Скачать 180.46 Kb.
|
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « РУССКАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ( ОТ ЖУКОВСКОГО ДО ТЮТЧЕВА)» Пояснительная записка. Профильное обучение в соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования», подразумевающее получение среднего общего образования с углубленной подготовкой по дисциплинам, определяющим специфику профиля (в нашем случае гуманитарного), позволяет изучать элективный курс «Русская романтическая литература (от Жуковского до Тютчева)», что связано прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей учащихся, их намерениями в отношении дальнейшего образования и профессиональными интересами. Программа элективного курса рассчитана на школьников, заинтересованных в глубоком знакомстве с русской классикой, а также на учащихся с выраженными гуманитарными способностями. Данный элективный курс помогает учащимся открыть для себя русскую романтическую литературу, которая, в отличие от реалистической, не стремится объяснить мир, показывая все его причинно-следственные связи, и провести психологический анализ личности, но очаровывает душу тайнами, рождает желание устремиться в иные эпохи и пространства. А присущие романтизму пафос вольнолюбия и призыв к совершенствованию и развитию творческого начала в личности близки устремлениям старшеклассников. Программа элективного курса
Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа в год (один раз в неделю) в 10-11 классах. В соответствии с этим составлено тематическое планирование. Но программа не исключает вариативности. Учитель, ведущий подобный элективный курс, может, учитывая особенности и возможности своих воспитанников, составить тематическое планирование на 17 часов, предложив собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Основными критериями отбора художественных произведений для включения в программу являются:
Цель элективного курса: дать учащимся гуманитарного профиля обучения, полное представление о литературном процессе первой трети 19 века, познакомив их с романтической литературой, сформировать у школьников желание и умение реализовывать творческую возможность и потребность в духовном росте Образовательные задачи:
романтических произведений, понимания авторской позиции. Воспитательные задачи:
Элективный курс опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания романтических произведений и теоретико-литературных понятий:
Учитывая специфику романтических произведений, занятия часто проводятся в нетрадиционной форме: урок-исследование, заочная экскурсия, мастерская, устный журнал, урок-конкурс, урок-диспут, урок открытых мыслей, литературная игра, литературная гостиная. Эти формы позволяют максимально раскрыть творческий потенциал учащихся и формировать активную позицию ученика в освоении новых знаний. Изучив курс, учащиеся должны знать:
учащиеся должны уметь:
К элективному курсу разработана система аттестации учащихся. Текущая:
составление словаря поэтических образов изученного автора;
Итоговая:
Данная программа элективного курса не сковывает инициативы учителей и учащихся и способствует их сотворчеству. Содержание программы Введение. Понятие «романтизм». Романтизм как художественное направление; время его возникновения и расцвета; особенности русского романтизма; романтическое направление в русской литературе и живописи. Связь романтических произведений с фольклором. Освоение «романтиками» традиционных для фольклора жанров: сказок, баллад, былин. В. Жуковский «Красный карбункул», В. Одоевский «Пёстрые сказки». Разновидность романтической лирики (пейзажная, медитативная, философская) и жанры романтической поэзии (идиллия, элегия, баллада, послание, романтическая поэма). Раздел I. Созерцательный романтизм. В. А. Жуковский. Стихотворения «Вечер», «Море», «Невыразимое», «Желание», «Мечты», «Тоска». Баллады «Людмила», «Светлана». Идеал и действительность в сознании поэта-романтика. Гармония как недостижимый идеал в сознании поэта-романтика. Грусть о неосуществимости желаний. Любовь к природе и русской старине. Поэтический язык Жуковского. Раздел II. Чувственный романтизм. К. Н. Батюшков. Стихотворения «Песнь Гарольда Смелого», «Есть наслажденье в дикости лесов», «Тот вечно молод, кто поёт», «Скальд», «К Дашкову», «Мечта», «Мой гений», «Умирающий Тасс», «Гнедичу». Раздумья о высоком предназначении человека. Мечты о героическом и прекрасном. Ясность и полнота чувств в лирике. Раздел III. Революционный романтизм. К. Ф. Рылеев. Оды «Видение», «Гражданское мужество». Стихотворения «К временщику», «Гражданин». Думы «Иван