Вариантные формы





НазваниеВариантные формы
страница1/8
Дата публикации20.03.2015
Размер1.12 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Литература > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8



В. Ю. КОПРОВ








ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра русского языка для иностранных учащихся

основных факультетов


В. Ю. КОПРОВ




ВАРИАНТНЫЕ ФОРМЫ

В РУССКОМ ЯЗЫКЕ


Учебное пособие


для занятий с иностранными учащимися


ВОРОНЕЖ 2001


УДК 801.56

ББК 81.2

К 65

Рецензенты:

заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор З. Д. Попова;

кандидат филологических наук, доцент Л. П. Земскова

К 65 Копров В. Ю. Вариантные формы в русском языке: Учебное пособие для занятий с иностранными учащимися. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. – 120 с.
ISBN
В речи иностранных учащихся на русском языке встречаются неточности, обусловленные нечётким представлением об оттенках значения и сферах функционирования близких по смыслу форм и конструкций. Дифференциации таких конкурирующих единиц и их более корректному использованию в речи на продвинутом этапе обучения способствуют занятия по курсу "Вариантные формы в русском языке".

В основу пособия по данному курсу положен функционально-семантический принцип описания и подачи языкового материала. Вариантные формы рассматриваются на трёх иерархически связанных уровнях: лексическом, грамматическом и стилистическом. Учитываются результаты сопоставления систем русского и родного языка обучаемых (английского, немецкого, французского, венгерского).

Пособие также может быть использовано на занятиях по стилистике и культуре речи с русскоязычными студентами нефилологических специальностей.

ББК 81.2
ISBN © Копров Виктор Юрьевич, 2001

© Воронежский государственный

университет, 2001
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6

I. ВАРИАНТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 9

§ 1. Варианты окончаний именительного и

винительного падежей существительных мужского

рода множественного числа (годы – года) 9

§ 2. Варианты окончания родительного падежа единственного числа существительных мужского

рода (чая – чаю) 12

§ 3. Предложный падеж существительного

мужского рода единственного числа (в отпуске –

в отпуску) 15

§ 4. Формы объекта при глаголах речевой и

мыслительной деятельности (рассказывать фильм / о фильме / про фильм) 18

II. ВАРИАНТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 20

§ 1. Полная и краткая формы прилагательного

в составе предиката предложения (Эта книга

интересная / интересна) 20

§ 2. Варианты степеней сравнения

прилагательных 24

§ 3. Прилагательное и существительное в роли

определения предмета (студенческие работы –

работы студентов) 28

III. ВАРИАНТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ 31

§ 1. Варианты склонения числительных 31

§ 2. Варианты сочетания числительных с

существительным 33

§ 3. Вариантное использование количественных

и собирательных числительных (три студента –

трое студентов) 35

IV. ВАРИАНТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ

МЕСТОИМЕНИЙ 37

§ 1. Личные местоимения – возвратное

местоимение "себя" 37

§ 2. Вариантное использование притяжательных местоимений (мой, твой, его, её, наш, ваш, их – свой) 39

V. ВАРИАНТЫ СОГЛАСОВАНИЯ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ 45

§ 1. Сказуемое при подлежащем, обозначающем

нескольких деятелей 46

§ 2. Несколько прилагательных-определений – одно существительное 48

§ 3. Форма числа прилагательного-определения при нескольких существительных 50

§ 4. Именительный / родительный падеж прилагательного после числительных два, три, четыре 51

VI. ВАРИАНТЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 54

§ 1. Винительный и родительный падежи

как вариантные формы объекта 54

§ 2. Вариантные формы, обозначающие

адресата 61

§ 3. Вариантные формы, обозначающие

локализатор 63

§ 4. Вариантные формы, обозначающие

причину 65

§ 5. Вариантные формы, обозначающие

время действия 67

VII. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ПОРЯДКА

СЛОВ В ВЫСКАЗЫВАНИИ 72

VIII. ВАРИАНТНЫЕ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 77

§ 1. Взаимозаменяемость конструкций 78

§ 2. Грамматические значения субъекта

в вариантных конструкциях 81

§ 3. Стилистическая окрашенность

конструкций 84

IX. ВАРИАНТНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ОБЛАДАНИЯ 85

§ 1. Предложения обладания в русском языке 85

§ 2. Утвердительность / отрицательность

в предложениях обладания 87

§ 3. Грамматическая семантика субъекта-посессора 89

§ 4. Употребление конструкции типа (2)

с формой есть и без нее 90

§ 5. Стилистическая окрашенность

конструкций 94

X. ВАРИАНТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ТИПОВ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 97

§ 1. Личное активное предложение – определённо-личное активное предложение 97

§ 2. Личное предложение – безличное предложение с возвратным глаголом 98

§ 3. Личное предложение с модальным глаголом –

безличное инфинитивное предложение 108

XI. ОСЛОЖНЕННЫЕ И СЛОЖНЫЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ 109

§ 1. Определительное придаточное предложение –

причастный оборот 110

§ 2. Обстоятельственное придаточное предложение – деепричастный оборот 113

ТЕСТ 117

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 118
ВВЕДЕНИЕ
В данном пособии рассматриваются формы, которые допускают вариантное использование в речи.

