских) не было бы». [5]. Другой же современ­ник, говоря о славных деяниях Грозного до смерти ца­рицы Анастасии, замечает: «а потом словно страшная буря, налетевшая со стороны, смутила покой его доб­рого сердца. Сын Романа Юрьевича Захарьина - Ни­кита, родной брат царицы Анастасии - един­ственный московский боярин, который оставил о себе добрую память в на­роде: его имя запомнила народная былина, представляя Никиту в своих песнях о Иоанне Грозном благодушным по­средником между народом и крутым по нраву царем. Из шести сы­новей Никиты особенно выдавался старший Федор своею добротою и любозна­тельностью. Англичанин Горсей, живший тогда в Москве, в своих «записках» говорит, что Федор непременно хотел вы­учиться по латыни, и по его просьбе Горсей [1].составил для него латинскую грамматику, написав в ней латин­ские слова русскими буквами. Есть сказание, что Федору Никитичу Романову царь Федор Иоаннович готов был передать свой престол, который занял Бо­рис Годунов. Последний же, ограждая себя от козней бояр, заключил в темницу Александра Никитича Романова-Юрьева-Захарьина, на ко­торого, казначей его, «холоп землевладелец» по прозвищу Бартенев, соблазненный подарками Семена Годунова, родственника царя, сделал донос, обвиняя Александра Никитича в намерении отравить царя разными зельями, припасенными им для этой цели. В дом Александра Никитича был послан Михаил Салтыков, для того, чтобы произвести обыск. «В кладовой, в сундуках с деньгами, ключи от которых хранились у Бартенева, найдены были мешки с разными травами и кореньями. Эти веще­ственные доказательства отправили в Патриарший Двор, где собрались бояре с патриархом Иовом, ставленником Бориса, решившие, что все травы и коренья «волшебные», приготовлены для того, чтобы отравить царя, и поэтому Романовых-Юрьевых-Захарьиных схватили и привели на суд к патриapxy, и обвинили не только Романовых, но и их родственников в покушении на жизнь Бориса». [5]. По указу царя Бориса, в монастырь запрещено было пускать богомольцев, во избежание сношений с ссыльным изменником. Там Федора Никитича неволею постригли в монахи и назвали Филаретом. Ему отвели для жилья отдельную от других небольшую келью, под церковью Благовещения Богоро­дицы, рядом с погребами, а для надзора поместили в той же келье, 6ельца, которому внушено было доносить не только о поступках, но даже о словах узника. Тяжела была жизнь Филарета в Сийском монастыре. Вскоре, однако, не взирая на строгий надзор, нашлись добрые люди, которые, жалея безвинного страдальца, приняли в нем живое участие, и утешали его не только

известиями о его семействе, но иногда переда­вали взаимную переписку. Сына Михаила, будущего царя, которому шел шестой год, отправили на Белоозеро с опальными тетками: княгинею Марфою Никитичною Черкасскою, Анастасией

Никитичной (тогда еще девицею), с женой Александра Никитича — Ульяною Семеновой (рожденной Погожевой). Среди этого родственного кружка, маленький Михаил и его сестра Татьяна Федоровна (8-ми лет) терпели на Белоозере «тяжкую нужду» и росли при очень суровых условиях. Достоверно известно, что наблюдавшие за содержанием опальных, часто отказывали им даже в молоке и яйцах для их стола, а заботливые тетки не могли допро­ситься и куска холста, необходимого для белья детям.