Сусанин», «Волынский», «Дмитрий Донской». Поэма «Войнаровский». Идеал поэта-гражданина в лирике. Обновление жанра оды. Тема жертвы во имя Родины и свободы. Патриотизм Дум Рылеева. Драматизм судеб героев романтической поэмы. В. К. Кюхельбекер. «К Пушкину», «Поэты», «К Ахатесу», «Участь русских поэтов». Тема творчества и творца в лирике. Обогащение жанра оды. Раздел IV. Философский романтизм (первая треть XIX века). А. С. Пушкин. Стихотворения «Я пережил свои желанья», «Погасло дневное светило», «Под небом голубым», «Сожжённое письмо», «Демон», «Наполеон», «Свободы сеятель пустынный». Поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы». Новый романтический герой в лирике. Обогащение романтической лирики новыми темами, жанрами. Экзотический сюжет и герой романтических поэм. Универсальный психологизм Пушкина. П. А. Вяземский. Стихотворения «Первый снег», «Уныние», «Предопределение», «Жизнь коротка», «Хандра», «Русский бог». Слияние личной и гражданской тем в лирике. Создание скорбного образа уединившегося романтика. Е. А. Баратынский. Стихотворения «Разлука», «Разуверение», «Уверение», «Признание», «Мой дар убог», «Муза». Муза поэта-романтика. Личность и общество в представлении поэта. Размышления о поэте и поэзии. Д. В. Веневитинов. Стихотворения «К друзьям», «К моей богине», «Поэт», «Элегия». Философский характер лирики. Высокие нравственные идеалы поэта. Судьба поэта в творчестве романтика-философа. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «1831, июня 11 дня», «Мой демон», «Я не унижусь пред тобою», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу, хочу печали», «Гляжу на будущность с боязнью». Поэма «Демон». Роман «Герой нашего времени». Скептицизм и разочарованность как основа мировосприятия героя. Романтический герой как тип личности в произведениях Лермонтова. Раздел V. Романтическая историческая проза. А. Бестужев-Марлинский. Повесть «Роман и Ольга». Показ национального характера героев. Раздел VI. Романтическая проза об искусстве и творце. В. Одоевский. «Импровизатор». Противопоставление импровизации искусству. А. С. Пушкин. «Египетские ночи». Импровизация – искусство. Н. В. Гоголь. «Портрет». Проблема ответственности художника за творение. Искусство – арена и орудие борьбы вселенских сил добра и зла. Раздел VII. Фантастическая романтическая проза. А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Новые пути развития фантастической прозы. Н. В. Гоголь. «Нос» «Раздор мечты с существенностью». Раздел VIII. Романтическая эпическая проза. Циклизация – путь создания большой эпической формы романтических произведений. В. Одоевский. «Русские ночи». Жизнь мысли и драма мысли. Вопрос счастья и истины в новеллах о музыкантах. Поэзия – искусство и особое видение мира. Раздел IX. Философский романтизм (середина XIX века). Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Как океан объемлет шар земной», «Я встретил вас», «Умом Россию не понять». Тютчев – певец русской природы. Тайны мирозданья и человеческая душа. Любовь в лирике Тютчева, раскрытие драматических переживаний людей. Учебно-тематический план курса
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Афанасьев В. Жуковский. М., 1985.(ЖЗЛ). 2. Баевский В. С. История русской поэзии. 1730-1980. (компедиум). М.,1994. 3. Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы. /Изд. подготовлено А. Г. Фридман. М., 1982. 4. К. Н. Батюшков. Опыты в стихах и прозе./Изд. подготовлено И. М. Семенко. М., 1977. 5. А. А. Бестужев. Ревельский турнир. Исторические повести. М., 1984. 6. Веневитинов Д. В. Стихотворения. Проза. Отв. Редактор Д. Д. Благой. М., 1980. 7. Вяземский П. А. Стихотворения. / Вступительная статья Л. Л. Гинзбург. Л., 1986. 8. Гиллельсон М. И. П. А. Вяземский. Жизнь и творчество. Л.,1969. 9. Гуревич А. М. Романтизм в русской литературе (пособие для учащихся). М., 1980. 10. Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. М., 1973. 11. Кошелев В. А. Творческий путь К. Н. Батюшкова. Учебное пособие. Л., 1986. 12. Кюхельбекер В. К. Избранные произведения. Л., 1959. 13. Левкович Я. Судьба Марлинского. / Звезда, 1975 № 12. 14. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4 томах. Л., 1979-1981. 15. Логиновская Е. В. Поэма Лермонтова «Демон». М., 1977. 16. Лотман Ю. М. А. С. Пушкин. Л., 1983. 17. Маймин Е. А. Русская философская поэзия. М., 1976. 18. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1981. 19. Максимов Д. Поэзия Лермонтова. М., 1964. 20. Манн Ю. В. В. Ф. Одоевский и его «Русские ночи». М., 1969. С. 104-148. 21. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. 2-е изд. М., 1988. 22. Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л., 1975. (Литературные памятники). 23. Поспелов Г. П. Творчество Н. В. Гоголя. М., 1953. 24. Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. М., 1974-1978. 25. Рождественский В. С. В созвездии Пушкина (книга о русских поэтах). М., 1972. 26. Русская повесть 19 века. История и проблематика жанра. Л., 1973. 27. Рылеев К. Ф. Думы. М., 1975. (Литературные памятники). 28. Семенко И. Поэты пушкинской поры. М., 1970. 29. Семенко И. М. Вяземский /Поэты пушкинской поры. М., 1970. 30. Семенко И. М. Жизнь и творчество Жуковского. М., 1976. 31.Турбин В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. М., 1978. 32. Тынянов Ю. Н. Кюхельбекер и Пушкин. М., 1968. С. 233-346. 33. Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. М., 1955. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Афанасьев В.В. Рылеев. Жизнеописание. М., 1982. 2. Базанов В.Г. Поэты-декабристы К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский. М.-Л..1950. С. 292-323. 3. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). М.-Л., 1950. 4. Веселовский А.Н. В.А.Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». СпБ., 1904. 5. Висковатый П.А. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987. 6. Гинзбург Л.Я. Опыт философской лирики. Л., 1982. С. 194-228. 7. Гуковский Г. Пушкин и русские романтики. М., 1965. 8. Зайцев Б. Жуковский // Русская литература. 1988. № 2-4. 9. Капунова Ф.З. Эстетика русской романтической повести. Томск, 1973. 10. Кардин В. Минута пробуждения. М., 1984. 11. Коровин В.И. Русская поэзия XIX века. М., 1983. 12. Коровин В.И. Поэтические искания Вяземского // Поэты пушкинской поры. М., 1980. 13. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. М., 1987. 14. Лебедев Е.Н. Тризна. Книга о Е.А.Баратынском. М., 1985. 15. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. 16. Маймин Е.О. О русском романтизме. М., 1975. 17. Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1965. С. 6-42. 18. Маслов В.И. Литературная деятельность К.Рылеева. Киев, 1912. 19. Проблемы русского романтизма и реализма. Кемерово, 1973. 20. Пульхритудова Е.М. «Демон» как философская поэма Лермонтова ( в кн. «Творчество М.Ю.Лермонтова»). М., 1968. 21. Рассадин Ст. Вяземский // Спутники. М., 1983. 22. Скатов Н.Н. Русский гений. М., 1987. 23. Соколов А. История русской литературы конца XIX- начала XX века. М., 1984. 24. Степанов Н.Л. Гоголь. Творческий путь. М., 1959. 25. Ступель А.М. В.Ф.Одоевский (1804-1869). Л., 1985. 26. Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. М., 1981. 27. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова., 1971. 28. Фризман Л.Г. Творческий путь Баратынского. М., 1966. 29. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1961. |
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная... Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель... | Республика Карелия Администрация Петрозаводского городского округа... «Русская литература 19 века» в 2-х частях и В. П. Журавлева «Русская литература 20 века» в 2-х частях. Содержание курса на историко-литературной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература:... Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии | Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 9 Русская литература:... Автор программы: Пожидаева О. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания... | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по предмету литература 10 класса составлена на основе авторской программы. «Русская литература» (базовый уровень),... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура «Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»... | Рабочая программа по предмету русская литература для 5 класса «Русская литература: Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы: Базовый уровень / Под ред. М. Г. Ахметзянова.... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся... | Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература... «Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пушкин о поэзии первого русского романтика Жуковского. В чём причина долголетия (или вечности?) творчества Жуковского? Что за тайны... | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Пояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована... Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа | ||
Пояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована... Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа | Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... |