Оттенки значения, свойственные таким "конкурирующим" между собой формам, бывает трудно осознать и сформулировать даже носителям русского языка. Иностранные учащиеся находятся, естественно, в более сложном положении, поэтому на продвинутом этапе обучения следует обращать особое внимание на отличительные признаки и сферы функционирования подобных форм.

Вариантные формы могут различаться в одном или одновременно в нескольких своих аспектах: лексическом, грамматическом, стилистическом.

Перечисленные аспекты и их компоненты – дифференцирующие признаки вариантных форм – представлены в таблице.



Аспекты

вариантных форм



Дифференцирующие

признаки


1. Лексический


Лексические значения



2. Грамматический


Грамматические значения: залог, модальность и др.


3. Стилистический


Стили речи: разговорный – книжный


Предложенную систему аспектов и их компонентов можно интерпретировать как схематичную модель выбора говорящим одной из конкурирующих форм.

1. Две (три и более) формы представляют собой варианты или синонимы при идентичности хотя бы одного компонента их лексического значения.

В тех случаях, когда соотносительные в целом формы выражают разные компоненты лексического значения, они не являются вариантными – в каждой конкретной ситуации необходимо использовать только одну из них.

2. Вариантные формы дифференцируются прежде всего на грамматическом уровне.

Выбор форм определяется оттенками выражаемого ими грамматического значения. Некорректное использование говорящим вариантных форм и воспринимается как типичные грамматические неточности или ошибки.

Формы, выражающие одно и то же грамматическое значение, являются дублетными (в каждом языке их число ограничено действием универсального закона экономии языковых средств).

3. Синонимичные и дублетные формы могут также различаться по своей принадлежности к тому или иному стилю современного литературного языка (книжный – разговорный) или находиться за его пределами (просторечие, диалекты).

Различия в стилистической окрашенности конкурирующих форм не являются смыслоразличительными: они лишь обуславливают уместность и естественность появления данной формы в соответствующем контексте.
Совокупность всех этих факторов в конечном итоге и определяет сферу функционирования каждой формы.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вариантные формы iconДля того чтобы правильно выполнить задание 2, необходимо усвоить...
Видо-временные формы глагола: а) активный залог – формы Indefinite (Present, Past, Future); формы Continuous (Present, Past, Future);...
Вариантные формы iconНеличные формы глагола
Неличные формы глагола : учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов юридического факультета очной и заочной формы...
Вариантные формы iconРабочая программа учебной дисциплины «управление банковскими рисками»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы...
Вариантные формы iconМетодическая разработка (в помощь студентам техникума)
Собственность: сущность, основные формы. Особенности корпоративной формы собственности
Вариантные формы iconПрограмма коррекционной работы
Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общеобразовательной программе начального общего образования или по...
Вариантные формы iconРабочая программа учебной дисциплины «оценка банковского бизнеса»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Вариантные формы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины по выбору студентам специальности 190601. 65 «Автомобили...
Вариантные формы iconТема. Формы участия граждан в политической жизни. Автор Жиронкина Л. Н
Формы участия граждан в политической жизни связаны с самыми разными вопросами: права и морали, свободы и ответственности, прав и...
Вариантные формы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Собственность: сущность, основные формы. Особенности корпоративной формы собственности
Вариантные формы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Собственность: сущность, основные формы. Особенности корпоративной формы собственности
Вариантные формы iconЗлатоусте Кафедра «Социально-правовые и гуманитарные науки»
...
Вариантные формы iconРабочая программа учебной дисциплины «экономика предприятия»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам...
Вариантные формы iconКонспект по этому вопросу необходимо сдать на второй контрольной...
Собственность: сущность, основные формы. Особенности корпоративной формы собственности
Вариантные формы iconТемы реферата: 1 Роль лекарственной формы в современной фармакотерапии...
...
Вариантные формы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Номинация: «Модели, технологии, методики, приёмы и формы успешного обучения. Содержание и формы учебно-воспитательной деятельности...
Вариантные формы iconУчебно-методический комплекс по (предмету, курсу, факультативу, спецкурсу)....
Формы и методы формирования системного мышления в ходе изучения курсов истории (обществоведения)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск