Скачать 226.29 Kb.
|
Выписка из протокола №1 заседания школьного методического объединения учителей предметов гуманитарного цикла от 28 августа 2011 года. Присутствовали – 5 человек:
Повестка заседания.
По первому вопросу слушали Глумову Н.А., которая представила членом методического объединения учителей гуманитарного цикла план работы на 2011/2012 год. В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках. Поэтому Наталья Александровна предложила тему на 2011/2012 учебный год «Использование личностно – ориентированных педагогических технологий на уроках гуманитарного цикла». Постановили
Проголосовали «за» - 5 чел. против» - 0 чел. «воздержались» - 0 чел. По второму и третьему вопросу слушали Глумову Наталью Александровну, которая предложила утвердить план работы с одарёнными и мотивированными детьми. А также вынесла на обсуждение темы самообразования членов МО. Постановили
Проголосовали «за» - 5 чел. против» - 0 чел. «воздержались» - 0 чел. По четвёртому вопросу слушали зам.директора по УВР Хрушкову Л.И., которая проанализировала итоги промежуточной и итоговой аттестации. После чего сказала о необходимости внесения корректив в тематическое планирование с целью ликвидации пробелов, выявленных во время промежуточной и итоговой аттестации. Постановили
Проголосовали «за» - 5 чел. против» - 0 чел. «воздержались» - 0 чел. По пятому вопросу слушали учителей гуманитарного цикла, которые представили тематические планы, а также сетку количества контрольных работ, уроков развития речи, внеклассного чтения. Постановили 1.Считать согласованными тематические планирования по предметам гуманитарного цикла. Проголосовали «за» - 5 чел. против» - 0 чел. «воздержались» - 0 чел. По шестому вопросу слушали учителя русского и литературы Глумову Н.А., которая проанализировала результаты единого государственного экзамена по русскому языку. Полученные результаты дают основание считать, что школьный курс русского языка на базовом уровне в целом усвоен большинством выпускников удовлетворительно, так как 60 % заданий части А выполнены на 65 % и выше (65 % принято считать уровнем достаточным для выполнения базовых заданий). Среди выпускников, выполнивших третью часть экзаменационной работы, примерно 18 % продемонстрировали низкий уровень коммуникативной компетентности и практической грамотности (орфографической, пунктуационной, языковой, речевой). Их работы оценены в 7 - 9 баллов. Следует обратить внимания , что % выполнения К4, К7,К8 недостаточный. Это позволяет сделать вывод о том, что требуется значительная работа по совершенствованию коммуникативной компетентности учащихся, развитию навыков практической грамотности с точки зрения орфографии, пунктуации, грамматики. Затем Глумова Наталья Александровна проанализировала результаты ЕГЭ по литературе. Бондарева Мария показала отличный уровень усвоения материала по литературе (87%), чему способствовала планомерная работа в течение всего процесса обучение, а также профориентационная работа. Далее слушали учителя обществознания и истории Ульянова О.Н., который познакомил с результатами ЕГЭ по обществознанию и истории. Он говорил также о том , что необходимо при обучении обществознанию в основной школе уделять внимания формированию прочных навыков составления плана фрагмента текста (С1). Формировать это умение следует с опорой на межпредметные связи с предметами гуманитарного цикла. По седьмому вопросу слушали учителя русского языка и литературы Сафронову О.Н., которая рассказала о результатах экзамена в новой форме по русскому языку выпускников 9 класса. Оксана Николаевна отметила, что учащиеся достаточно хорошо справились с заданием С1 (смогли передать содержание прослушанного текста), но остаётся пока низким уровень выполнение частей А, В, С2. Постановили:
Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла ____________/Н.А.Глумова/ Выписка из протокола №2 заседания школьного методического объединения учителей предметов гуманитарного цикла от 27 октября 2011 года. Присутствовали – 5 человек:
Повестка заседания.
/Глумова Н.А./
/Черток Е.В./
/Ульянов О.Н./
/Сафронова О.Н./
По первому вопросу слушали Глумову Н.А., которая познакомила с системно-деятельностным подходом как основой определения требований к результатам образования в рамках ФГОС. Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки. При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования. По второму вопросу слушали Черток Е.В, которая познакомила коллег с опытом использования коммуникативно – деятельностного подхода в обучении иностранным языкам. Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающейся как определенный уровень развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций, которые позволяют обучаемому целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости от функционального фактора иноязычного общения. Коммуникативный системно – деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций. Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и ученики – равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям. Очень важно, чтобы учащиеся могли "пропустить ситуацию через себя”, придавая ей личностный характер. Это повышает эффективность усвоения иностранного языка, т.к. наряду с интеллектом подключаются детские эмоции. Личностно-значимой ситуацию делает роль, которую учащиеся получают на время или постоянно. Наиболее адекватным приёмом обучения говорению являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры. В общении, основой которого является обсуждаемая проблема, наряду с коммуникативной функцией языка выступает и познавательная, поэтому коммуникативно-деятельностный подход имеет большие перспективы для развития интеллектуальных возможностей учащихся. Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения. При обучении говорению очень важно учитывать соотношение его важнейших форм: монолога и диалога (этикетного характера, диалога-расспроса, диалога-побуждения к действию, диалога-обмена мнениями, информацией) и полилога. В обучении монологической речи в методике приняты два пути: «Путь сверху»– исходной единицей обучения является законченный текст; «Путь снизу» – в основе обучения предложение, отражающее элементарное высказывание. В методике обучения диалогической речи используются стандартные и свободные диалоги. В целом коммуникативный системно - деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. Критерии отбора языковых единиц в процессе обучения иностранному языку довольно просты, так как для школьников всегда интересна информация о современной жизни сверстников, их интересах, увлечениях. Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Деятельностный характер с помощью методических приемов и заданий на основе игрового, имитационного и свободного общения. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки, учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки. По третьему вопросу слушали Ульянова О.Н., который рассказал о системно-деятельностном подходе на уроках истории и обществознания. Как показывает практика и результаты исследования, в старших классах недостаточный уровень познавательной активности для развития собственной личности, самоизменения, которое требует современное общество. Это проявляется в снижении интереса к предмету. Недостаточный уровень познавательной активности проявляется в снижении успеваемости. Решениями этой проблемы могут быть:
Для модернизации традиционного урока я использую презентации различных типов:
Также уроки истории с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы. Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. По четвёртому вопросу слушали Сафронову О.Н., которая отметила , что системно – деятельный подход на уроках русского языка эффективно реализуется в проблемном обучении. Постановили: 1. Рекомендовать использовать СДП. 2. Использовать работу в НОУ как средство, обеспечивающее повышение интереса учащихся к предмету, стремление к развитию творческих способностей. 3. Провести открытые уроки с целью обобщения опыта по использованию системно- деятельностного подхода по предметам гуманитарного цикла. По шестому вопросу слушали учителя русского языка и литературы Глумову Н.А., которая познакомили с результатами внутришкольных диагностических работ по русскому языку в 9, 11 классах. В целом у учащихся наблюдается положительная динамика. Но результаты 2 учащихся вызывают особое опасение. В целом за работу средний балл оказался выше, чем в сентябре. СБ выполнения части А ниже на 0,2. СБ части В выше на 0,4. Лучше оказался СБ за часть С. Далее слушали Глумова Н.А. проанализировала результаты внутришкольных диагностических работ учащихся 9 класса. Она подчеркнула, что наметилась положительная динамика по целому спектору критериев, но остаются низкими результаты у нескольких учащихся 9 класса. Далее слушали Ульянова О.Н., который рассказал о результатах диагностических работ по предметам по выбору. Олег Николаевич отметил, что проведённая работа по пробелам, выявленным в ходе стартовых диагностик, показала положительную динамику, хотя не решила всех вопросов- учащиеся затрудняются в заданиях с развёрнутым ответом. Постановили:
Проголосовали «за» - 5 чел. «против» - 0 чел. «воздержались» - 0 чел. Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла ____________/Н.А.Глумова/ Выписка из протокола №3 заседания школьного методического объединения учителей предметов гуманитарного цикла от 15 ноября 2011 года. Присутствовали – 4 человека:
Повестка заседания.