Страшное время – русская смута. Смутное время на Руси. В 1605 году в Москву вступили войска самозваного царя Лжедмитрия I, пытаясь утвер­диться на престоле, оказал особое внимание своим мнимым родственникам, возвратив из ссылки Нагих и Романовых. Феодору Никитичу он предоставил Ро­стовскую митрополию, а Ивана Никитича возвел в сан боярина и останки умерших в ссылке братьев его разрешил с почетом перевезти в Москву и похо­ронить в родовой их усыпальнице – Ново - Спасском монастыре. Один переворот сменялся другим…[4]. Но не хотел народ мириться с несправедливой властью, восстала Москва против неправедной силы и сломила её в 1606 году, убив Лжедмитрия I и поставив у власти нового выбранного царя Василия Шуйского. Но и этим не кончилась русская смута. С 1608 по 1610 год Москва после низведения с престола Шуйского остаётся в осаде войск нового самозванца - Лжедмитрия II, обосновавшегося лагерем в Тушино. Сила Тушинского вора выросла: он завладел многими городами. Боясь разорения и кровопролития, некоторые сдались ему без сопротивления, других он захватил силою. Даже в самой Москве происходили страшные картины: «царём играли, как дитятей, детищем, служили ему не делом, а языком, сегодня клялись ему, завтра уходили в Тушино и клялись вору». Недостойно, некрасиво вели себя московские бояре - брали жалование у царя, а потом у вора, не испытывая никаких угрызений совести. Казалось, Московское государство доживает свой последний час. В этот период сообщение Москвы с остальной частью государства затруднено. Москва избрала в цари Владислава, сына польского короля Сигизмунда, хотя патриарх Гермоген тогда уже указывал на юного Михаила Федоровича Романова. Многие представители ду­ховенства хотели видеть на престоле князя В. В. Голицына. После заключения договора с гетманом Жолковским было составлено «великое посольство», во главе которого стояли: митрополит Филарет (Романов) и князь В. В. Голицын. Посольство это повезло на утверждение договор об избрании Владислава в Московские цари. Уму и ловкости Жолковского приписывают удаление лиц, бывших представителями знатных родов, которые могли быть

опасными сопер­никами Владислава. Вскоре из Москвы уехал Жолковский, увезя с собою Василия Шуйскаго с братьями. Отъезд гетмана был вызван тем, что. он получил приказание короля заменить Владислава им самим, то есть, Москва должна была присягнуть Сигизмунду, о чем скоро узнали в Москве от посольства, отправленного к королю, которое сообщало с дороги, что многие русские люди под Смоленском целуют крест Сигизмунду. Среди русских, московских бояр были подобны Салтыкову, получавшие подачки от Сигизмунда, желавшие при­сягнуть прямо ему. Но Патриарх Гермоген восстал против влияния поляков, являясь патриотом и хранителем православия. В своих грамотах патриарх призывал «всех не мешкая, по зимнему пути, собраться со всех городов, идти вооруженными ополчениями к Москве на польских и литовских людей за русских людей, за русского царя. Только одно святое место – Троице -Сергиевская лавра (в 64 верстах от Москвы) не поддавалась ни измене, ни силе вражеской. В этом монастыре засела иноческая братия, старцы, служки, обыватели монастырских слобод и немногие ратные люди. Примерно, около трёх тысяч человек. [1] Тридцать тысяч поляков осадили монастырь. Были среди них и изменники из числа русских и казаков. Бесчинству врага, казалось, не будет предела: в монастырские стены били из пушек, травили колодцы, устраивали подкопы, штурмовали приступами… Но монастырь стоял крепко, отбивая атаку за атакой. От тесноты плохой воды недоедания в обители пошли болезни; в день умирало по двадцать тридцать, даже по пятьдесят человек. Но лавра всё держалась! Защитников укрепляла надежда на милосердие Божье да на помощь князя Скопина, который, уничтожая поляков, шёл на освобождение Москвы, освобождая город за городом. Благодаря подвигу Скопина верных царю городов становилось всё больше. Жестокость поляков (пленных топили рубили жгли, насилии младенцев на копьях) превзошла человеческое терпение. Уцелевшие люди прятались по лесам по болотам, скрываясь от света Божея, дрожали весь день за свою жизнь и как великого блага ожидали тёмной ночи. Словно холмами, покрылась Русская земля людскими могилами. Не мог больше русский народ терпеть злодеяния. В марте 1610 года осада была снята подходом к Москве со стороны Новгорода войск Михаила Скопина-Шуйского, заручившегося поддержкой шведских наёмников. Но рано было надеяться на победу - не удалось Русской земле избавиться от поляков и изменников. Собиралась на них гроза, да миновала: предательски был убит (отравлен) князь Скопинов - Шуйский, но и убийцы князя поплатились за своё коварство. В том же 1610 году после поражения войск Василия Шуйского в Клушинской битве Москву заняли польские войска Станислава Жолкевского. Москва целовала крест новому царю – сыну польского короля Сигизмунда Владиславу. Боясь народного бунта, бояре тайком, ночью, ввели в Москву польское войско. Против предателей, в защиту царя русского, православного, находящегося в

вынужденном изгнании, совершаются попытки в 1611 году освободить город от поляков Первым земским ополчением под руководством Прокопия Ляпунова, Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого не увенчались успехом. Король Сигизмунд стоял всё ещё под Смоленском, который держался крепко: воевода Б.М.Шеин [2] был везде сам, чётко следил за всем, отбивал приступы, ободрял ратников. Оборона русскими Смоленска от войск Речи Посполитой с сентября 1609—по июль 1611 годах во время русско-польской войны 1605—1618 годов длилась почти два года. Это была одна из самых жестоких, самых варварских и самых длительных оборон города в условиях сплошной блокады во всей русской истории. Смоленск, в котором держал оборону гарнизон из 5,4 тысяч человек против войска Сигизмунда III, насчитывавшего 12,5-тысяч человек при 30 пушках и 10 тысяч запорожских казаков гетмана Олевченко, выстоял. К лету 1611 года в живых остались около 200 солдат и около 8 тысяч жителей. Решающий штурм начался в ночь на 13 июня со всех сторон. М.Б.Шеин со своим отрядом вступил в бой с поляками, пытавшимися проникнуть в город сквозь пробоину в одной из стен. В этом бою воевода получил тяжёлое ранение и попал в плен. [4] Между тем горожане, несмотря, на численное превосходство врага, продолжали мужественно сражаться за веру православную, за русского царя. Последние защитники города, проникнув в Успенский собор, где хранились значительные запасы пороха, взорвали его вместе с собой и наступающими поляками. Русские люди сходились в монастыри и толковали о том, как бы всем миром встать против ненавистного врага– Польши и Литвы! Их идейным отцом стал Патриарх Гермоген, мечтающий о свободе народа и России, государства православного и православного царя. Война Речи Посполитой была направлена не только на завоевание земель, но это было посягательство на веру православную. И Патриарх Гермоген как личность государственная отлично это понимал. Власть католической церкви в России прельщала Сигизмунда III ничуть не меньше, чем бесконечные просторы. Король Сигизмунд был ярым католиком, «латинству в своих русских землях норовил крепко и неустанно, а православие теснил». Поэтому уже Патриарх Гермоген отчётливо представлял себе, что будет с верою, что будет с верующими. История польских крестовых походов – одна из самых страшных страниц средневековой истории. Патриарх Гермоген понимал, что если Сигизмунда пустить в Москву, то будет то же самое и на московской земле, рано или поздно поляки захватят русский царский престол, вручат русские церкви папе римскому. Как истинно русский человек и как Патриарх Русской православной церкви, Гермоген не мог и не хотел допустить этого, он грамотами стал подымать города на польского короля, а города стали пересылать грамоты другим, тем самым, поднимая русский народ на борьбу. Москвичи знали и помнили заботу митрополита Гермогена давно, доверяла ему православная Москва. Присутствовал он во время избрания на царство Бориса Годунова; участвовал во всенародном молении при Борисе под Новодевичьим монастырем. Отзывы современников свидетельствуют о Патриархе Гермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многаго разсуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго Закона и Новыя Благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче». Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В XVII веке «Воскресенскую летопись» называют летописцем Святейшего Патриарха Ермогена. [3] Лжедмитрий включил его в состав Боярской думы как известного и влиятельного человека. 3 июля 1606 года в Москве Собором русских иерархов святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским. Оставался сторонником Василия Шуйского, поддерживал его в подавлении восстания южных городов, отчаянно противился его свержению. Патриарх был ярым противником семибоярщины, несмотря ни на что, пытался организовать выборы нового царя из русского рода (первым предложил эту должность Михаилу Романову, убеждая всех, что России нужен молодой царь, который править будет не один десяток лет) . Отказ поляков от вывода войск из России. заставил писать воззвания к русскому народу, призывая к борьбе. Грамоты Гермогена подняли фигуру Патриарха до главы патриотического движения как в сознании самих патриотов (которые писали в грамотах, что действуют «по благословению патриарха»), так и в глазах врагов. Грамоты Гермогена разоблачали предательские планы короля Сигизмунда III. [7]. Получив такую грамоту, каждый православный готов был отправиться на «святое дело во имя царя, отечества и православной церкви».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Некоторые из них написали воспоминания о нём. Его внук Сергей Сергеевич оставил воспоминания об «уроках жизни», которые давал ему...
Выполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия iconМ. А. Корзо «Псевдоморфоза» Киевского и Московского Православия XVII в
«Отречение от Византии» Флоровский называет «острой романизацией Православия, латинской псевдоморфозой Православия». Псевдоморфоза...
Выполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия icon«Особенности бработки накладных карманов»
Образовательные: ознакомить со способами обработки накладных карманов, сформировать умения работы с технологическими картами
Выполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия iconАвторы: Стрюк Сергей, Карманов Сергей, Грязнов Дмитрий, 6 класс Стрюк...
Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы...
Выполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия iconРеферат по информатике выполнил ученик 11-"А" класса Титенко Дмитрий...
Мы живем на стыке двух тысячелетий, когда человечество вступило в эпоху новой научно-технической революции
Выполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия iconУчебники и учебные пособия, изданные за последние 5 лет Барсенков,...
Учебная, учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса...
Выполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Православная культура», «История религии», «Основы и ценности православия». Охват религиоведческими дисциплинами составляет 74,9%,...
Выполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия iconУрок столярного дела в 8 классе Технологическая карта урока номинация «Коррекционная педагогика»
Кисель Сергей Сергеевич, учитель профессионально-трудового обучения мкоу с(К)оши VIII вида п. Светлополянск
Выполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия iconПрограмма дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии»
Автор программы: Сергей Сергеевич Бойко (), доцент кафедры теории и практики государственного управления факультета государственного...
Выполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия iconРеферат природа Математических Абстракций Выполнил Филитов Василий...
Научно-информационно-методического центра г. Уфа проводит 8 февраля 2013 г ежегодный комплекс мероприятий «Феринские чтения», посвященный...
Выполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия iconРаботу выполнил Полянский Сергей Ученик «8» класса Вяртсильская средняя школа
Лувр это не только архитектурный памятник, как дворец французских королей, но и один из самых известных музеев мира. В нем собрана...
Выполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия iconСатанизм: история, мировоззрение, культ Автор: Панкин Сергей Фёдорович...
Синегноев Бенедикт Аркадьевич, соавтор Петрушанко (калечит его своими навыками), Зося, состоит с Петрушанко в запутанной связи
Выполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия iconСергей Сергеевич Прокофьев Доклад по музыке ученика 7 «И» класса...
А. К. Лядова (занимался также у Н. А. Римского-Корсакова и Я. Я. Витола), в 1914 – по классам фортепиано у А. Н. Есиповой и дирижирования...
Выполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия iconСергей Сергеевич Степанов Психологические шпаргалки
«карманный консультант» для решения повседневных вопросов и сложных проблем. Эта книга будет очень полезна и тем, кто хочет разобраться...
Выполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия iconСергей Сергеевич Степанов Век психологии: имена и судьбы
«Степанов С. С. Век психологии: имена и судьбы (издание переработанное и дополненное, авторская редакция)»
Выполнил Карманов Сергей Сергеевич литература, история и основы православия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск