Священная болезнь Достоевского





Скачать 350.92 Kb.
НазваниеСвященная болезнь Достоевского
страница1/4
Дата публикации08.03.2015
Размер350.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
Священная болезнь" Достоевского

Автор Вячеслав Алексеев

Эпилепсию нередко называют "священной болезнью", с ней связывают способность к "духовным прозрениям", к постижению сути вещей, знанию будущего, приобщенности к реальности, лежащей за пределами нашего обыденного мира. "Священную болезнь" иногда связывают также с особыми духовными качествами человека, со святостью. Есть, в частности, мнение, что некоторые юродивые были именно эпилептиками. Вообще, эта психическая болезнь окружена множеством тайн, мифов и легенд.

Все это предопределило особое, сакральное отношение к болезни Достоевского и обилие разнообразных мифов вокруг нее. Именно в болезни Достоевского иногда усматривают источник особой духовности писателя, его приобщенности к миру трансцендентных истин, с ней нередко связывают также его славу провидца. Одно из подобных рискованных суждений сделал Дмитрий Мережковский, он считал, что "припадки падучей были для Достоевского как бы страшным провалом, просветами, внезапно открывавшимися окнами, через которые он заглядывал в потусторонний свет" (Мережковский Д.С. Лев Толстой и Достоевский//Собр. соч. Т. 9, 1914, с. 101). Нередко в страдающем от эпилепсии князе Мышкине ("Идиот") усматривают ипостась Достоевского, а в самом писателе обнаруживают черты русского юродивого.

Влияние эпилепсии иногда усматривали также в самой напряженности прозы Достоевского, в необычной способности писателя рисовать темные, болезненные стороны жизнь. По мнению Стефана Цвейга припадки эпилепсии позволяли Достоевскому проникать в "подземный мир чувств", с поразительной реальностью создавать образы патологических состояний психики. Ссылаясь на Дмитрия Мережковского, Цвейг утверждает, что гениальностью Достоевский обязан болезни не менее, чем Толстой - своему здоровью (Цвейг С. Три мастера. М., 1992, с. 83). Даже скрупулезный и трезвый исследователь Достоевского - Леонид Гроссман отчасти связал дар писателя с его психической болезнью. По мнению Гроссмана ожидание казни и приступы "падучей" открыли Достоевскому "сокровенные области подсознательного" (Гроссман Л. Поэтика Достоевского. М., 1925, с. 132).

Что на самом деле познавал писатель во время эпилептических припадков - болезненные проявления собственной психики или трансцендентную реальность? Вообще, какую роль играл этот опыт в его духовной жизни? К сожалению, болезнь Достоевского - это, действительно, скорее область мифов и догадок. Споры вызывают даже чисто медицинские аспекты его болезни.

Нет уверенности в том числе относительно времени первого припадка - существует множество версий на этот счет. Сам писатель высказывался по этому поводу весьма противоречиво. В обращении к императору Александру II от 10-18 сентября 1859 года Достоевский писал, что "падучая" у него открылась в первый год пребывания на каторге. В письме брату от 30 июля 1854 года писатель также утверждал, что страдал от "падучей" еще на каторге, хотя и сомневался относительно диагноза.

Вместе с тем в одной из бесед с сестрами Корвин-Круковскими Достоевский признавался, что первый припадок произошел с ним уже после выхода с каторги. В письме брату от 9 марта 1857 года Достоевский также сообщил, что первый припадок случился вскоре после женитьбы, то есть уже на поселении. Доктор вопреки другим врачам, осматривавших его ранее, сказал, что это все же эпилепсия - "настоящая падучая".

Вместе с тем, существуют также попытки вывести болезнь Достоевского из докаторжного, петербуржского периода, опять же основанные на признаниям писателя. Так, по свидетельству Александра Врангеля Достоевский в беседе с ним признавался, что первые признаки болезни проявились у него еще в Петербурге, хотя припадки начались на каторге (Врангель А.Е. Из "Воспоминаний о Ф.М.Достоевском в Сибири"//Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 1. 1990, с. 354). Буквально то же самое писатель сообщил и Всеволоду Соловьеву (Соловьев Вс. Воспоминания о Ф.М.Достоевском//Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 2. М., 1990, с. 205).