По первому и второму вопросу слушали учителей Сафронову О.Н., Глумову Н.А.(русский язык и литература), Черток Е.В. (английский язык), Ульянова О.Н. (история, обществознание, экономика). Они проанализировали результаты первого этапа (школьного) Всероссийской олимпиады школьников, выявили типичные ошибки, а затем представили план подготовки учащихся ко второму туру Всероссийской олимпиады школьников. Сафронова О.Н. отметила, что по русскому языку наибольшие затруднения вызвали задания на знания тем лексики и фразеологии, а также говорила о необходимости работы по анализу текста. Глумова Н.А. сказала, что олимпиада по литературе выявила затруднения учащихся в анализе содержания текста, изобразительно- выразительных средств. Черток Е.В. проанализировала олимпиаду по английскому языку. Олимпиада состояла из 4 частей: аудирование, чтение, лексико-грамматический тест, личное письмо. Наибольшее затруднение у всех учащихся вызвало выполнение письменного задания (написать письмо личного характера английскому другу по переписке), письмо в редакцию газеты для учащихся 10 класса. Некоторые учащиеся знают структуру письма, могут написать приветствие, введение и заключительную фразу, но испытывают трудности в представлении полного ответа на запрашиваемую в письме информацию и забывают задать три вопроса адресата. Большинство не приступали к выполнению задания. Постановили:
По третьему вопросу слушали учителя русского языка Глумову Н.А., которая ознакомила с анализом результатов стартовой диагностики по русскому языку в 11 классе. Данная работа проводилась с целью определения уровня усвоения базовых элементов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования; а также с целью предварительной оценки уровня готовности обучающихся 11 –ого класса к ЕГЭ по русскому языку и корректировки деятельности на уроках итогового повторения, в системе ИГЗ в соответствии с выявленными пробелами в знаниях и умениях обучающихся. Работа проводилась по единым тестам ИМК. Состояла диагностическая работа из трёх частей. Распределение заданий по частям работы соответствует Спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 года по русскому языку. Выводы и рекомендации.
Далее Глумова Наталья Александровна познакомила с анализом результатов стартовой диагностики по русскому языку в 9 классе в форме ГИА. Учащимся была предложена работа, состоящая из трёх частей (типовой вариант экзамена в новой форме для учащихся 9 класса). Особого внимания требует выполнение части С, так как с ней справляется меньшее количество учащихся, также необходимо организовать повторение западающих тем. Постановили:
Затем слушали Ульянова О.Н., который рассказал о роли входной диагностики для выявления пробелов в знаниях учащихся. Входная диагностика помогает спланировать индивидуальную и дифференцированную работу. Немаловажную роль здесь также имеет и мониторинг усвоения пройденного материала. Постановили:
Проголосовали «за» - 4 чел. против» - 0 чел. «воздержались» - 0 чел. Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла ____________/Н.А.Глумова/ Выписка из протокола №4 заседания школьного методического объединения учителей предметов гуманитарного цикла от 22 января 2012 года. Присутствовали – 5 человек:
Повестка заседания.
2.Отчёт членов методического объединения по итогам работы за первое полугодие 2012/2013 учебного года. 3.Утверждение плана проведения недели предметов гуманитарного цикла. По первому вопросу слушали Глумову Н.А., Сафронову О.Н., Черток Е.В., Ульянова О.Н., которые поделились опытом применения технологий системно- деятельностного подхода на уроках предметов гуманитарного цикла. Глумова Н.А. рассказала о применении проблемного обучения в рамках системно-деятельностного подхода. Сафронову О.Н.поделилась опытом разноуровневого обучения. Теоретическое обоснование этой технологии основывается на том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны школы с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы, овладевающие программным материалом на минимальном, базовом, вариативном уровнях. Черток Е.В поделилась опытом проектного обучение. Учебный проект – это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до её воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Проектное обучение – это «путь замысла или способ планирования». Поэтому учителю важно развить способности ученика к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для составления плана и помочь ученику в его реализации, учитывая действия, методы, способы и результаты. И в конечном результате учитель должен способствовать развитию способностей и умению анализировать свою деятельность. Когда можно применить метод проектов? Насколько он органически вписывается в классно-урочную систему? Эти и многие другие вопросы волнуют многих учителей русского языка и литературы. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению и предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Ульянов О.Н. поделился с коллегами по организации различных этапов системно-деятельностного урока. Особо остановился на этапе «Мотивирование к учебной деятельности». Постановили: Провести мастер – класс по использованию технологий системно- деятельностного подхода на уроках гуманитарного цикла. (февраль, 2012). Проголосовали «за» - чел. «против» - 0 чел. «воздержались» - 0 чел. По второму вопросу слушали Глумову Наталью Александровну, которая предложила план проведения предметной недели. В прениях приняли участие Черток Е.В., Сафронова О.Н., Ульянов О.Н., которые предложили внести корректировки в план проведения предметной недели. Постановили: Утвердить план проведения предметной недели. Проголосовали «за» - 4 чел. «против» - 0 чел. «воздержались» - 0 чел. Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла ____________/Н.А.Глумова/ Выписка из протокола № 5 заседания школьного методического объединения учителей предметов гуманитарного цикла от 2 апреля 2012 года. Присутствовали – 5 человек:
Повестка.
По первому вопросу слушали учителя русского языка и литературы Глумову Н.А. и учителя истории Ульянова О.Н., которые представили на рассмотрение экзаменационные материала для проведения экзамена по выбору в девятом классе МБОУ Комаровская СОШ. По второму вопросу слушали зам. директора по УВР Хрушкову Л.И., которая представила перечень предметов для промежуточной аттестации обучающихся 5- 8, 10 классов. Далее слушали учителей предметов промежуточной аттестации, которые представили экзаменационные материалы и рассказали о формах проведения промежуточной аттестации по предметам гуманитарного цикла: Глумова Н.А. – 6 класс, русский язык (диктант с грамматическим заданием); Сафронова О.Н. – 10 класс, русский язык (форма ЕГЭ); Сафронова О.Н. – 7а класс, русский язык (тесты); Сафронова О.Н. – 7а класс, русский язык (тесты). Сафронова О.Н. – 8 класс, русский язык (тесты); Ульянов О.Н. – 10 класс, обществознание (тесты). Постановили:
Глумова Н.А. – 6 класс, русский язык (диктант с грамматическим заданием); Сафронова О.Н. – 10 класс, русский язык (форма ЕГЭ); Сафронова О.Н. – 7а класс, русский язык (тесты); Сафронова О.Н. – 7а класс, русский язык (тесты). Сафронова О.Н. – 8 класс, русский язык (тесты); Ульянов О.Н. – 10 класс, обществознание (тесты). Решение принято единогласно. Проголосовали «за» - 5 чел. «против» - 0 чел. «воздержались» - 0 чел. Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла ____________/Н.А.Глумова/ Выписка из протокола № 6 заседания школьного методического объединения учителей предметов гуманитарного цикла от 5 мая 2012 года. Присутствовали – 4 человека:
Повестка.
По первому вопросу слушали Глумову Наталью Александровну, которая проанализировала работу ШМО учителей предметов гуманитарного цикла. Она ответила, что задачи, поставленные на 2011/2012 учебный год, выполнены. Предложила признать работу удовлетворительной . также Наталья Александровна озвучила те вопросы, которые требуют решения в следующем учебном году:
Постановили:
Решение принято единогласно. Проголосовали «за» - 5 чел. «против» - 0 чел. «воздержались» - 0 чел. Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла ____________/Н.А.Глумова/ |
План заседаний методического объединения учителей гуманитарного цикла Анализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла за 2010 – 2011 учебный год | Анализ работы методического объединения учителей предметов гуманитарного... Методическое объединение учителей гуманитарного цикла объединяет учителей русского языка и литературы, иностранного языка, эрзянского... | ||
Анализ работы методического объединения гуманитарного цикла за 2012- 2013 учебный год Методическое объединение учителей гуманитарного цикла состоит из 6 человек. Все учителя работают в школе много лет. Это позволяет... | Анализ учебной деятельности по предметам гуманитарного цикла Красногвардейской... В связи с этим педагоги работали над новым видом нормативного документа – рабочей программы. 6 сентября 2011 года на заседании педагогического... | ||
План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла Мо учителей гуманитарного цикла первый год работало по теме: «Развитие и воспитание активной развивающейся личности школьника, повышение... | Заседания методического объединения учителей естественно-гуманитарного цикла Рассмотрение календарно-тематических планов и рабочих программ на 2013-2014 уч год | ||
План школьного методического объединения Учителей гуманитарного цикла «Утверждение календарно-тематического планирования по учебным предметам и курсам на 2013-2014 уч год» | Анализ работы методического объединения учителей начальных классов... В течение этого учебного года было проведено пять заседаний методического объединения учителей начальных классов. Учителя принимали... | ||
Анализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла школы за 2011 -2012 уч год | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Руководитель школьного методического объединения учителей естественно-гуманитарного цикла | ||
Анализ работы школьного методического объединения учителей гуманитарного... Льность мо учителей гуманитарного цикла в 2012-2013 учебном году строилась в соответствии с планом методической работы оу и мо и... | Отчет о работе школьного методического объединения учителей гуманитарного... «Создание деятельностно-компетентностной модели детско-взрослой общности через оптимизацию способов и технологий образовательного... | ||
Протокол №1 заседания методического объединения учителей информатики Доклад председателя мо кондратковой Т. А. Отчётом о работе методического объединения за 2011/2012 учебный год | План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,... | ||
Рабочая программа по истории 5 класс Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей (нач школы, гум цикла, ест-матем цикла, спорт-техн цикла) | Рабочая программа по обществознанию 6 класс Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей (нач школы, гум цикла, ест-матем цикла, спорт-техн цикла) |