Скачать 248.99 Kb.
|
Первый Всероссийский конкурс «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях» Номинация: «Модели, технологии, методики, приёмы и формы успешного обучения. Содержание и формы учебно-воспитательной деятельности учителя» Использование информационно-коммуникационных средств обучения при изучении имён прилагательных в 6 классе татарской школы (Компьютерные презентации и разработки 13 уроков по учебнику Ахмадуллиной Ф.Ю., Хайрутдиновой Г.А., Закировой Р.Ю. «Русский язык» для 6 кл. татарских средних общеобразовательных школ) Заббарова Алсу Галимулловна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мурзинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан. 422345, Республика Татарстан, Апастовский муниципальный район, с. Мурзино, ул. Зелёная, дом 1 тел. (8-84376) 37-6-16, факс (8-84376) 37-6-16 E-mail: murzino@mail.ru. fanis1979@rambler.ru. Благодаря государственной образовательной политике в настоящее время и в сельских школах Республики Татарстан имеется достаточное количество информационно-коммуникационных средств обучения для проведения учителями интересных и увлекательных для обучающихся уроков. Использование на уроках и внеурочных мероприятиях компьютеров, мультимедийной аппаратуры значительно повышает интерес школьников к изучаемому материалу, помогает разнообразить занятия, позволяет ускорить процесс проверки выполненной работы. Данная работа состоит из разработок 13 уроков русского языка для 6 класса национальной татарской школы по разделу «Морфология и орфография. Части речи. Имя прилагательное» и компьютерных презентаций к урокам. Заключительный урок по разделу проводится в форме урока-путешествия, где школьники в игровой форме повторяют и закрепляют полученные знания, умения и навыки. Урок 1. Тема: Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе. Цели: ознакомление обучающихся со значением термина «прилагательное», закрепление знаний о согласовании имени прилагательного с существительным; развитие фантазии детей, навыков определения в речи эпитетов; воспитание наблюдательности. Материалы к уроку: сюжетные рисунки, презентация «Урок 1. Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе». Ход урока. 1. Актуализация прежних знаний. - Ребята, взгляните в окно на небо и расскажите мне, какое оно? Хмурое, облачное, голубое, высокое, низкое, лазурное и т.п. - Какие слова помогли вам описать небо? (Прилагательные. Слайд № 1.) - К какой части речи они относятся? (После ответов детей – слайд № 2.) 2. Формирование новых понятий и способов действия. - Как вы думаете, что обозначает само слово «прилагательное»? (Ответы детей.) - Давайте проверим, угадали ли вы. (Чтение текста по учебнику, упр. 481) - Можно ли однозначно ответить на вопрос: «Какой частью речи является слово, обозначающее признак?» Сравнение словосочетаний: зелёная роща, зелень рощ, роща зеленеет. - Пофантазируйте, каким бы вы себе представили прилагательное, если б оно было одушевлённым предметом? (Работа по учебнику, упр. 482, составление рассказа по рисунку). - Какова роль прилагательных в речи, для чего они служат? (Обогащают речь, делают её более полной, образной, выступают в роли эпитетов.) Слайд № 3 – об эпитетах. - В каких из словосочетаний прилагательное является эпитетом? (Слайд № 4) Перевод текста упр. 484 на татарский язык, объяснение различий имён прилагательных в русском и татарском языках. (Слайд № 5) Выполнение графического разбора словосочетаний прилагательное+существительное. (Слайды № 6-7) 3. Формирование умений и навыков. а) Работа по учебнику (упр. 485) - чтение текста, определение типа и стиля речи; - выписывание словосочетаний прилагательное+существительное, определение рода, числа, падежа; - нахождение слов, употреблённых в переносном значении, подбор к ним синонимов; - синтаксический разбор выделенных предложений; - вывод о роли прилагательных в предложении; - определение вида и способа связи предложений в I абзаце (повторяющееся слово «голубой»). б) Игра «Отгадай словечко». (Слайды № 8-9) - по прилагательным отгадать существительное. 4. Домашнее задание: на выбор – 1) упражнение 486, с. 187 «Почему небо голубое?», выполнить все задания; 2) написать рассказ-рассуждение «Для чего нужны имена прилагательные?» 5. Обобщение и итоги урока. Ответы на вопросы. (Слайд № 10). Урок 2. Тема: Склонение имён прилагательных в единственном числе. Цели: научить склонять и определять падеж имён прилагательных всех трёх родов; развитие навыков анализа текста; воспитание любви к своей Родине, чувства гордости за неё. Материалы к уроку: презентация «Урок 2. Склонение имён прилагательных в единственном числе». Ход урока. 1. Актуализация прежних знаний. Повторение знаний: - о твёрдой и мягкой основе прилагательных, - об ударных и безударных падежных окончаниях. 2. Формирование новых понятий и способов действия. 1. Составление таблицы склонений прилагательных. а) Устное склонение словосочетаний: родной человек, ясное солнце (слайд № 2) и старший брат, зимнее утро (слайд № 3) - по ходу ответов склонение высвечивается на экране; - выделение окончаний, определение рода имени прилагательного; - почему окончания прилагательных в В.п. разные? - чем различается склонение первой пары словосочетаний от второй? (Твёрдый и мягкий варианты склонения). б) Устное склонение словосочетаний: красная роза, зимняя вишня (слайд № 4). - какова особенность склонения прилагательных женского рода? (В родительном, дательном, творительном и предложном падежах одинаковые окончания -ой, -ей). 2. Работа с учебником. Выполнение упражнений. а) Упр. 493 (определение общей темы высказываний – тема Родины); - склонение выделенных прилагательных, используя таблицу окончаний (слайд № 5); - выделение слов-синонимов (отечество, родина, страна, государство, земля); - определение синтаксической особенности предложений 4 и 5 высказываний (предложения без подлежащего, с обращением); б) упр. 494 (дописать окончания, определить падеж). 3. Формирование умений и навыков. 1. Склонение прилагательных, согласование их с существительными. - Упр. 495 (подчеркнуть прилагательные с твёрдой основой одной волнистой чертой, с мягкой основой – двумя чертами, выделить окончания, определить род, число, падеж). 2. Анализ текста (упр. 496): - озаглавить («С чего начинается Родина?»); - определить тип текста (рассуждение с элементами описания); - стиль текста (художественный); - нахождение эпитетов (безмятежное небо, изящные кипарисы, благородные пальмы, седая степь, заветный уголок и т.п.); - подобрать синонимы к словам (видение – образ, неистребимо – бессмертно). 4. Домашнее задание: 1) выучить склонение прилагательных в единственном числе; 2) написать минисочинение «С чего начинается Родина?» 5. Обобщение и итоги урока. - На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода при склонении? - В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? Урок 3. Тема: Падежные окончания имён прилагательных с основой на шипящий. Цели: закрепление знаний обучающихся о правописании падежных окончаний прилагательных с основой на шипящий; обогащение словарного запаса посредством изучения новых пословиц; воспитание познавательного интереса к русскому языку. Материалы к уроку: презентация «Урок 3. Падежные окончания имён прилагательных с основой на шипящий». Ход урока. 1. Актуализация прежних знаний. Склонение словосочетаний: I ряд: хорошее дело, II ряд – большой корабль, III ряд – рыжая кошка (слайд № 2); проверка (слайд № 3). - От чего зависит выбор окончания у прилагательных с основой на шипящий? (Слайд № 4.) 2. Формирование новых понятий и способов действия. 1. Работа с таблицей (упр. 497) - Почему существительные и прилагательные внесены в одну таблицу? (Падежные окончания существительных и прилагательных с основой на шипящий зависят от ударения). 2. Выполнение упражнений. - Поставить прилагательные из скобок в нужной форме, указать род, число, падеж. - Взаимопроверка. 3. Творческий диктант. - Вставить подходящие по смыслу прилагательные из слов для справок и дописать окончания. - Определить род, число, падеж. 3. Формирование умений и навыков. 1. Выписать прилагательные в 2 столбика, поставив в родительном падеже, с -о- и -е- в окончании. (Слайд № 5). Проверка. (Слайд № 6). 2. Выполнение заданий теста. (Слайды № 7-10) 3. Вставить нужную букву в окончание имён прилагательных в пословицах и загадках. (Слайд № 11) 4. Домашнее задание: на выбор – 1) выучить пословицы упр. 499, объяснить правописание окончаний прилагательных; 2) составить предложения, используя прилагательные с основой на шипящий во всех падежах. 5. Обобщение и итоги урока. - Какая буква пишется в окончании имён прилагательных после шипящих под ударением, без ударения? - Для правописания каких падежей необходимо помнить это правило? Урок 4. Тема: Склонение имён прилагательных во множественном числе. Цели: научить склонять имена прилагательные во множественном числе; развитие аналитического мышления, навыков определения выразительных средств языка; воспитание наблюдательности, бережного отношения к красоте родной природы. Материалы к уроку: предметные рисунки, презентация «Урок 4. Склонение имён прилагательных во множественном числе». Ход урока. 1. Актуализация прежних знаний. Игра «Реклама». - За 2 минуты сделать рекламу (т.е. подобрать как можно больше прилагательных) предмету, изображенному на рисунке: I ряд – лыжам, II ряд – часам, III ряд – брюкам. - В каком числе вы подобрали прилагательные для этих существительных? Почему? 2. Формирование новых понятий и способов действия. 1. Склонение словосочетаний: красные розы, душистые ландыши, лёгкие облака, используя таблицу с вопросами. (Слайд № 2). - Определите род имени существительного, поставив словосочетание в единственное число. - Что вы можете сказать об окончании имён прилагательных во множественном числе? 2. Составление таблицы склонения прилагательных во множественном числе. (Слайд № 3). 3. Формирование умений и навыков. 1. Переделать предложения, чтобы в них было отрицание. (Слайд № 4) 2. Определить падежи имён прилагательных. (Слайд № 5) 3. Анализ текстов. а) Упражнение 502. - Чтение, придумывание заглавия («Совершенное творение природы»). - Доказательство, что тип текста – рассуждение. (В начале текста даётся тезис, далее следует доказательство тезиса (обоснование, примеры), т.е. ответ на вопрос «почему?», в конце делается вывод). - Нахождение прилагательных и определение их роли в тексте. - Синтаксический разбор выделенных предложений, определение синтаксической роли имён прилагательных. б) Упр. 503. - Определение типа и стили речи; - нахождение синонимов, фразеологических оборотов; - нахождение прилагательных-эпитетов (верные кони, сизые тучи, чёрные долы, золотая вожжа, частые дожди, живительная сила, нежные подснежники). 4. Развитие речи. - Составление устных рассказов с использованием прилагательных на 1 из тем: а) ранний восход, б) вечерний закат, в) лунная ночь, г) звёздное небо. 4. Домашнее задание: на выбор – 1) списать текст упр. 503, с. 196, согласуя прилагательные с существительными, выделить окончания, определить падеж прилагательных; 2) найти и выписать 1 стихотворение (любого автора) о природе с прилагательными во множественном числе. 5. Обобщение и итоги урока. Ответы на вопросы. (Слайд № 6.) Урок 5. Тема: Разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные. Цели: формировать знания о разрядах имён прилагательных, научить выделять в тексте качественные прилагательные по их отличительным признакам; развитие связной речи обучающихся через составление текста-описания; воспитание познавательного интереса к русскому языку. Материалы к уроку: презентация «Урок 5. Разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные». Ход урока. 1. Актуализация прежних знаний. - Найдите в тексте имена прилагательные. (Слайд № 2) - Как вы определили имена прилагательные? (По значению слова (признак предмета) и по вопросу). 2. Формирование новых понятий и способов действия. 1. Объяснение новой темы. а) Ознакомление с разрядами прилагательных. (Слайд № 3) б) Определение качественных прилагательных. (Слайд № 4) в) Рассказ об отличительных признаках качественных прилагательных. (Слайды № 5-6) г) Ознакомление со значениями качественных прилагательных. (Слайды № 7-13) 2. Выполнение упр. 506: - распределение качественных прилагательных в начальной форме (ед. ч., и. п.) по значениям (1) форма, 2) размер, 3) окраска). Проверка. (Слайд № 14) - подбор антонимов к выделенным прилагательным. 3. Формирование умений и навыков. 1. Развитие речи. а) Объяснение происхождения названий цветов: сиреневый, малиновый, розовый, беж, бордо, хаки, электрик (по упр. 507). б) Работа по тексту-описанию (упр. 509): - нахождение контекстуальных синонимов к слову собака (Малыш, болонка, любимец, собачка). в) Составление рассказа-описания любимого животного, используя качественные прилагательные. 2. Работа в тетрадях. - Подбор подходящих прилагательных к фразеологизмам (по упр. 510). 4. Домашнее задание: на выбор – 1) списать текст упр. 508, вставляя пропущенные буквы, подчеркнуть качественные прилагательные и определить их значение; 2) выписать 5 фразеологизмов из словаря и заменить их синонимами. 5. Обобщение и итоги урока. Ответы на вопросы. (Слайд № 15) Урок 6. |