Врач Александр Ризенкампф, живший одно время с Достоевским на одной квартире, писал, что в Петербурге до ареста писателя мучили "припадки какого-то угнетения, заставлявшие опасаться нервного удара" (Ризенкампф А.Е. Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском//Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 1, М., 1990, с. 184). Однако сама болезнь по его мнению развилась все же на каторге. Первый настоящий припадок, как уверяет Ризенкампф, произошел с писателем в Омском остроге якобы в результате совершенной экзекуции (Там же, с. 552).

Эту версию причины первого припадка оспаривал врач Степан Яновский, который наблюдал Достоевского после Ризенкампфа, до ареста писателя. Вместе с тем Яновский также подтвердил, что в слабой форме припадки начались у Достоевского еще за три-четыре года до ареста. Яновский упоминает, что писатель жаловался на ощущения дурноты в голове и даже на некие галлюцинации (Яновский С.Д. Воспоминания о Достоевском//Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 1, М., 1990, с. 234).

Есть, однако, и другие, менее правдоподобные версии, восходящие к семейным легендам. Так, дочь Достоевского - Любовь, ссылаясь на семейное предание, утверждала, что первый припадок случился с Достоевским в момент получения известия о смерти отца. Иногда начало болезни Достоевского вообще окутывается атмосферой тайны и мистическим туманом. Алексей Суворин сообщил, что Достоевский страдал от "падучей" еще в детстве - "нечто страшное, незабываемое, мучащее случилось с ним в детстве" (Суворин А.С. О покойном//Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 2, М., 1990, с. 465). Подобной точки зрения придерживался и первый биограф Достоевского Орест Миллер, ссылаясь при этом на сообщение некоего лица из окружения семьи Достоевского (Нейфельд И. Достоевский. Психоаналитический очерк под ред.З.Фрейда//Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994, с. 55).

Стоит в самом деле согласиться с тем, что еще до ареста, в петербуржский период не все было благополучно в душе писателя. И хотя мы располагаем даже воспоминаниями двух врачей - Ризенкампфа и Яновского, с которыми проживал Достоевский, все же очень трудно понять, что на самом деле происходило тогда с писателем. Вообще докаторжный, петербургский период жизни Достоевского, несмотря на существование воспоминаний друзей, его письма и, наконец, его романы, остается одним из наиболее темных и загадочных. Бытует мнение, что именно тогда Достоевский утратил веру в Бога, стал западником и социалистом. Однако по воспоминаниям некоторых друзей он продолжал быть христианином, а к утопиям относился скептично. Есть сведения, что писатель уже тогда интересовался воззрениями славянофилов (Осповат А.Л. Достоевский и ранние славянофилы//Достоевский: материалы и исследования. Т. 2, Л., 1976, с. 175). С одной стороны Достоевский осуждал насильственный путь освобождения крестьян, с другой - по запальчивости - вроде бы допускал революцию и даже принял участие в тайном группе Николая Спешнева, планировавшей устройство типографии.

Не менее таинственна и противоречива внутренняя жизнь писателя в этот период - за пределами его политических интересов. Не будучи профессиональным достоевсковедом, не зная многих первоисточников едва ли стоит пытаться разгадывать Достоевского. Тем не менее, можно присоединиться к уже высказанным, правдоподобным суждениям.

Шумный успех первого романа, восторженные оценки Белинского и его литературных друзей для болезненно самолюбивого писателя, похоже, сыграли роковую роль. Обласканный литераторами, он стал вести себя откровенно нелепо, требовал исключительного внимания и вскоре стал вызывать их насмешки. Друзья Белинского, в частности, Иван Тургенев, осознанно провоцировали Достоевского в литературных спорах, делали его смешным, составляли на него остроумные эпиграммы.

Достоевский никак не мог вписаться в компанию литераторов, окружающих Белинского, в "светское общество" вообще. Однажды во время своего "выхода в свет", он "переживает величайший конфуз" - падает в обморок перед красавицей Сенявиной (Волгин И. Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849

г. М., 2000, с. 91). Неудачей закончилась также первая, хотя и непродолжительная влюбленность писателя - в Авдотью Панаеву.

Наконец, от Достоевского отвернулся сам Белинский, низко оценивший его новые работы - роман "Двойник" и особенно повесть "Хозяйка", которую Достоевский был вынужден написать впопыхах, будучи стесненным в средствах. По непрактичности Достоевский вообще постоянно нуждался в деньгах.

Достоевский по своей природе был невротиком, его отец был тяжелым и капризным человеком. Его отношение к жене, матери Достоевского было отягощено приступами ревности и вообще немотивированной агрессии. Характер отца и отношение к нему Достоевского – это вообще особая тема. Сейчас я хотел бы только сказать, что разрыв с Белинским и его окружением стал событием, усугубившим невроз писателя. Дочь писателя, Любовь Федоровна утверждала, что отец часто ходил по городу погруженный в свои мысли, возбужденно жестикулируя, обращая на себя внимание окружающих. Она также приводит признания отца, который не раз говорил позднее своим друзьям - в тот период он был близок к самоубийству (Достоевская Л.Ф. Достоевский в изображении своей дочери. СПб., 1992, с. 49, 66).

Через некоторое время Достоевский познакомился с литературным кружком Бекетовых, а затем примкнул к обществу Михаила Петрашевского. У него также появились новые друзья, в частности, доктор Степан Яновский, с которым они делили квартиру. Именно он сообщил, что в этот период Достоевский вернулся к Церкви, от которой было отпал во время знакомства с Белинским. Яновский утверждал, что они вместе говели и праздновали Пасху, у него вовсе не было ощущения, что Достоевский

выполнял церковные обряды лишь формально (Яновский С.Д. Воспоминания о Достоевском//Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 1, М., 1990, с. 246). Вообще жизнь писателя вроде бы стала вновь складываться. Два новых романа "Белые ночи" и "Неточка Незванова" публика встретила благосклонно, сам

Достоевский был уверен, что они получились и их нестыдно печатать.

Тем не менее, невроз писателя почему-то не исцелился. Всеволоду Соловьеву Достоевский он признался, что перед арестом он находился на грани психического расстройства. Ему часто казалось, что он умирает, он боялся впасть в летаргический сон и даже оставлял перед сном на этот счет письменные распоряжения (Трутовский К.А. Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском//Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 1, М., 1990, с. 174). Достоевский сделал Соловьеву одно очень любопытное признание - после ареста и помещения в Петропавловскую крепость его болезненное состояние загадочным образом исчезло (Соловьев Вс. С. Воспоминания о Ф.М.Достоевском//Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 2. М., 1990, с. 205). Более того, именно там он почему-то написал сентиментальный, лишенный всякого мрака рассказ "Маленький герой". Зигмунд Фрейд наверняка бы истолковал этот странный факт тем, что настоящая причина невроза Достоевского состояла не в жизненных неурядицах, а в Эдиповом комплексе. По мнению Фрейда Достоевский, как и любой человек, подсознательно ненавидел своего отца. Эта ненависть была распространена им также на фигуру социально замещающую отца - царя. Отсюда согласно Фрейду становится вполне понятным участие Достоевского в подрывном обществе Петрашевского. Реакцией на все это со стороны морали - "Сверх-Я" - стало чувство вины и жажда самонаказания. Именно этим обстоятельством Фрейд объяснил стойкость Достоевского при перенесении тягот каторги.

Не руку психоаналитическому мифу, созданному Фрейдом, играют некоторые высказывания самого Достоевского, который не раз признавал справедливость наказания за свое политическое "преступление", реальное содержание которого было ничтожным. На страницах "Дневника писателя" он публично кается, бьет себя в грудь, явно преувеличивает свою вину, пытается доказать, что вполне мог бы стать "нечаевцем". Похоже, Достоевский сам сотворил миф о каторге - Великом Учителе, открывшем ему подлинную правду о русском народе, России и Христе. Впоследствии он благословил свой каторжный опыт, оценил его не только как школу жизни, но и как искупление греха.

Достоевский с мужеством перенес жутко обставленную процедуру судебного разбирательства по делу петрашевцев. Это действительно была жуткая процедура. В ней, судя по сохранившимся свидетельствам, присутствовала театральная жестокость, достигшая кульминации в отвратительной инсценировке смертной казни. Известно, что два подследственных не выдержали допросов и повредились в уме. Между тем Достоевский, судя по материалам процесса, вел себя вполне достойно, он никого не "заложил" и даже пытался выгородить некоторых подозреваемых.

С завидным мужеством Достоевский перенес также садистическую имитацию смертной казни на Семеновском плацу. Он пережил также четырехлетнее пребывание в Омском остроге, несмотря на достаточно ужасные условия содержания в нем. Хотя, судя по всему, именно там у Достоевского развилась "падучая", с каторги он вышел несломленным, в отличие, например, от своего подельника Сергея Дурова, который вошел в острог физически сильным, уверенным в себе человеком, а вышел больным, духовно распавшимся существом.

Объясняя странную для психически больного человека стойкость писателя, Зигмунд Фрейд упорно развивает по отношению к Достоевскому свой психоаналитический миф. В этом смысле настоящей находкой для Фрейда оказался последний роман Достоевского - "Братья Карамазовы", которому венский психоаналитик посвятил особую работу - "Достоевский и отцеубийство". Он называет роман Достоевского "высочайшим достижением мировой литературы, переоценить которое невозможно" (Достоевский и отцеубийство//Фрейд З.. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Т. 2, 1991). Такую лестную оценку со стороны психоаналитика роман заслужил не своими литературными качествами и философским смыслом, а по иным, более близким для Фрейда соображениям. В мировой литературе и в самом деле нет другого более, откровенного обнажения Эдипова комплекса - из четырех сыновей Федора Карамазова три желают ему смерти, а одни - Смердяков – убивает его. На суде Иван Карамазов, находящийся уже в состоянии безумия, произносит фразу, казалось бы, с головой выдающая самого писателя: "Кто не желает смерти отца?" Именно из Эдипова комплекса Зигмунд Фрейд и вывел психическую болезнь Достоевского.

Миф, созданный Фрейдом, как и всякий миф, недоказуем и неопровержим. Заметим лишь одно - тема отцеубийства заинтересовала писателя еще на каторге, где он наблюдал обвиняемого в отцеубийстве дворянина, который, как оказалось позднее, был осужден в результате судебной ошибки. Его судьба очевидным образом отразилась в истории Дмитрия Карамазова из последнего романа Достоевского.

Что же касается истоков болезни Достоевского, их иногда усматривают в детстве писателя и наследственности. Я уже затрагивал эту тему, в связи с этим добавлю лишь то, что отец писателя был мрачным, склонным к тяжелой меланхолии человеком, подверженным к тому же внезапным вспышкам гнева. Достоевский не любил говорить о своем отце. Страх и обида подспудно прорываются в его письмах к отцу из Петербурга, сквозь присутствующий в них подобострастный тон.

По воспоминаниям родственников сам Достоевский рос задумчивым мальчикам, погруженным в свои мысли и мечты. Вместе с тем ему самому были свойственны вспышки гнева. "Угомонись, Федя, быть тебе под красной шапкой", - неприятно пророчествовал его отец, имея ввиду то, что из-за своего взрывного характера сын окажется когда-нибудь в солдатах.

Дело, таким образом, было вовсе не только в отношениях Достоевского с отцом, но и в наследственности. Психическое неблагополучие писателя отчетливо обнаружилось при его созревании как писателя. Отчетливые следы душевного разлада можно без труда обнаружить в докаторжных произведениях Достоевского. Его второй роман - "Двойник" - рисует картину раздвоения личности, ее распада и сумасшествия. Затем последовала повесть "Хозяйка" с ее аурой абсолютной отъединенности от мира людей, а также болезненно-сентиментальные романы "Неточка Незванова" и "Белые ночи".
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Священная болезнь Достоевского iconРеферат Понимание Бога и дьявола в творчестве Ф. М. Достоевского
Философско-религиозные взгляды Ф. М. Достоевского
Священная болезнь Достоевского iconРеферат Натурализм в творчестве Ф. М. Достоевского
Картины жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Священная болезнь Достоевского icon«Газета. Ru», которую лучше было бы назвать «Газета. Вру», взялась...
«Обманутые дольщики – это болезнь», пишет Реалист в «Газете. Ru». И с этим нельзя не согласиться, только не болезнь самих граждан,...
Священная болезнь Достоевского iconПрограмма дисциплины дпд. В. 00 Дисциплины по выбору
Проблемы поэтики романов Ф. М. Достоевского. Рецепция творчества Ф. М. Достоевского в западноевропейской литературе XX века
Священная болезнь Достоевского iconКонспект урока литературы в 10 классе По рассказу Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека»
Цель: подведение итогов изучения творчества Ф. М. Достоевского в 10 классе, воспитание креативного читателя
Священная болезнь Достоевского iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные термины и понятия: тепловой удар, солнечный удар, ожог, обморожение, электрометка, баротравма, кессонная болезнь, лучевая...
Священная болезнь Достоевского iconОнтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского
О значении слова “реабилитировать”: “Возрождение личности” в творчестве Ф. М. Достоевского – “восстановление в правах” и “восстановление...
Священная болезнь Достоевского iconПособие для родителей в вопросах и ответах. Туберкулез
Туберкулез — тяжелая инфекционная болезнь, связанная с проникновением в организм туберкулезных палочек. Чаще всего болезнь поражает...
Священная болезнь Достоевского iconВирусная диарея
Вирусная диарея болезнь слизистых (вд вс) крупного рогатого скота, впервые обнаружена в США п. Олофсоном и Фоксом в 1946 г. Болезнь...
Священная болезнь Достоевского iconРеферат по биологии туберкулез болезнь XX века
Вопреки мнению ряда зарубежных учёных, существовавшему более 20 лет, туберкулёз вовсе не «исчезающая» болезнь: она требует энергичных,...
Священная болезнь Достоевского iconРеферат по энтомологии на тему: «Слоновая болезнь: симптомы, эпидемиология, лечение»
Слоновая болезнь (слоновость, элефантиаз, элефантиазис, филяриоз) — стойкое увеличение размеров какой-либо части тела (конечности,...
Священная болезнь Достоевского iconТесты Верховская М. В. 10 кл. 10 кл. 8 кл. Мхк по всем темам Литература...
Литература – «Роман Достоевского Преступление и наказание»: общая характеристика»
Священная болезнь Достоевского iconУрок мужества, посвященный Дню защитников Отечества
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с песнями: “Армия моя”, “Священная война”
Священная болезнь Достоевского iconПриказ 5 ноября 2004 г. N 488 об усилении мероприятий по санитарной...
Квгл): Аргентинская геморрагическая лихорадка (Хунин), Боливийская геморрагическая лихорадка (Мачупо), болезнь, вызванная вирусом...
Священная болезнь Достоевского iconВ мире существует очень много болезней, лечение которых не подвластно...
В этом скорбном списке мы находим и наркоманию. Да, это болезнь человека, человечества, которая с нами перешагнула в xxiвек, а плоды...
Священная болезнь Достоевского iconСвященная война история создания песни
Развить у детей и их родителей интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение песен военных лет


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск